Напоминание

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ учебной дисциплины « Безопасности жизнедеятельности»


Автор: Зубков Геннадий Федорович
Должность: Преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: ОГАПОУ "Губкинский горно-политехнический колледж"
Населённый пункт: Белгородская область г.Губкин
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ учебной дисциплины « Безопасности жизнедеятельности»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование ИКТ на уроках ОБЖ.

Современный урок невозможен без использования информационных и

телекоммуникационных технологий, особенно это касается предметов

естественно- научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину

мира. И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача

информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний,

культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) это

всего лишь эффективные вспомогательные средства.

В

сфере

обучения.

Особенно

в

появлении

операционной

системы WINDOWS, открылись новые возможности. Прежде всего это

доступность

диалогового

общения

в

так

называемых

интерактивных

программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование

графики ( рисунки, схемы, диаграммы, карты, фотографии). Применение

графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет

на новом уровне передавать информацию обучающим и улучшить ее

понимание.

Современное

обучение

уже

трудно

представить

без

технологии

мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и

мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области

применения компьютера в учебном процессе.

Актуальность

использования

информационно

коммуникационных технологий на урокахОБЖ.

На сегодняшний день, когда одновременно с развитием современных

педагогических

технологий

происходит

модернизация

российского

образования, использование ИКТ более чем актуально при изучении

естественных наук – физики, химии, биологии, а так же ОБЖ.

Использование ИКТ на уроках ОБЖ открывает перед учителем

широкие

возможности

при

структуировании

большого

обьёма

информации, а также вовлечении учащихся в учебную деятельность.

Основные причины

актуальности

использования ИКТ на урокахОБЖ:

обеспечение наглядности и интерактивности;

развитие интеллектуальных и творческих способностей

обучающихся;

ИКТ- одно из средств активизации познавательной активности

учащихся;

ИКТ – стимулирует и развивает мышление, память;

эффективная проверка знаний;

систематизированное изучение и проверка нового материала;

использование ИКТ неотъемлемая часть работы современного

учителя.

Какие

цели и задачи

ставит перед собой современный учитель?

"Ребёнок — это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо

заполнить", сказал французский просветитель Франсуа Рабле.

Одна из

основных целей

обучения для меня на данном этапе состоит в

создании

условий,

где

учащиеся

почувствуют

комфортность,

свою

компетентность и состоятельность в процессе обучения ОБЖ по новым ИК

технологиям, а также:



развитие мышления



формирование приёмов мыслительной деятельности

Цели применения ИКТ:

активизировать деятельность учителя и ученика;

повышать качество обучения;

воплощать в жизнь принцип наглядности;

выявлять наиболее важные характеристики изучаемых объектов и

явлений природы.

Какие

задачи

необходимо решить для достижения заданной

цели?

Для этого были поставлены следующие

задачи:

• ознакомиться с теоретическими методами обучения по ИКТ

• освоить основы приёмов работы с ИКТ на практике

• апробировать методы ИКТ на урокахОБЖ

• анкетировать учащихся по заданной проблеме (выяснить насколько

повысился познавательный интерес обучающихся и какие формы работы

больше нравятся, почему)

Задачи ИКТ применяемые на уроках ОБЖ

:



достижение планируемых результатов обучения в процессе реализации

инновационных педагогических технологий;



формирование универсальных учебных действий;



развитие

способностей

к

определенным

видам

деятельности

(проектной, исследовательской и др.)



применение электронных средств обучения: электронных учебников,

энциклопедий, обучающих компьютерных программ.

Основные

методы,

используемые в работе

:

проблемный

(поиск программ по обучению ИКТ)

теоретический

(изучение

теорий

по

новым

педагогическим

технологиям)

практический

(апробирование методов и приёмов)

эмпирический

(наблюдение, анкетирование, тестирование)

На уроках по ОБЖ и во внеурочное

время можно использовать

электронные учебники, справочники и энциклопедии по ОБЖ, которые

помогают решить следующие

дидактические задачи

:

усвоить базовые знания по предмету;

систематизировать усвоенные знания;

психологически настроить на атмосферу экзамена;

натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы;

сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;

сформировать навыки самоконтроля;

сформировать мотивацию к учению в целом и к ОБЖв частности;

оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной

работе над учебным материалом;

обеспечить

удобную

образовательную

среду

и

возможности

самостоятельного выбора в поиске и использовании источников

информации, то есть подготовить учащегося к экзамену, попутно

сформировав у него полезные общеучебные навыки.

Методические приемы использования мультимедиа

на уроках ОБЖ

Методические

приемы:

1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить

ученика прокомментировать

процесс; остановить

кадр

и

предложить

продолжить дальнейший ход процесса, попросить объяснить процесс

.

2. Использование

компьютера

учениками:

при

изучении

текстового

материала заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на

вопрос.

3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой, тренажер.

4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией: развивитие

речи, мышления, памяти, умение конкретизировать, выделять главное,

устанавливать логические связи.

Этапы информатизации преподавания предмета:

1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с

его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т. п.

2. Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на

электронных

носителях

в

качестве

наглядных

пособий,

с

их

иллюстративными, анимационными возможностями.

3. Использование программных ресурсов для создания собственных учебных

пособий

с

помощью

программ Microsoft

Power

Point, Microsoft

Publisher, Adobe

Photoshop и др.

4. Применение метода учебных проектов, руководство исследовательской

учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие их в дистанционных

олимпиадах.

5. Поиск системы, создание целостной методической системы, органично

включающей все пройденные этапы.

Методические материалы ИКТ,

используемые в практике работы учителя ОБЖ.

Анализ содержания электронных учебных изданий и сетевых информационных

ресурсов показывает, что в них представлен

широкий спектр различных

объектов, которые могут эффективно

применяться при проектировании

уроков ОБЖ. К таким объе

ктам относятся:

видеофрагменты (видеодемонстрации

натурных

опытов, фрагменты

учебных,

документальных,

художественных

и

мультипликационных фильмов), позволяющие

наглядно

показать различные объекты, процессы, явления, эксперименты, которые

невозможно показать другими методами и методическими приемами;

цифровые фотографии, позволяющие изучить микро и макрообъекты

с высокой степенью разрешения при много

кратном увеличении, что

не всегда возможно в природе вследствие недоступности

некоторых объектов и ограниченности их

существования

во

времени и пространстве;

виртуальные

модели: демонстрационные

модели

(анима

ции) природных

явлений,

которые

невозможно

наблюдать

в

природе,

манипулятивные

модели

том

числе

конструкторы и тренажеры),

при помощи которых также можно

показать природные процессы и явления;

аудиоинформация (пояснения к видео, к модели, фотографии, рисунку,

аудиосюжеты), при помощи которых возможно сопровождение лекций и

уроков;

компьютерные

тесты (для

отработки

учебных

умений, контроля

качества знаний и уровня сформированности умений).

Мотивация учащихся на уроках ОБЖ с ИКТ

Как помочь детям преодолеть и повысить мотивацию учащихся

в изучении ОБЖ?

Мотивацию обучения учащихся можно повысить путём применения

разнообразных методов, уделяя внимание индивидуальным способностям

ребят.

Поэтому,

к

тем

методам,

которые

уже

были

наработаны:

систематическое использование красочных иллюстраций, дополнительных

источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники

разных авторов), методических карточек; сначала я добавил два видеокурса

для среднего и старшего звеньев учебные видеофильмы с титрами и без, а

также приобрел электронные носители – диски.

Свою деятельность обучения ОБЖ с применением ИКТ я начал с

подготовки дидактического материала к урокам, используя программы:

"Microsoft

Office

Word" и "Fast

Stone

Image

Viewer", а также пользуясь

"услугами" сканера и принтера. Сначала это были тесты, карточки

со

схемами, таблицами и т.д. Любое готовое задание требует переработки или

доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя

тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ дало возможность

многократно разнообразить виды заданий и вариантов обучения.

Результатом таких занятий стало то, что в классах повысился интерес к

предмету и улучшилась успеваемость.

В дальнейшем, я стал работать

с презентациями. Дети охотно, в

качестве домашнего задания, выполняли разнообразные презентации по

темам: «Автономное существование человека в природных условиях»» - в 6

классах, «Наводнения», «Ураганы, бури, смерчи» - в 7 классе.

Использование ИКТ на уроках ОБЖ

С целью повышения мотивации на успех учащихся к изучению

дисциплины систематически использую ИКТ. Они предлагают выгодные

варианты представления творческих идей и, конечно же, добавляют новые.

Тесты, схемы, таблицы можно набрать и обработать в электронном виде,

добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, видеокассеты

удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные презентации в

авторской обработке. Это позволяет тренировать различные виды памяти и

речевой деятельности, сочетать их в различных комбинациях, формировать

исследовательские способности, создавать коммуникативные ситуации и

автоматизировать практические действия.

Учащиеся используют ИКТ для выполнения проектных заданий и

письменных работ. Например, они изготавливают открытки ко «Дню

Защитника», листовки «Внимание дети!», «Новогодняя ёлочка!», визитки,

используя приёмы работы в Power

Point, Adobe

Photo

Shop

b

Coral

Draw.

Выполняя письменные проекты по различным темам, учащиеся могут

представить их на электронном носителе, а так же отправить учителю по

электронной почте или оставить сообщение на персональной странице

учителя в Интернет.

Необходимо отметить, что любое готовое задание требует переработки

или доработки в зависимости от уровня знаний и умений у учащихся.

Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ можно

многократно разнообразить виды заданий и вариантов. Для составления

тестовых

заданий

удобно,

например,

использовать

программу Microsoft

Excel.

Что же изменилось с внедрением ИКТ в процесс обучения Основ

безопасности жизнедеятельности

?

Прежде всего, необходимо отметить

положительную мотивацию. Ученики получают возможность применять

свои знания и навыки в новых условиях.

Компьютер даёт возможность каждому ребёнку индивидуально

поработать над тем или иным материалом под руководством учителя и без

него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников.

Игровые, ситуативные, проблемные приемы создают массу эмоций у

учащихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той

проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно

реально воплотить в жизнь. В результате применении ИКТ на уроках

повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась

подготовленная и неподготовленная речевая деятельность.

При разработке уроков с ИКТ, учитываются основные прогрессивные

методы, подходы и технологии обучения:

личностно-ориентированный

, где в центре обучения - ученик, а не

учитель, деятельность познания, а не преподавания;

обучение в сотрудничестве

- создание условий для активной

совместной

учебной

деятельности

учащихся

в

различных

учебных

ситуациях;

использование технологии методов проектов

, в основе которых,

лежит

какая -либо проблема;

формирование биологической компетенции

;

• формирование нравственных норм и принципов отношения к природе

раскрытию мировоззренческих вопросов

Выводы:

Использование ИКТ повышает:



Интерес к предмету



Эмоциональное состояние



Познавательную активность



Успеваемость по предмету



Качество знаний по ОБЖ



Результативность

в

конкурсах

(олимпиадах,

спартакиадах,

конкурсах,)



В раздел образования