Автор: Шилан Татьяна Александровна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 102" Населённый пункт: г. Орск, Оренбургской области Наименование материала: конспект логопедического занятия Тема: "Такие разные слова" Раздел: дошкольное образование
Шилан Т.А. учитель-логопед МДОАУ «Детский сад № 102»
Страница 2
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе
Тема: «Такие разные слова…»
Цель: Развитие образной речи дошкольников посредством составления
синквейна с помощью наглядного моделирования
Задачи:
образовательные:
-
формировать
предпосылки
познавательных
и
коммуникативных
универсальных
учебных
действий
(начальную
коммуникативную
компетентность,
умение
самостоятельно
делать
выводы,
умозаключения,
использовать знаково-символические действия);
- закреплять умение определять и называть синонимы и антонимы, производить
звуковой анализ слова;
-
совершенствовать
умение
связно,
последовательно,
логично
передавать
содержание текста;
развивающие:
- развивать просодические компоненты речи;
- развивать слуховое восприятие; мышление, память, внимание, воображение.
воспитательные:
- воспитывать умение работать парами и в группе, умение слушать
собеседника, ориентироваться на партнёра по общению.
Оборудование:
предметные
картинки,
презентация
«Слова
-
неприятели»,
мнемотаблицы, картинка «Сравнилка», карточки для сравнения (по количеству
детей», символы к синквейну, магнитная доска, мяч, ноутбук, телевизор.
Предварительная работа: беседы о дружбе,разучивание пословиц о дружбе,
обучение составлению слов по первым звукам, знакомство детей с понятиями:
«слово – предмет», «слово – признак», «слово – действие».
Методы
и
приемы:
просмотр
видеоролика;
«Дерево
целей»;
сравнение
предметов; подбор слов - действий, слов – признаков; подбор синонимов,
выделение на слух антонимов; игровые упражнения – имитация действий;
составление
слов
по
первым
звукам;
чтение
рассказа,
беседа,
ответы
на
вопросы,
пересказ
рассказа
с
использованием
flip
book;
мнемотаблицы;
дидактический синквейн – моделирование; рефлексия.
Ход занятия
I. Вводная часть. Организационный момент
Мотивационный
видеоролик
(Маша
из
мультфильма
«Маша
и
Медведь»
рассказывает детям, что в школе нужно знать сказки, пословицы, буквы)
Логопед: Дети, вы можете показать Маше, как нужно готовиться к школе, что
вы знаете, умеете? Но сначала давайте посмотрим на это необычное дерево и
выясним, чем мы сегодня будем заниматься, а чем нет (слайд – дерево целей).
Шилан Т.А. учитель-логопед МДОАУ «Детский сад № 102»
Страница 3
II. Основная часть занятия
Логопед : Дети, а вы знаете, кто написал сказку «Маша и медведь» (Русский
народ).
Да, действительно эту сказку и много других создал русский народ.
И самый красивый язык – русский язык , тоже создал русский народ.
Сегодня мы с вами будем выполнять задания, играть в разные игры со словами
русского языка.
Дети садятся за столы
Выставляется
картинка
«
Сравнилка»
–
это
мальчик,
который
любит
все
сравнивать. Например, он говорит: «Апельсин такой же круглый как солнце».
Логопед :
Давайте,
с
вами
поиграем
в
игру
«Сравни
предметы».
Нужно
подобрать
картинки,
которые
чем-то
похожи
и
объяснить,
почему
вы
так
думаете.
Шилан Т.А. учитель-логопед МДОАУ «Детский сад № 102»
Страница 4
Задание 2. «Подбери слово – действие» (выставляются картинки – солнце,
слон, мячик)
- Ребята, а что человек может делать как солнышко? (греть, ласкать)
- Что можно делать, как мячик – прыгать, скакать…
- А что можно делать как настоящий друг? – помогать, защищать, утешать…
Логопед : дети, скажите, пожалуйста, а кто такой друг? (ответы детей). Как
можно назвать друга другим похожим словом? (товарищ, приятель).
В русском языке есть много слов – приятелей, которые звучат по-разному, а
обозначают одно и тоже.
Задание 3. Игра с мячом «Назови слова – «приятели» - синонимы»
Врач – доктор, холод – мороз, работа – дело, шофер - водитель, веселье – смех,
ребенок - малыш…
Логопед : Еще в нашем языке есть слова - «неприятели», т.е. противоположные
по смыслу. Я предлагаю сейчас отгадать загадки и назвать слова –
«неприятели».
Задание 4. «Назови слова – «неприятели» - антонимы»
Логопед :
Слушайте
внимательно
и
постарайтесь
услышать
слова
-
«неприятели».
Загадки (презентация):
-Плывет пароход то назад , то вперед ,
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать (утюг)
- Голодная – мычит, сытая жует,
Всем детям молока дает (корова)
-Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг , а деревьям друг (дятел)
Физкультминутка «Смешное слово «Плим»
Ложка – это ложка, ложкой суп едят.
Кошка – это кошка, у кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка, тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка, оделся и пошел.
А я придумал слово, смешное слово «Плим».
Я повторяю снова: «Плим, плим, плим!».
Вот прыгает и скачет «Плим, плим, плим!».
И ничего не значит «Плим, плим, плим!».
(дети выполняют движения по ходу физминутки)
Задание 5. Составление слова «ДРУГ» по первым звукам слов (за столами)
Логопед : Ребята, посмотрите, вот карточки, в которых зашифровано какое-то
слово. Нужно в каждой картинке выделить первый звук и обозначить его
буквой.
Шилан Т.А. учитель-логопед МДОАУ «Детский сад № 102»
Страница 5
- Какое слово у вас получилось? (друг)
- Скажите, каким может быть друг? – верным, преданным, надежным…а
сейчас послушайте рассказ о друзьях и подумайте были ли герои рассказа
настоящими друзьями?
Чтение рассказа «До первого дождя» В.А. Осеевой
1.Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе.
2. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь.
3. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье.
4. Девочки побежали. Таня попросила: «Сними свой плащ, мы накроемся
вместе!» - «Я не могу, я промокну!», - ответила ей Маша.
5. В школе учительница сказала: - «Как странно, у Маши платье сухое, а у Тани
совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?»
6. – «У Маши был плащ, а я шла в одном платье», - сказала Таня.
7. – «Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и,
взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!»
8. Обе девочки густо покраснели: Маша за Таню, а Таня за себя.
Дети пересказывают рассказ
Логопед : так как вы думаете, эти девочки настоящие друзья? (ответы детей). А
вы знаете, что в русском языке есть много разных пословиц, в том числе и о
дружбе.
Задание 6. Пословицы о дружбе
Логопед : Давайте вспомним пословицы о дружбе, а эти картинки вам помогут
(дети составляют пословицы по мнемотаблицам).
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Шилан Т.А. учитель-логопед МДОАУ «Детский сад № 102»
Страница 6
Дружба - как стекло, разобьёшь – не склеишь
Задание 7. Составление синквейна
Логопед : а
в заключении нашего занятия
мы с вами составим маленький
рассказ – синквейн о друге с помощью символов.
Первая строка – одно слово – друг (выставляется один символ);
Вторая строка – два слова «признака»
(два символа)- какой бывает друг?
(ответы детей – верный, надежный…);
Третья строка – три слова – «действия», что делает друг? (помогает, выручает,
защищает…);
Четвертая строка – пословица о дружбе;
Пятая строка – слово, которое вам представляется, когда вы слышите слово
«друг».
III. Заключительная часть занятия. Рефлексия
Логопед : Спасибо, ребята! Все вы большие молодцы!
- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (сравнивали, подбирали
слова-приятели, отгадывали загадки, рассказывали рассказ о двух подружках,
вспоминали пословицы, составляли рассказ – синквейн).
- Скажите, вам что-то запомнилось на сегодняшнем занятии. Что было самым
интересным?
- Что было трудно? Почему?
Вы хорошо знаете разные слова, пословицы. А для того, чтобы вы могли
рассказать историю о Тане и Маше своим друзьям и близким, я хочу оставить в
подарок вам книгу и надеюсь, что вы будете настоящими друзьями.