Авторы: Реутова Ангелина Сергеевна, Ангелина Сергеевна Реутова
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №402 Колпинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург, г. Колпино
Наименование материала: Методическая разработка в формате квест-прогулки по Михайловскому дворцу (Русскому музею)
Тема: Экспозиция Русского музея в Михайловском дворце
Раздел: среднее образование
Квест-прогулка по Михайловскому дворцу
Квест выполнил(а): __________________________
Находясь перед зданием Михайловского дворца, определите, в каком стиле он построен?
_______________________________________________________________________________
Кем? (Подсказка: этот же архитектор проектировал здания Главного Штаба, Сената и
Синода, Александринский театр и др.)
_______________________________________________________________________________
Мы находимся с Вами на площади искусств. Предположите/вспомните/ узнайте, почему
площадь получила такое название?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
План Михайловского дворца:
Сначала гуляем по 2ому этажу, затем по 1ому:
Залы древнерусского искусства (1-4).
1)
Древнейшей иконой коллекции является «Ангел златые власы». Узнайте, где она
была написана, когда и какое имя носит изображенный ангел:
Город: ________________________ Век: _______________ Имя: _________________
2)
Иконопись – особый вид живописи. Определяющую роль в ней играют каноны
(строгие правила техники написания). Даже цвет носит важное символическое
значение. Предположите/узнайте, что обозначают следующие цвета и какие детали
изображаются именно им?
Цвет
Символ
Деталь
Золотой
Голубой
Зеленый
Красный
Белый
3)
Найдите,
пожалуйста,
икону
с
клеймами
(отдельными
прямоугольными
фрагментами, расположенными по периметру иконы). Изучите ее и скажите, о чем
клейма должны были рассказать стоящему перед иконой человеку?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Какая икона помогла вам разобраться в вопросе (название, век, номер зала):
_________________________________________/ _______________/ № ___________
Живопись XVIII века (залы 5-10, 12)
1)
В начале XVIII века русская культура заметно европеизируется. С деятельность
какого
императора
это
связано?
_________________________________________
Его изображения дошли до нас в большом количестве, найдите
имена тех, кто создал его портреты в разных видах искусства:
Живопись:
___________________________________________________________
Скульптура: __________________________________________________________
1*) Что это такое? ____________________________________________________
Можно ли назвать этот гипсовый экспонат искусством? Почему?
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
2)
Русских мастеров (преимущественно, молодых людей), отправленных для
обучения ремеслам, наукам и искусству за границей называли пенсионерами.
Почему?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________
Перечислите фамилии художников, которых можно так называть и укажите по 1-
2 их произведения.
Фамилия
Произведение
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
3)
В каком жанре живописи (натюрморт/портрет/пейзаж/историческая живопись)
писали пенсионеры. Предположите / узнайте почему?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
4)
Найдите, пожалуйста, произведение искусства, созданное на Императорской
(Петербургской) шпалерной мануфактуре, изображающее важную для истории
России баталию. Что такое шпалера?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Сюжет какой баталии она отражает? Дополните недостающие факты:
__________________ битва – одно из ключевых сухопутных сражений в
__________________ войне, которая длилась с _______ по _______ годы. Россия
воевала против _______________ за ______________________________________.
Силами противника командовал сам король _______________. Русской армией
командовал _________________. Символом победы молодого русского царя на
шпалере предстает _______________ (символ России), несущий в клюве
________
______________ (символ победителя).
5)
Пройдите в зал № 9, в котором расположены картины одного известного
художника _______________________.
А)
Найдите
картину,
в
которой
художник
переосмыслил
известный
ветхозаветный сюжет. _________________________________________________
Как вы думаете, какие чувства испытывает один из героев картины (на выбор).
Какие художественные средства помогают Вам догадываться об этом?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Б) Найдите картину, одним из действующих лиц которой является князь,
крестивший Русь. В каком году произошло это событие? ____________________
Название картины: ____________________________________________________
Это первое полотно, обращающее к сюжету отечественной истории. Однако
обратите внимание на то, какие исторические неточности допускает художник?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________.
Как
Вы
думаете,
почему
он
так
поступает?
_________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________.
6)
В зале № 10 на полотнах собраны портреты Екатерины II и ее любимец –
«смолянок».
Кому
императрица
доверила
писать
эти
портреты?
____________________________________________________________________.
Кто такие «Смолянки»? ________________________________________________
____________________________________________________________________.
Рассмотрите картины, напишите, какими формами творчества занимаются
воспитанницы?
________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Почему Екатерина II считала важным развивать у них художественный вкус?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________.
Рассмотрите портретные изображения самой императрицы. Какие атрибуты
власти вручают ей скульпторы/художники (заметьте - не только конкретные
предметы, но и символы)?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Первая половина XIX века
1)
Напишите фамилию художника, создавшего парадный портрет Павла I
_____________________________________________________________________
И укажите еще 2 любых его произведения _________________________________
__________________________________
2)
Кого изображает на своих портретах П.А. Федотов?
_____________________________________________________________________
Почему изображения этих людей можно назвать новой страницей в истории
русской живописи? ____________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
3)
Далее до конца прогулки по 2ому этажу найдите 3-5 картин, которые производят
на вас наибольшее впечатление. Перечислите их, указывая автора полотен.
Название
Фамилия
_____________________________________________ _____________________
_____________________________________________ _____________________
_____________________________________________ _____________________
_____________________________________________ _____________________
_____________________________________________ _____________________
Большинство полотен выполнены в стиле _______________, потому что повествуют о
противостоянии человека превратностям судьбы, о героических подвигах. Но есть и те
картины, которые мы можем отнести к стилю _________________, потому что заметна
академическая правильность техники, ориентирование на античные образцы.
Встречаемся возле лестницы на 1ый этаж!
Вторая половина XIX века
1)
В зале № 18 выберите одну из картин, посвященную известному сюжету
отечественной истории. Опишите ее.
Фамилия
художника:
______________________________________________________
Название: _______________________________________________________________
Сюжет: _________________________________________________________________
Какие детали исторической действительности позволяют определить, о какой эпохе
повествует картина?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2)
Из-за
того,
что
внимание
творцов
привлекают
уже
настоящие
детали
действительности, правдоподобие, жизненность стиль, который характеризует
искусство
второй
половины
XIX
века
называется
______________________________.
3)
Одним из самых заметных событий в истории искусства второй половины XIX века
стал «бунт 14». В 1863 году блестящие выпускники Императорской Академии
художеств из-за запрета писать о реальных, волнующих общество проблемах,
отказались от конкурса на получение престижной золотой медали. Они создали
товарищество передвижников.
Узнайте, почему товарищество носило такое название?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Перечислите фамилии самых известных членов объединения:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
4)
Заполните таблицу:
Имя художника 2ой половины XIX века
Его произведения, хранящиеся в ГРМ
Васильев В.А.
Флавицкий К.Д.
Семирадский Г.И.
Перов В.Г.
Саврасов А.К.
Верещагин В.В.
Ге Н.Н.
Шишкин И.И.
Маковский В.Е.
Мясоедов Г.Г.
Савицкий К.А.
Поленов В. Д.
Репин И.Е.
Куинджи А.И.
Суриков В.И.
Васнецов В.М.
5)
Какие произведения произвели на вас наиболее сильное впечатление (2ая половина
XIX
века). Почему? (причины рекомендуется указывать для каждой картины
отдельно)
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
6)
Рефлексия (самооценка). Какое впечатление осталось от посещение Русского музея
и Вашей работы в нем?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________