Автор: Арюкова Надежда Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Тополёк"
Населённый пункт: р.п.Дергачи Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Сюжетно-ролевая игра как форма работы по финансовой грамотности у дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Тополёк»
Мастер - класс на тему:
«Сюжетно-ролевая игра как форма работы по финансовой грамотности у
дошкольников»
Подготовила:
воспитатель
I
квалификационной категории
Арюкова Надежда Александровна
1(сл)«Сюжетно-ролевая игра как форма работы по финансовой
грамотности у дошкольников»
Цель: формирование знаний о мире профессий через сюжетно-ролевую игру.
Задачи:
- формировать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;
- формировать умение выполнять игровые действия с общим игровым замыслом;
- развивать и обогащать сюжет игры;
- способствовать развитию речи, пополнению активного и пассивного словаря.
- воспитывать дружеские взаимоотношения в игре;
- продолжать расширять представление о труде взрослых и интерес к различным
профессиям, в частности, к профессиям родителей и месту их работы.
- развивать предпосылки финансовой грамотности через сюжетно-ролевую игру.
2сл.Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствую вас на своем мастер –
классе, надеюсь на плодотворное сотрудничество.
Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности
дошкольников.
Именно
в
ней
формируются
основные
новообразования,
подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.
4сл Среди многообразия игр, сюжетно-ролевые занимают особое место, т. к.
содержат большие возможности для развития ребенка. В игре ребенок овладевает
прямым назначением вещей (кастрюля, чтобы варить; утюг, чтобы гладить
белье) и выполняет действия замещения, когда переносит значение от реального
предмета на другой предмет (кегля становится куклой, кольцо – веночком).
В сюжетно-ролевой игре
у
ребенка
развиваются
навыки
общения,
у
них развиваются коммуникативные умения, которые очень важны для дальнейшего
процесса социализации личности и успешного вхождения в мир взрослых.
Творческий характер игры преображает детскую жизнь, наполняет ее радостью,
сказочностью
и
волшебством.
5,6сл Сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы.
Экономика и дошкольники тесно связаны. Дети, так или иначе, сталкиваются с
миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном
возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому
столь важным является организация работы с детьми по формированию
экономической опытности. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно
столкнется с законами экономики.
7слРодители и мы педагоги должны объяснить детям следующие вопросы: Что
такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться.
Сегодня, мы обсудим вопросы финансовой грамотности в детском саду,
используя игровые приемы и методы.
Приглашаю к участию 6 человек. Проходите, рассаживайтесь по три
человека за два рабочих стола.
8слРабота предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не
обойтись. Начинаю разминку с загадок-добавлялок и заданием «Вопрос-ответ», а
вы вслух можете мне отвечать
- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
- Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги)
- Какое животное всегда при деньгах (свинья)
- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
- Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся (залог)
- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).
- Назовите пожалуйста профессии, в которых встречается финансовая
грамотность. Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д)
- С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском
саду? (ответы)
Молодцы. Вижу, что вы готовы продолжать работу. А сейчас мы
познакомимся
с играми,
позволяющими
расширять
понятия финансовой
грамотности в детском саду, которые можно использовать как в организованной
деятельности с детьми, так и в работе с коллегами, родителями.
9сл.Для
начала,
давайте
построим
финансовую
пирамиду.
Каждый
поочерёдно кладёт пирамиду и говорит слово на тему «Финансы и экономика».
( данное упражнение позволяет активизировать и пополнять словарь детей
экономическими терминами)
-БАНК
-КРЕДИТ
-ВАЛЮТА
-ДЕНЕЖНАЯ КУПЮРА
-ИПОТЕКА
-СУБСИДИИ
-ВКЛАДЫ
-ИНВЕСИЦИИ
Следующее задания, приготовлены изображения товаров с QR — кодом. Вам
необходимо узнать стоимость товара, отсканировав свой код. А затем сопоставить
себестоимость своего товара, со стоимостью товара своего коллеги. И определить,
у кого «дороже», а у кого «дешевле» (педагоги сканируют коды, обсуждают,
делают выводы).
— Молодцы! Вы показали себя грамотными покупателями,
умеющими
обращаться с деньгами!
Для выполнения следующего задания игра называется
10CЛ «Что это: доход или расход?» (Передавать монетку, стоя в кругу)
Я каждому из вас буду задавать вопрос, а вы будите передавать монетку и
отвечать на вопрос: доход это или расход?
- бабушка заболела, что это?.
- мама получила зарплату…
- выиграли в лотерею…
- потеряли кошелек….
- заплатили за квартиру…
- продали ягоды (одежду….
- папа получил премию…
- Молодцы! Все справились с заданием.
11,12 слA сейчас я вам предлагаю поиграть в сюжетно-ролевую игру Сбербанк.
Для того, чтобы банк начал работу, подумайте и ответьте:
Какие сотрудники нужны для работы в банке?
Кто приходит в банк?
Что делает кассир в банке? (менеджер, охранник банка, администратор
банка, консультант)
Кто пользуется услугами банка (клиенты)
В банк на работу требуются сотрудники. Для распределения ролей
сотрудников используется прием волшебный коробок– предлагается достать из
коробочки бейджики с названиями специальности.
Для себя я выбираю роль администратора банка.
Сценарий сюжетно-ролевой игры «Банк»:
Администратор банка: Работники банка, займите свои рабочие места.
Охранник: Внимание банк открывается ровно в 9часов. Уважаемые клиенты,
банк открыт, проходите, пожалуйста.
Предлагаю участникам обыграть сюжет:
-Оплатить кредит;
-Замена карты;
-Снятие наличных.
Диалоги персонажей.
1-й Клиент: Здравствуйте!
Консультант. Здравствуйте. Чем могу помочь?
1-й Клиент. Я хотел оплатить кредит
Консультант. Возьмите талон. Проходите, пожалуйста. Талон… окно…
Заходит следующий клиент
Консультант: Здравствуйте. Чем могу помочь?
2-й Клиент: Здравствуйте! Я хотел бы взять кредит.
Консультант: Пожалуйста. Возьмите Талон окно
Менеджер: Здравствуйте! Мы рады предоставить вам кредит. Скажите,
что вы планируете приобрести? Сколько денежных средств вам не хватает? Дайте,
пожалуйста, ваш паспорт. Где вы работаете? Каков у вас размер заработной платы?
Консультант: Здравствуйте. Чем могу помочь?
3-й Клиент: Здравствуйте! Я хочу снять деньги, вот моя карточка.
Консультант: Пожалуйста, пройдите к терминалу.
3-й Клиент: Извините, не могли бы вы мне помочь, я забыл дома очки.
Консультант: Конечно! Буду рада вам помочь, Сколько вы будете
снимать- (Счет до 1000). Пожалуйста, для совершения операции вставьте
карту, введите пин-код, выберите операцию, подождите, операция
выполняется, заберите деньги, возьмите чек, заберите карту
3-й Клиент: Большое спасибо за помощь, до свидания!
И т.д.
Администратор: Уважаемые клиенты! Наш рабочий день подошел к концу.
Будем рады снова видеть вас в нашем банке.»
Выждав время, по сигналу администратора банка охранник идет
провожать последних посетителей со словами: «До свидания, приходите кнам
завтра». Закрывает двери банка.
Заключительный этап:
13сл РЕФЛЕКСИЯ:
Уважаемые члены фокус группы, прошу Вас оценить мастер - класс.
Вот сувениры — монеты номиналом 1,2,5. Выберите каждый себе монетку и
поделитесь своими впечатлениями о мастер-классе Монета 1 означает — мне
грустно, я не всё усвоила; Монета 2 — мне всё равно; Монета 5- мне понравилось,
я довольна (педагоги делятся своими впечатлениями)
Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подошёл к завершению.
Я вам желаю стабильного финансового благополучия!