Автор: Замарина Светлана Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: город Мончегорск
Наименование материала: статья
Тема: Театральный кружок и проектная деятельность в школе как пространство воспитания и фактор создания оптимальных условий для развития одаренной личности.
Раздел: полное образование
Театральный кружок и проектная деятельность в школе как
пространство воспитания и фактор создания оптимальных условий для
развития одаренной личности.
Замарина С.Ю., г. Мончегорск, Мурманской обл., МБОУ СОШ № 5, учитель высшей
квалификационной категории
ТЕЗИСЫ
Развитие творческих способностей личности - одна из актуальных проблем
педагогики и психологии. Творческая деятельность позволяет раскрыть способности
человека, помочь ему найти свое место в жизни, способствует гармоничному развитию
личности и связана с процессом формирования ее духовных запросов. В настоящее время в
практике обучения в школах России широко используется метод проектов, который
приобщает
учащихся
к
проектной
деятельности,
развивает
их
творчество,
самостоятельность, независимость и оригинальность мышления. Проектная деятельность
значительно расширяет и углубляет знания обучающихся в процессе работы над проектом,
учит взаимодействовать друг с другом, формирует общеучебные интеллектуальные умения
работы с информацией. Проектная деятельность способствует развитию адекватной
самооценки,
формированию
позитивной
Я-концепции,
развитию
информационной
компетентности. Итогом творческих проектов может стать создание видеофильма,
театральной постановки, разработка сценария и т.д. Для выполнения таких проектов
обучающемуся требуется осваивать способы работы с информационными потоками –
искать и анализировать необходимую информацию, самостоятельно ставить задачи,
преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для
решения учебных и жизненных задач. То есть проектная творческая деятельность
становится фактором создания оптимальных условий для развития одаренной личности.
Особенно стоит подчеркнуть значимость включения театральной деятельности в творческие
проекты и введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу.
Кружковая театральная деятельность в школе направлена на формирование и развитие
творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых
детей. Воспитание театром формирует эстетический вкус, мировоззрение, нравственные
качества детей; развивает самостоятельное и независимое мышление, речевую культуру,
коммуникативные
способности,
интуицию,
воображение
и
фантазию;
пробуждает
потребность в самопознании и самореализации, в раскрытии и расширении своих
созидательных возможностей, а также умению работать в коллективе.
В МБОУ СОШ № 5 г. Мончегорска театральный кружок существует только с 2022
года, но творческие проекты по постановке небольших спектаклей мы выполняли и раньше
в
рамках
деятельности
школьного
научного
общества
«Планета».
Ставили
театрализованные постановки, проводили школьные литературные вечера — все это
направлено на приобщение детей к театральному искусству.
Фрагменты школьного
проекта
«Театральные
подмостки»
были
показаны
в
рамках
работы
городской
методической недели.
Сам проект представлял собой несколько мини-сценок на
английском языке по произведению «Винни-Пух и все-все-все» английского писателя А.
Милна. А с сентября 2022 года в школе существует кружок «Театральные ступеньки»,
деятельность которого направлена на создание условий для воспитания нравственных
1
качеств личности обучающихся, творческих умений и навыков средствами театрального
искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность,
воспитания гармонично развитой личности, воспитания уверенности и актёрской смелости
при выходе на публику, формирования нравственно-этических качеств таких как
толерантность, эмпатия, доброжелательность и т.д.. Перед нашими юными актерами и
актрисами была поставлена задача принять участие в городском фестивале школьных
театров «Театральная маска», с которой они прекрасно справились, победив в номинации
«Лучший актёрский ансамбль». К этой победе театральный коллектив пришел благодаря не
только своему таланту, но и репетициям и театральной кружковой деятельности школы в
целом. Мы с удивлением наблюдали, как улучшается речь наших юных актеров, как
совершенствуется
их
межличностное
взаимодействие,
как
они
преодолевают
неуверенность в себе, робость и застенчивость. В процессе работы над выразительностью
реплик персонажей словарь детей активизировался и совершенствовалась звуковая
культура речи. Исполняемая роль ставила актеров перед необходимостью изъясняться
ясно, четко и понятно.
Пожалуй, именно театрализованная деятельность позволяет решать многие
педагогические задачи,
касающиеся формирования выразительности речи ребенка,
интеллектуального
и
художественно-эстетического
воспитания.
Воспитательные
возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может
удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Театрализованная деятельность
позволяет решать различные проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа.
Занятия
в
театральном
кружке
развивают
не
только
художественные,
актерские
способности, творческий потенциал учеников, но и общечеловеческую способность к
межличностному взаимодействию в группе, помогают социализироваться, адаптироваться
в обществе. Театральный кружок и проектная деятельность в школе как пространство
воспитания способствуют утверждению идеалов добра, справедливости, гуманизма,
патриотизма, толерантности, любви, верности, радости познания жизни. Ведь учащиеся не
просто участвуют в работе над спектаклем, но и размышляют над ним уже во время
застольных репетиций.
Сейчас, когда подростки не расстаются с гаджетами, а поэтому мало читают и
двигаются, необходимы занятия театральным искусством, которые способствуют внешней
и внутренней социализации учащихся, активизируют и развивают интеллектуальные и
одновременно творческие способности, совершенствуют культуру речи. К сожалению,
безграмотная и небрежная речь, жаргонные слова становятся типичными для современных
подростков.
Воспитательная функция театрального искусства заключается в уникальной
способности оказывать эмоциональное воздействие на человека. И именно средствами
театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой
личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями
отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству,
фантазированию. Творческая проектная деятельность и, конечно, театральная деятельность
вырабатывают чувство партнёрства и товарищества, целеустремлённость, волю, терпение,
лидерские и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной
средой.
2