Напоминание

Театральный кружок и проектная деятельность в школе как пространство воспитания и фактор создания оптимальных условий для развития одаренной личности.


Автор: Замарина Светлана Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: город Мончегорск
Наименование материала: статья
Тема: Театральный кружок и проектная деятельность в школе как пространство воспитания и фактор создания оптимальных условий для развития одаренной личности.
Раздел: полное образование





Назад




Театральный кружок и проектная деятельность в школе как

пространство воспитания и фактор создания оптимальных условий для

развития одаренной личности.

Замарина С.Ю., г. Мончегорск, Мурманской обл., МБОУ СОШ № 5, учитель высшей

квалификационной категории

ТЕЗИСЫ

Развитие творческих способностей личности - одна из актуальных проблем

педагогики и психологии. Творческая деятельность позволяет раскрыть способности

человека, помочь ему найти свое место в жизни, способствует гармоничному развитию

личности и связана с процессом формирования ее духовных запросов. В настоящее время в

практике обучения в школах России широко используется метод проектов, который

приобщает

учащихся

к

проектной

деятельности,

развивает

их

творчество,

самостоятельность, независимость и оригинальность мышления. Проектная деятельность

значительно расширяет и углубляет знания обучающихся в процессе работы над проектом,

учит взаимодействовать друг с другом, формирует общеучебные интеллектуальные умения

работы с информацией. Проектная деятельность способствует развитию адекватной

самооценки,

формированию

позитивной

Я-концепции,

развитию

информационной

компетентности. Итогом творческих проектов может стать создание видеофильма,

театральной постановки, разработка сценария и т.д. Для выполнения таких проектов

обучающемуся требуется осваивать способы работы с информационными потоками –

искать и анализировать необходимую информацию, самостоятельно ставить задачи,

преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для

решения учебных и жизненных задач. То есть проектная творческая деятельность

становится фактором создания оптимальных условий для развития одаренной личности.

Особенно стоит подчеркнуть значимость включения театральной деятельности в творческие

проекты и введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу.

Кружковая театральная деятельность в школе направлена на формирование и развитие

творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых

детей. Воспитание театром формирует эстетический вкус, мировоззрение, нравственные

качества детей; развивает самостоятельное и независимое мышление, речевую культуру,

коммуникативные

способности,

интуицию,

воображение

и

фантазию;

пробуждает

потребность в самопознании и самореализации, в раскрытии и расширении своих

созидательных возможностей, а также умению работать в коллективе.

В МБОУ СОШ № 5 г. Мончегорска театральный кружок существует только с 2022

года, но творческие проекты по постановке небольших спектаклей мы выполняли и раньше

в

рамках

деятельности

школьного

научного

общества

«Планета».

Ставили

театрализованные постановки, проводили школьные литературные вечера — все это

направлено на приобщение детей к театральному искусству.

Фрагменты школьного

проекта

«Театральные

подмостки»

были

показаны

в

рамках

работы

городской

методической недели.

Сам проект представлял собой несколько мини-сценок на

английском языке по произведению «Винни-Пух и все-все-все» английского писателя А.

Милна. А с сентября 2022 года в школе существует кружок «Театральные ступеньки»,

деятельность которого направлена на создание условий для воспитания нравственных

1

качеств личности обучающихся, творческих умений и навыков средствами театрального

искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность,

воспитания гармонично развитой личности, воспитания уверенности и актёрской смелости

при выходе на публику, формирования нравственно-этических качеств таких как

толерантность, эмпатия, доброжелательность и т.д.. Перед нашими юными актерами и

актрисами была поставлена задача принять участие в городском фестивале школьных

театров «Театральная маска», с которой они прекрасно справились, победив в номинации

«Лучший актёрский ансамбль». К этой победе театральный коллектив пришел благодаря не

только своему таланту, но и репетициям и театральной кружковой деятельности школы в

целом. Мы с удивлением наблюдали, как улучшается речь наших юных актеров, как

совершенствуется

их

межличностное

взаимодействие,

как

они

преодолевают

неуверенность в себе, робость и застенчивость. В процессе работы над выразительностью

реплик персонажей словарь детей активизировался и совершенствовалась звуковая

культура речи. Исполняемая роль ставила актеров перед необходимостью изъясняться

ясно, четко и понятно.

Пожалуй, именно театрализованная деятельность позволяет решать многие

педагогические задачи,

касающиеся формирования выразительности речи ребенка,

интеллектуального

и

художественно-эстетического

воспитания.

Воспитательные

возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может

удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Театрализованная деятельность

позволяет решать различные проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа.

Занятия

в

театральном

кружке

развивают

не

только

художественные,

актерские

способности, творческий потенциал учеников, но и общечеловеческую способность к

межличностному взаимодействию в группе, помогают социализироваться, адаптироваться

в обществе. Театральный кружок и проектная деятельность в школе как пространство

воспитания способствуют утверждению идеалов добра, справедливости, гуманизма,

патриотизма, толерантности, любви, верности, радости познания жизни. Ведь учащиеся не

просто участвуют в работе над спектаклем, но и размышляют над ним уже во время

застольных репетиций.

Сейчас, когда подростки не расстаются с гаджетами, а поэтому мало читают и

двигаются, необходимы занятия театральным искусством, которые способствуют внешней

и внутренней социализации учащихся, активизируют и развивают интеллектуальные и

одновременно творческие способности, совершенствуют культуру речи. К сожалению,

безграмотная и небрежная речь, жаргонные слова становятся типичными для современных

подростков.

Воспитательная функция театрального искусства заключается в уникальной

способности оказывать эмоциональное воздействие на человека. И именно средствами

театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой

личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями

отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству,

фантазированию. Творческая проектная деятельность и, конечно, театральная деятельность

вырабатывают чувство партнёрства и товарищества, целеустремлённость, волю, терпение,

лидерские и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной

средой.

2



В раздел образования