Автор: Шахова Маргарита Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОАУ детский сад № 3 "Колокольчик"
Населённый пункт: г.Новокубанск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Как распознать у ребенка речевые нарушения, с которыми родителям надо вести ребенка не только к логопеду.
Раздел: дошкольное образование
Как распознать у ребенка речевые нарушения, с которыми родителям
надо вести ребенка не только к логопеду.
Для каждого родителя рождение малыша — это тот удивительный и ни
с чем не сравнимый момент, когда общение с крохой раз и навсегда из
заочного превращается во взаимное. Сначала первый тактильный, а потом и
первый зрительный контакт, первый сфокусированный взгляд, первая
реакция (какой большой спектр эмоций!), первая улыбка, первое гуление и,
наконец, первая речь. Ребенок не рождается со сложившейся речью, он идет
к ней постепенно: учится правильно и четко произносить звуки, двигаться от
слогов к словам, связывая слова друг с другом, строить фразы, внятно и
последовательно излагать мысли.
Но иногда случается, что время идет, а первых слов все нет и нет. Или
речь появляется, но неразборчивая, непонятная, о смысле слов приходится
только догадываться. И эти наступающие на разных этапах жизни ребенка
отклонения в речи, конечно же, вызывают у родителей тревогу. И в
большинстве случаев первое, а порой и единственное, что приходит в голову
таким родителям — искать помощи у логопеда.
Но вот вопрос — в каждом ли случае логопед способен помочь? Всегда
ли он может решить проблему нарушения речи самостоятельно? Попробуем
разобраться.
Кто такой логопед? Чем занимается этот специалист? Какие
задачи решает?
Логопед — это коррекционный педагог, занимающийся выявлением,
устранением и профилактикой речевых нарушений. То есть, судя по этому
определению, логопед работает с уже очевидным проявлением проблемы:
исправляет неправильную речь.
Это проявление — нарушение речи — может быть до какой-то степени
индивидуальной особенностью малыша, а может быть симптомом какого-
либо нарушения, у которого есть медицинская причина — что-то такое, что
случилось с организмом ребенка и повлекло за собой сбой в развитии речи.
Что это значит?
А то, что логопед не врач, и он не занимается лечением причины нарушения
речи.
Если нарушение речевого развития — это симптом, проявление какого-
либо заболевания, то в таком случае логопеду необходима помощь других
врачей и специалистов. Сам по себе, без комплексного подхода к устранению
причины нарушения, логопед не поможет. О чем, кстати, хороший,
грамотный специалист всегда сообщит родителям.
Если нарушение речевого развития — это симптом, проявление какого-
либо заболевания, то в таком случае логопеду необходима помощь других
врачей и специалистов. Сам по себе, без комплексного подхода к устранению
причины нарушения, логопед не поможет. О чем, кстати, хороший,
грамотный специалист всегда сообщит родителям.
Как понять, что помимо обращения к логопеду требуется консультация
и подключение к лечению других специалистов?
Не секрет, что нормативный процесс формирования речи у всех детей
протекает по одинаковому сценарию. И существуют возрастные нормы этого
процесса — в определенные моменты жизни ребенок должен обладать
определенными речевыми навыками.
Несоответствие этим нормам свидетельствует о том, что что-то в
развитии ребенка происходит не так.
Но, с другой стороны, дети все-таки разные и нельзя требовать, чтобы
все они развивались как по команде. Несмотря на то что возрастные нормы
развития речи существуют, допускаются некоторые вариативные колебания
вокруг ключевых показателей этих норм в ту или другую сторону.
Проблема заключается в том, что до 2,5 лет довольно трудно
однозначно утверждать, лежит ли в основе речевых нарушений какая-либо
медицинская причина или они являются допустимыми вариациями нормы
(развитие происходит полноценно, но с опозданием: структуры мозга
созревают чуть позже).
Что это значит? Что во втором случае помощи логопеда может быть
вполне достаточно, а в первом к процессу коррекции речевых нарушений
необходимо подключение других врачей и специалистов.
Как поступать родителям, если у малыша налицо проблемы с
речью, а логопед не помогает?
Если до 2,5 лет поведение ребенка не вызывает тревоги (малыш
активен, контактен, играет с другими детьми, узнает близких, у него
выражена реакция оживления), а коррекционные занятия дают результат, то,
скорее всего, помощи логопеда будет достаточно — специалист «подгонит»
речь ребенка под возрастные нормы.
Но если занятия с логопедом не имеют положительной динамики или
наряду
с
речевыми
проблемами
проявляются
какие-то
другие
настораживающие признаки, уместно говорить о наличии органических
причин нарушения речи.
В таком случае на помощь только логопеда полагаться опасно и однозначно
стоит пройти комплексное диагностическое обследование.
И вот почему: чем ближе подходит время к 2,5-3 годам, тем отставание
в речи ребенка становится более значительным и заметным. Его все сложнее
интерпретировать как индивидуальную особенность развития. Скорее всего,
нарушение развития речи не будет единственным проявлением проблемы. У
малыша
могут
наблюдаться
определенные
особенности
в
поведении
(специалист может увидеть их и раньше, но к этому возрасту они становятся
более выпуклыми).
Например, ребенок на
фоне
затруднений с речью может
не
реагировать на обращенную к нему речь, не смотреть в глаза, не
пытаться вступить в контакт с другими детьми, не проявлять интереса
по отношению к другим людям, демонстрировать однообразие в играх,
моторную неловкость. Такие особенности поведения говорят о том,
что малыш может находиться в аутистическом спектре и ему требуется
помощь не только и не столько логопеда, сколько невролога, невропатолога,
дефектолога, нейропсихолога, а иногда и генетика.
Или, например, другой вариант проявления нарушения речевого
развития:
ребенок
не
замыкается,
охотно
настроен
общаться,
интеллектуально развит, но его речь непонятна. Он говорит на тарабарском
языке, добавляя для убедительности к «словам» паралингвистические
средства — мимику, жесты, интонацию. Скорее всего, это неврологическое
нарушение алалия. Участки головного мозга малыша, отвечающие за его
речь, повреждены.
Такому ребенку однозначно требуется помощь речевого невролога с
нейропсихологом и логопедом.
Ребенок может вообще замкнуться, отказаться разговаривать в
принципе. И при этом его интеллект также сохранен, к тому же нет никаких
органических патологий. Это классический невроз. В основе такого
поведения исключительно психологические причины, и справляться с таким
речевым негативизмом должен психолог.
Проблемы
со
слухом,
определенно,
являются
причиной
нарушения качества речи! Конечно, без помощи врача-сурдолога не
обойтись. А в случае высокой степени потери слуха ребенку необходимы
занятия не столько с логопедом, сколько с сурдопедагогом.
Отсутствие
речи
у
ребенка
или
его
неспособность
освоить
артикуляцию простых звуков может стать основанием для осмотра органов
его артикуляционного аппарата (полости рта, мягкого и твердого неба,
костного строения черепа, челюстей). И без исправления каких-либо
дефектов помощь логопеда невозможна.
Возраст три года — это пограничный рубеж.
Если к трем годам речь не выправилась,
развивается неполноценно или
не развивается вообще, к помощи речевого невролога стоит обратиться даже
в том случае, если комплексное диагностическое обследование не выявило у
ребенка каких-либо ярко выраженных патологий и нарушений развития.
Речевое отставание после трех лет становится причиной для отставания уже
развития психического.
Дело в том, что человеческая психика до определенного возраста
проходит
обязательные
поэтапные
ступени
развития.
Нормальное
психическое развитие происходит только в том случае, если последовательно
пройдена каждая ступень. Речь — одна из этих ступеней.
Как только ребенок заговорил (а именно начал общаться с помощью
речи), его психика начинает в своем развитии опираться на это умение
говорить, на эту приобретенную способность к коммуникации. Речь не дана
человеку, чтобы просто произносить слова. Смысл речи — в общении! И без
подключенного в определенный момент опыта общения психика не может
дальше развиваться полноценно.
Именно поэтому, начиная с 3-3,5 лет, речь ребенка должна войти в норму
как можно быстрее.
А что это значит? Это значит, что мозг малыша должен работать в
режиме гиперактивности. С одной стороны, ему приходится догонять свой
возраст, а значит, работать с большим усилием, но, с другой стороны, пока
он догоняет, время не стоит на месте, и мозгу ребенка приходится идти на
опережение —
одновременно
развиваться
«сейчас»
и
наверстывать
упущенное ранее. Это и есть режим гипернагрузки. Но человеческому мозгу
присуща одна особенность: когда обстоятельства загоняют его в режим
перегрузок, он включает механизмы самозащиты и начинает сам себя
оттормаживать. Без визита к неврологу и медикаментозной поддержки
здесь не справиться. Ее назначение в данном случае — работать и на
устранение причины нарушения, и на оказание помощи мозгу для
переключения в «турборежим». Отказываться в такой ситуации от помощи
невролога и подвергать мозг ребенка перегрузкам не стоит. Помощи одного
логопеда тут точно недостаточно.
Но не будем умалять роль логопеда. Она огромна и не ограничивается,
как можно было бы подумать, одной постановкой звуков. Ведь наша речь —
это
не
только
правильное
звукопроизношение,
но
и
фонетико-
фонематическое восприятие звука (умение определенных зон коры головного
мозга различать звуки), словарный запас и грамматический строй (умение
правильно образовывать формы слов и новые слова, соединять слова в
предложения), связная речь (умение связно составлять рассказы, сочинять,
придавать речи образную окраску). И всеми этими настройками занимается
логопед.
Но есть одно «но», когда логопед не поможет: помощь специалиста не
будет полноценной, если родители полагаются исключительно на его
работу.
С ребенком нужно обязательно говорить! Как можно больше. И
обязательно на равных. Не только в рамках бытового общения, и не в
формате сказки на ночь, и тем более не для того, чтобы сделать ему
внушение.
Обсуждать,
интересоваться,
делиться,
говорить,
говорить,
говорить.
Составитель: учитель-логопед Шахова М.А.
МДОАУ № 3 «Колокольчик»