Автор: Любителева Наталья Павловна
Должность: Заведующий социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов
Учебное заведение: СПБ ГБУ СОН "ЦСРИДИ Петродворцового района СПБ"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья.
Тема: Пример проведения тренинга для родителей, воспитывающих "Особого ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
Статья.
Пример
проведения
тренинга
для
родителей,
воспитывающих «Особого ребёнка»
Тренинг рассчитан на 5 сессий по 1,5 часа. Каждая сессия включает в себя
творческие
практики
с
использованием
арт-терапевтических
техник:
музыкотерапия, изотерапия, скульптура; техники на релаксацию, рефлексия.
Цель тренинга:
диагностика и коррекция родительского влияния на ребенка;
изучение прошлого и текущего опыта семьи;
выражение и осознание неосознаваемых переживаний членов семьи,
диагностика актуальных семейных конфликтов;
обогащение опыта, связанного с успешным решением семейных проблем;
развитие
у
членов
семьи
способности
к
независимому
функционированию;
развитие коммуникации между родителем и ребенком
Задачи тренинга:
сблизить между собой членов группы:
дать выход агрессии и негативу, и развить самоконтроль (благодаря
тактичной работе с гневом и внутренним напряжением), помочь
успокоиться и расслабиться (благодаря медитативным и релаксирующим
упражнениям);
сконцентрировать
внимание
на
чувствах
и
эмоциях
(благодаря
обсуждениям и диагностике продуктов творчества);
выразить свои ощущения посредством самоанализа и восприятия своих
творческих работ и работ всей группы;
коррекция нарушений общения;
формирование адекватного межличностного поведения;
повышение самооценки.
В ходе групповых занятий использовались диагностические техники арт-
терапии:
рисование семейного герба;
изображение сцен семейной жизни;
рисунок, скульптура на свободную тему;
создание каракулей с последующим обсуждением и прорисовыванием
образов;
рисование
«семейного
портрета»
в
виде
реалистического
или
метафорического изображения членов семьи;
изображение
дома
с
расположенными
в
нем
членами
семьи,
занимающимися каким-либо делом; – изображение значимых семейных
событий – приятных или неприятных (семейных праздников, совместного
отдыха и т.д.);
изображение проблемных ситуаций (семейный конфликт, болезнь одного
из членов семьи и т.д.);
изображение того, что представляется в жизни семьи наиболее важным;
1
иллюстрирование
различных
семейных
ситуаций
(приятных
или
неприятных) в процессе их развития путем создания серии рисунков;
изображение желаемого будущего и целей семьи;
изображение «жизненного пути» семьи, когда членам семьи предлагается
рисовать;
Оборудование:
музыкальное сопровождение;
листы формата А-3;
акварельные краски, гуашь, пальчиковые краски;
кисточки:
цветные карандаши восковые карандаши;
фломастеры;
пластилин
Правила работы в тренинге
• Называть друг друга по имени
• Говорить от своего имени: «Я думаю», «Я чувствую».
• Хранить секреты участников группы
• Уважать говорящего, уметь слушать
• Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим
количеством участников группы.
Сессия №1
Психолог: Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”
Человек усваивает
10% того, что слышит,
50% того, что видит,
70% того, что сам проговаривает,
90% того, что сам делает
Упражнение 1: «Знакомство».
Психолог. Представьте, что все мы лепестки цветка. Сядьте поближе друг к
другу, закройте глаза и представьте себе, какой цветок у вас получится.
Членам группы предлагаются лепестки разного цвета. Участники выбирают тот
лепесток,
который
им
больше
понравился,
больше
соответствует
их
настроению. На лепестке каждый записывает свое имя в той форме, в какой ему
хочется. Потом все обращаются друг к другу по имени в течение всего занятия.
В центре круга на полу выкладывается цветок с разноцветными лепестками-
именами.
Упражнение 2: «Ладошки».
Звучит спокойная музыка. Психолог просит всех присутствующих закрыть
глаза и положить руки на колени, ладошками вверх. 1 человек подходит к
любому другому, кладет свои ладони на его ладони, а тот продолжает
упражнение и т.д.
2
Анализ: Психолог просит поделиться ощущениями, к кому подошли (как
изменилось ваше состояние?) и тех, к кому не подошли, а вы что чувствовали в
этот момент? Чему учит нас это упражнение?
Итог: Для детей очень важно почувствовать прикосновения внимания к себе
взрослых. Когда ладошки одного человека прикасаются к ладошкам другого
происходит контакт 2 людей и третьего нет. Никто не может вмешаться в
контакт родителя с ребенком: ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.
Полноценное общение с родителями очень важно для развития детей. Но,
многие родители только теоретически знают и осознают, в чем заключается
правильное воспитание детей, но на практике испытывают трудности.
Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного
общения с детьми.
Упражнение 3: Аутотренинг «Погружение в детство»
Цель: отфиксировать эмоциональные зависимости или свободы по отношению
ко взрослым у ребенка.
Оборудование: музыка
Инструкция: Расположитесь поудобнее, чтобы вы могли ощущать опору для
своего тела. Закройте глаза. Послушайте свое дыхание, оно спокойное и
ровное, по рукам и ногам разливается приятная тяжесть. Вы переноситесь в
детство, в тот период, когда лучше всего себя помните. Летнее утро ты едешь в
автобусе, знаешь, что тебя ждет веселье, ведь ты едешь в зоопарк. Рядом с
тобой сидит взрослый и своей доброй большой рукой обнимает тебя за плечо.
Подъехали к нужной остановке, ты продвигаешься к двери, и, выходя берешь
большую руку в свою маленькую. Но тут раздается смех, и ты видишь, что
держишь за руку совершенно незнакомого человека. Обернувшись ты видишь,
что твой близкий человек стоит сзади и улыбается. Ты подбегаешь к нему и
снова вы вместе за руку, идете и весело смеетесь над тем, что произошло. А вот
и зоопарк. Летнее ясное утро….
Задача: отфиксировать страх потери и ощущения, когда взрослый рядом. Ваш
ребенок тоже нуждается в вашей поддержке и надежной руке. Всегда ли это
удается?
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет
ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать
ее. Наша задача — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей
душевной добротой.
Упражнение 4: «Ребенок в лучах солнца» (с элементами арт-терапии)
Раздаются белые листы, цветные карандаши. В центре рисуем круг и пишем
имя вашего ребенка Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках какой ваш
ребенок, его черты характера. Звучит музыка
А сейчас попробуем проанализировать что у нас получилось. Кто желает
рассказать о своем ребенке?
А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше
солнышко. И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть,
безусловной любовью.
3
Подведение итогов первой сессии: Рефлексия родителей. Обратная связь.
Тренинг был полезен и увлекателен. Техники арттерапии включают в себя
следующие функции:
1.
Катарсическая – очищающая, освобождающая от негативных состояний.
2.
Регулятивная
– снятие нервно-психического напряжения, регуляция
психосоматических
процессов,
моделирование
положительного
психоэмоционального состояния.
3.
Коммуникативно-рефлексивная
–
обеспечивающая
коррекцию
нарушений
общения,
формирование
адекватного
межличностного
поведения, самооценки.
Использование в тренинге арт-терапии помогло родителям наладить контакт с
детьми,
понять
личные
потребности
родителей,
не
задевая
при
этом
потребностей ребенка. Родители научились расслабляться и прислушиваться к
своим внутренним ощущениям и эмоциям.
4