Напоминание

"Развивающие игры с мячом в раннем возрасте"


Автор: Кастусева Татьяна Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №34
Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий г
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развивающие игры с мячом в раннем возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развивающие игры с мячом в раннем возрасте»

Среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид – игры с

мячом. Мяч любим малышами раннего возраста. Он «созвучен» им – такой

же прыгающий, «заводной», мобильный, забавный и каждый раз новый в

своих проявлениях.

Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность,

поэтому эмоционально воздействует на ребенка, что находит отражение в

содержании детских игр. Умение пользоваться им разумно созвучно самой

природе раннего детства.

Задача взрослого – создать необходимые условия для сенсорного

развития малыша с первых месяцев его жизни, т.к. организация двигательной

активности играет важную роль в педагогике раннего детства. Именно на

втором – третьем году жизни дети в достаточной степени овладевают

основными движениями, сохраняющими свою значимость на протяжении

всей

последующей

жизни.

Из

всех

физкультурных

мероприятий

с

маленькими детьми необходимо особо выделить подвижные игры и игры –

упражнения с мячом.

Мяч проходит через все периоды детства: раннее, дошкольное и

школьное. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом

усложняются и «растут» вместе с ребенком. К концу дошкольного детства и

в школьный период мяч становится не только любимой игрушкой, но и

предметом занятий спортом (гимнастические упражнения, эстафеты, футбол,

волейбол, баскетбол и т.д.) Он остается значимым предметом игр, забав,

спорта и для взрослых. Однако первые игры с мячом бесценны по своей

значимости

для

здоровья,

эмоционально

насыщения,

физического

и

интеллектуального развития маленького ребенка.

Велика и педагогическая ценность игр с мячом.

Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняют разнообразные

движения, получают нагрузку на все группы мышц, активизируется весь

организм. Такие игры развивают ориентировку в пространстве, глазомер,

ловкость, быстроту реакций, нормализуют эмоционально – волевую сферу,

что особенно важно как для малоподвижных, так и для гиперооктивных

детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ,

усиливают работу легких и сердца.

Мяч – первый предмет в жизни ребенка, форма которого наиболее

благоприятна для игр детей раннего возраста.

Немного из истории

Упражнения с мячом являются одними из наиболее древних видов

физических упражнений. История не знает ни точного места, ни времени

возникновения мяча и игр с мячом. Мяч возник в глубокой древности и за

свою историю существования претерпел много изменений.

Сначала его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из

плодов деревьев, шерсти животных, шили из кожи, набивая травой,

опилками,

перьями, шерстью или фиговыми зернышками и другим

подобным материалом.

В России в простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и

тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков,

сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми

или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей

шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался

плотным, после чего его бросали в кипяток, затем его вынимали из воды,

вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей

упругости не уступал резиновому.

А теперь давайте поиграем!

«Поиграем с солнышком»

Цель – научить детей прокатывать мяч в заданном направлении.

Ребенок сидит на полу, ноги врозь. Взрослый с мячом (желательно

желтым) напротив, на расстоянии до 1 метра.

Солнышко желтое – медленно прокатывать мяч от руки к руке.

Солнышко теплое – вокруг себя на полу.

По небу катилось, катилось – прокатывание двумя руками к ребенку.

К Мише (имя ребенка) прикатилось – ребенок ловит мяч и

прокатывает обратно, двумя руками.

Исходное положение ребенка можно менять: сидя на полу ноги врозь,

скрестив ноги перед собой, сидя на корточках.

«Мяч в кругу»

Цель

совершенствовать

навык

отталкивания

мяча,

учить

ориентироваться в пространстве.

В этой игре можно объединить несколько детей или попросить двух

членов семьи поиграть.

Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Взрослый дает одному

из участников игры мяч – колобок и читает стихотворение:

Колобок, колобок

У тебя румяный бок.

Ты по полу катись

И Катюше (имя) улыбнись!

По просьбе взрослого ребенок прокатывает мяч двумя руками

названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку,

которого назвали по имени.

СОВЕТ: Нужно организовать игру так, чтобы каждый ребенок смог

прокатить мяч. Мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до

другого участника игры.

«Прокати и догони»

Цель – учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его

энергично, с усилием, развивать умение ориентироваться в пространстве.

Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту и

выполняет действия в соответствии с текстом:

Наш веселый, звонкий мяч – толкает мяч двумя руками

Мы прокатим далеко – смотрит, куда он катится

А теперь его догоним – бежит и догоняет его

Это сделать нам легко – поднимает мяч над головой

В зависимости от диаметра мяча, ребенок может, прокатывать его

одной рукой, чередуя правую и левую, если мяч маленький или двумя

руками, если мяч большой.

СОВЕТ: Приучайте ребенка не бежать сразу за мячом, а дождаться

речевого сигнала.

«Сбей кегли»

Цель – развивать элементарные навыки попадания в цель (энергично

отталкивать мяч в заданном направлении)

Это отличная игра для отработки меткости и навыков катания. Если в

доме нет кеглей, можно пустые пластиковые бутылочки от («растишки» или

«имунеле»).

Взрослый ставит 2 – 3 кегли на расстоянии 1 – 1.5м. и дает ребенку

большой

мяч.

Ребенок,

присев

на

корточки

в

обозначенное

место

прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли.

СОВЕТ: Хвалите ребенка, даже если он не попадает в цель. Отметьте

кусочками пластыря, куда надо ставить кегли, и позвольте ребенку

самостоятельно устанавливать сбитые предметы на место.

«Мяч в туннель»

Цель – развивать умение отталкивать мяч двумя руками, учить

оценивать расстояние между предметами.

Взрослый сдвигает 1 – 2 табуретки. Показывает, как катить мяч через

«туннель» (под табуреткой), отталкивая его двумя руками. Диаметр мяча не

должен быть половины расстояния между ножками табуретки.

СОВЕТ: Мяч надо отталкивать одновременно двумя руками с силой,

чтобы он прокатился через туннель, а не застрял в нем. Хвалите ребенка,

даже если он не попадет в туннель.

«Снежинки»

Цель – учить ребенка двумя руками бросать мяч в горизонтальную

цель, находящуюся на полу, развивать мелкую моторику.

Перед игрой (обязательно вместе с ребенком) нужно сделать

снежинки, нарвать небольшие кусочки белой, легкой бумаги (например,

салфетки). Положить на пол небольшую взбитую подушку, сверху насыпать

«снежинки».

Ребенок с мячом на расстоянии 0,7 – 1,5м. от подушки и пытается

забросить мяч на нее (двумя руками снизу).

Психологи утверждают, что игра – это необходимый этап в развитии

ребенка, пропускать который ни в коем случае нельзя. Игра – очень сложная

деятельность. Она развивает сознание, самосознание, способность владеть

собой.



В раздел образования