Напоминание

«Инновационные технологии в решении проблем здоровья детей дошкольного возраста».


Автор: Ананченко Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Тополёк"
Населённый пункт: Саратовская область р.п. Дергачи
Наименование материала: статья
Тема: «Инновационные технологии в решении проблем здоровья детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополёк»

Дергачевского района Саратовской области

Олимпийская улица, д. 7 «Г», р. п. Дергачи,

Дергачевский район, Саратовская область, 414443

Тел: 8(84563) 2-31-42, e-mail: topol

.

kostenko

А

Y

@

yandex

.

ru

«Инновационные технологии в решении проблем здоровья

детей дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель

I квалификационной категории

Ананченко Т.Ю.

«Инновационные технологии в решении проблем здоровья детей

дошкольного возраста».

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он работает, действует, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении».

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к

приоритетным направлениям государственной политики в сфере

образования.

Что такое здоровье? В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова: «Здоровье -

правильная, нормальная деятельность организма».

Здоровье детей – одна из актуальных проблем нашего времени, в частности,

для дошкольных учреждений. Дошкольный возраст является решающим

этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья

ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление

функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы

устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение

количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует

необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.

Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной

жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав

определенные привычки. Существует много разнообразных

немекаментозных методов воздействия на организм с целью его

оздоровления и поддержки, которые можно использовать на базе детского

сада.

Поэтому и стали востребованными педагогами образовательных учреждений

использование инновационных технологий в решении проблем здоровья

детей дошкольного возраста. Одной из которых является -

Здоровьесберегающая технология.

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая

взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,

направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и

развития).

Цель здоровьесберегающей технологии:

- обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив

его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для

ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в

процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре

здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к

своему здоровью, безопасному поведению.

Какие же задачи стоят перед нами по укреплению здоровья своего и здоровья

наших воспитанников? Выделю основные:

-сохранять здоровье, как физическое так и психическое;

-создать в детском саду распорядок дня, главной задачей которого является

постоянная забота об укреплении здоровья детей и сотрудников;

-обучать детей конкретным приемам, укрепляющим их здоровье, в которых

самым важным является деятельность по физическому воспитанию;

-создать благополучный психологический климат, обстановку

доброжелательности и доверия между детьми, сотрудниками и родителями;

-поиск новых инновационных физкультурно-оздоровительных форм работы.

Для обеспечения результативности этих задач в нашем детском саду ведется

работа по созданию условий. Ведь эффективность физкультурно-

оздоровительной работы зависит от разумной организации развивающей

среды, которая максимально ориентирована на интересы дошкольника и

укрепление его здоровья. В каждой группе оборудованы «Уголки здоровья».

Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками,

спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием. Всё

оборудование создано с учетом эстетичности, динамичности, возраста детей,

способствует развитию двигательного творчества. Необычное оборудование,

сочетание традиционного и инновационного развивает у детей повышенный

интерес и желание заниматься физкультурой, стимулирует их двигательное

творчество, улучшает эмоциональное состояние.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми в нашем

ДОУ:

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости

детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.

Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной

гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Оздоровительные игры

– как часть утренней гимнастики, на прогулке, в

групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.

Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с

возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Игры предназначены

для профилактики утомления, вызванного интенсивными

интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют

коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с

подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми

проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени

Игровой самомассаж(массаж биологически активных точек ( БАТ), массаж

рук, массаж волшебных точек ушек, точечный массаж, массаж с помощью су

– джок, пластмассовых прищепок) - это первые элементы самопомощи

своему организму, учат сознательно заботиться о своём здоровье и являются

профилактикой простудных заболеваний, повышение тонуса. Проводится в

начале занятия, т.к. требует внимания, создаёт положительный

эмоциональный настрой для дальнейшей деятельности.

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в

зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-

оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу

дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед

проведением процедуры. При помощи правильного дыхания можно избежать

гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка,

простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить

работоспособность после умственного и физического утомления

- Ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе или в спортивном зале

(в зависимости от погодных условий);

- Физкультурные занятия 2-3 раза в неделю;

- Артикуляционная гимнастика (вырабатывает полноценные движения и

определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые

для правильного произношения звуков);

- Бодрящая гимнастика (проводится ежедневно после дневного сна для

поднятия настроения и мышечного тонуса);

- Профилактика сохранения правильной осанки и плоскостопия (с помощью

традиционного и нетрадиционного спортивного инвентаря);

- Релаксация перед сном (использование спокойной классической музыки,

колыбельных песен, звуков природы помогают снять напряжение и

успокаивают организм);

- Закаливающие мероприятия: максимальное пребывание детей на свежем

воздухе; воздушные и солнечные ванны; хождение босиком по траве, песку и

асфальту во время прогулок; ходьба по полу, массажным коврикам, по

«дорожкам здоровья» в помещении; обливание ног контрастной водой;

проветривание помещений.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния

детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех

возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку

(Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашей фонотеке есть

специальная музыка для релаксации. Релаксация нередко сопровождается

художественным словом.

Технологии воздействия цветом – Правильно подобранные цвета интерьера в

нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой

ребенка.

Аэрофитотерапия – метод профилактики респираторных заболеваний.

Аромотерапевтическими свойствами обладают только природные масла.

Можно использовать ароматизационные лампы. Нюхательные флаконы,

ингаляторы, травяные подушечки

В процессе работы собран материал по использованию здоровьесберегающих

технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки

для родителей.

Вывод: Итак, сделаем выводы из всего выше сказанного.

Проблема сбережения здоровья детей является очень актуальной на

сегодняшний день. Поэтому в детских садах большое внимание уделяется

сбережению и укреплению здоровья детей. Применяются различные

комплексы упражнений и закаливающих мероприятий.

Здоровьесберегающие технологии являются важным средством сбережения и

укрепления детского здоровья.

Здоровьесберегающие технологии играют большую роль в формировании

здоровья, ведь они обеспечивают физическую готовность ребёнка.

Здоровьесберегающие технологии направлены на достижение такого

состояния физиологических функций, которое определяет высокий уровень

развития физических качеств, двигательных навыков и умений.

Все рассмотренные выше здоровьесберегающие технологии имеют

оздоровительную направленность, поэтому здоровьесберегающую

деятельность нужно использовать в комплексе, чтобы она сформировала у

детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Таким образом, применение в работе ДОУ здоровьесберегающих

педагогических технологий повышает результативность воспитательно-

образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные

ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья

воспитанников.



В раздел образования