Автор: Зубков Геннадий Федорович
Должность: Преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: ОГАПОУ "Губкинский горно-политехнический колледж"
Населённый пункт: Белгородская область г.Губкин
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ учебной дисциплины « Безопасности жизнедеятельности»
Раздел: среднее профессиональное
Использование ИКТ на уроках ОБЖ.
Современный урок невозможен без использования информационных и
телекоммуникационных технологий, особенно это касается предметов
естественно- научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину
мира. И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача
информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний,
культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) это
всего лишь эффективные вспомогательные средства.
В
сфере
обучения.
Особенно
в
появлении
операционной
системы WINDOWS, открылись новые возможности. Прежде всего это
доступность
диалогового
общения
в
так
называемых
интерактивных
программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование
графики ( рисунки, схемы, диаграммы, карты, фотографии). Применение
графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет
на новом уровне передавать информацию обучающим и улучшить ее
понимание.
Современное
обучение
уже
трудно
представить
без
технологии
мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и
мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области
применения компьютера в учебном процессе.
Актуальность
использования
информационно
–
коммуникационных технологий на урокахОБЖ.
На сегодняшний день, когда одновременно с развитием современных
педагогических
технологий
происходит
модернизация
российского
образования, использование ИКТ более чем актуально при изучении
естественных наук – физики, химии, биологии, а так же ОБЖ.
Использование ИКТ на уроках ОБЖ открывает перед учителем
широкие
возможности
при
структуировании
большого
обьёма
информации, а также вовлечении учащихся в учебную деятельность.
Основные причины
актуальности
использования ИКТ на урокахОБЖ:
обеспечение наглядности и интерактивности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся;
ИКТ- одно из средств активизации познавательной активности
учащихся;
ИКТ – стимулирует и развивает мышление, память;
эффективная проверка знаний;
систематизированное изучение и проверка нового материала;
использование ИКТ неотъемлемая часть работы современного
учителя.
Какие
цели и задачи
ставит перед собой современный учитель?
"Ребёнок — это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо
заполнить", сказал французский просветитель Франсуа Рабле.
Одна из
основных целей
обучения для меня на данном этапе состоит в
создании
условий,
где
учащиеся
почувствуют
комфортность,
свою
компетентность и состоятельность в процессе обучения ОБЖ по новым ИК
технологиям, а также:
развитие мышления
формирование приёмов мыслительной деятельности
Цели применения ИКТ:
активизировать деятельность учителя и ученика;
повышать качество обучения;
воплощать в жизнь принцип наглядности;
выявлять наиболее важные характеристики изучаемых объектов и
явлений природы.
Какие
задачи
необходимо решить для достижения заданной
цели?
Для этого были поставлены следующие
задачи:
• ознакомиться с теоретическими методами обучения по ИКТ
• освоить основы приёмов работы с ИКТ на практике
• апробировать методы ИКТ на урокахОБЖ
• анкетировать учащихся по заданной проблеме (выяснить насколько
повысился познавательный интерес обучающихся и какие формы работы
больше нравятся, почему)
Задачи ИКТ применяемые на уроках ОБЖ
:
достижение планируемых результатов обучения в процессе реализации
инновационных педагогических технологий;
формирование универсальных учебных действий;
развитие
способностей
к
определенным
видам
деятельности
(проектной, исследовательской и др.)
применение электронных средств обучения: электронных учебников,
энциклопедий, обучающих компьютерных программ.
Основные
методы,
используемые в работе
:
•
проблемный
(поиск программ по обучению ИКТ)
•
теоретический
(изучение
теорий
по
новым
педагогическим
технологиям)
•
практический
(апробирование методов и приёмов)
•
эмпирический
(наблюдение, анкетирование, тестирование)
На уроках по ОБЖ и во внеурочное
время можно использовать
электронные учебники, справочники и энциклопедии по ОБЖ, которые
помогают решить следующие
дидактические задачи
:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
психологически настроить на атмосферу экзамена;
натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы;
сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в целом и к ОБЖв частности;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной
работе над учебным материалом;
обеспечить
удобную
образовательную
среду
и
возможности
самостоятельного выбора в поиске и использовании источников
информации, то есть подготовить учащегося к экзамену, попутно
сформировав у него полезные общеучебные навыки.
Методические приемы использования мультимедиа
на уроках ОБЖ
Методические
приемы:
1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить
ученика прокомментировать
процесс; остановить
кадр
и
предложить
продолжить дальнейший ход процесса, попросить объяснить процесс
.
2. Использование
компьютера
учениками:
при
изучении
текстового
материала заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на
вопрос.
3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой, тренажер.
4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией: развивитие
речи, мышления, памяти, умение конкретизировать, выделять главное,
устанавливать логические связи.
Этапы информатизации преподавания предмета:
1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с
его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т. п.
2. Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на
электронных
носителях
в
качестве
наглядных
пособий,
с
их
иллюстративными, анимационными возможностями.
3. Использование программных ресурсов для создания собственных учебных
пособий
с
помощью
программ Microsoft
Power
Point, Microsoft
Publisher, Adobe
Photoshop и др.
4. Применение метода учебных проектов, руководство исследовательской
учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие их в дистанционных
олимпиадах.
5. Поиск системы, создание целостной методической системы, органично
включающей все пройденные этапы.
Методические материалы ИКТ,
используемые в практике работы учителя ОБЖ.
Анализ содержания электронных учебных изданий и сетевых информационных
ресурсов показывает, что в них представлен
широкий спектр различных
объектов, которые могут эффективно
применяться при проектировании
уроков ОБЖ. К таким объе
ктам относятся:
видеофрагменты (видеодемонстрации
натурных
опытов, фрагменты
учебных,
документальных,
художественных
и
мультипликационных фильмов), позволяющие
наглядно
показать различные объекты, процессы, явления, эксперименты, которые
невозможно показать другими методами и методическими приемами;
цифровые фотографии, позволяющие изучить микро и макрообъекты
с высокой степенью разрешения при много
кратном увеличении, что
не всегда возможно в природе вследствие недоступности
некоторых объектов и ограниченности их
существования
во
времени и пространстве;
виртуальные
модели: демонстрационные
модели
(анима
ции) природных
явлений,
которые
невозможно
наблюдать
в
природе,
манипулятивные
модели
(в
том
числе
конструкторы и тренажеры),
при помощи которых также можно
показать природные процессы и явления;
аудиоинформация (пояснения к видео, к модели, фотографии, рисунку,
аудиосюжеты), при помощи которых возможно сопровождение лекций и
уроков;
компьютерные
тесты (для
отработки
учебных
умений, контроля
качества знаний и уровня сформированности умений).
Мотивация учащихся на уроках ОБЖ с ИКТ
Как помочь детям преодолеть и повысить мотивацию учащихся
в изучении ОБЖ?
Мотивацию обучения учащихся можно повысить путём применения
разнообразных методов, уделяя внимание индивидуальным способностям
ребят.
Поэтому,
к
тем
методам,
которые
уже
были
наработаны:
систематическое использование красочных иллюстраций, дополнительных
источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники
разных авторов), методических карточек; сначала я добавил два видеокурса
для среднего и старшего звеньев учебные видеофильмы с титрами и без, а
также приобрел электронные носители – диски.
Свою деятельность обучения ОБЖ с применением ИКТ я начал с
подготовки дидактического материала к урокам, используя программы:
"Microsoft
Office
Word" и "Fast
Stone
Image
Viewer", а также пользуясь
"услугами" сканера и принтера. Сначала это были тесты, карточки
со
схемами, таблицами и т.д. Любое готовое задание требует переработки или
доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя
тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ дало возможность
многократно разнообразить виды заданий и вариантов обучения.
Результатом таких занятий стало то, что в классах повысился интерес к
предмету и улучшилась успеваемость.
В дальнейшем, я стал работать
с презентациями. Дети охотно, в
качестве домашнего задания, выполняли разнообразные презентации по
темам: «Автономное существование человека в природных условиях»» - в 6
классах, «Наводнения», «Ураганы, бури, смерчи» - в 7 классе.
Использование ИКТ на уроках ОБЖ
С целью повышения мотивации на успех учащихся к изучению
дисциплины систематически использую ИКТ. Они предлагают выгодные
варианты представления творческих идей и, конечно же, добавляют новые.
Тесты, схемы, таблицы можно набрать и обработать в электронном виде,
добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, видеокассеты
удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные презентации в
авторской обработке. Это позволяет тренировать различные виды памяти и
речевой деятельности, сочетать их в различных комбинациях, формировать
исследовательские способности, создавать коммуникативные ситуации и
автоматизировать практические действия.
Учащиеся используют ИКТ для выполнения проектных заданий и
письменных работ. Например, они изготавливают открытки ко «Дню
Защитника», листовки «Внимание дети!», «Новогодняя ёлочка!», визитки,
используя приёмы работы в Power
Point, Adobe
Photo
Shop
b
Coral
Draw.
Выполняя письменные проекты по различным темам, учащиеся могут
представить их на электронном носителе, а так же отправить учителю по
электронной почте или оставить сообщение на персональной странице
учителя в Интернет.
Необходимо отметить, что любое готовое задание требует переработки
или доработки в зависимости от уровня знаний и умений у учащихся.
Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ можно
многократно разнообразить виды заданий и вариантов. Для составления
тестовых
заданий
удобно,
например,
использовать
программу Microsoft
Excel.
Что же изменилось с внедрением ИКТ в процесс обучения Основ
безопасности жизнедеятельности
?
Прежде всего, необходимо отметить
положительную мотивацию. Ученики получают возможность применять
свои знания и навыки в новых условиях.
Компьютер даёт возможность каждому ребёнку индивидуально
поработать над тем или иным материалом под руководством учителя и без
него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников.
Игровые, ситуативные, проблемные приемы создают массу эмоций у
учащихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той
проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно
реально воплотить в жизнь. В результате применении ИКТ на уроках
повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась
подготовленная и неподготовленная речевая деятельность.
При разработке уроков с ИКТ, учитываются основные прогрессивные
методы, подходы и технологии обучения:
•
личностно-ориентированный
, где в центре обучения - ученик, а не
учитель, деятельность познания, а не преподавания;
•
обучение в сотрудничестве
- создание условий для активной
совместной
учебной
деятельности
учащихся
в
различных
учебных
ситуациях;
•
использование технологии методов проектов
, в основе которых,
лежит
какая -либо проблема;
•
формирование биологической компетенции
;
• формирование нравственных норм и принципов отношения к природе
раскрытию мировоззренческих вопросов
Выводы:
Использование ИКТ повышает:
Интерес к предмету
Эмоциональное состояние
Познавательную активность
Успеваемость по предмету
Качество знаний по ОБЖ
Результативность
в
конкурсах
(олимпиадах,
спартакиадах,
конкурсах,)