Автор: Вершинина Светлана Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 38-0 "Детский сад присмотра и оздоровления"
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Роль игрушек в самостоятельных играх детей". Сюжетно-ролевые игры детей в младшей группе детского сада.
Раздел: дошкольное образование
Роль игрушек в самостоятельных играх детей
Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную
игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют
на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая
обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры
детей.
Игрушка – неизменный спутник ребенка, его друг, главное
действующее лицо в его играх. Она побуждает у ребенка мысль, дает
широкие возможности для проявления знаний об окружающей
действительности. Вместе с тем игрушка воспринимается ребенком
эстетически, она воспитывает чувства, что чрезвычайно важно. И даже тогда,
когда она теряет свое игровое значение, у ребенка сохраняется к ней живое,
эстетическое отношение. Будучи обязательным спутником детства,
предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет
общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития
ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря
разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике
исполнения, возрастному назначению. Игрушка, по образному выражению
А.С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития
игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ,
выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную
роль. Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную
действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение
различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д. Правильно
подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В
народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми
направлены на совершенствование сенсорики ребенка.
Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к
речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные
игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе
и обобщении.
Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и
устойчивости внимания. Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает
положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к
игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры
с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение,
внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных
нравственных переживаний.
Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны
отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям. В
каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению
игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда);
технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки -
«орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки
имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы;
театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов.
Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили,
тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для
строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка
движениям и ориентировке в пространстве.
При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности
развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть
живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки,
телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал
формированию у ребёнка правильных представлений об
окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он
заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы,
побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости
её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети четырёх-пяти лет
осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их
игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом
возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в
практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные
шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки,
отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен
корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу
необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и
непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры.
Этими пациентами могут быть большие куклы. Однако никакое обилие
игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не
заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть
одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы.
Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей.
Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным,
«крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у
ребёнка подобной реакции. Многие дети используют в игре не только
игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может
стать пароходом, стулья - вагонами поезда, шишки - смешными ёжиками.
Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень
интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые
понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из
природного, бросового материала.
Таким образом, самые разнообразные задатки ребенка ищут своего
проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка
дан материал, который может служить в одно время и стимулом,
возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого
эта деятельность осуществляется и совершенствуется. Они должны
удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано
проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять
стремление ребенка к коллективным усилиям.
Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и
самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода
проявителями детской индивидуальности.
Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми
старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей
предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами
конструируют предметно-игровую ситуацию в зависимости от выбранной
темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу.
Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с
помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие
роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно
меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она
должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней
жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение
космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д.
Жизнь раскрывается перед ребенком через разнообразный труд
взрослых, начинает трудиться и он сам. Его трудовые операции, так же как и
деятельность взрослых людей, совершаются с помощью специальных
предметов труда. Для него это, например, полотенце, тряпочка, веревка,
ножницы, лопатка, веник и т. д. Опираясь на собственный трудовой опыт в
быту (дома, в детском саду), на опыт, почерпнутый из наблюдений, книг и
телевизионных передач, ребенок начинает практически понимать глубокий
смысл труда. Правильное руководство формированием игры делает ее
содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном возрасте,
существенно влияющей на нравственно-трудовое воспитание ребенка.
Ввиду того, что игрушки имеют большое значение для развития
детской игры, следует обратить внимание на их подбор. Специалист,
помогающий родителям выбирать детские игрушки (психолог, воспитатель
яслей и детского сада, работающий с семьей социальный педагог, педиатр,
продавец-консультант отдела игрушек и др.) должен обращать их внимание
на то, что внешняя привлекательность игрушки обязательно должна
соотноситься с ее педагогической ценностью и безопасностью для здоровья
ребенка.
Игрушки не должны:
- провоцировать ребенка на агрессивные действия;
- вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры
(людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры
(сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки
(куклы, животные);
- провоцировать сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- вызывать нездоровый интерес к сексуальным вопросам, выходящим
за компетенцию детского возраста.
Они должны:
- обладать дидактическими свойствами (возможность обучения
ребенка конструированию, ознакомления с цветом, формой, наличие
механизмов программированного контроля, например, в
электрифицированных игрушках);
- возможностью применения группой детей (пригодность игрушки к
использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как
играющего партнера, например, для коллективных построек);
- высоким художественно-эстетическим уровнем либо их
принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающие
приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству. Лучше всего
для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие сюжетно-
ролевую игру. Для такой игры хорошо иметь наборы для игры в доктора,
парикмахера, в магазин, а также детали костюмов и атрибуты, помогающие
принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для
машины, полицейская фуражка, красная шапочка и т. п.). В эту же группу
можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки,
позволяющие что-то перевозить).
В старшем возрасте ребята требуют игрушку более усложненную. Им не так
важно сливаться в действии с игрушкой, сколько управлять ею,
режиссировать, рассматривать, понимать технику, механизм, заставить его
действовать, менять содержание набора. Для этого возраста крайне важны
все конструктивные и технические свойства игрушки, позволяющие богато
использовать их в игровом и познавательном смысле.
Таким образом, игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка
может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых
игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в
качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной
действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том,
что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным
фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что
обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности
на все более высоком уровне.
Сюжетно-ролевые игры детей младшей группы детского сада.
"Оденем куклу на прогулку"
Цели и задачи
•
Воспитывать бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь
друг другу при одевании.
•
Развивать мелкую моторику рук, наглядно-действенного мышления.
•
Учить детей различать и называть предметы одежды,
дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, узнавать её на
картинках, последовательно одевать куклу.
Оборудование: дидактическая игра «Одень куклу», кукла Гоша, Маша,
одежда для кукол, иллюстрации с одеждой и обувью.
Предварительная работа: Заучивание потешек на тему "Одевание",
рассматривание картинок "Одежда", "Обувь", работа с детьми над
последовательностью одевания.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
В: В небе солнышко гуляет,
С ясным днём нас поздравляет
Собирайтесь детвора,
Уж гулять давно пора.
(стук в дверь)
Ребята, к нам пришел Гоша. Ты почему такой грустный?
"Я не знал, как одеться на прогулку и очень замерз, когда вышел
гулять".
В: Ребята, как же быть? Давайте поможем Гоше разобраться в вещах и
одеться на прогулку.
Сейчас на улице весна, и уже не так холодно, как зимой. Но все равно
еще надо одеваться потеплее, когда выходишь гулять.
Как нужно одеться Гоше, чтобы ему было тепло на улице?
Д: Надо надеть колготки, майку, брюки, свитер, куртку и шапку.
(стук в дверь)
В: Ребята к нам пришла Маша. Почему ты плачешь?
«Я оделась очень тепло, и мне стало жарко». Ребята, давайте поможем
Маше одеться правильно на прогулку. Можно ли было надевать шубу
весной?
Д: Нет, будет жарко
В: Что нужно одеть кукле Маше на прогулку?
Д: колготки, футболку, кофту, юбку, куртку и шапку
Дидактическое упражнение «Чего не стало?»
В: Давайте пойдем с Машей и Гошей в магазин, покупать им новые
вещи
Воспитатель выкладывает картинки с одеждой на доску
Как одним словом назвать эти предметы?
Д: Одежда
В: Какая одежда есть в магазине? Дети перечисляют
Посмотрите внимательно. Закройте глазки,
Воспитатель убирает одну из картинок
Откройте и скажите, что купила Маша?
Воспитатель выкладывает картинки с обувью на доску
Как одним словом назвать эти предметы?
Д: Обувь
В: Какая обувь есть в магазине? Дети перечисляют
Посмотрите внимательно. Закройте глазки,
Воспитатель убирает одну из картинок
Откройте и скажите, что купил Гоша?
Физминутка «Наши ручки»
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Игра "Подбери одежду". У меня на столе перепутана одежда для
мальчика и для девочки. Ребята, оденьте, пожалуйста, мальчика для прогулки
в зимнее время, а девочку для прогулки в летнее время.
(если дети путаются, воспитатель помогает им, обращаясь за помощью
к другим детям)
В: Если девочка опрятна,
На неё смотреть приятно.
Если мальчик аккуратный
Будет он всегда опрятный
В: Вам понравилось играть?
Ответы детей
В: Вы помогли куклам одеться, и теперь они смогут вместе с вами
отправится на прогулку.
«Уложим куклу Катю спать».
I младшая группа.
Цель:
- Учить детей выполнять с помощью взрослого несколько
игровых действий;
- закреплять знания последовательности в раздевании и
одевании;
- расширять диапазон игровых действий;
- расширять способность общения со сверстниками и воспитателем.
Подготовка воспитателя:
- Найти место для расположения кроватки в игровой зоне;
- доступность атрибутов;
- изготовление постельного белья и кроватки;
- продумать одежду для куклы;
- знакомство детей на занятиях, д/и с предметами , действиями с
предметами.
Предварительная работа:
- Знакомство на занятиях с предметами мебели и одежды;
- На музыкальных занятиях знакомство и заучивание колыбельных песен;
- Проведение дидактических игр «Устроим кукле комнату», «Оденем куклу
на прогулку», «Это наша кукла».
Ход игры:
Организационный момент:
-Дети, что- то наша кукла Катя приутихла, не играет. Да и на улице уже
темно. Наверное, Катя хочет спать.
Основная часть:
-Надо нам уложить её в кроватку. Что для этого надо сделать? (выслушиваю
ответы детей).
- Правильно, её надо положить спать. Но сначала куклу надо раздеть.
- Милена, иди, раздень Катю. А Серёжа, поможет Милене (при
необходимости помогаю).
- Маша, расправь кроватку для нашей Кати. если надо помогаю: «Вот так,
чтобы кукле было удобно»).
-А Ваня уложит Катю спать. Ваня, что то наша кукла не засыпает, давай ей
песенку споём.
Баю, баю, баю
Куколку качаю,
Куколка устала,
Целый день играла.
Положи Катюшка
Щёчку на подушку,
Вытяни ты ножки.
Спи скорее крошка.
- Катя, кажется, засыпает. Ребята, давайте, вместе с Ваней споём Кате
колыбельную ещё раз. Помогите Ване (поём вместе).
Рефлексия:
- Тихо, тихо! Наша кукла Катя заснула. А мы пойдём, посмотрим во что
играет наш мишутка. (дети вместе с воспитателем уходят в другой игровой
уголок).
«День рождения куклы Кати»
Цель: Продолжать обогащать содержание игр. Способствовать
объединению детей для совместных игр.
Материал и оборудование:
Кукла Катя в нарядном платье; игрушки (мишка, заяц, кот и др.);
флажок, шишка, бочонок с медом, морковка (можно использовать предметы-
заместители).
Предварительная работа:
Празднование дней рождения детей в группе: пение песен, чтение
стихотворений, игры-хороводы («Заинька, походи», «Кто у нас хороший»),
подвижные игры («Догони Мишку», «Найди Зайку» и др.).
Ход игры.
Воспитатель говорит, что у куклы Кати сегодня день рождения и она
приглашает в гости. Советует детям подумать, что они подарят Кате, чем
порадуют ее. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и
принести бочонок меда, или с зайкой, который подарит Кате вкусную
сладкую морковку.
Затем воспитатель предлагает детям помочь Кате красиво накрыть стол
для гостей, приготовить чай, а сам печет пирог, приговаривая:
Уж я Катеньке пирог испеку,
Уж я доченьке румяненький.
На нем корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помазочка медовая...
(Русская народная песня «Уж я Танюшке пирог испеку».)
Дети собираются на день рождения: по совету педагога Сережа берет,
например, мишку и говорит, что Мишка несет Кате в подарок мед и большую
шишку. Кукла радостно встречает гостей, благодарит их: «Спасибо,
Мишенька. Садись чай пить. Смотрите, а вот и Зайка-побегайка пришел.
Какая у него большая морковка! Она, наверное, вкусная, сладкая. Спасибо,
Заинька, садись, и ты чай пить, медом угощайся».
Гости поют песню «День рождения» (муз В. Герчик, слова
Н.Френкель):
Чей, чей, чей, чей,
Чей сегодня день рожденья?
Кто, кто, кто, кто
Принимает поздравленья?
Кто получит от ребят
И игрушки, и подарки?
У кого глаза блестят,
На щеках румянец яркий?
Все, все, все, все,
Все мы Катю поздравляем!
С ней, с ней, с ней, с ней
Веселимся и играем.
Воспитатель говорит: «Катя любит слушать стихи про игрушки.
Дети читают стихотворения А. Барто «Игрушки» и дарят Кате флажок.
«А кто хочет рассказать Кате про кота? (Потешка «Как у нашего
кота».) Давайте подарим Кате кота, ей будет очень приятно».
Затем организуется игра «Догони Мишку». Сначала убегает Мишка,
потом — дети, затем детей догоняет Катя.
«Вот какой веселый день рождения был у Кати, говорит педагог, теперь
пора прощаться, пусть Катя отдыхает».