Автор: Черепова Анна Олеговна
Должность: ст. преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: статья
Тема: АСПЕКТЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО СПОСОБА МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Раздел: высшее образование
АСПЕКТЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО СПОСОБА МЫШЛЕНИЯ В
СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Черепова Анна Олеговна
Ст.преподаватель кафедры ГСЭД ФГБОУ ВО «РГУП»
Современное
юридическое
образование
осуществляет
профессиональное обучение, развивает отдельные способности, которые
будут востребованы юристом в профессиональной деятельности, формирует
должные компетенции, т. е. делает достаточно много, но по признанию
многих педагогов не может в полной мере обеспечить системности
профессионального мышления.
В настоящее время происходит плавное
смешение
понятий
«обучение»
и
«образование».
Задача
высшего
образования (в том числе и юридического) состоит в том, чтобы приучить
выпускника думать самостоятельно, свободно распоряжаться научными
знаниями,
обосновывать
свои
взгляды,
а
не
бездумно
впитывать
преподавательские
поучения.
Образованность
обеспечивает
целостное
восприятие человеком образа того мира, в котором он живет и осуществляет
свою деятельность; обученность же представляет собой готовность к
профессиональной деятельности. Отставание образованности от обученности
неизбежно приводит человека к проблеме резорбции истинного смысла
деятельности. Этот разрыв стал возможным только из-за того, что основной
акцент в подготовке специалистов был сделан на обученности в ущерб
образованности. Следовательно, в системе профессионального образования
так
или
иначе
вырисовывается
подмена
понятий.
«Обучение»
и
«образование» - нетождественные процессы.
Известно, что мыслительная деятельность человека, обладающего
разумом,
слагается из двух основных компонентов: рационального и
интеграционного мышлений. Обе составляющие являются фундаментом
мыслительной деятельности человека, то есть наделяют его разумом. Так,
мы
можем
определить
функциональную
нагрузку
этих
двух
фундаментальных компонентов:
Оба типа мышления зародились на заре человеческой цивилизации.
Рациональное мышление изначально предназначалось с целью анализа
структурных
компонентов
окружающего
мира,
т.е.
того
дискретного
материала, из которого складывается понимание мира в его частных
проявлениях.
Рассмотрим
основные
качественные
характеристики
рационального и интегрального мышления посредством их сравнения.
1.
Познание. Посредством рационального мышления мир рассмат-
ривается в дискретном проявлении, и каждая его часть исследуется челове-
ком для определения ее свойств, качеств, функциональности и т.д. Посред-
ством же интегрального мышления части изучаемого становятся единой си-
стемой, создавая единую, целостную картину мира, которая обретает смыс-
ловую конкретику и функциональное единство.
2.
Конечным продуктом мыслительного действия рациональным
способом будут являться фрагментарные (точечные) знания об изучаемом
объекте (объектах). Продукт интегрального мышления являет собой целост-
ную интерпретацию всей изучаемой системы. Оба вида мышления взаимо-
дополняют и взаимообуславливают друг друга. Взаимопроникаясь они со-
здают основу для преобразующей деятельности разумного организма.
3.
Для каждого вида мышления применяется собственная техника
(инструментарий), благодаря которой осуществляется развертывание рацио-
нального или интегрального мыслительного процесса. Так, рациональное
мышление располагает широким спектром понятий и терминов, категорий,
сравнительных параметров, измерителей и т.д., которые приводят к умоза-
ключениям о том или ином изучаемом объекте. Рациональное мышление –
это, так сказать, компоновка из различных констатаций, полученных от при-
родных анализаторов (органов чувств). Интегральное же мышление основы-
вается на мыслечувственных переживаниях, определяющими образы, связан-
ные с фундаментальными свойствами мира: его единства, целостности, атри-
бутивности и взаимосвязи всего со всем. (ссылка). Интегральное мышление
возникает как результат работы головного мозга, направленный на восприя-
тие целостной картины изучаемой системы, окружающей среды, мира в це-
лом.
4.
Форма процесса рационального мышления выражается следую-
щими характеристиками: линейность, однонаправленность, дискретность.
Однонаправленность и линейность рационального мышления выражается в
потоке следующих друг за другом знаний, получаемых с помощью вышеупо-
мянутого процесса параметрального изучения объектов, дискретность же
проявляется в прерывистости и дробности получаемых сведений о предмете.
В отличие от рационального миропонимания, где по-сути происходит
элементарное накладывание знаний друг на друга, их простое наращивание,
интегративное познание предполагает создание принципиально новой моде-
ли формирования знаний за счет установления взаимообуславливающих и
взаимодополняющих связей, и появления на основе этого комплексного си-
стемного мышления.
Интегральное мышление приобретает все большую актуальность на
современном развитии цивилизации. Оно является безусловным показателем
эффективности
мыслительного
процесса,
который
характеризуется
скоростью, глубиной
и масштабностью
обработки получаемой
извне
информации, что является самоценным качеством юриста. Ведь мы
понимаем:
интегральный
интеллект
–
качество
глубокомыслящего,
широкообразованного, потенциально мобильного специалиста, способного
выстраивать профессиональную деятельность в необходимом ключе. Вот
почему приобретая "предметную" сумму знаний, молодые специалисты
испытывают трудности в целостном восприятии окружающего мира, в
решении
многофункциональных
задач,
с
которыми
им
приходится
сталкиваться
в
профессональной
юридической
деятельности,
в
моделировании процессов и систем окружающей действительности. Этот
факт,
бесспорно,
создает
трудности
адаптации,
как
в
получении
профессионального образования, так и в дальнейшей
юридической
деятельности. И эту проблему не удается снять через межпредметные связи,
бинарные уроки, интегрированные курсы и другие средства.
Изучаемое
понятие
подсознательно
индуцирует
интеграционный
мыслительный процесс. При этом разнопредметные и разноуровневые знания
собираются в систему нового понимания. В процессе их формирования
осуществляется тот самый необходимый интеграционный процесс.
Таким образом, концепция интегративного образования в настоящее
время представляется нами как базовая идея современного юридического
образования. Цель интегративного обучения – формирование компетентной
личности
профессионального
юриста,
обладающего
способностью
целостного
мышления,
восприятию
целостной
картины
мира,
(а
не
отдельных его элементов).
С
этой
целью
интегративное
(синтезирующее,
полимодальное)
образование должно организовать реализацию процесса образования в
системе
взаимодействия
и
взамодополнения
элементов
различных
концепций и направлений. Здесь мы имеем в виду обобщение предметных
структур
и
способов
учебной
деятельности,
как
то:
системность,
проблемность обучения, диалогичность и рефлексия деятельности.
Нами предлагаются следующие виды интеграции:
1)
интеграция естественно-научных и гуманитарных дисциплин;
2)
введение интеграции изучаемых дисциплин общеобразовательной
и
общепрофессиональной
юридической
направленности
на
основе
разработки преподавателями единых понятий межпредметных значений;
3)
интеграция практического направления знаний, полученных при
изучении не только конкретных, изучаемых в данный момент, но и смежных
дисциплин.
4)
использование общенаучных подходов и методов.
Интегрированные
занятия,
построенные
по
такому
принципу,
позволяют развить у студентов способность к анализу, выходящему далеко за
рамки
изучаемой
дисциплины.
С
точки
зрения
физиологии
мозга,
подсознание человека, отвечая на усложненный вопрос, отыскивает в
глубинах кажущегося забытым опыта те варианты и пути решения, которые,
возможно,
оказываются
неожиданными
для
самого
индивидуума.
В
дальнейшем, по предлагаемому вопросу рекомендуется непосредственно на
учебном
занятии
открыть
дискуссию,
обмен
мнениями
и
т.д.
на
заключительном этапе требуются соответствующие обобщения и логическая
формулировка
выводов.
Опыт
по
реализации
подобной
схемы
в
педагогической
деятельности
показывает
важность
и
удивительную
продуктивность
процесса
интеграционного
мышления.
Предлагаемые
вопросы,
даже
высокого
уровня
сложности,
запускают
тот
самый
необходимый
навык
интеграции,
который
необходимо
закреплять
и
совершенствовать в образовательной деятельности постоянно.
Необходимо
также
отметить
ещё
один
важный
момент:
интегрированное
обучение
призвано
отразить
применение
научно-
практического
знания,
объективно
происходящую
в
обществе.
Интегрированное
обучение
позволяет
наиболее
эффективно
показать
междисциплинарные связи и естественнонаучный метод исследования,
используемый на стыке общеобразовательных и общепрофессиональных
наук.
Таким образом, перед педагогом ставится задача по развитию и
совершенствованию способов интегративного подхода в деятельности,
обеспечивающей целостность профессионально-личностного роста будущего
юриста, проявляющейся в степени сформированности интегрального стиля
мышления, способности совмещать теорию с практикой, а также в умении
интегрировать знание в практическую профессиональную деятельность.
В
практической
реализации
программы
формирования
интеграционного мышления студентов мы неизбежно сталкиваемся с рядом
проблем, которые требуют тщательного анализа. К таковым относится
следующие трудности:
1.
Отсутствие устойчивого интереса студентов к изучаемой темати-
ке.
Например,
предлагаемые
в
учебниках
задачи
по
ряду
естественнонаучных дисциплин зачастую не имеют реальной практической
ценности, выглядят формальными и не вызывают интереса.
2.
Несогласованность, разобщённость общих понятий смежных дис-
циплин.
Практика показывает, что нередко одно и то же понятие в рамках
каждого
конкретной
дисциплины
определяется
по-разному
—
такая
многозначность
научных
терминов
затрудняет
восприятие
учебного
материала. Либо: изучение подобных друг другу терминологических понятий
разобщены по времени изучения.
3.
Проблема, по сути вытекающая из двух предыдущих: студенты,
впервые поступающие в учебное заведение со школ, имеют совершенно
разный уровень подготовки по тем или иным дисциплинам. Тот багаж
знаний, который один с легкостью применяет при решении проблемных
вопросов один студент, будет при тех же обстоятельствах недоступен
другому и т.д.
Прекрасную возможность для развития интегрированного мышления
предоставляет нам дисциплина Индивидуальное проектирование, введенная
на первый курс системы непрерывного юридического образования. В
конкретном случае будущие студенты, пришедшие непосредственно со
школьной скамьи, проходят длительный этап адаптации к принципиально
новой для них форме обучения. Овладевая методами научного познания,
учащиеся зачастую выбирают рационально-шаблонные подходы к решению
тех или них задач. На начальном этапе эти «избитые» схемы еще работают,
но на старших курсах мы сталкиваемся с проблемой неспособности студента
видеть решаемую задачу широкомасштабно, учитывая взаимосвязи всех
частей проблемы, не упуская возможных вариантов проработки того или
иного вопроса. Такой поверхностный разобщенный подход констатирует
отсутствие
систематической
выработки
способности
к
анализу.
Следовательно, преподаватели могут и должны взять на себя некоторую
миссию по
формированию базовых навыков интегративного мышления
учащегося. В нашем случае – это разработка интегрированных занятий,
которые способствуют не только формированию навыков интегративного
мышления, но и включают в активную работу творческий, познавательный и
интеллектуальный потенциал студента.
Примеры
таковых
взаимодействий:
обществознание+теория
государства и права; естествознание+философия; экология+экологическое
право и т.п.
Таким
образом,
опираясь
на
вышеизложенный
теоретический
материал, а также на практический опыт, можно с уверенностью утверждать
обоснованную
необходимость
развития
интегративного
мышления
у
студентов
юридических
специальностей.
Мы
с
уверенностью
можем
констатировать, что современная жизнь предъявляет высокие требования к
уровню
профессиональной
компетентности
юриста.
Планирование
результата, поиск путей достижения этого результата, поиск идей, средств,
приёмов исследования проблемы и её претворения в жизнь – те самые
наиглавнейшие компетенции, которыми должен обладать современный
юрист. Следовательно, формирование интегрированного мышления можно
рассматривать
в
качестве
базовой
дидактической
единицы
профессионального юридического образования.