Автор: Шарипова Рузалия Рузалиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 80 Реченька" Населённый пункт: г. Набережные Челны Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности Тема: "В гости к Царице Математике-Заниматике" Раздел: дошкольное образование
Конспект
построения организованной образовательной деятельности
Дата
25.01.2016г
Тема
«В гости к Царице Математике-Заниматике»
Программа
«От рождения до школы».
Возраст
Подготовительная к школе, группа
Приоритетная
образовательная область
Познавательная
Интегрированные
образовательные области
Социально-коммуникативное,
речевое,
физическое,
художественно-
эстетическое.
Форма проведения
Образовательная ситуация с элементами игры.
Цель
Выявление и обобщение уровня знаний по формированию элементарных
математических
понятий,
развитие
конструктивных
навыков
у
старших
дошкольников.
Задачи: образовательные
Закреплять
умение
составлять
числа
из
единиц
и
двух
меньших
с
использованием
монет достоинством
1, 2, 5 рублей(различение, набор и
размен монет).
Упражнять
в
конструировании
с
использованием
счетных
палочек,
формировать
умение
составлять
геометрические
фигуры
из
палочек
на
плоскости стола, обследовать и анализировать их.
Закреплять умение детей делить предмет на 2-4-8 равных частей разными
способами – линиями, используя счетные палочки и путем сгибания бумаги;
правильно
обозначать
части
целого(половина,
одна
часть
из
двух(одна
вторая), одна четвертая, две четвёртых, одна восьмая.
Закрепить представление о многоугольнике на примере треугольников
Закрепить знание детей о последовательности дней недели;
Закреплять понимание соотношений рядом стоящих чисел в пределах 10.
Закреплять понятия «столько-сколько».
Закреплять знания свойств
квадрата и прямоугольника
чтением стихов
наизусть.
Учить детей делать(конструировать) кошелёк из бумаги,
закрепить
навыки
по складыванию листа бумаги в разных направлениях, продолжать учить
этапы работы, запоминать последовательность её выполнения.
развивающие
- развивать речь детей, умение отвечать на вопросы, аргументировать свои
ответы;
-
развивать
умение
называть
предыдущее,
последующее
и
пропущенное
число к названным.
- развивать умение видоизменять геометрические фигуры.
- продолжать развивать умение слышать и слушать.
-
развивать
такие
познавательные
процессы
как,
восприятие,
внимание,
память, логическое мышление;
- развивать мелкую моторику, согласованность обеих рук, глазомер для
последующего овладения в школе письмом.
воспитательные
- воспитывать интерес к познанию,
-
прививать детям доброе отношение друг к другу
Методы и приёмы
- игровые, словесно-наглядные; сюрпризные моменты.
- приёмы(вопросы, худ. слово, показ, поощряющая оценка.
Демонстрационный
материал и обору-дование
Аудиозапись электронного письма и
песни «Мы едем, едем…» ,
сумка
кондуктора, монеты, счётные палочки двух цветов по 20 штук, карточки с
цифрами
от
1
до
16,
с
названиями
дней
неде-ли(2
комплекта),
геометрические фигуры, цветная бумага для конструирования кошелька, стол
с кукольной посудой и сюрпри-зом от царицы Математики-Заниматики в
виде золотых монет(шоколадных).
Организация детей
1.
Свободная.
2.
В кругу.
3.
На стульчиках- «в автобусе».
4.
За столами(конструирование).
5.
В кругу.
Словарная работа
Монета
достоинством…,
складка
«долина»,
базовая
форма
«дверь»,
портмоне.
Предварительная работа
Рисование
автобуса.
Рассматривание
картинок
с
изображением
разных
видов транспорта: личного, общественного, специального.
Структура
1.
Вводная часть: приветствие гостей, сообщение о приглаше-нии к царице
Математике-Заниматике..
2.
Основная
часть:
организация
поездки
в
гости–
конструи-рование
автобуса и покупка билетов.
3.
Поездка
с
остановками
«Цифроград»,
«Фигуроград»,
минутка
для
отдыха(физкульминутка), «Неделька».
4.
Конструирование из бумаги(кошелька).
5.
Рефлексия.
Высказывания
детей,
вручение
сюрприза
от
царицы
Математики_- Заниматики в виде золотых монет.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришли гости, чтобы посмотреть как мы в группе дружно и весело
играем, хорошо занимаемся. Подарите пожалуйста нашим гостям свои добрые улыбки.
Повернитесь пожалуйста ко мне. Сегодня утром к нам в группу пришло электронное письмо в аудиозаписи.
Давайте послушаем, кто нам пишет.
СЛАЙД 1 и 2
Содержание слайда № 2.
«Здравствуйте, дорогие дети. Я, Царица Математика-Заниматика приглашаю вас к себе в гости. Вы все
знаете, что в гостях играют, веселятся и угощаются. И, конечно, вы знаете как надо вести себя в гостях –
скромно, культурно, веж-ливо, спокойно, одним словом – хорошо.
Я приготовила для вас сюрприз, который вы получите, когда доедете до меня. Путешествуя по моей
стране,
вы будете проезжать разные города, в которых
будете останавливаться
и играть,
отдыхать.
Счастливого пути! Я вас жду!»
Воспитатель: Царица Математика - Заниматика сказала, что доедете, значит она живет не близко. Надо на
чем-то ехать. Личного транспорта у нас ни у кого пока нет, значит на каком виде транспорта мы с вами
можем поехать?
Предполагаемый ответ детей: на общественном.
В-ль: Какие виды общественного транспорта вы знаете?
Предполагаемые ответы детей(Метро, трамвай, автобус, газель, такси, поезд, самолёт).
Воспитатель: Отгадав загадку, догадайтесь на чём мы отправимся в путешествие.
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт,
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
Ответ: автобус. С Л А Й Д 3
В-ль: Правильно. Мы с вами отправимся на автобусе.
Дети стоят около столов.
На столах в синей корзинке лежат счетные палочки, круги и полукруги. Давайте сконструируем из них
автобусы для нашей поездки. Посмотрите каквыглядит автобус, вспомните как мы его рисовали.
Воспитатель: мы отметили, что автобус – транспорт общественный.
А что необходимо для проезда в общественном транспорте?
Предполагаемые ответы детей(деньги, монеты). Пенсионное удостоверение для пожилых людей.
Воспитатель: Правильно, деньги. Проезд в нашем автобусе стоит 5 рублей.
Подойдите к столам. На столе лежат монеты разного достоинства, возьмите монеты таким образом, чтобы
можно было оплатить проезд
в автобусе. А я на время стану кондуктором. Чтобы правильно оплатить
проезд - вспомним состав числа 5 из единиц и из двух меньших. Положите пожалуйста деньги так, чтобы
было видно, что вы приготовили 5 рублей (Составили число 5). Получите билеты.
Воспитатель: Автобусы сконструировали, билеты купили ( №№ от 1 до 16) Садимся в автобус.
По дороге мы будем останавливаться на разных остановках.
Поехали(МУЗЫКА).Мы едем едем руками рулим.Один куплет с припевом.
1-ая остановка.
Цифроград. Выходим из автобуса.
Воспитатель: Уважаемые пассажиры, обратите внимание, что у вас на билетах указаны разные цифры и
числа. Давайте поиграем – будем находить своих соседей. А как в математике называются соседи чисел?
Дети: предыдущее число и последующее.
В-ль: правильно. Покажись предыдущий сосед числа 7..
Ответ др.ребёнка: Покажись последующий сосед числа 7.
И так несколько чисел.
Покажись число, живущее между числами 3 и 5, между 8 и 10, между 12 и 14.
Покажись число, которое меньше на 1 , чем 6, больше на 1 , чем 8.
Воспитатель: Едем дальше. (МУЗЫКА) Следующая остановка - Фигуроград.
Садимся за столы.
Ещё раз поиграем со счетными палочками – теперь сконструируем из них
геометрические
фигуры.
Возьмите пожалуйста 12 палочек белого и 12 палочек розового цвета. Из белых палочек сконструируем
квадрат, а из розовых – прямоугольник. Разделите обе фигуры на 2 равные части, а теперь – на 4 равные
части.
В-ль: Молодцы! Все справились.
Теперь берем маленький белый бумажный квадрат и тоже делим его сначала на 2 равные части, потом
на 4 равные части,
на 8 равных частей. Можно разными способами.
Покажите пожалуйста (Или
кто
покажет
половину квадрата ? ИЛИ Саша, покажи пож-та
половину квадрата, Даша, покажи пож-та 1
четвёртую часть квадрата, 2 четвёртых части квадрата. 1\8 часть квадрата.
Кто покажет углы квадрата? Кто покажет стороны квадрата? Кто покажет вершины квадрата?
След. игра. У вас на столах лежат ещё геометрические фигуры – треугольники и квадраты. Из этих фигур
смоделируем(составим) другие геометрические фигуры. Что у вас получилось?
Почему эта фигура называется многоугольником?(Много углов).
Кто скажет, чем похожи и чем отличается квадрат от прямоугольника?
Предполагаемые ответы детей: квадрат и прямоугольник похожи тем, что они оба четырехугольники (или
они оба имеют по 4 угла и
по 4 стороны). У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – только
противоположные.
Воспитатель: Правильно. И об этом нам ещё раз расскажут в стихах Алина, София. Берут в руки фигуры.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его…
квадрат.
Я фигура стройная,
Длинная, четырехугольная.
У брата-квадрата
Все стороны равны,
А меня только –
Противоположные.
Остановка Минутка отдыха. Дети выходят на середину группы.
Сделайте столько прыжков, сколько хвостов у трёх слонов;
Сделайте столько наклонов, сколько ушей у двух мышей;
Сделайте столько приседаний, сколько глаз у вас;
Сделайте столько хлопков в ладоши, сколько колючек у семи кошек.
Воспитательль: Едем дальше. Садитесь пожалуйста в автобус.
Про следующую остановку нам расскажет Даша. (Даша: Остановка «Неделька»
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.
П/игра «Живая неделя».
Воспитатель: Для этой игры нам надо разделиться на две команды, на первый-второй , рассчитайсь.
(раздаем карточки с названиями дней недели).
1.
Дни недели – стройся по порядку.
2.
Выходите 1-ый день недели.
3.
Входите 7-ой день недели.
4.
Выходите – середина недели.
5.
Выходите дни, в которые вы ходите в детский сад.
6.
Выходите – дни недели, которые начинаются на звук «В». (С, П)по времени
7.
Выходите – дни недели, которые заканчиваются на звук «К».
8.
Выходные дни – выходите.
Воспитатель: Вот и кончилась неделя. А мы приехали в Царице Математике-Заниматике. Вот и стол с
угощением. Заглядываю в вазу. А вот и сюрприз. О! Да это золотые монеты! А куда же мы их положим?
Предлагаю вам сделать кошелёк для денег – он по-другому называется портмоне. Садитесь пожалуйста
на свои места.
Возьмём цветную бумагу квадратной формы и наметим линию посередине.
Для этого складываем квадрат пополам - сводим две противоположные стороны. Эта складка называется
«долина». Показываю.
Затем
боковые стороны сложим к середине. Дети, каждый раз по линии сгиба проводите
пальцем с
нажимом, чтобы сгиб получился плотным. То что мы сейчас сделали называется базовой формой «Дверь».
Посмотрите, правда похоже на дверь?
Почему
называется
базовой?
Потому
что,
используя
эту
базу
–
форму
«дверь»
мы
можем
сделать(сконструировать и наш кошелёк и другие интересные предметы – кубик, грибок, лодку, автомобиль
и др.)
Продолжаем. Складываем «дверь» пополам, находим опять середину. Теперь «нашу дверь» - базовую
форму переворачиваем и опять боковые стороны прямоугольника складываем
к середине.
И ещё раз
боковые стороны складываем «долиной», т. е. пополам, складываем от себя. Кошелёк для золотых монет
готов.
СЛАЙД 4.
Воспитатель:
Наша поездка по интересной
стране
царицы Математики-Заниматики подошла к концу.
Скажите, вам понравилось в гостях? Что интересного было в нашей поездке?
Как назывались остановки на которых мы останавливались? Как вы думаете вы хорошо, дружно играли?
Чему новому вы научились в нашей игре? Какую базовую форму мы использовали для конструирования
кошелька? Как по-другому называется кошелёк?
Дети, кто вёл себя в гостях очень хорошо? Кто вам больше всего понравился?
Молодцы, ребята. Вы сегодня дружно, весело поиграли,
хорошо позанимались.
Сделали красивые,
аккуратные кошельки(портмоне). Математика-Заниматика
подарила вам всем
золотые
монеты, а вы
сделали (сконструировали) кошельки для этих монет. Возьмите их и положите в портмоне.