Напоминание

Современные технологии в ДОУ


Автор: Скрябина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: воспитатель
Населённый пункт: п. Тикси Булунского улуса РС (Я)
Наименование материала: Статья
Тема: Современные технологии в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Современные технологии в ДОУ.

Проблема: недостаточность применения современных педагогических технологий на практике в

современном дошкольном образовании.

Цель: повышение эффективности обучения воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи:

повысить свой уровень самообразования, освоив современные технологии обучения;

применить полученные знания на практике;

определить эффективность современных педагогических технологий;

повысить качество образования воспитанников.

Предмет исследования: современные педагогические технологии.

Гипотеза исследования: обучение и развитие личности обучающегося будет более глубоким и

полным, если преподавателями будут освоены, эффективно внедрены и непрерывно

использованы новые педагогические технологии. - ФГОС с 1.01.14г. вступил в силу и утвердил

требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения.В

современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования,

ребёнок – самоценная личность.

Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь

системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии

потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе

дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в

дошкольном образованиии использовании современных, уже отработанных технологий, а также

психолого-педагогических подходов к данному процессу.

Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в

практике педагогики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка

и его способностей.

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего

процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их

взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие

получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе

её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости

образовательных циклов.

Требования к педагогу.

Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещё и

умение применять их в практической деятельности. Спрос на мастеров обучения всегда высок.

Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя принципиально –

различающимися технологиями: продуктивной (предметно - ориентированной), щадящей

(личностно - ориентированной), технологии сотрудничества.

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее

добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако,

близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной

технологии.

Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет

оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об “авторской” технологии

данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с

заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося

работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс

в его развивающемся состоянии.

Использование технологий на практике.

Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога.

Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов,

их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля.

Любая педагогическая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.

ИКТ – это обобщенное понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора,

хранения, обработки, представления и передачи информации.

Это с одной стороны – компьютер, с другой – коммуникация.

Это использование телевидения, DVD, CD, радио, планшетов, СМИ, компьютера, телефона,

игровых приставок.

Современный образовательный процесс нельзя представить без использования мультимедийных

технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих

инициатив воспитателя и воспитанника. С точки зрения использования ИКТ на занятии,

представляется целесообразным разделить их на четыре группы. Принадлежность урока к той или

иной группе обусловливает технические условия и наличие соответствующего программного

обеспечения для его проведения.

- Занятия демонстрационного типа - презентация.

- Занятия – викторины, тесты.

- Обучающие компьютерные игры.

- .Физминутки, упражнения на релаксацию, постановка проблемы после просмотра видео.

- Использование для профессионального роста воспитателя.

Сбор и хранение информации, участие в конкурсах межрегионального и международного уровня,

собирая материал для портфолио. На сайте ДОУ можно сделать мет.копилку, куда педагоги могут

складывать информацию, доступную для членов группы: нормативные документы, картотеки,

разработки занятий, стихи и т.д.

Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ.

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

К.Д.Ушинский

МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при

помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и

воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов

(зрительной, слуховой, двигательной и тактильной), но и мышления, внимания, воображения.

Данную технологию мы с легкостью включаем во все виды занятий и из собственного опыта

считаю, что рациональнее ее вводить с детьми 4-5лет, так как у них накоплен основной словарный

запас. В своей работе я использую мнемодорожки, мнемотаблицы (схемы, в которых заложена

определенная информация). На занятиях по развитию речи они особенно эффективны и

применяются как опорная система для пересказа сказок, рассказов, для составления

описательных рассказов. Также с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек знакомлю детей с

окружающим миром на познавательных занятиях. Например, в экологическом образовании детей

помогает им сформировать понятие “сезон как время года”, запомнить признаки сезонов, усвоить

принципы составления описательных рассказов по временам года, описания диких и домашних

животных, различных предметов. Изображать можно все, что посчитаете нужным отразить в

данной таблице, но так, чтобы было понятно детям.

Технология проектов.

Трудно представить работу современного воспитателя без использования проектирования в своей

работе. Проектной деятельностью мы занимаемся ни один год.

Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и

получение быстрых практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно

реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более

устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза,

самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. С детьми младшего возраста также

можно проводить проекты, но менее длительные по времени: один день, два, три.

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме

того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой

деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности

самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем,

требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная

деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые

качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектного метода:

• является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие

познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания,

ориентироваться в информационном пространстве;

• повышает качество образовательного процесса;

• служит развитию критического и творческого мышления.

• способствует повышению компетентности педагогов.

Недостатки: низкая мотивация воспитателей, родителей;

- недостаточный уровень сформированности у воспитанников умений исследовательской

деятельности

Алгоритм работы над проектом: выбор темы, тематическое планирование, организация

окружающей среды, совместная работа воспитателя с детьми.

В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка,

раскрывается его индивидуальность.

Проекты семейные, личностные, коллективные, групповые.

Современные образовательные технологии в ДОУ

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу

инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения –

выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические

технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию

государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в

воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый

в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель-

содействовать становлению ребенка как личности. Сегодня мы поговорим о педагогических

технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении.

Преимущества компьютера:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей

огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в

себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной

жизни.

Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют

достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание

технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом

уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся

состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Всем творческих успехов!!!



В раздел образования