Напоминание

Немецкий язык как второй иностранный язык в школе


Автор: Кирпичникова Ольга Григорьевна
Должность: учитель немецкого языка, классный руководитель
Учебное заведение: МБОУ"Средняя общеобразовательная школа №5 с кадетскими классами им Губина А.Т."
Населённый пункт: г. Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Немецкий язык как второй иностранный язык в школе
Раздел: среднее образование





Назад




Немецкий язык как второй иностранный язык в школе.

Кирпичникова Ольга Григорьевна,

учитель немецкого и английского языков.

Язык является важнейшим средством общения, без которого

невозможно существование и развитие человеческого общества. Владение

иностранными

языками

в

современном

мире

трудно

переоценить.

Постоянно

растущие

международные

связи

в

различных

областях

человеческой деятельности требуют всё больше специалистов, свободно

владеющих не только разговорным языком, но и профессиональной

терминологией.

Речь о том, что в школе обязательно должен преподаваться второй

иностранный язык, ведется еще с 2010 года, но введение этой нормы

постоянно отодвигались, вплоть до 2018-2019 года. Процесс ее реализации

имеет ряд серьезных проблем, в числе которых: отсутствие свободных

часов в

школьном учебном плане; нехватка педагогических кадров;

неготовность детей и родителей к повышенным нагрузкам и новым

требованиям.

Целью обучения любого иностранного языка является форми-

рование коммуникативной компетенции. Обучение второму иностранному

языку осуществляется на основе коммуникативных умений учащихся род-

ного и первого иностранного языках. Родной язык и первый иностранный

должны стать помощниками для изучения второго иностранного языка.

Содержание школьного образования должно соответствовать требованиям

времени:

изменение

технологий,

целей

развития

общества

меняют

требования и задачи, которые ставятся перед школой.

Преподавание языка с акцентом на культуру, литературу, на знание

страны, на диалог культур будет положительно влиять на общее развитие

учащихся.

При изучении второго языка (немецкого) очень важен уровень

владения английским, так как немецкий и английский языки относятся к

одной группе языков — германской и имеют много общего, что

способствует интенсификации обучения и экономии времени. Переход из

английского в немецкий язык наблюдается в области лексики, так как

большинство слов немецкого языка имеют английское и латинское

происхождение. Присутствие англицизмов обусловлено расширением

языковых границ, особенно в области экономической, технической

терминологии, названий бытовых предметов. Большое количество слов

общего корня, интернационализмов облегчает запоминание, понимание,

как письменной, так и звучащей речи на немецком языке, способствует

догадке

о

значении

незнакомых

слов,

имеющих

сходство

с

соответствующими английскими словами, пополняя, таким образом,

потенциальный лексический запас обучающихся.

Практика показывает, кто из обучающихся легко справлялся с

изучением первого иностранного языка, у того не будет трудностей со

вторым. Даже наоборот, первый поможет изучению второго иностранного

языка.

Многие родители оберегают своих детей от чрезмерной нагрузки,

однако

мы

способны

недооценивать

способности

детского

мозга.

Доказано, что самый большой показатель усвоения знаний приходится на

первые 10-15 лет жизни. Поэтому, чем раньше приступить к изучению

немецкого, тем лучше. При такой «нагрузке» в учебном плане школа даст

возможность школьнику если не изучить, то хотя бы познакомиться со

вторым иностранным языком как можно раньше.

В нашей школе немецкий язык изучается в 8-11 классах по 1 часу в

неделю ,УМК « Горизонты».

Содержание учебного материала первых двух лет обучения можно

считать вводным, ознакомительным курсом, это первый этап обучения.

Основная проблема на первом же

этапе - слабая мотивация

учащихся. Задача учителя - мотивировать детей и снять возможные

трудности на пути освоения ими языка. Заинтересованные в данном

предмете дети быстро и успешно овладевают учебным материалом. Здесь

очень эффективен прием мотивации конечной целью. Мотивация конечной

целью предполагает постановку такой цели, для достижения которой

необходимо выучить данный иностранный язык. В данном случае это

может быть: ожидание встречи с делегацией школьников из другой

страны, путешествие по другим странам, будущая профессия, работа за

рубежом и т.д. Ребенок, заинтересованный в конечном результате,

начинает сам эффективно осваивать язык.

В свою очередь, для достижения цели учитель старается сделать

урок максимально интересным для ребенка, а учащийся стремится понять

изучаемый предмет как можно основательнее. Этот вид мотивации

позволяет заинтересовать большое количество учащихся.

Урок начинается с фонетической зарядки. Материалом для нее

могут быть аудиазаписи.Учащиеся

с удовольствием повторяют за

диктором аудиозаписи, поют песни. При самостоятельном чтении текстов

испытывают некоторые трудности, но отмечают, что на немецком читать

легче, чем на английском языке. Письменные задания на составление

предложений не вызывают у детей затруднений кроме

рамочной

конструкции в немецком (Rahmenkonstruktion) – это одна из основных

проблем для начинающих. Это не удивительно, поскольку порядок слов в

рамочной конструкции довольно непростой.

Больше всего трудностей вызвали изучение таких тем: «Артикли» «

Глаголы с отделяемой приставкой» ( «если часть слова- это приставка, то

почему она отделяется!»).

Современная

лексика,

живые

ситуации

общения,

подробные

грамматические правила, проектная работа дают возможность учителю

проводить уроки с максимальной эффективностью в группах с любым

уровнем обученности. Основной упор в учебнике сделан на развитие

коммуникативных умений с учётом Общеевропейских компетенций

владения

иностранным

языком

и

Федерального

государственного

образовательного основного общего стандарта.

Вывод:

Обучающиеся

применяют

полученные

знания

при

изучении

первого иностранного языка и проецируют их на второй иностранный

язык,

облегчая процесс понимания лексического,

фонетического

и

грамматического материалов. Очень важно на практике как можно больше

ориентироваться на личность обучаемых, учитывая их возможности,

склонности, поддерживать заинтересованность у воспитанников изучать

немецкий язык как второй иностранный язык.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники