Автор: Скрябина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: воспитатель
Населённый пункт: п. Тикси Булунского улуса РС (Я)
Наименование материала: Статья
Тема: Современные технологии в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Тема: Современные технологии в ДОУ.
Проблема: недостаточность применения современных педагогических технологий на практике в
современном дошкольном образовании.
Цель: повышение эффективности обучения воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
повысить свой уровень самообразования, освоив современные технологии обучения;
применить полученные знания на практике;
определить эффективность современных педагогических технологий;
повысить качество образования воспитанников.
Предмет исследования: современные педагогические технологии.
Гипотеза исследования: обучение и развитие личности обучающегося будет более глубоким и
полным, если преподавателями будут освоены, эффективно внедрены и непрерывно
использованы новые педагогические технологии. - ФГОС с 1.01.14г. вступил в силу и утвердил
требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения.В
современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования,
ребёнок – самоценная личность.
Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь
системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии
потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе
дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в
дошкольном образованиии использовании современных, уже отработанных технологий, а также
психолого-педагогических подходов к данному процессу.
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в
практике педагогики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка
и его способностей.
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего
процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их
взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие
получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе
её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости
образовательных циклов.
Требования к педагогу.
Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещё и
умение применять их в практической деятельности. Спрос на мастеров обучения всегда высок.
Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя принципиально –
различающимися технологиями: продуктивной (предметно - ориентированной), щадящей
(личностно - ориентированной), технологии сотрудничества.
Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее
добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако,
близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной
технологии.
Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет
оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об “авторской” технологии
данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с
заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося
работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс
в его развивающемся состоянии.
Использование технологий на практике.
Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога.
Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов,
их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля.
Любая педагогическая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.
ИКТ – это обобщенное понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора,
хранения, обработки, представления и передачи информации.
Это с одной стороны – компьютер, с другой – коммуникация.
Это использование телевидения, DVD, CD, радио, планшетов, СМИ, компьютера, телефона,
игровых приставок.
Современный образовательный процесс нельзя представить без использования мультимедийных
технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих
инициатив воспитателя и воспитанника. С точки зрения использования ИКТ на занятии,
представляется целесообразным разделить их на четыре группы. Принадлежность урока к той или
иной группе обусловливает технические условия и наличие соответствующего программного
обеспечения для его проведения.
- Занятия демонстрационного типа - презентация.
- Занятия – викторины, тесты.
- Обучающие компьютерные игры.
- .Физминутки, упражнения на релаксацию, постановка проблемы после просмотра видео.
- Использование для профессионального роста воспитателя.
Сбор и хранение информации, участие в конкурсах межрегионального и международного уровня,
собирая материал для портфолио. На сайте ДОУ можно сделать мет.копилку, куда педагоги могут
складывать информацию, доступную для членов группы: нормативные документы, картотеки,
разработки занятий, стихи и т.д.
Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ.
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
К.Д.Ушинский
МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при
помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и
воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов
(зрительной, слуховой, двигательной и тактильной), но и мышления, внимания, воображения.
Данную технологию мы с легкостью включаем во все виды занятий и из собственного опыта
считаю, что рациональнее ее вводить с детьми 4-5лет, так как у них накоплен основной словарный
запас. В своей работе я использую мнемодорожки, мнемотаблицы (схемы, в которых заложена
определенная информация). На занятиях по развитию речи они особенно эффективны и
применяются как опорная система для пересказа сказок, рассказов, для составления
описательных рассказов. Также с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек знакомлю детей с
окружающим миром на познавательных занятиях. Например, в экологическом образовании детей
помогает им сформировать понятие “сезон как время года”, запомнить признаки сезонов, усвоить
принципы составления описательных рассказов по временам года, описания диких и домашних
животных, различных предметов. Изображать можно все, что посчитаете нужным отразить в
данной таблице, но так, чтобы было понятно детям.
Технология проектов.
Трудно представить работу современного воспитателя без использования проектирования в своей
работе. Проектной деятельностью мы занимаемся ни один год.
Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и
получение быстрых практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно
реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более
устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза,
самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. С детьми младшего возраста также
можно проводить проекты, но менее длительные по времени: один день, два, три.
В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме
того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой
деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности
самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем,
требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная
деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые
качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Преимущества проектного метода:
• является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие
познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве;
• повышает качество образовательного процесса;
• служит развитию критического и творческого мышления.
• способствует повышению компетентности педагогов.
Недостатки: низкая мотивация воспитателей, родителей;
- недостаточный уровень сформированности у воспитанников умений исследовательской
деятельности
Алгоритм работы над проектом: выбор темы, тематическое планирование, организация
окружающей среды, совместная работа воспитателя с детьми.
В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка,
раскрывается его индивидуальность.
Проекты семейные, личностные, коллективные, групповые.
Современные образовательные технологии в ДОУ
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу
инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения –
выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические
технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию
государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в
воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый
в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель-
содействовать становлению ребенка как личности. Сегодня мы поговорим о педагогических
технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении.
Преимущества компьютера:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей
огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в
себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной
жизни.
Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют
достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание
технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом
уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся
состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Всем творческих успехов!!!