Автор: Вильданова Гузелия Рафгатовна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГАПОУ "Международный центр компетенций - Казанский техникум информационных технологий и связи"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: «Применение некоторых современных методов и приемов формирования личностных результатов обучения и воспитания студентов СПО в мероприятиях, связанных с годом цифровизации и 90-летия ГАПОУ МЦК-КТИТС»
Раздел: среднее профессиональное
Доклад по теме
«Применение некоторых современных методов и приемов формирования личностных
результатов обучения и воспитания студентов СПО в мероприятиях, связанных с годом
цифровизации и 90-летия ГАПОУ МЦК-КТИТС»
Подготовила преподаватель ГАПОУ «МЦК-КТИТС» Вильданова Г.Р.
Я работаю довольно давно в сфере среднего профессионального образования, и на
протяжение многих лет, особенно в начале века, частенько сталкивалась и сейчас
сталкиваюсь с невеселой тенденцией – нежеланием студентов изучать иностранный язык,
как
таковой,
по
многим
причинам,
начиная
с
банальной
лени
и
заканчивая
идеологическими убеждениями (бывало и такое). Зачем, мол нам, простым «технарям»
забивать головы этим филологическим хламом. Низкая мотивация изучения языка – одна
из причин слабого владения им основного числа специалистов различных сфер
деятельности несмотря на то, что необходимость владения иностранным языком растет в
современном мире день ото дня. Особенно важно владение английским языком – языком
международного общения. Основная научная литература является англоязычной, общение
специалистов в различных формах осуществляется, в основном на английском языке,
пользование компьютером, в частности Интернетом, невозможно без знания языка.
Знание
иностранных
языков
дает
возможность
устанавливать
образовательные,
культурные и профессиональные контакты. Для того, чтобы влиться в единое
социокультурное
пространство,
требуются
специалисты,
владеющие
иностранным
языком. Для решения этой проблемы необходимо в процессе обучения формировать
мотивацию у студентов, выявлять трудности, оказывая тем самым педагогическую
поддержку в развитии их профессиональной мотивации. Формирование у студентов
устойчивого интереса к традициям, культуре стран изучаемого языка, а также постоянное
стремление
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию
необходимо
постоянно
стимулировать, что будет побуждать его к активной деятельности, то есть учиться.
В МЦК-КТИТС я работаю седьмой год с группами с первого по четвертый курс. И
поэтому считаю одной из своих главных задач – создание и поддержание у студентов
стойкой мотивации к изучению иностранного языка. И на сегодняшний момент
появляется все больше и больше молодых людей, которые сознательно пытаются
стремиться все же не упустить возможность учить английский язык и практиковать его.
Вырвавшись из школьной жизни, попадая в атмосферу студенческой жизни, ребята
приобретают новые цели и стимулы в жизни, которые мы должны разглядеть и
положительные, конечно же, поддержать. Нашему техникуму со своей богатой историей,
потрясающими современными возможностями и многообещающим будущим, мне
кажется, это успешно удается.
Одним из приоритетных направлений в этой связи, можно считать, изучение на уроках
иностранного языка международного движения WorldSkills, принявшего нашу страну и
давший мощный толчок к развитию среднего профессионального образования и в
частности нашего техникума связи, ставшего международным центром и тренировочным
полигоном.
Изучение истории и опыта движения WorldSkills, отслеживание текущих событий,
изучение технических характеристик компетенций, практика общения на языке – все это
должно становится частью ежедневного учебного процесса с самого начала и до конца
четвертого курса и сами участники WorldSkills -наши студенты, все это вкупе является
прекрасным примером, стимулом и воодушевлением всех участников учебного процесса.
В течении всего юбилейного для нашего техникума 2022 года , к тому же объявленного
годом Цифровизации в Татарстане
в нашем техникуме было проведено большое
количество мероприятий, связанных c этими событиями и конечно же с Движением
Worldskills. Я непосредственно принимала участие в организации, проведении и
подготовке победителей в Конкурсе проектных работ по английскому языку «Digital
technologies and their influence on various spheres of our life» среди студентов третьего и
четвертых курсов (Конкурс веб-сайтов и конкурс видеороликов) и в конкурсе авторских
проектов работ по английскому языку «The steps of my new life» среди студентов первого
года в рамках проведения предметной недели цикловой комиссии «Общеобразовательные
дисциплины и иностранные языки» . А конечная цель которого, все же – свободное
овладение студентами основных языковых компетенций, основными лексическими
знаниями, умениями и навыками в формальном так и в неформальном общении, как в
процессе обучения, так и в дальнейшей работе.
Для этого существуют различные педагогические методы и приемы, разработанные в
рамках определенных моделей: семиотическая, имитационная и социальная.
Семиотическая модель включает в себя коммуникативные упражнения на усвоение
лексики, грамматики в пределах темы; работу с основными текстами, коммуникативные
упражнения к ним.
Имитационная модель предусматривает отработку речевых клише и штампов, работу с
текстами,
дополнительными
и
содержащимся
в
традиционной
программе,
коммуникативные упражнения к ним; обучение умениям диалогического
общения;
освоение профессионально-речевых ситуаций ролевого поведения заполнения анкет
психологического характера, стендовые/устные доклады.
Социальная модель включает ролевые игры, деловые игры, анализ конкретных ситуаций,
симуляции, письменные формы работы.
На этом и строится основная деятельность преподавателя. Но что же еще мы можем
сделать, чтобы получить студентов, заинтересованных в языках? И это, конечно же,
использование информационных технологий, чтобы помочь сделать изучение языка более
доступным, актуальным и более подходящим к потребностям и ожиданиям подростков в
21-м веке.
Сюда можно отнести, в первую очередь, использование потокового видео. Появление
широкополосной связи способствовало появлению возможности включать видео прямо из
Интернета на уроках. Аутентичные видеоматериалы с сайтов YouTube, а также с сайтов
национальных телевизионных вещателей, таких как ВВС являются отличным способом,
чтобы заставить нерасположенных студентов познакомится с культурой других стран.
Во-вторых, использование музыки. Подростки фанатично любят музыку, нужно пытаться
подбирать музыку на целевой основе, которую можно использовать на уроках.
Затем использование использовать инструменты социальных сетей, таких как Skype,
Facebook или Вконтакте, чтобы находиться на связи со студентами, а также наладить их
контакт со сверстниками в других странах.
Применение
интерактивной
доски,
для
использования
готовых
интерактивных
упражнений и даже создания своих.
А также не забывать использовать позитивную конкуренцию, работать, чтобы создавать
дружеский дух соревнования на уроках, давать студентам право выбора заданий и
возможность контролировать то, что происходит на уроке. Все это несомненно будет
мотивировать сделать их больше.