Автор: Иванова Марина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 " Ласточка"
Населённый пункт: г. Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: проект
Тема: " Наши добрые сказки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад
№
3 «Ласточка»
Наши добрые сказки
познавательно-творческий проект
срок осуществления 5 месяцев
Мыски 2023
Разработчики проекта: Мансурова Олеся Александровна, воспитатель; Иванова
Марина Владимировна, воспитатель; Нарыгина Любовь Александровна,
музыкальный руководитель
Проект направлен на развитие детей в познавательной деятельности, развитие
творческих способностей, коммуникативных навыков в процессе ознакомления и
обогащения знаний о сказках. Проект предназначен для реализации в старшей
группе детского сада с учетом требований примерной основной образовательной
программы «Радуга» и в соответствии с ФГОС ДО к структуре основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования.
В
приложениях
представлены практические материалы работы с детьми по теме проекта.
Проект адресован воспитателям, музыкальным руководителям, родителям
воспитанников детских садов.
Содержание
Паспорт проекта ………………………………………………………………….3
1.Актуальность проекта………………………………………………………….4
2. Направленность проекта……………………………………………………….6
3. Условия реализации проекта…………………………………………………..7
4. Модель трех вопросов…………………………………………………………8
5. Этапы проекта…………………………………………………………………..9
6. График мероприятий…………….……………………………………………15
7. Результаты реализации проекта..…………………………………………….16
8. Приложения …………………………………………………………………18
3
Паспорт проекта
Наименование
проекта
«Наши добрые сказки»
Вид проекта
Познавательно-творческий
Разработчики
проекта
Воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель
Цель и задачи
проекта
Цель: Формирование основ художественной, музыкальной и
эстетической культуры, развитие творческого потенциала
воспитанников средствами сказки через организацию
совместной деятельности детей, педагогов, родителей.
Задачи: 1. Закрепить и расширить знания детей о сказках, их
разнообразии, особенностях.
2. Развивать монологическую, диалогическую речь,
эмоциональную сферу детей и их творческих навыков.
3. Воспитывать у детей любовь к сказкам, умение сопереживать
их героям. Воспитывать коммуникативные навыки.
Способствовать традициям семейного чтения. Показать ценность
и значимость совместного творчества детей и родителей.
4
Актуальность проекта
ФГОС ДО требует от дошкольного образования развития всесторонне
развитой личности ребенка, развития его творческих проявлений. Дети хорошо
воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору,
ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Знакомство
детей
с
фольклорными
произведениями
способствует
развитию
речи,
пополнению и обогащению их словарного запаса. В устном народном
творчестве как нигде больше сохранились особенные черты
характера
человека, присущие ему нравственные ценности, представление о добре,
красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в
сказках. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в
различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Сказка
–
благодатный и ничем незаменимый источник воспитания ребенка. Сказка – это
духовные богатства культуры. Познавая сказки, ребенок познает сердцем
русский народ. Дошкольный возраст – возраст сказки.
Персонажи сказок
хорошо знакомы детям, язык сказок очень выразителен, богат образными
сравнениями, имеет несложные формы прямой речи.
В последнее время педагоги отмечают, что дети знают немало сказок, но у
них не хватает навыка использования в своей самостоятельной деятельности
театрализованных игр, игр-драматизаций, сюжетных игр на тему знакомых
фольклорных произведений. Немаловажен и тот факт, что в последние годы
наблюдается резкое снижение уровня полноценного эмоционального общения
детей и родителей, происходит обеднение эмоциональной сферы детей.
Родители редко читают детям сказки, мало общаются с детьми, заменяя
эмоциональное
общение
просмотром
мультфильмов
и
кино.
Проблема
налаживания
детско-родительских
взаимоотношений
и
развития
речи
с
помощью сказок более эффективно решается при объединении усилий
всех специалистов дошкольного
5
учреждения. Актуальность проекта «Наши добрые сказки» и состоит в том,
что он помогает организовать совместную работу специалистов
детского сада: музыкального руководителя, логопеда, воспитателей, а так же
привлечь родителей.
6
Направленность проекта
Проект «Наши добрые сказки» направлен на развитие детей в
образовательных областях:
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое
развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие».
В процессе реализации проекта работа педагогов направлена на
активизацию речевого общения, развития нравственно-духовных качеств ребенка,
развития его эмоциональной сферы. Интегрированный подход позволит развивать
в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки
общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Кроме того, что сочинение
сказок развивает связную речь детей.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Сказки учат
смелости, доброте и другим положительным человеческим качествам, но делают
это без скучных наставлений, просто показывая, что может произойти, если
человек поступает неправильно. Сказки дают богатый материал для развития
творческих
способностей,
познавательной
активности,
для
самораскрытия
личности. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной
ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка. В результате
сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное
-
новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам,
явлениям. Также сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность
языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными
выражениями. Сочиняя сказки, можно
способствовать развитию речи детей,
творчеству,
развитию
их
эмоциональной
сферы.
Данный проект так же направлен на организацию совместной творческой
деятельности детей и их родителей, на удовлетворение потребности ребенка во
внимании и признании.
7
Условия реализации проекта
Стремление участников проекта к формированию положительного отношения
детей к познавательной деятельности, развитие интереса к сказкам;
тесное сотрудничество между педагогами, родителями и детьми, вера в
конечный результат;
обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач;
обеспечение интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС
ДО, учитывая возрастные возможности и особенности воспитанников;
решение программных образовательных задач при проведении совместной
деятельности взрослых и детей, в самостоятельной деятельности детей, в
рамках непосредственно образовательной деятельности и при взаимодействии
с семьями детей;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным
в выборе персонажа, роли в театрализованных играх, играх- драматизациях;
сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных
видах деятельности;
8
Модель «трех вопросов»
Что знаю?
Что хочу узнать?
Как узнать?
Вопрос
воспитателя:
«Что
вы
знаете
о
сказках?»
Эмилия Осипова: - В
сказках бывает добро и
зло.
Данил Климентьев:
-
Сказки
бывают
волшебные.
Крючкова Катя:
Вопрос
воспитателя:
«Что вы хотите узнать
о сказках?»
Кравчук Кирилл:
- Узнать новые сказки.
Мишина Дарина:
- Откуда берутся сказки.
Пшенцов Артем:
- Кто их придумывает.
Тюнина Злата: - Зачем
Вопрос воспитателя
«Где можно узнать
что-то о сказках?»
Брюхно Ваня:
- Посмотреть
мультфильмы.
Панарин Никита:
- Попросить рассказать
маму, бабушку.
Данил Климентьев:
- Сказок очень много,
они разные.
Андрей Рыбаченко:
-
В
сказках
бывает
Кощей,
Баба
Яга,
Колобок,
Бармалей,
Буратино.
Акушева Алена:
-
В сказках бывают
злые и добрые герои.
Борисова Надя:
-
В
сказках
всегда
добро побеждает зло.
нужны сказки.
- Посмотреть кино.
Маша Биер: - Читать
книжки.
Кудышев Саша:
- В телефоне
посмотреть.
Ертышов Артем: - По
планшету посмотреть.
9
Этапы проекта
Сроки и этапы
реализации проекта
Подготовительный: оценка знаний детей сказок,
их видов; вызвать интерес детей и родителей к теме
проекта; сбор необходимой информации; подбор
методической и справочной литературы по теме
проекта; составление плана мероприятий; создание
творческой группы.
- подбор необходимых материалов: видео, аудио-
материалов; репродукций, материалов для чтения,
музыкальных произведений;
- обновление речевого уголка, центра по
художественно-эстетической деятельности в
группах. 10 – 25 января
Основной: пополнение дидактического материала;
проведение основных мероприятий по реализации
проекта, согласно графику мероприятий. 25 января –
10 мая.
Заключительный:
оформление «Книги сказок»;
итоговое мероприятие – викторина «Мы любим
сказки»; презентация проекта. 11-30 мая.
Перечень основных
мероприятий
Разработка мероприятий по теме проекта:
оценка знаний детей;
подготовка дидактического и методического
материала;
проведение занятий, бесед по теме проекта;
составление фонотеки;
просмотр видео-материалов по теме проекта;
чтение сказок;
сочинительство сказок;
продуктивная деятельность;
подготовка атрибутов к итоговому мероприятию;
разучивание музыкального материала для итогового
мероприятия.
Исполнители проекта и
основных мероприятий
Воспитатели
старшей
группы,
музыкальный
руководитель, дети, родители
Ожидаемые конечные
результаты реализации
В результате реализации проекта дети пополнят,
расширят свои
знания
о сказках, их видах,
проекта
особенностях. Пополнят знания об авторах сказок.
Дети
будут
называть
прочитанные
сказки,
передавать их содержание, называть их авторов,
выделять
мораль.
У
детей
будет
развиваться
познавательный интерес к истории своего народа,
национальным традициям, фольклору.
Дети получат возможность укреплять физическое
здоровье в играх разного вида,
общаться со
сверстниками, проявлять творческую активность в
театрализованной
деятельности,
играх-
драматизациях.
Дети
получат
возможность
познакомиться
с
музыкальными
произведениями,
отражающими
сказку в музыке.
Дети продолжат развитие в ИЗО деятельности.
В результате реализации проекта у детей будут
развиваться
коммуникативные
навыки,
навыки
исполнительства.
Родители
будут
активными
участниками
педагогического, образовательного и творческого
процесса.
Участники проекта накопят фото-материалы разных
видов
деятельности.
Реализация
проекта
положительно повлияет на развитие детей во всех
образовательных областях с учетом требований
ФГОС ДО.
12
Этапы проекта
Подготовительный
10-25 января
На подготовительном этапе проекта была изучена литература по данной
теме. Беседа с детьми показала, что некоторым детям крайне редко читают
сказки, не обсуждают прочитанное, а сами дети не рассказывают, что им читают
в детском саду. Беседа также
показала, что дети называют сказки,
соответствующие
более
раннему
возрасту
«Курочка
Ряба»,
«Колобок»,
«Теремок». Лишь 20% опрошенных детей назвали любимые сказки братьев
Гримм, Андерсена, Толстого. На этом этапе работы над проектом была
скорректирована формулировка проблемы, тема, цели и задачи проекта.
Педагоги сами учились сочинять сказки с помощью метода моделирования,
познакомились
с
таким
методом,
как
составление
сказок
с
помощью
«Каталога», когда дети учатся связывать в единый сюжет случайно выбранные
объекты. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» или их можно
выбирать в книгах. Примерная цепочка вопросов для детей:
- Жил-был... кто? С кем он дружил? Пришел злой... кто? Кто помог друзьям
спастись? С помощью наводящих вопросов ребенок подбирал необходимый
объект или его действие. Постепенно цепочка вопросов увеличивалась. Когда
сказка составлена, дети придумывают название и пересказывают ее. Еще один
метод сочинения сказок – это составление сказок динамического типа. На доске
педагог рисует сказочную дорожку из 3-4 ячеек. Например: волк, лиса, заяц,
медведь.
Дети
сочиняют
сказки
с
опорой
на
картинки.
Также была подобрана детская литература, наглядно-дидактические пособия,
демонстрационный материал, дидактические игры со сказками, оформлен
книжный уголок. Была подготовлена информация для родителей
«Воспитание
сказкой»,
«Какие
сказки
читать
детям».
Музыкальным
руководителем был собран материал по теме «Сказка в музыке».
13
Данный этап позволил дать качественную оценку знаний детей о сказках.
Участники проекта подобрали методическую, художественную и
справочную
литературу
по
теме
проекта,
разработали
план
и
график
мероприятий по реализации проекта. Была создана творческая группа для
практического осуществления проекта, в которую вошли воспитатели старших
групп, музыкальный руководитель, родители.
Основной
25 января – 10 мая
На данном этапе проводились мероприятия по плану, разработанному в
подготовительном
этапе.
Материалы
проведенных
мероприятий
были
сфотографированы,
собраны
и
в
печатном
виде
представлены
в
«Приложениях».
Дети получили возможность для самостоятельной деятельности, которая
позволила развивать творческое самовыражение, фантазию, воображение.
Педагоги
старались
создать
условия
для
свободных
занятий,
что
способствовало развитию навыка способов действия и умения, замысла и
решения собственных задач, был подготовлен материал для творческой
продуктивной
деятельности.
Родители
включились
в
педагогический
и
творческий процесс совместно с детьми в условиях семьи и группы.
На втором этапе работы над проектом были проведены все мероприятия с
учетом корректировки: чтение и рассказывание детям сказок, рассматривание
иллюстраций,
беседы
по
прочитанным
сказкам,
дидактические
игры,
отгадывание загадок о героях сказок, инсценирование этюдов, выражающих
чувства различных персонажей, их изображение в движениях и действиях,
рисование на тему «Сказка»,
слушание музыки к различным сказкам. В
свободное время дети изображали своего любимого сказочного героя в
продуктивной деятельности.
14
Также на этом этапе педагоги учили детей сочинять сказки. Они
рассказали о структуре сказки: присказка,
зачин, повторы,
волшебные
предметы, концовка. Учитель-логопед обогащал словарный запас детей, учил
придумывать
сказку,
рассказывать
ее
логично
и
последовательно.
При сочинении сказки воспитатели использовали метод моделирования.
Дети совместно с родителями сочиняли сказки дома и записывали их.
Родителям было предложено нарисовать рисунок к своей любимой сказке
детства.
Заключительный
11-30 мая
На заключительном этапе работы над проектом дети рассказывали
придуманные сказки и показывали иллюстрации к ним. Все сказки были
собраны и помещены в «Золотую книгу наших сказок». Проведена итоговая
викторина
«Мы
любим
сказки».
Она
проанализирована,
отмечены
ее
положительные и отрицательные моменты. Представлены иллюстрации к
сказкам. Занятия, беседы,
фотографии образовательного и творческого
процесса
помещены
в
приложениях.
Педагоги
детского
сада
могут
воспользоваться материалами проекта для своей работы с детьми по данной
теме. Подведены итоги реализации проекта.
Проект представлен на
педагогическом педсовете
15
График мероприятий
Месяц
проведения
мероприятия
Мероприятие
Исполнители,
участники
Январь
Январь
Январь-май
Январь
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Беседа «Знакомство со сказкой»
Рассматривание иллюстраций к
сказкам
Чтение сказок: «Сказка о рыбаке и
рыбке», «Морозко», «Снегурочка»,
«По щучьему велению», «Гуси-
лебеди», «Дюймовочка», «Семь
воронов», «Гулливер», «Оловянный
солдатик», «Ледяная дева»,
«Хвастливый заяц и др.
Беседа «Что такое сказка?»
Беседа «По страницам сказок»
Пословицы и поговорки о сказках
Загадки о сказках и сказочных героях
Поделки из природного материала
«Старичок-лесовичок»
Мини-выставка «Старичок-
лесовичок» (поделки из природного
материала)
Аппликация к сказке «О золотой
рыбке»
Слушание музыки: П.И.Чайковский
«Баба Яга», М. П. Мусоргский
«Избушка на курьих ножках»
Творческие этюды «Изобрази
сказочного героя»
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети,
родители
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Музыкальный
руководитель, дети
Муз. руководитель,
дети
Февраль
Март
Март
Март
Март
Март
Март
Январь – май
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Сочинение сказки на новый лад
«Маша и медведь»
Слушание музыки: Э. Григ «Шествие
гномов», П.И. Чайковский «Балет
невылупившихся цветов», «Вальс
цветов», «Красная шапочка и волк».
Составление сказки по образцу
«Снегурочка»
Рисование «Сказка в музыке»
Просмотр видео-сказки «Три
поросенка» с заданным ритмическим
рисунком
Информация для родителей «Читайте
детям сказки», «Воспитание сказкой»
Аппликация на тему «Золотая рыбка»
Мастер-класс «Мой любимый
сказочный герой»
Помощь в пополнении книжного
уголка сказками
Творческая мастерская дома
«Сочинение сказок»
Интегрированное
занятие
«Путешествие по сказкам»
Разучивание песни «Чудо сказки»
Беседа о передаче нашего детства «В
гостях у сказки»
Развитие ритмического слуха: сказка
«Колобок»
Слушание музыки: П.И.Чайковский
«Лебедь», «Нянина сказка»; «Танец
маленьких лебедей», «Щелкунчик»,
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Муз. руководитель,
воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Муз. руководитель,
воспитатели, дети
Муз.руководитель,
воспитатели
Воспитатели, дети
Воспитатели,
родители, дети
Родители, дети
Воспитатели, дети
Муз.руководитель,
воспитатели, дети
Муз.руководитель,
воспитатели, дети
Воспитатели
Муз.руководитель,
воспитатели, дети
Апрель
Май
Май
Май
Май
Май
Май
Май
Май
«Мыши и сражение», С. Прокофьев
«Сказочка», М. Мусоргский «Старый
Творческое сочинение сказки
«Курочка ряба» на новый лад
Проблемная ситуация «Зачем нужны
сказки?»
Развитие ритмического слуха: сказка
«Дюймовочка»
Просмотр мультфильма «Картинки с
выставки» Союзмультфильм,1984 г.
Слушание музыки: П.Чайковский
«Мальчик с пальчик», «Принц и
принцесса», С. Прокофьев,
симфоническая сказка «Петя и волк»
Рассказ «Любимая сказка моего
детства»
Просмотр мультфильмов «Цыплёнок»
Союзмультфильм, 1973г. «Самый
маленький гном», Союзмультфильм,
1977 г.; «Ивашка из дворца
пионеров», Союзмультфильм,1981 г.
Итоговое мероприятие: викторина
«Мы любим сказки»
Презентация проекта
Муз.руководитель,
воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Муз.руководитель,
дети
Муз. руководитель,
воспитатели, дети
Муз. руководитель,
воспитатель, дети
Муз. руководитель,
воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Муз. руководитель,
воспитатель, дети
Муз. руководитель,
воспитатель, дети,
родители
Муз.руководитель,
воспитатели
18
Результаты реализации проекта
Ожидаемые результаты
Промежуточные результаты
Обогащение предметной среды
по теме проекта
Расширение представлений
детей о многообразии сказок,
их видах и особенностях
Вовлечение детей в творческую
деятельность
Развитие познавательного
интереса к истории русского
народа, национальным
традициям
Развитие коммуникативных
навыков
В процесс реализации проекта
родители вовлекутся в
совместную с детьми
познавательно-творческую
деятельность
Будут разработаны конспекты
занятий, бесед по теме проекта
с возможностью их
дальнейшего использования в
Пополнен книжный уголок
новыми сказками
У детей повысился интерес к
сказкам, видам и особенностям,
к истории их возникновения,
истории народного фольклора
Дети получили знания о разных
видах сказок, их особенностях
Повысился уровень
артистических способностей
детей и их коммуникативных
навыков
Использование игр, этюдов,
сочинение мини-сказок
положительно повлияло на
диалогическую и
монологическую и связную
речь детей
К реализации проекта и
проведению итогового
мероприятия привлечены
родители как его
работе
Обогатится словарный запас
детей
Совершенствование
монологической и
диалогической речи детей
Пополнение знаний детей по
теме «Сказка в музыке»
непосредственные участники
Работа над проектом
положительно повлияла на
эмоциональную сферу детей
Проявилась
доброжелательность в
отношениях со сверстниками и
взрослыми на примере поступков
сказочных героев
Продолжилось развитие
творческой активности детей,
освоение детьми различных
видов творчества
Развитие детско-родительского
сотрудничества
Слушание музыки
положительно повлияло на
эмоционально-оценочное
отношение к музыке
Получение первого опыта
самооценки
Осуществлено тесное
взаимодействие педагогов в
работе над проектом
Не все родители были
вовлечены в ход проекта,
отмечена их пассивность