Напоминание

"Как научить детей говорить"


Автор: Гюнинен Ирина Валерьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ Лицей №369 Красносельского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Как научить детей говорить"
Раздел: среднее образование





Назад




The great aim of education is not knowledge but action.

Герберт Спенсер

Мне бы хотелось поговорить сегодня об одной из самых неоднозначных ситуациях при

изучении иностранного языка- как вдохновить наших учеников заговорить на нем.

Кажется, вся предварительная работа была проведена: слова и выражения выучены,

грамматические структуры разобраны, миллион тренировочных упражнений выполнены,

диктанты и проверочные работы написаны, а ученики молчат!

Но почему? Разумеется, причин этой ситуации достаточно много. Но я в сегодняшнем

своем выступлении обращусь к одной грани этой проблемы. О чем говорить?

Вспомните себя. Если в компании сказать, что вы говорите на каком- либо иностранном

языке, вас попросят сказать что- то на нем. Такая просьба зачастую ставит в тупик, мы

попросту не знаем, что сказать. А теперь поставьте себя на место ребенка. Он написал

огромное количество словарных диктантов, справился с контрольной работой по теме

«Исчисляемые и неисчисляемые существительные», выучил пересказ, но говорить он не

может.

Прежде всего, учебная или реальная ситуация должна быть понятна и интересна нашем

ученикам. Проблема реформирования местного самоуправления совершенно не интересна

детям 8- 9 лет. Им интересно поговорить о домашних питомцах, компьютерных играх,

спорте и т.п.

Во- вторых, нужны речевые шаблоны. Несколько раз повторив чужую фразу, ребенок

сможет построить свою. Желательно, чтобы существовала вариативность таких образцов,

чтобы каждый ученик смог построить удобную для себя фразу.

В- третьих, нужны собеседники. Нам интереснее всего разговаривать с людьми со

схожими интересами.

В школьном курсе изучения иностранных языков есть раздел проектной деятельности,

который должен помочь нашим детям заговорить.

Сразу хочу сказать, что обучение говорению схоже с приемом витаминов: если съедать по

витаминке в день, это будет полезно; но если забывать о них всю неделю, а в воскресенье

съесть 7 штук, то это уже будет вредно для организма. Так и с говорением, если этим

заниматься один раз в четверть, то кроме ужаса детей и негатива родителей от такого

домашнего задания ничего другого не будет. Если же небольшие проектные работы

являются частью вашего учебного процесса, это уже интересная работа для учеников

любого возраста, ведь ребята сами выбирают, о чем конкретно говорить.

Можно возразить, что говорить перед аудиторией страшно для детей с подвижной

психикой. За 17 лет работы в школе мне не приходилось заставлять детей говорить, они с

удовольствием рассказывают, что интересного происходит в их жизни. Еще Дейл Карнеги

говорил, что секрет успешного общения заключается в искреннем интересе к собеседнику.

Если учителю правда интересно, что хочет рассказать его ученики, то и дети

раскрываются легко. Но языковой уровень детей не одинаков, что делать, если проектная

работа оказалась не слишком удачной? Я твердо уверена, что нельзя перебивать ученика и

наказывать двойкой за неудачную работу. Разумеется, работу нужно переделать, для этого

слабому ученику можно предложить более подробный шаблон.

Чтобы речь учеников воспринималась максимально реалистичной, нельзя забывать о

выразительности и беглости речи. Я всегда призываю своих учеников брать для образца

выступление Президента, в которых нет ненужных пауз, подборов слов, чрезмерной

аффектации.

Атмосфера на проектных уроках всегда очень живая. Дети рассказывают для детей, они

узнают своих одноклассников с новой стороны. Поверьте моему опыту, детям очень

быстро становится стыдно говорить плохо, всем хочется быть успешными, чтобы их тоже

выслушали. А если в данных работах ребята могут поговорить о семейных традициях, это

поднимает градус положительных эмоций от работы в разы.

Давайте посмотрим на примере учебника Forward 3, как возможно провести кулинарный

урок.

На первом этапе работы с комиксом мы знакомим детей с учебной ситуацией, которая

близка каждому ребенку, ведь вкусно поесть любят все. Дополнительный плюс- это

расположение этой темы в учебном плане сразу после новогодних каникул, две недели

дети ели вкусную домашнюю еду, каждому есть, что сказать по этой теме. При

предварительном прослушивание необходимо обратить внимание на интонационный

рисунок речи, беглость речи. Далее мы тренируем работу с лексикой при помощи

лексических игр, заполнений пропусков с помощью текста, диктантов с элементами

аудирования. Рецепт блинов, предложенный персонажамикомикса, не совсем однозначен,

возникает дискуссия.

На втором этапе работы с данной темой мы знакомимся с рецептом шоколадного торта,

обращая внимания на порядок предложений в кулинарном рецепте, с синонимами,

которые можно использовать (add, put, mix).

На третьем этапе акцент делается на артикли (а, the) и неопределенные местоимения

(some, any) при построении утвердительных и вопросительных предложений. Но здесь

важно соблюсти баланс, дети не должны бояться строить предложения из опасения

неверно употребить артикли.

Вообще, говоря об исправлении ошибок, учитель должен быть предельно тактичен.

Проектная работа- это творческая работа, ребенок и его семья вкладывает душу в работу,

поэтому если учитель сразу негативно оценивает работу, ребенок чувствует обиду. Но

если работа выполнена плохо, учитель не может поставить хорошую оценку. В своей

работе я использую предварительные консультации для слабых учеников, когда ребята

приносят черновики работ, а учитель может скорректировать текст или отработать чтение

текста. Данные консультации я провожу на внеурочных занятиях, либо мы

договариваемся с детьми о времени ее проведения. Возможно, это дополнительная

нагрузка на учителя, но это более продуктивно, чем повторное прослушивание рассказов

и мотивационные беседы с расстроенными школьниками. А уж благодарность родителей,

которые не могут помочь детям с домашними заданиями по английскому языку, не знает

границ.

Разумеется, при объяснении подготовки проектных работ появятся вопросы, можно ли

текст читать. Я твердо уверена, что на это согласиться нельзя, мы учим детей именно

разговаривать. Для помощи выступающим детям и повышения интереса тех, кто слушает,

обязательны рисунки или презентация выступления. Дети должны понимать, что рисунки

должны быть яркими и аккуратными, так остальным интереснее и проще слушать.

Дистанционное обучение при пандемии короновируса научило детей и родителей снимать

видео ролики, этим тоже можно пользоваться. Заставлять детей снимать ролики мы,

конечно, не можем, но предложить такой способ оформления работы можно.

Рефлексия является очень важным этапом каждого урока, но при проектной работе этот

этап приобретает важнейшее значение. Я всегда прошу рассказать детей, что бы они

переделали в своей работе, если бы они делали это повторно. Анализ своей работы

позволяет детям не бояться ошибок и видеть свои перспективы. При рефлексии я прошу

детей выбрать работы, которые им понравились больше всего. При этом мы говорим о

работе, а не о человеческих качествах. Если же ребята хотят покритиковать чью-то

работу, я их прошу сначала найти две вещи, за которые можно похвалить. При таком

формате оценивания дети с большим уважением относятся к работам друг друга, ведь все

понимают, какой труд за этим стоит.

Что касается дополнительных лексических единиц, которые добавляют в проекты

заботливые родители? Конечно, мы не можем запретить родителям помогать своим детям.

Однако ребятам нужно знать, что они должны знать значения всех новых слов и уметь их

произносить верно.

А как это оценивать? Я считаю, что качественно выполненная проектная работа должна

быть оценена максимально щедро, можно поставить две оценки.

Возвращаясь к высказыванию, которое стало эпитетом моего выступления, хочу сказать,

что когда полученные знания превращаются в продуктивные действия учеников, это

приводит к взаимном удовольствию учеников и учителя и к укрепления доверия семьи к

школе.



В раздел образования