Напоминание

Как распознать у ребенка речевые нарушения, с которыми родителям надо вести ребенка не только к логопеду.


Автор: Шахова Маргарита Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОАУ детский сад № 3 "Колокольчик"
Населённый пункт: г.Новокубанск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Как распознать у ребенка речевые нарушения, с которыми родителям надо вести ребенка не только к логопеду.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как распознать у ребенка речевые нарушения, с которыми родителям

надо вести ребенка не только к логопеду.

Для каждого родителя рождение малыша — это тот удивительный и ни

с чем не сравнимый момент, когда общение с крохой раз и навсегда из

заочного превращается во взаимное. Сначала первый тактильный, а потом и

первый зрительный контакт, первый сфокусированный взгляд, первая

реакция (какой большой спектр эмоций!), первая улыбка, первое гуление и,

наконец, первая речь. Ребенок не рождается со сложившейся речью, он идет

к ней постепенно: учится правильно и четко произносить звуки, двигаться от

слогов к словам, связывая слова друг с другом, строить фразы, внятно и

последовательно излагать мысли.

Но иногда случается, что время идет, а первых слов все нет и нет. Или

речь появляется, но неразборчивая, непонятная, о смысле слов приходится

только догадываться. И эти наступающие на разных этапах жизни ребенка

отклонения в речи, конечно же, вызывают у родителей тревогу. И в

большинстве случаев первое, а порой и единственное, что приходит в голову

таким родителям — искать помощи у логопеда.

Но вот вопрос — в каждом ли случае логопед способен помочь? Всегда

ли он может решить проблему нарушения речи самостоятельно? Попробуем

разобраться.

Кто такой логопед? Чем занимается этот специалист? Какие

задачи решает?

Логопед — это коррекционный педагог, занимающийся выявлением,

устранением и профилактикой речевых нарушений. То есть, судя по этому

определению, логопед работает с уже очевидным проявлением проблемы:

исправляет неправильную речь.

Это проявление — нарушение речи — может быть до какой-то степени

индивидуальной особенностью малыша, а может быть симптомом какого-

либо нарушения, у которого есть медицинская причина — что-то такое, что

случилось с организмом ребенка и повлекло за собой сбой в развитии речи.

Что это значит?

А то, что логопед не врач, и он не занимается лечением причины нарушения

речи.

Если нарушение речевого развития — это симптом, проявление какого-

либо заболевания, то в таком случае логопеду необходима помощь других

врачей и специалистов. Сам по себе, без комплексного подхода к устранению

причины нарушения, логопед не поможет. О чем, кстати, хороший,

грамотный специалист всегда сообщит родителям.

Если нарушение речевого развития — это симптом, проявление какого-

либо заболевания, то в таком случае логопеду необходима помощь других

врачей и специалистов. Сам по себе, без комплексного подхода к устранению

причины нарушения, логопед не поможет. О чем, кстати, хороший,

грамотный специалист всегда сообщит родителям.

Как понять, что помимо обращения к логопеду требуется консультация

и подключение к лечению других специалистов?

Не секрет, что нормативный процесс формирования речи у всех детей

протекает по одинаковому сценарию. И существуют возрастные нормы этого

процесса — в определенные моменты жизни ребенок должен обладать

определенными речевыми навыками.

Несоответствие этим нормам свидетельствует о том, что что-то в

развитии ребенка происходит не так.

Но, с другой стороны, дети все-таки разные и нельзя требовать, чтобы

все они развивались как по команде. Несмотря на то что возрастные нормы

развития речи существуют, допускаются некоторые вариативные колебания

вокруг ключевых показателей этих норм в ту или другую сторону.

Проблема заключается в том, что до 2,5 лет довольно трудно

однозначно утверждать, лежит ли в основе речевых нарушений какая-либо

медицинская причина или они являются допустимыми вариациями нормы

(развитие происходит полноценно, но с опозданием: структуры мозга

созревают чуть позже).

Что это значит? Что во втором случае помощи логопеда может быть

вполне достаточно, а в первом к процессу коррекции речевых нарушений

необходимо подключение других врачей и специалистов.

Как поступать родителям, если у малыша налицо проблемы с

речью, а логопед не помогает?

Если до 2,5 лет поведение ребенка не вызывает тревоги (малыш

активен, контактен, играет с другими детьми, узнает близких, у него

выражена реакция оживления), а коррекционные занятия дают результат, то,

скорее всего, помощи логопеда будет достаточно — специалист «подгонит»

речь ребенка под возрастные нормы.

Но если занятия с логопедом не имеют положительной динамики или

наряду

с

речевыми

проблемами

проявляются

какие-то

другие

настораживающие признаки, уместно говорить о наличии органических

причин нарушения речи.

В таком случае на помощь только логопеда полагаться опасно и однозначно

стоит пройти комплексное диагностическое обследование.

И вот почему: чем ближе подходит время к 2,5-3 годам, тем отставание

в речи ребенка становится более значительным и заметным. Его все сложнее

интерпретировать как индивидуальную особенность развития. Скорее всего,

нарушение развития речи не будет единственным проявлением проблемы. У

малыша

могут

наблюдаться

определенные

особенности

в

поведении

(специалист может увидеть их и раньше, но к этому возрасту они становятся

более выпуклыми).

Например, ребенок на

фоне

затруднений с речью может

не

реагировать на обращенную к нему речь, не смотреть в глаза, не

пытаться вступить в контакт с другими детьми, не проявлять интереса

по отношению к другим людям, демонстрировать однообразие в играх,

моторную неловкость. Такие особенности поведения говорят о том,

что малыш может находиться в аутистическом спектре и ему требуется

помощь не только и не столько логопеда, сколько невролога, невропатолога,

дефектолога, нейропсихолога, а иногда и генетика.

Или, например, другой вариант проявления нарушения речевого

развития:

ребенок

не

замыкается,

охотно

настроен

общаться,

интеллектуально развит, но его речь непонятна. Он говорит на тарабарском

языке, добавляя для убедительности к «словам» паралингвистические

средства — мимику, жесты, интонацию. Скорее всего, это неврологическое

нарушение алалия. Участки головного мозга малыша, отвечающие за его

речь, повреждены.

Такому ребенку однозначно требуется помощь речевого невролога с

нейропсихологом и логопедом.

Ребенок может вообще замкнуться, отказаться разговаривать в

принципе. И при этом его интеллект также сохранен, к тому же нет никаких

органических патологий. Это классический невроз. В основе такого

поведения исключительно психологические причины, и справляться с таким

речевым негативизмом должен психолог.

Проблемы

со

слухом,

определенно,

являются

причиной

нарушения качества речи! Конечно, без помощи врача-сурдолога не

обойтись. А в случае высокой степени потери слуха ребенку необходимы

занятия не столько с логопедом, сколько с сурдопедагогом.

Отсутствие

речи

у

ребенка

или

его

неспособность

освоить

артикуляцию простых звуков может стать основанием для осмотра органов

его артикуляционного аппарата (полости рта, мягкого и твердого неба,

костного строения черепа, челюстей). И без исправления каких-либо

дефектов помощь логопеда невозможна.

Возраст три года — это пограничный рубеж.

Если к трем годам речь не выправилась,

развивается неполноценно или

не развивается вообще, к помощи речевого невролога стоит обратиться даже

в том случае, если комплексное диагностическое обследование не выявило у

ребенка каких-либо ярко выраженных патологий и нарушений развития.

Речевое отставание после трех лет становится причиной для отставания уже

развития психического.

Дело в том, что человеческая психика до определенного возраста

проходит

обязательные

поэтапные

ступени

развития.

Нормальное

психическое развитие происходит только в том случае, если последовательно

пройдена каждая ступень. Речь — одна из этих ступеней.

Как только ребенок заговорил (а именно начал общаться с помощью

речи), его психика начинает в своем развитии опираться на это умение

говорить, на эту приобретенную способность к коммуникации. Речь не дана

человеку, чтобы просто произносить слова. Смысл речи — в общении! И без

подключенного в определенный момент опыта общения психика не может

дальше развиваться полноценно.

Именно поэтому, начиная с 3-3,5 лет, речь ребенка должна войти в норму

как можно быстрее.

А что это значит? Это значит, что мозг малыша должен работать в

режиме гиперактивности. С одной стороны, ему приходится догонять свой

возраст, а значит, работать с большим усилием, но, с другой стороны, пока

он догоняет, время не стоит на месте, и мозгу ребенка приходится идти на

опережение —

одновременно

развиваться

«сейчас»

и

наверстывать

упущенное ранее. Это и есть режим гипернагрузки. Но человеческому мозгу

присуща одна особенность: когда обстоятельства загоняют его в режим

перегрузок, он включает механизмы самозащиты и начинает сам себя

оттормаживать. Без визита к неврологу и медикаментозной поддержки

здесь не справиться. Ее назначение в данном случае — работать и на

устранение причины нарушения, и на оказание помощи мозгу для

переключения в «турборежим». Отказываться в такой ситуации от помощи

невролога и подвергать мозг ребенка перегрузкам не стоит. Помощи одного

логопеда тут точно недостаточно.

Но не будем умалять роль логопеда. Она огромна и не ограничивается,

как можно было бы подумать, одной постановкой звуков. Ведь наша речь —

это

не

только

правильное

звукопроизношение,

но

и

фонетико-

фонематическое восприятие звука (умение определенных зон коры головного

мозга различать звуки), словарный запас и грамматический строй (умение

правильно образовывать формы слов и новые слова, соединять слова в

предложения), связная речь (умение связно составлять рассказы, сочинять,

придавать речи образную окраску). И всеми этими настройками занимается

логопед.

Но есть одно «но», когда логопед не поможет: помощь специалиста не

будет полноценной, если родители полагаются исключительно на его

работу.

С ребенком нужно обязательно говорить! Как можно больше. И

обязательно на равных. Не только в рамках бытового общения, и не в

формате сказки на ночь, и тем более не для того, чтобы сделать ему

внушение.

Обсуждать,

интересоваться,

делиться,

говорить,

говорить,

говорить.

Составитель: учитель-логопед Шахова М.А.

МДОАУ № 3 «Колокольчик»



В раздел образования