Напоминание

АСПЕКТЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО СПОСОБА МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.


Автор: Черепова Анна Олеговна
Должность: ст. преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: статья
Тема: АСПЕКТЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО СПОСОБА МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Раздел: высшее образование





Назад




АСПЕКТЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО СПОСОБА МЫШЛЕНИЯ В

СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Черепова Анна Олеговна

Ст.преподаватель кафедры ГСЭД ФГБОУ ВО «РГУП»

Современное

юридическое

образование

осуществляет

профессиональное обучение, развивает отдельные способности, которые

будут востребованы юристом в профессиональной деятельности, формирует

должные компетенции, т. е. делает достаточно много, но по признанию

многих педагогов не может в полной мере обеспечить системности

профессионального мышления.

В настоящее время происходит плавное

смешение

понятий

«обучение»

и

«образование».

Задача

высшего

образования (в том числе и юридического) состоит в том, чтобы приучить

выпускника думать самостоятельно, свободно распоряжаться научными

знаниями,

обосновывать

свои

взгляды,

а

не

бездумно

впитывать

преподавательские

поучения.

Образованность

обеспечивает

целостное

восприятие человеком образа того мира, в котором он живет и осуществляет

свою деятельность; обученность же представляет собой готовность к

профессиональной деятельности. Отставание образованности от обученности

неизбежно приводит человека к проблеме резорбции истинного смысла

деятельности. Этот разрыв стал возможным только из-за того, что основной

акцент в подготовке специалистов был сделан на обученности в ущерб

образованности. Следовательно, в системе профессионального образования

так

или

иначе

вырисовывается

подмена

понятий.

«Обучение»

и

«образование» - нетождественные процессы.

Известно, что мыслительная деятельность человека, обладающего

разумом,

слагается из двух основных компонентов: рационального и

интеграционного мышлений. Обе составляющие являются фундаментом

мыслительной деятельности человека, то есть наделяют его разумом. Так,

мы

можем

определить

функциональную

нагрузку

этих

двух

фундаментальных компонентов:

Оба типа мышления зародились на заре человеческой цивилизации.

Рациональное мышление изначально предназначалось с целью анализа

структурных

компонентов

окружающего

мира,

т.е.

того

дискретного

материала, из которого складывается понимание мира в его частных

проявлениях.

Рассмотрим

основные

качественные

характеристики

рационального и интегрального мышления посредством их сравнения.

1.

Познание. Посредством рационального мышления мир рассмат-

ривается в дискретном проявлении, и каждая его часть исследуется челове-

ком для определения ее свойств, качеств, функциональности и т.д. Посред-

ством же интегрального мышления части изучаемого становятся единой си-

стемой, создавая единую, целостную картину мира, которая обретает смыс-

ловую конкретику и функциональное единство.

2.

Конечным продуктом мыслительного действия рациональным

способом будут являться фрагментарные (точечные) знания об изучаемом

объекте (объектах). Продукт интегрального мышления являет собой целост-

ную интерпретацию всей изучаемой системы. Оба вида мышления взаимо-

дополняют и взаимообуславливают друг друга. Взаимопроникаясь они со-

здают основу для преобразующей деятельности разумного организма.

3.

Для каждого вида мышления применяется собственная техника

(инструментарий), благодаря которой осуществляется развертывание рацио-

нального или интегрального мыслительного процесса. Так, рациональное

мышление располагает широким спектром понятий и терминов, категорий,

сравнительных параметров, измерителей и т.д., которые приводят к умоза-

ключениям о том или ином изучаемом объекте. Рациональное мышление –

это, так сказать, компоновка из различных констатаций, полученных от при-

родных анализаторов (органов чувств). Интегральное же мышление основы-

вается на мыслечувственных переживаниях, определяющими образы, связан-

ные с фундаментальными свойствами мира: его единства, целостности, атри-

бутивности и взаимосвязи всего со всем. (ссылка). Интегральное мышление

возникает как результат работы головного мозга, направленный на восприя-

тие целостной картины изучаемой системы, окружающей среды, мира в це-

лом.

4.

Форма процесса рационального мышления выражается следую-

щими характеристиками: линейность, однонаправленность, дискретность.

Однонаправленность и линейность рационального мышления выражается в

потоке следующих друг за другом знаний, получаемых с помощью вышеупо-

мянутого процесса параметрального изучения объектов, дискретность же

проявляется в прерывистости и дробности получаемых сведений о предмете.

В отличие от рационального миропонимания, где по-сути происходит

элементарное накладывание знаний друг на друга, их простое наращивание,

интегративное познание предполагает создание принципиально новой моде-

ли формирования знаний за счет установления взаимообуславливающих и

взаимодополняющих связей, и появления на основе этого комплексного си-

стемного мышления.

Интегральное мышление приобретает все большую актуальность на

современном развитии цивилизации. Оно является безусловным показателем

эффективности

мыслительного

процесса,

который

характеризуется

скоростью, глубиной

и масштабностью

обработки получаемой

извне

информации, что является самоценным качеством юриста. Ведь мы

понимаем:

интегральный

интеллект

качество

глубокомыслящего,

широкообразованного, потенциально мобильного специалиста, способного

выстраивать профессиональную деятельность в необходимом ключе. Вот

почему приобретая "предметную" сумму знаний, молодые специалисты

испытывают трудности в целостном восприятии окружающего мира, в

решении

многофункциональных

задач,

с

которыми

им

приходится

сталкиваться

в

профессональной

юридической

деятельности,

в

моделировании процессов и систем окружающей действительности. Этот

факт,

бесспорно,

создает

трудности

адаптации,

как

в

получении

профессионального образования, так и в дальнейшей

юридической

деятельности. И эту проблему не удается снять через межпредметные связи,

бинарные уроки, интегрированные курсы и другие средства.

Изучаемое

понятие

подсознательно

индуцирует

интеграционный

мыслительный процесс. При этом разнопредметные и разноуровневые знания

собираются в систему нового понимания. В процессе их формирования

осуществляется тот самый необходимый интеграционный процесс.

Таким образом, концепция интегративного образования в настоящее

время представляется нами как базовая идея современного юридического

образования. Цель интегративного обучения – формирование компетентной

личности

профессионального

юриста,

обладающего

способностью

целостного

мышления,

восприятию

целостной

картины

мира,

не

отдельных его элементов).

С

этой

целью

интегративное

(синтезирующее,

полимодальное)

образование должно организовать реализацию процесса образования в

системе

взаимодействия

и

взамодополнения

элементов

различных

концепций и направлений. Здесь мы имеем в виду обобщение предметных

структур

и

способов

учебной

деятельности,

как

то:

системность,

проблемность обучения, диалогичность и рефлексия деятельности.

Нами предлагаются следующие виды интеграции:

1)

интеграция естественно-научных и гуманитарных дисциплин;

2)

введение интеграции изучаемых дисциплин общеобразовательной

и

общепрофессиональной

юридической

направленности

на

основе

разработки преподавателями единых понятий межпредметных значений;

3)

интеграция практического направления знаний, полученных при

изучении не только конкретных, изучаемых в данный момент, но и смежных

дисциплин.

4)

использование общенаучных подходов и методов.

Интегрированные

занятия,

построенные

по

такому

принципу,

позволяют развить у студентов способность к анализу, выходящему далеко за

рамки

изучаемой

дисциплины.

С

точки

зрения

физиологии

мозга,

подсознание человека, отвечая на усложненный вопрос, отыскивает в

глубинах кажущегося забытым опыта те варианты и пути решения, которые,

возможно,

оказываются

неожиданными

для

самого

индивидуума.

В

дальнейшем, по предлагаемому вопросу рекомендуется непосредственно на

учебном

занятии

открыть

дискуссию,

обмен

мнениями

и

т.д.

на

заключительном этапе требуются соответствующие обобщения и логическая

формулировка

выводов.

Опыт

по

реализации

подобной

схемы

в

педагогической

деятельности

показывает

важность

и

удивительную

продуктивность

процесса

интеграционного

мышления.

Предлагаемые

вопросы,

даже

высокого

уровня

сложности,

запускают

тот

самый

необходимый

навык

интеграции,

который

необходимо

закреплять

и

совершенствовать в образовательной деятельности постоянно.

Необходимо

также

отметить

ещё

один

важный

момент:

интегрированное

обучение

призвано

отразить

применение

научно-

практического

знания,

объективно

происходящую

в

обществе.

Интегрированное

обучение

позволяет

наиболее

эффективно

показать

междисциплинарные связи и естественнонаучный метод исследования,

используемый на стыке общеобразовательных и общепрофессиональных

наук.

Таким образом, перед педагогом ставится задача по развитию и

совершенствованию способов интегративного подхода в деятельности,

обеспечивающей целостность профессионально-личностного роста будущего

юриста, проявляющейся в степени сформированности интегрального стиля

мышления, способности совмещать теорию с практикой, а также в умении

интегрировать знание в практическую профессиональную деятельность.

В

практической

реализации

программы

формирования

интеграционного мышления студентов мы неизбежно сталкиваемся с рядом

проблем, которые требуют тщательного анализа. К таковым относится

следующие трудности:

1.

Отсутствие устойчивого интереса студентов к изучаемой темати-

ке.

Например,

предлагаемые

в

учебниках

задачи

по

ряду

естественнонаучных дисциплин зачастую не имеют реальной практической

ценности, выглядят формальными и не вызывают интереса.

2.

Несогласованность, разобщённость общих понятий смежных дис-

циплин.

Практика показывает, что нередко одно и то же понятие в рамках

каждого

конкретной

дисциплины

определяется

по-разному

такая

многозначность

научных

терминов

затрудняет

восприятие

учебного

материала. Либо: изучение подобных друг другу терминологических понятий

разобщены по времени изучения.

3.

Проблема, по сути вытекающая из двух предыдущих: студенты,

впервые поступающие в учебное заведение со школ, имеют совершенно

разный уровень подготовки по тем или иным дисциплинам. Тот багаж

знаний, который один с легкостью применяет при решении проблемных

вопросов один студент, будет при тех же обстоятельствах недоступен

другому и т.д.

Прекрасную возможность для развития интегрированного мышления

предоставляет нам дисциплина Индивидуальное проектирование, введенная

на первый курс системы непрерывного юридического образования. В

конкретном случае будущие студенты, пришедшие непосредственно со

школьной скамьи, проходят длительный этап адаптации к принципиально

новой для них форме обучения. Овладевая методами научного познания,

учащиеся зачастую выбирают рационально-шаблонные подходы к решению

тех или них задач. На начальном этапе эти «избитые» схемы еще работают,

но на старших курсах мы сталкиваемся с проблемой неспособности студента

видеть решаемую задачу широкомасштабно, учитывая взаимосвязи всех

частей проблемы, не упуская возможных вариантов проработки того или

иного вопроса. Такой поверхностный разобщенный подход констатирует

отсутствие

систематической

выработки

способности

к

анализу.

Следовательно, преподаватели могут и должны взять на себя некоторую

миссию по

формированию базовых навыков интегративного мышления

учащегося. В нашем случае – это разработка интегрированных занятий,

которые способствуют не только формированию навыков интегративного

мышления, но и включают в активную работу творческий, познавательный и

интеллектуальный потенциал студента.

Примеры

таковых

взаимодействий:

обществознание+теория

государства и права; естествознание+философия; экология+экологическое

право и т.п.

Таким

образом,

опираясь

на

вышеизложенный

теоретический

материал, а также на практический опыт, можно с уверенностью утверждать

обоснованную

необходимость

развития

интегративного

мышления

у

студентов

юридических

специальностей.

Мы

с

уверенностью

можем

констатировать, что современная жизнь предъявляет высокие требования к

уровню

профессиональной

компетентности

юриста.

Планирование

результата, поиск путей достижения этого результата, поиск идей, средств,

приёмов исследования проблемы и её претворения в жизнь – те самые

наиглавнейшие компетенции, которыми должен обладать современный

юрист. Следовательно, формирование интегрированного мышления можно

рассматривать

в

качестве

базовой

дидактической

единицы

профессионального юридического образования.



В раздел образования