Напоминание

Программа кружка " Разноцветные ладошки"


Автор: Пастухова Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №190
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: Программа по ИЗО
Тема: Программа кружка " Разноцветные ладошки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике

рисования« Разноцветные ладошки» для детей 3 – 7 лет

Разработчик: воспитатель Пастухова Елена Александровна В

программе « Разноцветные ладошки» представлены материалы по обучению

дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте

работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-7 лет.

Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по

изодеятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на четыре

года обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и

диагностика. Представленные разработки направлены на формирование

необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей,

воображения и фантазии детей.Данная программа адресована

педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений,

руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям,

интересующихся вопросами художественного воспитания и развития детей

дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

….Это правда! Ну чего же тутскрывать?Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне….Э.

Успенский

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность программы.Актуальность программы « Разноцветные

ладошки.» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и

развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той

или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не

подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально

использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в

изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность,

умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй,

самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу

бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги,

желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать,

разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь

и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить

родителям, другу или повесить на стену и любоваться.Чем больше ребенок

знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования,

тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть

столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и

воображение.Концептуальной основой данной программы является развитие

художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с

воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и

организованного образовательного процесса. Программа выполнена на

основе Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ

«Об утверждении Федерального государственногостандарта дошкольного

образования» от 17октября 2013 г. № 1155).

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной

деятельности самим верить, что художественное творчество не знает

ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их

интерес, именно в этом заключается педагогическая

целесообразность программы « Разноцветные ладошки».

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей

3 – 7 лет.

Задачи:Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение,

ассоциативное мышление и любознательность;Развивать мелкую моторику

рук;Формировать эстетическое отношение к окружающей

действительности;Воспитывать у детей способность смотреть на мир и

видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.Учить детей

способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с

различными видами изобразительной деятельности;Совершенствовать у

детей навыки работы с различными изобразительными материалами. В ходе

реализации программы «Радуга» дети знакомятся со следующими

техниками рисования:«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем,

ладошкой);монотипия;рисование свечой;рисование по мокрой

бумаге;рисование путем разбрызгивание краски;оттиски штампов различных

видов;«точечный рисунок»;батик (узелковая техника);граттаж;кляксография

(выдувание трубочкой, рисование от пятна);рисование жесткой кистью

(тычок);рисование на полиэтиленовой пленке.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации

программы

1. Принцип развивающего обучения.Педагогу необходимо знать уровень

развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития,

использовать вариативность компьютерных программ согласно этим

знаниям.

2. Принцип воспитывающего обучения.Важно помнить, что обучение и

воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе НОД не только

даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества,

формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество,

сопереживание, сорадость.)

3. Принцип систематичности и последовательности обучения.Устанавливать

взаимосвязи. Взаимозависимости между полученными знаниями, переходить

от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к

абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых

позиций.

4. Принцип доступности.Содержание знаний, методы их сообщения должны

соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации.Подходить к каждому ребенку как к

личности, темп, уровень сложности определять строго для каждого ребенка.

6.Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их

реализации.Ведущую роль в обучении играет педагог, в роли советчика

может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения знаний может

становиться в позицию ученика, учителя.

7.Принцип связи с жизнью.Устанавливать взаимосвязи процессов, находить

аналогии в реальной жизни, окружающей среде, в существующих

отношениях вещей и материи.Основополагающими подходами

к построению образовательной деятельности в рамках программы

стали:личностно-ориентированный, обеспечивающий приобщение детей к

общечеловеческим ценностям, открытое образовательное пространство ДОУ,

осуществление психолого-педагогическое сопровождения ребенка и семьи в

образовательном процессе.Системн о-деятельностный

подход, предусматривающийорганизацию целенаправленной воспитательной

деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса,

обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая

включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно- деятельностный

компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь

мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности

(нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая,

спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы

воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в

воспитательную деятельность и другие вопросы.гуманитарный

подход, ориентированныйнаобращение к потребностям ребенка и высшие

общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к

Отечеству.средовойподход, предусматривающий использование

возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в

воспитании и развитии личности ребенка.

1.4. Возраст детей, на которых рассчитана программа Дети в

возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более

десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен

интересами воспитанников и их родителей.Программа составлена по

возрастным группам и рассчитана на четыре года. Она охватывает: вторую

младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет,

старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до

7 лет. Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину

дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут; средняя

группа - 15-20 минут; старшая группа - 20 - 25 минут; подготовительная к

школе группа – 25-30 минут. Занятия кружка начинаются с октября и

заканчиваются в мае. Форма организации детей на

занятии: групповая. Форма проведения занятия: комбинированная

(индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая

работа).

1.5. Обоснование выбора содержания программы

Парциальная

образовательная программа по нетрадиционной технике рисования «Радуга»

для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую

направленность.Новизна и оригинальность программы заключается в

целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам

художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего

развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций

как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают

возможными усложнения всех видов деятельности (игровой,

художественной, познавательной, учебной).Главное на занятиях кружка «

Разноцветные ладошки » – желание побывать в сказочном мире фантазии,

творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако,

мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

Отличительной особенностью является то, что программа разработана с

учетом требований ФГОС ДО, предполагает использование информационно-

коммуникационных технологий и внедрение их в образовательный процесс.

1.6. Планируемые результаты освоения детьми парциальной

образовательной программы самостоятельно использовать

нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками

нетрадиционной техники рисования и применять их;самостоятельно

передавать композицию, используя технику нетрадиционного

рисования;выражать свое отношение к окружающему миру через

рисунок;давать мотивированную оценку результатам своей

деятельности;проявлять интерес к изобразительной деятельности друг

друга.В программе «Радуга» разработан механизм диагностики качества

образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения

воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику

роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются

адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая

разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как

способ развития детей дошкольного возраста)

1.7. Формы подведения итогов Уровни развития художественных

способностей детей дошкольного возраста Диагностика проводится два

раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце

учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в

разработанную таблицу-матрицу.В диагностической таблице используется

следующее обозначение: высокий уровень - В,средний - С, низкий - Н. На

основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы,

выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология

достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения

недостатков.

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Проектирование образовательной работы по программе.Программа

«От рождения до школы» это система занятий по изобразительной

деятельности с использованием нетрадиционных техник. Содержание

системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены

по разделам: «Овощи, фрукты», «Животные», «Деревья», «Цветы», «Птицы»,

«Сказки», «Игрушки», «Загадки Радуги». Конкретизация задач по

возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей

художественного развития детей и того содержания, которое представлено

по данной возрастной группе.

2.2. Содержание разделов программы

Перспективное планирование первого года обучения - 2 младшая

группа .Перспективное планирование второго года обучения - средняя

группа

3.3. Перспективное планирование третьего года обучения - старшая

группа

Четвертый год обучения - подготовительная к школе группа

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально – техническое обеспечение программы

Кабинет- помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым

для этого оборудованием.Функциональное использование кабинета.Проведение

индивидуальных и подгрупповых занятий;Индивидуальное

консультирование;Проведение кружков Проведение мастер классов с родителями и

детьми;Педагогическое просвещение родителей воспитанников в вопросах

детского творчества и его значимости.

Базовое оснащение изостудии.Столы для детей: 4 шт.Стул для детей: 13

шт.Полки для изоматериалов: 3 шт.Стенка для пособий: 1 шт.Подставка для

цветов: 1 шт.Мольберт:1шт.Магнитофон: 1шт.Изобразительный материал

Художественные материалы и инструменты.

синтетика №6 синтетика

№3щетина №7щетина №2коза №6графитные,цветные,цветные толстыевосковые в

пластике Восковые

Наглядные пособия. Методическое обеспечение программы.

Грибовская А.А.

«Коллективное творчество дошкольников»; Москва творческий центр

2004гГрибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и

живописью»; методическое пособие; Москва 2004гДавыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; Москва

2008гДолженко Г.И. «100 поделок из бумаги» ;Академия развития

2001гКазакова Л.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»; Москва

творческий центр 2005гКомарова Т.С. «Обучение дошкольников технике

рисования»; учебное пособие к Программе под редакцией Васильевой М.А.

2005гЛыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском

саду. Подготовительная группа»; Москва. «Карапуз – дидактика»

2007г.Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском

саду. Старшая группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.Лыкова И.А.

программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»;

Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.Ремезова Л.А. «Играем с цветом»;

Москва «Школьная пресса» 2004гУтробина К.К. «Увлекательное

рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»;Москва издательство «ГНОМ и

Д» 2001гШвайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности

в детском саду. Подготовительная к школе группа»; Москва – Владос

2003гШвайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в

детском саду. Старшая группа» Москва – Владос 2003гШвайко Г. С.

Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.

Средняя группа» Москва – Владос 2003гФатеева А.А. «Рисуем без

кисточки»; Академия развития 2006г

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Насыщение предметно-пространственной среды: подбор разнообразного

природного и бытового материала.Принципы организации:Принцип

сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных

и климатических особенностей данной местности в данный момент

времени.Принцип развивающего характера художественного

образования.Принцип природо сообразности: постановка задач

художественно - творческого развития детей с учётом возрастных

особенностей и индивидуальных способностей.Принцип интереса:

построение с опорой на интересы детей. Личностно- ориентированного

подхода к каждому ребёнку;· Активности, контролируемости,

индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей,

доступности материала, его повторности, построения программного

материала от простого к сложному, наглядности.· Построение

образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей

каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе

содержания своего образования, становится субъектом образования;·

Учёт возрастных и психологических особенностей детей;· Содействие и

сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным

участником (субъектом) образовательных отношений;· Поддержка

инициативы детей в различных видах деятельности;· Игровая форма

подачи материала;· Сотрудничество Организации с семьей;Приобщение

детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и

государства.

Заключение.

Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует

художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие

способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая

деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от

печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение,

обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих

способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно

проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно

дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая

фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так

же решаются задачи развития психических познавательных процессов:

восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные

технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки,

глазомера, координации движений. У детей формируется умение

ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах

материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается

познавательный интерес.Нетрадиционные техники изобразительной

деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой

игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им

малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной

технике необходимо использовать для полноценного развития детей.

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя

свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами

сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и

порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет

радость, дает новый толчок к творчеству.

Литература.

Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:

Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.Воспитатель Дошкольного

Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009Давыдова Г.Н.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.:

«Издательство Скрипторий 2003», 2008.Комарова Т.С. Изобразительная

деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.:

цв.вкл.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:

планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя

группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.Пастухова

Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части).

Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.Шкидская И.О. Аппликации

из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87.

Воспитатель МБДО «Д/С №190»

Пастухова Елена Александровна.



В раздел образования