Методика использования элементов музыкально-танцевального искусства народов мира на уроках и во внеурочной деятельности по географии
Автор: Нелюбина Елена ГеоргиевнаДолжность: доцент
Учебное заведение: Самарский государственный социально-педагогический университет
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Методика использования элементов музыкально-танцевального искусства народов мира на уроках и во внеурочной деятельности по географии
Раздел: высшее образование
Назад
УДК 378.046.4
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-
ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ МИРА НА УРОКАХ И ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ
© Е.Г. Нелюбина ,кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и
методики их преподавания ФГБОУ ВПО «Самарский государственный социально-
педагогический университет» (Россия)
Аннотация:
В о з н и к ш е е
п р о т и в о р е ч и е
м е ж д у
о б р а з о в а т е л ь н ы м и
и воспитательными возможностями
знаний
о
материальной
и
духовной
культуре
населения, отражающих взаимодействие с окружающей природной средой, и отсутствием
м е т о д и к и
и х
и з у ч е н и я
в
к у р с е
г е о г р а ф и и
о с н о в н о й
ш к о л ы ,
составляет содержательную суть
нашего
исследования.
В
статье
рассмотрен
один
из
способов решения данной проблемы – внедрение элементов музыкально-танцевального
искусства в урок географии.
Ключевые
слова:
уроки
географии,
музыка,
народные
танцы,
толерантность,
история, культура, традиции.
METHOD OF USE OF ELEMENTS MUSIC AND DANCE ART OF THE WORLD
ON LESSON AND IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES ON GEOGRAPHY
© E.G. Neljubina, candidate of pedagogical sciences, docent of chemistry, geography
and teaching methods VPO «
Samara state social-pedagogical university » (Russia)
Annotation: This
contradiction
between
the
educational
and
training
opportunities
knowledge of the material and spiritual culture of the population, reflecting the interaction with
the natural environment, and the lack of methods to study them in the course of geography of the
basic school is a meaningful point of our study. The article describes one way to solve this
problem - the introduction of elements of music and dance in rock art in geography.
Keywords: geography lessons, music, folk dances, tolerance, history, culture, traditions.
В
нашей
многонациональной
стране,
стране
массовой
трудовой
миграции из стран СНГ необходимо активно и методически воспитывать
чувство
толерантности.
Чтобы
уважительно
относится
к
другим
народа,
необходимо о них, что- то знать. Уроки географии в школе как никакие
другие позволяют познакомиться и с народами, живущими не только на
территории России, в соседних странах, но и во всех странах мира.
Именно география, изучающая демографию, поможет сформировать
представление об истории, культуре, традициях народов, больших и малых.
Одной
из
главных
задач
географии
является
воспитание
чувства
патриотизма, гордость за свое Отечество, за свой народ, свои традиции,
достижения, при этом, не умаляя достоинства других народов, живущих в
России и в соседних странах. Особенно важно сформировать толерантность у
учащихся среднего и старшего звена. Очевидно, что особое место в этом
процессе занимает изучение материальной и духовной культуры населения.
Опираясь
на
конкретные
знания
о
населении,
возможно,
расширить
представления
учащихся
до
понимания
ряда
общих
закономерностей
взаимодействия
человека
с
окружающей
природной
средой
в
курсе
географии.
Этнические танцы или народные танцы разработаны и поддерживаются
этническими группами во всём мире. Каждая этническая группа разработала
свои собственные средства выражения через движение. Эти танцы были
компонентом племенных церемоний, созданные и разработанные для самых
важных моментов в жизни, как отдельных людей, так и племен.
Например, американские индейцы. Американские индейцы, мужчины и
женщины принимали участие, как в отдельных танцах, так и в других танцах,
г д е
т а н ц е в а л и
в м е с т е
м у ж ч и н ы ,
ж е н щ и н ы
и
д е т и .
Э т и
танцы выделены различными движениями для ног и поз для головы.
Дальний Восток. В танце Востока каждое движение рук, головы, ног
как бы общаются и посылают конкретное сообщения.
Индия. Наиболее важные танцы праздники, индусский классический
танец-драмы Бхарата натья, которую танцуют на юго-востоке. Другой танец
из
юго-западной
Индии
Катхакали,
выполняется
только
мужчинами
и
мальчиками.
Япония.
Среди
наиболее
известных
форм
Но
и
Кабуки,
как
танцевальные драмы. В отличие от танцев в западном мире, японские танцы,
очень торжественные и движения в медленном темпе и величественные.
Китай. Танцы в Китае были разработаны тысячи лет назад. Танец был
также важной частью китайской религии и философии.
Индонезия. На протяжении многих лет люди в Индонезии сохранили
свои танцы «живыми» и они переплетаются с новыми шагами и движениями.
Испания. Некоторые родные танцы из Испании можно проследить до
греческих
времен.
Испанские танцоры были
известны
через
Римскую
империю. Самый популярный испанский танец фламенко, цыганский танец
считается индийским или персидского происхождения.
Африка. Происхождение африканского танца потеряно во времни, но
известно, что люди, ведущие племенной образ жизни в странах Африки
опирались на танцы с заметной степенью. Танцы были использованы для
выражения
различных
эмоций,
таких
как
радость
и
горе,
для
вызова
процветания и избежать трагедии, как элемент религиозных церемоний, а так
же игр.
В
7
классе,
при
изучении
географии
материков
и
океанов
уроки-
презентации,
видеофильмы,
слайд–шоу,
интерактивные
карты,
ресурсы
Интернет (фото) помогают сформировать у учащихся знания о разнообразии
природы нашей Земли, о многообразии стран и культуре народов мира.
Мы
рекомендуем
проводить
уроки
по
изучению
народностей
и
культуры каждой страны — в виде интерактивных форумов.
Наиболее подготовленные ученики готовят 7 интерактивных форумов:
язык;
национальный костюм;
национальная кухня;
культура и традиции;
национальный танец;
великие люди;
религия.
Для
каждого
форума
учащиеся
готовят
под
руководством
учителя
задания для групп.
Остальные учащиеся делятся на 7 групп. На каждом форуме команды
выполняют, знакомясь с тем или иным аспектом этнических различий, разные
за д а н и я ,
за
в ы п ол н е н и е
кото р ы х
кома н д а
п ол у ч а е т
б а л л ы .
После прохождения всех интерактивных форумов группами проводится
рефлексия
по
вопросам,
касающимся
оценки
содержания,
организации,
достижений и недочетов мероприятия, и подводятся итоги.
Особое место в данном подходе приобретает форму – национальный
танец, в рамках внеурочной деятельности ученики совместно с учителем
подбирают
элементы
танца
разучивают
их,
знакомятся
с
жестами
и
их
значением. Ведь танец является древнейшей формой выражения чувств и
эмоций,
а
как
форма
общения танец появился
в
человеческом
обществе
намного раньше языка. В каждой культуре на нашей планете танец оставил
большой след, с его помощью праздновались важные события, передавались
сакральные тайны и даже излечивались болезни.
В ходе урока демонстрируют элементы танца, а остальные ученики
должны расшифровать, о чем данный танец, какие отличительные черты ему
присущи
в
отличие
от
остальных
народностей,
почему
именно
такие
движения легли в его основу и т.д.
В ходе приведенного анализа литературных данных можно сделать
вывод о том, что вопросы материальной и духовной культуры населения в
содержании
нового
стандарта
тесно
увязываются
с
характером
природопользования,
историко-географическими
этапами
заселения
территории,
формированием
знаний
о
взаимосвязях
и
взаимовлиянии
окружающей среды на материальную и духовную культуру народа
1
.
Вопросам
изучения
населения
в
школьном
курсе
географии
был
посвящен
ряд
исследований,
в
которых
были
рассмотрены
отдельные
аспекты
проблемы:
совершенствование
системы
знаний
о
населении
в
школьном курсе географии, межпредметная основа формирования знаний о
взаимодействии
общества
и
природы
при
изучении природоведения и
начального курса географии, изучение этногеографических
вопросов в курсе
географии
России.
Однако
изучением
культуры
танцевального
искусства
стран
мира
в
рамках
географии
не
занимался
никто,
поэтому
наше
исследование актуально и имеет дальнейшие перспективы разработки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
общего
образования
В раздел образования