Автор: Карлова Наталья Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Солнышко
Населённый пункт: Поселок Тикси
Наименование материала: НОД по коммуникативной деятельности
Тема: «Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
Раздел: дошкольное образование
НОД по коммуникативной деятельности на тему: «Рассказывание по картине «Собака со
щенятами»
НОД по коммуникативной деятельности на тему: «Рассказывание по картине «Собака со
щенятами»
Возрастная группа: средняя
Тема недели: «Домашние животные»
Цель:
Программное содержание:
1. Воспитательные:
•
воспитывать культуру речи
•
воспитывать желание оказывать помощь
•
бережное отношение к животным
•
воспитывать самостоятельность.
2. Развивающие:
•
развивать способность к коммуникации, мелкую моторику, наглядно-образное мышление,
речевое внимание, память, воображение.
3. Обучающие:
•
закреплять умение детей отвечать на вопросы, формировать умение составлять
описательный рассказ в определенной последовательности, используя мнемотаблицы,
активизируя лексику по теме недели «Домашние животные», способы словообразования,
автоматизируя, сонорные звуки в звучащей речи.
Материалы и оборудование:
•
создание пространства для речевого общения: удобная расстановка мебели – стулья стоят
полукругом, мольберт в центре
•
аудиозаписи: «Мой щенок», любая веселая музыка.
Демонстрационный материал:
•
картина «Собака со щенятами»
•
игрушки: собаки и щенки
•
мнемотаблица для составления описательного рассказа.
Взаимосвязь с другими видами деятельности:
до НОД
•
просмотр мультфильмов «Гадкий утенок», «Разрешите погулять с Вашей собакой», «Бобик
в гостях у Барбоса»
•
просмотр презентации: «Домашние животные»
•
чтение «Как собака друга искала» (мордовская сказка), Дж. Родари «Собака, которая не
умела лаять», А. Барто «Уехали», Ю. Мориц «Огромный собачий секрет»
•
загадывание загадок.
после НОД
•
дидактические игры: «Домашние животные», «Летом в деревне», «Помоги найти маму»,
«Зоологическое лото», «Кто, где живет», «Кого нет?», «4-ый лишний», «Назови ласково».
•
пальчиковые игры: «У собаки острый носик», «Крутит хвостиком щенок».
•
выставка рисунков на тему: «Мой любимый питомец».
Взаимодействие с родителями:
•
собрать коллекцию фигурок домашних животных для рассматривания
•
принять участие в организации выставки рисунков на тему: «Мой любимый питомец».
Предполагаемый результат:
•
создание книжки – малышки с описательными рассказами детей «Собака со щенятами»
•
сюжетно–ролевые игры: «Семья», «Забота о домашних животных», «Двор для домашних
животных», «Ветеринарная клиника».
•
подвижная игра «Лохматый пес».
Этапы
Содержание деятельности
Время
Процесс вовлечения детей в деятельность.
Утром, до прихода детей вносится картина «Собака
со щенятами» для рассматривания детьми. Дети замечают картину, рассматривают, подмечают
детали.
Дети сидят на стульчиках. Под веселую музыку входит младший воспитатель, одетый в костюм
собаки.
1 мин.
Процесс целеполагания (дети с помощью педагога ставят перед собой цель речевой
деятельности) - Здравствуйте, дети. Вы меня узнали? А я забыла, кто я, помогите мне, напомните.
1 мин.
Процесс планирования (дети с помощью педагога определяют этапы речевой деятельности,
необходимые для достижения поставленной цели).
- Воспитатель предлагает детям составить
рассказ о собаке, используя мнемотаблицу.
1. Внешний вид животного, части его тела.
2. Где живет?
3. Чем питается?
4. Как зовут детеныша?
5. Какую пользу приносит человеку.
2 мин.
Процесс осуществления действий (основная часть НОД или организованной деятельности)
Рассказ ребенка...
- Спасибо большое, я все вспомнила.
В теплый солнечный денек
Я, собака и щенок
Собирались на прогулку
Вдоль домов по переулку.
Только маленький щенок
Перелезть порог не смог:
Ножки очень коротки,
От того так нелегки
Все попытки в след за мамой
Одолеть порог упрямый.
Как ни бился наш щенок,
Перелезть порог не мог!
Помогите, очень надо
Победить щенку преграду,
Чтоб на солнечной поляне
Порезвиться вместе с нами.
Е. Кудряшова
- Воспитатель предлагает помочь щенку (воображаемому) перелезть через порог.
Проводится физкультминутка под песню «Мой щенок», имитация перешагивания через порог и
танцевальные движения, произвольные.
- Спасибо, за помощь. Я уверена, что мы теперь справимся. Мой сынок обрадуется будет вилять
хвостиком.
Проводится пальчиковая игра. Дети, сидя на стульчиках, делают круговые движения
указательными пальцами, приговаривая:
Крутит хвостиком щенок,
Увидал в саду цветок.
Воспитатель обращает внимание детей и собаки на мольберт, где прикреплена картина «Собака
со щенятами»
- Кто изображен на этой картине?
– Что делает собака?
– Кто лежит около собаки?
– Сколько щенят на картине?
– Что делают щенята?
– Какой щенок вам нравится больше? Расскажите про него.
– Расскажите про другого щенка, какой он?
– Ребята скажите, о ком эти слова, о собаке или щенках – пушистая, добрая, веселая?
– Почему вы думаете, что эти слова о собаке?
– Как мы скажем о щенке, какой он? (Пушистый, добрый, веселый щенок).
–Один щенок, а если их много, как мы скажем? Много щенков, щенят.
– Щенки маленькие, а мама – собака какая?
– Что в лапах у собаки?
– Где живут собаки? (В конуре).
– Кто принес собакам еду? Кто построил для них конуру? (Хозяин)
– На кого смотрят собака и щенки? (На воробьев).
– Как мы скажем, что их много? (Много воробьев).
– Почему воробьи не улетают от миски с едой?
– Мы внимательно рассмотрели картину, ответили на вопросы.
– Сейчас я составлю рассказ по этой картине, а вы внимательно слушайте и запоминайте.
На картине изображена собака со щенятами. Собака большая, лохматая, с коричневыми пятнами.
У нее два щенка. Щенки маленькие, смешные, пушистые. Собака и щенки смотрят на воробьев,
которые прилетели к миске с едой. Еду собакам принес хозяин. Воробьи не улетают, потому что
не боятся собаки и щенков. Мне картина понравилась.
– Кто хочет рассказать о собаке со щенками? 14 мин.
Итоги речевой деятельности,
рефлексия
- Вам понравились наши описательные рассказы по картине?
- Давайте спросим нашу гостью, понравились ли ей рассказы.
-Дорогие детки, мне очень у вас понравилось, вы помогли, но мне надо торопиться к своему
щенку. 1 мин.
Перспектива использования речевых умений в самостоятельной деятельности детей
- Мы
сделаем книжку-малышку с описательными рассказами и рисунками наших детей в подарок тебе
и твоему малышу.
- До свидания! 1 мин.