Напоминание

«Говорящая среда» как технология организации образовательного пространства в ДОУ


Автор: Батманова Валентина Петровна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ № 16 «Ласточка»
Населённый пункт: станицы Новорождественской Тихорецкий район
Наименование материала: «Говорящая среда»
Тема: «Говорящая среда» как технология организации образовательного пространства в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель Батманова Валентина Петровна

«Говорящая среда» как технология организации образовательного

пространства в ДОУ

Слайд 1

Главная идея «говорящей среды» - преобразование обычной среды пребывания

ребенка в «обучающую» и «воспитывающую»

Слайд 2

Цель:

усвоение,

закрепление,

расширение

знаний,

а

также

развитие

коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Слайд 3

Внедрение новых технологий

в образовательный процесс дошкольных

учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который

стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и

хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких

технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к

дальнейшему обучению.

Слайд 4

Основная идея технологии «Говорящая среда» – трансформация среды

пребывания детей в воспитательно - обучающую среду.

1.

Говорящая среда – инструмент, который позволяет необычным образом

изменить развивающую предметно - пространственную среду ДОУ в

своеобразный живой экран.

2.

Говорящая среда (интерактивная)- это:

3.

центр познавательного развития,

4.

социально - коммуникативный центр,

5.

центр художественно - эстетического развития.

6.

Интерактивная среда решает важные воспитательно - образовательные

задачи:

7.

создаёт условия для игровой, познавательной, творческой активности

детей;

8.

позволяет изменять предметно - пространственную среду с учётом

образовательной ситуации;

9.

развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и

слуховое

восприятие,

воображение,

творческое

мышление

дошкольников;

10.обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.

11.Интерактивная стена даёт возможность взрослому и ребёнку совместно

участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и

легко трансформироваться.

Слайд 5

Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в

современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Один из классиков

отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги,

и понятия. Хотелось бы дополнить: и окружающая ребенка среда — игровое

пространство. В детском саду дети проводят большую часть дня, и мы —

педагоги, стремимся использовать инновационные подходы и принципы

построения развивающего пространства.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном

учреждении

предоставляет

каждому

ребенку

разные

возможности

для

приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего

развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является

технология «говорящей среды». Ее суть заключается в том, что ребенок,

получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей

деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать

подготовленный

педагогом

информационный

ресурс.

Технология

«развивающей среды» включает в себя развивающую, интерактивную,

сенсорную стены в предметно-пространственной среде детского сада.

В детском саду, всем известно, дети проводят большую часть времени. Здесь

они общаются, играют, исследуют и познают. Развивающая среда — это

уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом

изменить групповое помещение дошкольного учреждения, своеобразный

живой экран. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда в моей

группе

организована

таким

образом,

чтобы

отвечать

потребностям

и

интересам детей, предоставлять им свободу для получения опыта и знаний.

«Говорящая среда» детям рассказывает о теме дня, недели, проекта.

Значительная часть демонстрационного материала и результатов деятельности

детей и родителей соответствуют теме реализуемого в данное время проекта.

Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где расположено в нашей

группе, что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно,

они могут воплощать все задуманные идеи. Родителям «говорящая среда»

рассказывает, чем наполнена жизнь детей в детском саду. Мне, как педагогу,

«говорящая среда» рассказывает об интересах и приоритетах воспитанников в

выборе

вида

и

содержания

деятельности.

Это

помогает

эффективно

планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную

работу с ними.

Слайд 10

У детей старшего дошкольного возраста возникает желание участвовать в

трудовой деятельности. В уголке дежурства дети сами писали на магнитной

доске, кто дежурит сегодня. Также дежурный заполнял какое сегодня число,

месяц,

год,

день

недели.

Слайд 11

Слайд 12 Выбор перед сном

Слайд 13 Книжный уголок

Большое влияние на развитие связной речи и речевого творчества оказывает

правильно подобранный книжный уголок группы. Дети рассматривают

иллюстрации знакомых и не знакомых художественных произведений.

Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевого развития:

это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание,

пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Книги в

уголке периодически меняются, в зависимости от сезона, календарно-

тематического плана.

Слайд14-16 Демонстрационный материал

Слайд 17 Театрализованный уголок

Театр как одна из форм развития речи детей С целью речевого развития и

эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок с

разными видами театра: настольный, магнитный, пальчиковый, перчаточный,

кукольный, теневой.

Работа в

этом уголке способствует

обогащению

словарного запаса детей, развивается память и связная речь.

Слайд 18-19 Уголок сюжетно-ролевых игр

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности

детей является игра. Именно поэтому особое внимание мы уделяем

обновлению игровой предметно-развивающей среды. Яркий, насыщенный

игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает

фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское

взаимоотношение между детьми.

Такая, правильно организованная, «говорящая среда» дает детям возможность

почувствовать себя в своем пространстве полноправными хозяевами, проявить

активность и инициативность, осознать свою значимость, ощутить свой

личный вклад в общее дело. Таким образом, развивающая предметно-

пространственная среда в дошкольном учреждении должна соответствовать

всем принципам развивающего пространства ДОУ, быть содержательно-

насыщенной

,

развивающей,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной, доступной и безопасной, а также, обязательно, «говорящей»!

Эта, проверенная практикой технология, дает огромный положительный

результат в решении задач всестороннего развития ребенка — физическом и

духовном

развитии

в

целом,

будет

способствовать

формированию

познавательных

интересов,

трудовых

навыков,

воображения,

и

просто

правильного

позитивного

человеческого

роста

и

общения!

В заключении хочу сказать, что

результативность данной технологии

очевидна всем и имеет только положительные аспекты. У детей развивается

внимание, память, мелкая моторика, мышление и речь, зрительное и слуховое

восприятие. Дети становятся более инициативными, самостоятельными,

общительными, как в игровой, так и в познавательной видах деятельности.

Построение предметной- пространственной среды – это внешнее условие

педагогического процесса, позволяющее организовывать самостоятельную

деятельность

ребенка.

Она

должна

выполнять

образовательную,

воспитательную,

стимулирующую,

организационную,

коммуникативную

функции.

Но

самое

главное

она

должна

работать

на

развитие

самостоятельности и самодеятельности ребенка.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники