Напоминание

"Такие разные слова"


Автор: Шилан Татьяна Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 102"
Населённый пункт: г. Орск, Оренбургской области
Наименование материала: конспект логопедического занятия
Тема: "Такие разные слова"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Шилан Т.А. учитель-логопед МДОАУ «Детский сад № 102»

Страница 2

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе

Тема: «Такие разные слова…»

Цель: Развитие образной речи дошкольников посредством составления

синквейна с помощью наглядного моделирования

Задачи:

образовательные:
- формировать предпосылки познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (начальную коммуникативную компетентность, умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, использовать знаково-символические действия); - закреплять умение определять и называть синонимы и антонимы, производить звуковой анализ слова; - совершенствовать умение связно, последовательно, логично передавать содержание текста;
развивающие:
- развивать просодические компоненты речи; - развивать слуховое восприятие; мышление, память, внимание, воображение.
воспитательные:
- воспитывать умение работать парами и в группе, умение слушать собеседника, ориентироваться на партнёра по общению.
Оборудование:
предметные картинки, презентация «Слова - неприятели», мнемотаблицы, картинка «Сравнилка», карточки для сравнения (по количеству детей», символы к синквейну, магнитная доска, мяч, ноутбук, телевизор.
Предварительная работа:
беседы о дружбе,разучивание пословиц о дружбе, обучение составлению слов по первым звукам, знакомство детей с понятиями: «слово – предмет», «слово – признак», «слово – действие».
Методы

и

приемы:
просмотр видеоролика; «Дерево целей»; сравнение предметов; подбор слов - действий, слов – признаков; подбор синонимов, выделение на слух антонимов; игровые упражнения – имитация действий; составление слов по первым звукам; чтение рассказа, беседа, ответы на вопросы, пересказ рассказа с использованием flip book; мнемотаблицы; дидактический синквейн – моделирование; рефлексия.
Ход занятия

I. Вводная часть. Организационный момент
Мотивационный видеоролик (Маша из мультфильма «Маша и Медведь» рассказывает детям, что в школе нужно знать сказки, пословицы, буквы)
Логопед:
Дети, вы можете показать Маше, как нужно готовиться к школе, что вы знаете, умеете? Но сначала давайте посмотрим на это необычное дерево и выясним, чем мы сегодня будем заниматься, а чем нет (слайд – дерево целей).

Шилан Т.А. учитель-логопед МДОАУ «Детский сад № 102»

Страница 3

II. Основная часть занятия

Логопед
: Дети, а вы знаете, кто написал сказку «Маша и медведь» (Русский народ). Да, действительно эту сказку и много других создал русский народ. И самый красивый язык –
русский язык
, тоже создал русский народ. Сегодня мы с вами будем выполнять задания, играть в разные игры со словами русского языка.
Дети садятся за столы
Выставляется картинка « Сравнилка» – это мальчик, который любит все сравнивать. Например, он говорит: «Апельсин такой же круглый как солнце».
Логопед
: Давайте, с вами поиграем в игру «Сравни предметы». Нужно подобрать картинки, которые чем-то похожи и объяснить, почему вы так думаете.

Шилан Т.А. учитель-логопед МДОАУ «Детский сад № 102»

Страница 4

Задание 2. «Подбери слово – действие» (выставляются картинки – солнце,

слон, мячик)
- Ребята, а что человек может делать как солнышко? (греть, ласкать) - Что можно делать, как мячик – прыгать, скакать… - А что можно делать как настоящий друг? – помогать, защищать, утешать…
Логопед
: дети, скажите, пожалуйста, а кто такой друг? (ответы детей). Как можно назвать друга другим похожим словом? (товарищ, приятель). В русском языке есть много слов – приятелей, которые звучат по-разному, а обозначают одно и тоже.
Задание 3. Игра с мячом «Назови слова – «приятели» - синонимы»
Врач – доктор, холод – мороз, работа – дело, шофер - водитель, веселье – смех, ребенок - малыш…
Логопед
: Еще в нашем языке есть слова - «неприятели», т.е. противоположные по смыслу. Я предлагаю сейчас отгадать загадки и назвать слова – «неприятели».
Задание 4. «Назови слова – «неприятели» - антонимы»

Логопед
: Слушайте внимательно и постарайтесь услышать слова - «неприятели».
Загадки (презентация):
-Плывет пароход то
назад
, то
вперед
, А за ним такая гладь – ни морщинки не видать (утюг) -
Голодная
– мычит,
сытая
жует, Всем детям молока дает (корова) -Далеко мой стук слышится вокруг, Червякам я
враг
, а деревьям
друг
(дятел)
Физкультминутка «Смешное слово «Плим»
Ложка – это ложка, ложкой суп едят. Кошка – это кошка, у кошки семь котят. Тряпка – это тряпка, тряпкой вытру стол. Шапка – это шапка, оделся и пошел. А я придумал слово, смешное слово «Плим». Я повторяю снова: «Плим, плим, плим!». Вот прыгает и скачет «Плим, плим, плим!». И ничего не значит «Плим, плим, плим!». (дети выполняют движения по ходу физминутки)
Задание 5. Составление слова «ДРУГ» по первым звукам слов (за столами)

Логопед
: Ребята, посмотрите, вот карточки, в которых зашифровано какое-то слово. Нужно в каждой картинке выделить первый звук и обозначить его буквой.

Шилан Т.А. учитель-логопед МДОАУ «Детский сад № 102»

Страница 5
- Какое слово у вас получилось? (друг) - Скажите, каким может быть друг? – верным, преданным, надежным…а сейчас послушайте рассказ о друзьях и подумайте были ли герои рассказа настоящими друзьями?
Чтение рассказа «До первого дождя» В.А. Осеевой
1.Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. 2. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. 3. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. 4. Девочки побежали. Таня попросила: «Сними свой плащ, мы накроемся вместе!» - «Я не могу, я промокну!», - ответила ей Маша. 5. В школе учительница сказала: - «Как странно, у Маши платье сухое, а у Тани совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?» 6. – «У Маши был плащ, а я шла в одном платье», - сказала Таня. 7. – «Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!» 8. Обе девочки густо покраснели: Маша за Таню, а Таня за себя.
Дети пересказывают рассказ

Логопед
: так как вы думаете, эти девочки настоящие друзья? (ответы детей). А вы знаете, что в русском языке есть много разных пословиц, в том числе и о дружбе.
Задание 6. Пословицы о дружбе

Логопед
: Давайте вспомним пословицы о дружбе, а эти картинки вам помогут (дети составляют пословицы по мнемотаблицам).
Не имей сто рублей, а имей сто друзей


Шилан Т.А. учитель-логопед МДОАУ «Детский сад № 102»

Страница 6

Дружба - как стекло, разобьёшь – не склеишь

Задание 7. Составление синквейна

Логопед
: а в заключении нашего занятия мы с вами составим маленький рассказ – синквейн о друге с помощью символов. Первая строка – одно слово – друг (выставляется один символ); Вторая строка – два слова «признака» (два символа)- какой бывает друг? (ответы детей – верный, надежный…); Третья строка – три слова – «действия», что делает друг? (помогает, выручает, защищает…); Четвертая строка – пословица о дружбе; Пятая строка – слово, которое вам представляется, когда вы слышите слово «друг».
III. Заключительная часть занятия. Рефлексия

Логопед
: Спасибо, ребята! Все вы большие молодцы! - Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (сравнивали, подбирали слова-приятели, отгадывали загадки, рассказывали рассказ о двух подружках, вспоминали пословицы, составляли рассказ – синквейн). - Скажите, вам что-то запомнилось на сегодняшнем занятии. Что было самым интересным? - Что было трудно? Почему? Вы хорошо знаете разные слова, пословицы. А для того, чтобы вы могли рассказать историю о Тане и Маше своим друзьям и близким, я хочу оставить в подарок вам книгу и надеюсь, что вы будете настоящими друзьями.


В раздел образования