Авторы: Подчувалова Надежда Александровна, Надежда Александровна Подчувалова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 176
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: Приобщение детей к истории родного края
Тема: МИни-музей "Русская изба.Деревенская утварь"
Раздел: дошкольное образование
Музей группы
«
Русская изба.
Деревенская утварь.»
Воспитатель
подготовительной к школе группы
МАДОУ д/с № 176 города Тюмени
Подчувалова Н.А.
•
Актуальность создания музея.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания
не всегда соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются
возможности брать пример с людей, живших в прошлом.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребенок должен
впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-
забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного
искусства. Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний
талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в
произведениях народных мастеров.
Культуру Родины невозможно себе представить без народного искусства, которое
раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его
моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его
истории.
Приобщение детей к истории родного края и истокам народной культуры не потеряло
своего значения и в настоящее время, и даже более необходимо подрастающему
поколению. В современном мире «Семья» , как общность поколений практически
отсутствует: общие праздники, радости и беды, мудрость старшего поколения, передача
ценностей семьи и т.д. Всё, на чём держится семья и общество.
Цель: формирование ценностного отношения к народной
культуре и историческому прошлому русского народа.
Задачи:
-познакомить с укладом жизни русских крестьян, с предметами
русского народного быта (утварью),
-закрепить знания о ремёслах и рукоделии народов Сибири,
- развивать познавательный интерес к истории родного края
- воспитывать уважение к людям труда – народным умельцам,
мастерам, бережное отношение к старинным вещам, народным
традициям, обычаям гостеприимства.
-воспитывать любовь к своей большой и малой Родине.
Создание музея «Русская изба. Деревенская утварь» – это итог
изучения с детьми уклада жизни народа Сибири в деревне.
Работа над созданием музея.
С детьми:
- Изучение русской избы ( строительство, материал, место, части избы, постройки рядом с избой
во дворе)
-
Изучение русской печки ( материал, место расположения в избе, значение печи в жизни крестьян,
части печки),
-
Изучение утвари (внешний вид, предназначение)
-
Изучение убранства избы ( ковры, половики, красный угол , кружки тканые , скатерти, рушники и
т.д)
-
Изучение частей избы (куть, горница, сама изба, сени).
Приёмы и методы изучения:
-
Презентации
-
Наблюдения за жизнью в деревне у родственников; разбор жизненных ситуаций
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
-чтение литературных произведений , УНТ
-беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- проведение разнообразных игр,
-рассматривание наглядного материала;
С родителями:
-
Сбор экспонатов музея
-
информационный материал
-
помощь в изготовлении предметов избы и утвари
*ПРОЕКТ «ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЁ»
С чего всё началось!
*Проект «Сибирское ковроткачество. Тюменский ковёр»
Изготовление кукол-оберегов.
Рассматривание и изучение принесённых деревенских предметов.
Новизна проекта.
Изучение с детьми:
-
уклада жизни сибирского народа в деревне, в русской избе :
разделение избы на куть, горницу, избу,
-
элементов внутренней наполняемости избы (палати, лавки,
стол, печка русская )
- деревенской утвари (название , внешний вид, способ
применения )
Этапы:
Первый этап — подготовительный.
На этом этапе происходит выбор темы, названия мини-музея, разработка его модели и
выбор места расположения.
Второй этап — практический.
Сбор экспонатов . Непосредственное оформление мини-музея согласно
разработанной модели.
Третий этап — функционирование мини-музея.
Экскурсии, беседы, игровые занятия, презентации.
Четвёртый - Обобщающий этап.
1. Что было сделано? 2. Что понравилось больше всего? (субъективный выбор) 3. Что
нового узнали? 4. Что хотели бы еще узнать?5. С кем можно поделиться полученными
знаниями?
Виды детской деятельности:
Игровая. Двигательная. Познавательно-исследовательская. Коммуникативная. Чтение
художественной литературы. Продуктивная. Музыкальная.
«Мини-музей» расположен в групповой комнате. Создана русская изба с русской
печкой, утварью, горницей, кутью. Музей доступен для детей в течении дня.
Наш «Мини-музей» имеет три части:
1. « Изба с русской печкой.»
2. « Куть.»
3. «Горница»
Куть – женский угол для приготовления пищи
возле печи.
Утварь ( экспонаты музея)
Утварь ( экспонаты музея)
Русская печка
Сама изба
Посиделки
Посиделки
(рукодельничали)
Горница
Добро пожаловать к нам в гости!
Гости пришли! Экскурсия по музею.
Спасибо за внимание!