Автор: Кастусева Татьяна Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №34
Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий г
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развивающие игры с мячом в раннем возрасте"
Раздел: дошкольное образование
«Развивающие игры с мячом в раннем возрасте»
Среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид – игры с
мячом. Мяч любим малышами раннего возраста. Он «созвучен» им – такой
же прыгающий, «заводной», мобильный, забавный и каждый раз новый в
своих проявлениях.
Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность,
поэтому эмоционально воздействует на ребенка, что находит отражение в
содержании детских игр. Умение пользоваться им разумно созвучно самой
природе раннего детства.
Задача взрослого – создать необходимые условия для сенсорного
развития малыша с первых месяцев его жизни, т.к. организация двигательной
активности играет важную роль в педагогике раннего детства. Именно на
втором – третьем году жизни дети в достаточной степени овладевают
основными движениями, сохраняющими свою значимость на протяжении
всей
последующей
жизни.
Из
всех
физкультурных
мероприятий
с
маленькими детьми необходимо особо выделить подвижные игры и игры –
упражнения с мячом.
Мяч проходит через все периоды детства: раннее, дошкольное и
школьное. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом
усложняются и «растут» вместе с ребенком. К концу дошкольного детства и
в школьный период мяч становится не только любимой игрушкой, но и
предметом занятий спортом (гимнастические упражнения, эстафеты, футбол,
волейбол, баскетбол и т.д.) Он остается значимым предметом игр, забав,
спорта и для взрослых. Однако первые игры с мячом бесценны по своей
значимости
для
здоровья,
эмоционально
насыщения,
физического
и
интеллектуального развития маленького ребенка.
Велика и педагогическая ценность игр с мячом.
Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняют разнообразные
движения, получают нагрузку на все группы мышц, активизируется весь
организм. Такие игры развивают ориентировку в пространстве, глазомер,
ловкость, быстроту реакций, нормализуют эмоционально – волевую сферу,
что особенно важно как для малоподвижных, так и для гиперооктивных
детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ,
усиливают работу легких и сердца.
Мяч – первый предмет в жизни ребенка, форма которого наиболее
благоприятна для игр детей раннего возраста.
Немного из истории
Упражнения с мячом являются одними из наиболее древних видов
физических упражнений. История не знает ни точного места, ни времени
возникновения мяча и игр с мячом. Мяч возник в глубокой древности и за
свою историю существования претерпел много изменений.
Сначала его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из
плодов деревьев, шерсти животных, шили из кожи, набивая травой,
опилками,
перьями, шерстью или фиговыми зернышками и другим
подобным материалом.
В России в простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и
тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков,
сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми
или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей
шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался
плотным, после чего его бросали в кипяток, затем его вынимали из воды,
вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей
упругости не уступал резиновому.
А теперь давайте поиграем!
«Поиграем с солнышком»
Цель – научить детей прокатывать мяч в заданном направлении.
Ребенок сидит на полу, ноги врозь. Взрослый с мячом (желательно
желтым) напротив, на расстоянии до 1 метра.
Солнышко желтое – медленно прокатывать мяч от руки к руке.
Солнышко теплое – вокруг себя на полу.
По небу катилось, катилось – прокатывание двумя руками к ребенку.
К Мише (имя ребенка) прикатилось – ребенок ловит мяч и
прокатывает обратно, двумя руками.
Исходное положение ребенка можно менять: сидя на полу ноги врозь,
скрестив ноги перед собой, сидя на корточках.
«Мяч в кругу»
Цель
–
совершенствовать
навык
отталкивания
мяча,
учить
ориентироваться в пространстве.
В этой игре можно объединить несколько детей или попросить двух
членов семьи поиграть.
Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Взрослый дает одному
из участников игры мяч – колобок и читает стихотворение:
Колобок, колобок
У тебя румяный бок.
Ты по полу катись
И Катюше (имя) улыбнись!
По просьбе взрослого ребенок прокатывает мяч двумя руками
названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку,
которого назвали по имени.
СОВЕТ: Нужно организовать игру так, чтобы каждый ребенок смог
прокатить мяч. Мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до
другого участника игры.
«Прокати и догони»
Цель – учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его
энергично, с усилием, развивать умение ориентироваться в пространстве.
Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту и
выполняет действия в соответствии с текстом:
Наш веселый, звонкий мяч – толкает мяч двумя руками
Мы прокатим далеко – смотрит, куда он катится
А теперь его догоним – бежит и догоняет его
Это сделать нам легко – поднимает мяч над головой
В зависимости от диаметра мяча, ребенок может, прокатывать его
одной рукой, чередуя правую и левую, если мяч маленький или двумя
руками, если мяч большой.
СОВЕТ: Приучайте ребенка не бежать сразу за мячом, а дождаться
речевого сигнала.
«Сбей кегли»
Цель – развивать элементарные навыки попадания в цель (энергично
отталкивать мяч в заданном направлении)
Это отличная игра для отработки меткости и навыков катания. Если в
доме нет кеглей, можно пустые пластиковые бутылочки от («растишки» или
«имунеле»).
Взрослый ставит 2 – 3 кегли на расстоянии 1 – 1.5м. и дает ребенку
большой
мяч.
Ребенок,
присев
на
корточки
в
обозначенное
место
прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли.
СОВЕТ: Хвалите ребенка, даже если он не попадает в цель. Отметьте
кусочками пластыря, куда надо ставить кегли, и позвольте ребенку
самостоятельно устанавливать сбитые предметы на место.
«Мяч в туннель»
Цель – развивать умение отталкивать мяч двумя руками, учить
оценивать расстояние между предметами.
Взрослый сдвигает 1 – 2 табуретки. Показывает, как катить мяч через
«туннель» (под табуреткой), отталкивая его двумя руками. Диаметр мяча не
должен быть половины расстояния между ножками табуретки.
СОВЕТ: Мяч надо отталкивать одновременно двумя руками с силой,
чтобы он прокатился через туннель, а не застрял в нем. Хвалите ребенка,
даже если он не попадет в туннель.
«Снежинки»
Цель – учить ребенка двумя руками бросать мяч в горизонтальную
цель, находящуюся на полу, развивать мелкую моторику.
Перед игрой (обязательно вместе с ребенком) нужно сделать
снежинки, нарвать небольшие кусочки белой, легкой бумаги (например,
салфетки). Положить на пол небольшую взбитую подушку, сверху насыпать
«снежинки».
Ребенок с мячом на расстоянии 0,7 – 1,5м. от подушки и пытается
забросить мяч на нее (двумя руками снизу).
Психологи утверждают, что игра – это необходимый этап в развитии
ребенка, пропускать который ни в коем случае нельзя. Игра – очень сложная
деятельность. Она развивает сознание, самосознание, способность владеть
собой.