Напоминание

Пример проведения тренинга для родителей, воспитывающих "Особого ребёнка"


Автор: Любителева Наталья Павловна
Должность: Заведующий социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов
Учебное заведение: СПБ ГБУ СОН "ЦСРИДИ Петродворцового района СПБ"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья.
Тема: Пример проведения тренинга для родителей, воспитывающих "Особого ребёнка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья.

Пример

проведения

тренинга

для

родителей,

воспитывающих «Особого ребёнка»

Тренинг рассчитан на 5 сессий по 1,5 часа. Каждая сессия включает в себя

творческие

практики

с

использованием

арт-терапевтических

техник:

музыкотерапия, изотерапия, скульптура; техники на релаксацию, рефлексия.

Цель тренинга:

диагностика и коррекция родительского влияния на ребенка;

изучение прошлого и текущего опыта семьи;

выражение и осознание неосознаваемых переживаний членов семьи,

диагностика актуальных семейных конфликтов;

обогащение опыта, связанного с успешным решением семейных проблем;

развитие

у

членов

семьи

способности

к

независимому

функционированию;

развитие коммуникации между родителем и ребенком

Задачи тренинга:

сблизить между собой членов группы:

дать выход агрессии и негативу, и развить самоконтроль (благодаря

тактичной работе с гневом и внутренним напряжением), помочь

успокоиться и расслабиться (благодаря медитативным и релаксирующим

упражнениям);

сконцентрировать

внимание

на

чувствах

и

эмоциях

(благодаря

обсуждениям и диагностике продуктов творчества);

выразить свои ощущения посредством самоанализа и восприятия своих

творческих работ и работ всей группы;

коррекция нарушений общения;

формирование адекватного межличностного поведения;

повышение самооценки.

В ходе групповых занятий использовались диагностические техники арт-

терапии:

рисование семейного герба;

изображение сцен семейной жизни;

рисунок, скульптура на свободную тему;

создание каракулей с последующим обсуждением и прорисовыванием

образов;

рисование

«семейного

портрета»

в

виде

реалистического

или

метафорического изображения членов семьи;

изображение

дома

с

расположенными

в

нем

членами

семьи,

занимающимися каким-либо делом; – изображение значимых семейных

событий – приятных или неприятных (семейных праздников, совместного

отдыха и т.д.);

изображение проблемных ситуаций (семейный конфликт, болезнь одного

из членов семьи и т.д.);

изображение того, что представляется в жизни семьи наиболее важным;

1

иллюстрирование

различных

семейных

ситуаций

(приятных

или

неприятных) в процессе их развития путем создания серии рисунков;

изображение желаемого будущего и целей семьи;

изображение «жизненного пути» семьи, когда членам семьи предлагается

рисовать;

Оборудование:

музыкальное сопровождение;

листы формата А-3;

акварельные краски, гуашь, пальчиковые краски;

кисточки:

цветные карандаши восковые карандаши;

фломастеры;

пластилин

Правила работы в тренинге

• Называть друг друга по имени

• Говорить от своего имени: «Я думаю», «Я чувствую».

• Хранить секреты участников группы

• Уважать говорящего, уметь слушать

• Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим

количеством участников группы.

Сессия №1

Психолог: Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”

Человек усваивает

10% того, что слышит,

50% того, что видит,

70% того, что сам проговаривает,

90% того, что сам делает

Упражнение 1: «Знакомство».

Психолог. Представьте, что все мы лепестки цветка. Сядьте поближе друг к

другу, закройте глаза и представьте себе, какой цветок у вас получится.

Членам группы предлагаются лепестки разного цвета. Участники выбирают тот

лепесток,

который

им

больше

понравился,

больше

соответствует

их

настроению. На лепестке каждый записывает свое имя в той форме, в какой ему

хочется. Потом все обращаются друг к другу по имени в течение всего занятия.

В центре круга на полу выкладывается цветок с разноцветными лепестками-

именами.

Упражнение 2: «Ладошки».

Звучит спокойная музыка. Психолог просит всех присутствующих закрыть

глаза и положить руки на колени, ладошками вверх. 1 человек подходит к

любому другому, кладет свои ладони на его ладони, а тот продолжает

упражнение и т.д.

2

Анализ: Психолог просит поделиться ощущениями, к кому подошли (как

изменилось ваше состояние?) и тех, к кому не подошли, а вы что чувствовали в

этот момент? Чему учит нас это упражнение?

Итог: Для детей очень важно почувствовать прикосновения внимания к себе

взрослых. Когда ладошки одного человека прикасаются к ладошкам другого

происходит контакт 2 людей и третьего нет. Никто не может вмешаться в

контакт родителя с ребенком: ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.

Полноценное общение с родителями очень важно для развития детей. Но,

многие родители только теоретически знают и осознают, в чем заключается

правильное воспитание детей, но на практике испытывают трудности.

Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного

общения с детьми.

Упражнение 3: Аутотренинг «Погружение в детство»

Цель: отфиксировать эмоциональные зависимости или свободы по отношению

ко взрослым у ребенка.

Оборудование: музыка

Инструкция: Расположитесь поудобнее, чтобы вы могли ощущать опору для

своего тела. Закройте глаза. Послушайте свое дыхание, оно спокойное и

ровное, по рукам и ногам разливается приятная тяжесть. Вы переноситесь в

детство, в тот период, когда лучше всего себя помните. Летнее утро ты едешь в

автобусе, знаешь, что тебя ждет веселье, ведь ты едешь в зоопарк. Рядом с

тобой сидит взрослый и своей доброй большой рукой обнимает тебя за плечо.

Подъехали к нужной остановке, ты продвигаешься к двери, и, выходя берешь

большую руку в свою маленькую. Но тут раздается смех, и ты видишь, что

держишь за руку совершенно незнакомого человека. Обернувшись ты видишь,

что твой близкий человек стоит сзади и улыбается. Ты подбегаешь к нему и

снова вы вместе за руку, идете и весело смеетесь над тем, что произошло. А вот

и зоопарк. Летнее ясное утро….

Задача: отфиксировать страх потери и ощущения, когда взрослый рядом. Ваш

ребенок тоже нуждается в вашей поддержке и надежной руке. Всегда ли это

удается?

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет

ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать

ее. Наша задача — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей

душевной добротой.

Упражнение 4: «Ребенок в лучах солнца» (с элементами арт-терапии)

Раздаются белые листы, цветные карандаши. В центре рисуем круг и пишем

имя вашего ребенка Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках какой ваш

ребенок, его черты характера. Звучит музыка

А сейчас попробуем проанализировать что у нас получилось. Кто желает

рассказать о своем ребенке?

А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше

солнышко. И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть,

безусловной любовью.

3

Подведение итогов первой сессии: Рефлексия родителей. Обратная связь.

Тренинг был полезен и увлекателен. Техники арттерапии включают в себя

следующие функции:

1.

Катарсическая – очищающая, освобождающая от негативных состояний.

2.

Регулятивная

– снятие нервно-психического напряжения, регуляция

психосоматических

процессов,

моделирование

положительного

психоэмоционального состояния.

3.

Коммуникативно-рефлексивная

обеспечивающая

коррекцию

нарушений

общения,

формирование

адекватного

межличностного

поведения, самооценки.

Использование в тренинге арт-терапии помогло родителям наладить контакт с

детьми,

понять

личные

потребности

родителей,

не

задевая

при

этом

потребностей ребенка. Родители научились расслабляться и прислушиваться к

своим внутренним ощущениям и эмоциям.

4



В раздел образования