Напоминание

Дидактические игры для развития фонематического слуха


Автор: Калайчева Медули Давидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №193"
Населённый пункт: город Иваново, Ивановская область
Наименование материала: Дидактические игры
Тема: Дидактические игры для развития фонематического слуха
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактические игры для развития фонематического слуха

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры: детям предлагается превратить одни слова в другие. Они читают задания на карточках

и выполняют их.

Игра №1

Если в слове сор звук [р] заменить на звук [м] получится слово…

сон сом сок сыр

Если в слове сон звук [н] заменить на звук [м] получится слово…

сор сом сок сыр

Если в слове сом звук [м] заменить на звук [к] получится слово…

сор сон сок сыр

Если в слове сон звук [о] заменить на звук [ы] получится слово…

сор сом сок сын

Если в слове сыр звук [р] заменить на звук [н] получится слово…

сор сом сок сын

Если в слове пол звук [п] заменить на звук [к] получится слово…

кот рот вол кол

Если в слове пол звук [п] заменить на звук [в] получится слово…

кол кот рот вол

Если в слове кот звук [к] заменить на звук [р] получится слово…

кол кот рот вол

Если в слове кот звук [о] заменить на звук [и] получится слово…

кол кот рот кит

Если в слове чайка звук [ч] заменить на звук [з] получится слово…

майка зайка гайка лайка

Если в слове чайка звук [ч] заменить на звук [м] получится слово…

гайка зайка майка лайка

Если в слове чайка звук [ч] заменить на звук [л] получится слово…

майка зайка гайка лайка

Если в слове чайка звук [ч] заменить на звук [г] получится слово…

майка зайка гайка лайка

Игра №2

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры: детям предлагается превратить одни слова в другие. Они читают задания на карточках

и выполняют их.

Из каждого слова возьми первый звук:

лук, утро, нота, алмаз

Какое слово из них можно составить?

лупа лук луна люк

Из каждого слова возьми первый звук:

умка, зонт, ослик, рыба

Какое слово из них можно составить?

утюг ухо урок узор

Из каждого слова возьми первый звук:

виноград, иней, шляпа, небо, яма

Какое слово из них можно составить?

винт бант вишня вата

Из каждого слова возьми первый звук:

буря, улыбка, робот, яйцо

Какое слово из них можно составить?

баня буря банка бок

Из каждого слова возьми первый звук:

собака аист нитки иглы

Какое слово из них можно составить?

слон собака сани банка

Выдели последние звуки из слов:

внизу топор окно сынок

Какое слово из них можно составить?

вата утро урок нос

Игра №3

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры: детям предлагается превратить одно слово в другое, зачеркнув лишнюю букву.

бусы брак воля вдруг

столб парк полк метро

муха беда двор шарф

крот волк смех борщ

риск укол драма кров

клён муха плуг спорт

смех удача уход шутка

хлев плуг олень коса

сухо Шура экран удочка

краны коса бочки уточка

Игра №4

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры: детям предлагается превратить одни слова в другие, переставив в них буквы местами.

луг гул сон нос

лес сел куб бук

пот топ кит тик

дог год кот ток

мол лом сор рос

Игра №5

Цель: развитие фонематического слуха и навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

Задачи:

- совершенствовать умение отличать гласные звуки от согласных;

- закрепить навык отличать мягкие звуки от твёрдых звуков;

- развить умение отличать звонкие звуки от глухих;

- совершенствовать навыки чтения;

- закрепить умение понимать учебную задачу и выполнять её.

Игровой материал:

- карточки с изображением букв;

- предметные картинки;

- карточки с условными обозначениями звуков.

Условные обозначения звуков:

- красные карточки – гласные звуки;

- синие карточки - твердые согласные звуки;

- зеленые карточки - мягкие согласные звуки;

- синий колокольчик – звонкий согласный звук, твердый;

- зеленый колокольчик – звонкий согласный звук, мягкий.

Ход игры: дети рассматривают картинки с изображенными на них предметами, выделяют первые

звуки в названии таких предметов, раскладывают соответствующие этим звукам буквы и читают

составленное слово. За тем, проводят звуко-буквенный анализ этих слов: определяют гласные звуки

(ударные или безударные), согласные звуки (мягкие или твердые, звонкие или глухие).



В раздел образования