Организация самостоятельной деятельности детей в ДОУ
Автор: Дворская Кристина Федоровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 82 "Сказка" Населённый пункт: г. Норильск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Организация самостоятельной деятельности детей в ДОУ Раздел: дошкольное образование
ДЕТЕЙ В ДОУ.
В соответствии с ФГОС образовательные задачи должны решаться:
в ходе режимных моментов,
в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на
занятиях),
в самостоятельной деятельности детей
в совместной деятельности с семьей.
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в
детском саду является самостоятельная деятельность детей. Прежде чем
перейти
к
вопросу
организации
этой
самостоятельной
деятельности
в
условиях
ДОУ,
я
расскажу
о
том,
что
же
необходимо
понимать
под
самостоятельностью.
О понятии «самостоятельность» в научной литературе
В научной педагогической литературе существуют разные точки
зрения на определение понятия «самостоятельность»
1. Это
умение
не
поддаваться
влиянию
различных
факторов,
действовать на основе своих взглядов и убеждений.
2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей
деятельности, отношений и поведения.
3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого
характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со
стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить
элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат,
адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению
инициативы и творчества в решении возникающих задач.
1
Научные
исследования
свидетельствуют
о
том,
что
в
условиях
оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного
уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности:
игровой,
коммуникативной,
двигательной,
п о з н а в а т е л ь н о
–
исследовательской,
продуктивной
(рисование,
лепка, художественный труд),
трудовой,
музыкальной.
С амостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей
организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1)
свободная
деятельность
воспитанников
в
условиях
созданной
педагогами
развивающей
предметно
–
пространственной
среды,
обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и
позволяющая
ему
взаимодействовать
со
сверстниками
или
действовать
индивидуально;
2)
организованная
воспитателем
деятельность
воспитанников,
направленная на решение задач, связанных с интересами других людей
(эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Схема
развития
любого
вида
деятельности
в
соответствии
с
концепцией
Л.
С.
Выгодского
такова:
сначала
она
осуществляется
совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности
со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью
ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о
развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ), которая должна
обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать
его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять
2
детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками,
не навязывая обязательной совместной деятельности.
Воспитатель
может
подключиться
к
деятельности
детей
в
случаях
конфликтных
ситуаций,
требующих
вмешательства
взрослого,
или
при
необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
Развивающая
предметно
–
пространственная
среда
должна
организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность
заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным
и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.
При
этом
она
должна
способствовать
развитию
творческих
способностей,
будить
фантазию,
активность
действий,
учить
общению,
яркому выражению своих чувств.
Игра
в
детском
саду
должна
организовываться,
во-первых,
как
совместная
игра
воспитателя
с
детьми,
где
взрослый
выступает
как
играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка»
игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего
любые
детские
замыслы,
гарантирует
свободу
и
непринуждённость,
удовольствие
ребёнка
от
игры,
способствует
возникновению
у
детей
стремления
самим
овладеть
игровыми
способами.
Во-вторых,
на
всех
возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная
деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства,
свободно
объединяются
и
взаимодействуют
друг
с
другом,
где
обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная
продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.)
Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.
Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у
ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок
приобретает
на
занятиях.
Планомерное
обучение
позволяет
постепенно
3
накапливать
и
увеличивать
объем
навыков,
умений
и
уже
по
своей
инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной
деятельности:
музыкальной,
художественно-речевой,
изобразительной,
театрально-игровой.
Прежде всего, обучение на художественных занятиях строится так,
чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу, но и без
помощи.
Если
ребенок
научится
самостоятельно
выполнять
учебные
задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: организовывать
игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.
На
занятиях
педагог
показывает,
как
по-разному
может
быть
преподнесена
сказка.
Сначала
дети
ее
слушают,
потом
рассматривают
иллюстрации
и
по
ним
составляют
сказку,
затем
инсценируют
ее
в
настольном театре или зарисовывают персонажей и используют фигурки для
показа
их
на
фланелеграфе.
Впоследствии
они
применяют
эти
приемы
совершенно самостоятельно — в свободное от занятий время рассматривают
иллюстрации, пересказывают сказки, драматизируют их. Большое значение
в группе имеют книги, картинки, книжки-самоделки, детские работы на
литературные сюжеты.
В
свободном
распоряжении
детей
имеется
достаточное
количество
книг.
Наряду
с
книгами
имеется
несколько
тематических
папок
с
картинками,
фотографиями,
детскими
рисунками
и
альбомов
для
свободного рассматривания детьми. Чтобы заинтересовать каждого ребенка
применяются разнообразные формы работы с детьми в книжном уголке.
Которые планируют ежедневно в календарно-тематическом плане (чтение,
рассматривание и обсуждение книг, участие в разборе и систематизации
книг и картинок, починка и т. п.).
Одной
из
наиболее
ярких
форм
самостоятельной
художественной
деятельности является игра. Она может быть различной в зависимости от
содержания деятельности. Так, дети подбирают книжки-малышки для того,
4
чтобы играть в библиотеку, магазин; делают из бумаги, лепят из пластилина,
теста игрушки, чтобы украсить комнату кукольного домика для игры в
семью. Иногда ребятам предлагают придумать и нарисовать декоративные
узоры для ткани. Это служит толчком для развертывания игры в магазин, в
к о т о р о м
д е т и
« п о к у п а ю т »
э т и
т к а н и .
Все
материалы,
используемые
для
художественной
самостоятельной
деятельности, постоянно обновляются, варьируются.
Другое педагогическое условие — влияние праздников и развлечений.
Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки,
песен,
красочного
художественного
оформления
помещения,
костюмов,
выразительных
интонаций
художественного
слова.
Он
приобщается
к
общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и
это
становится
косвенным
побудителем,
вызывающим
у
него
желание
передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме:
рисунке, игре, танце. Важным условием, обеспечивающим развитие детской
художественной самостоятельной деятельности, является связь с семьей.
Все, что ребенок видит и слышит дома, не остается без его внимания.
Взрослые поют, танцуют, рисуют, украшают помещения, ходят в театр, кино,
смотрят телевизор. Ребенок, наблюдая, принимая в этом участие, получает
художественные
впечатления.
Придя
в
детский
сад,
он
делится
ими
со
сверстниками,
воспитателем,
выражает
свое
отношение
к
увиденному
в
играх.
Математическое
развитие
дошкольников
осуществляется
через
совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также
через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей.
Ребенок-дошкольник,
даже
старшего
возраста
–
существо
играющее,
и
наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения. Но, очень
часто методика обучения элементарным математическим представлениям
должна не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе
5
развивать
у
дошкольника
мышление,
воображение,
смекалку,
быстроту
реакции.
Математика
должна
быть
веселой
и
занимательной.
Чтобы
самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность была
эффективной необходимо:
с о з д а т ь
с п е ц и а л ь н у ю
р а з в и в а ю щ у ю
п р е д м е т н о
–
пространственную среду;
предложить
детям
в
самостоятельной
познавательно-игровой
деятельности комплекс занимательного игрового математического
материала;
использовать специальные приемы руководства самостоятельной
познавательно-игровой математической деятельностью.
Эффективность
самостоятельной
познавательно
–
игровой
математической деятельности можно отследить по:
- уровню детской самостоятельности;
- познавательной активность детей;
- уровню мотивации.
Для
организации
детской
деятельности
и сп ол ь зуют ся
разнообразные
развивающие
игры,
дидактические
пособия,
материалы
позволяющие
«потренировать»
детей
в
установлении
отношений,
зависимостей.
Соотношение
игровых
и
познавательных
мотивов
в
дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания
будет в ситуациях, требующих сообразительности детей. В детском саду, в
утреннее и вечернее время, проводятся игры математического содержания,
настольно – печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку»,
«Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди отличие»,
игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и другие.
Разнообразие занимательного материала позволяет каждому из детей
выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры
6
для развития логического мышления, подводящие детей к освоению игры в
шашки и шахматы: "Лиса и гуси", "Мельница", "Волки и овцы" и др.;
головоломки, логические задачи и кубики; лабиринты, игры на составление
целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов
фигур; игры на передвижение.
Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность
детей
с
учетом
актуальной
на
данный
день
(или
неделю)
темы,
поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е.
должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения
образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы
при организации самостоятельной деятельности детей.
Таким
образом,
организации
самостоятельной
деятельности
детей
в
ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И
если
в
совместной
деятельности
с
детьми
педагог
является
равным
партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.
Самостоятельная
работа
детей
в
ДОУ
–
это
такая
работа,
которая
выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в
специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно
стремится
достигнуть
поставленной
цели,
употребляя
свои
усилия
и
выражая
в
той
или
иной
форме
результат
умственных
или
физических
действий.
7