Напоминание

"Ознакомление с традиционной культурой Вятского края как средство художественно-эстетического развития дошкольников"


Автор: Ахметова Наталия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 7
Населённый пункт: город Кирово-Чепецк, Кировская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Ознакомление с традиционной культурой Вятского края как средство художественно-эстетического развития дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Н. В. Ахметова

Ознакомление с традиционной культурой Вятского края как средство

художественно – эстетического развития дошкольников.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов

маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая среда

откладывает в душе ребёнка отпечаток на всю последующую жизнь.

Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми,

поведение окружающих, настроение, их слова, взгляды, жесты, мимика – всё

это впитывается, откладывается, фиксируется в его сознании.

Уровень эстетической воспитанности у различных детей в зависимости от

условий жизни и воспитания неодинаков. В общем процессе воспитания

педагоги стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности.

Другими словами, основную цель эстетического воспитания необходимо

видеть в том, чтобы в ребенке органически соединилось наличие

эстетического идеала и подлинного художественного вкуса с развитой

способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и

художественно-эстетическому творчеству.

Условием и средством эстетического воспитания является художественная

деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и

самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из

закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется

тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств:

театрализованными играми, словесно-художественным творчеством,

музицирование, изобразительной и декоративно-прикладной практикой.

Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью

материала, который находился с ним рядом, т. е. под руками – это дерево,

глина, кость и т. д. Таким образом, народное прикладное искусство это не

только плод умения его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни,

повседневного быта.

Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства,

отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий

его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов

гармонического развития личности. Посредством общения с народным

искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к

своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям

национальные традиции и выработанные народом формы эстетического

отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям

мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-

эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка,

который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами,

красками, звуками, ощущениями.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в

эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы,

исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова,

Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская

и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с

произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие

представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию

патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения

ребенка к миру декоративно-прикладного искусства малой Родины.

Ознакомление с произведениями народного творчества способствует

воспитанию у дошкольников патриотических и интернациональных чувств,

формирует художественный вкус, эстетическое восприятие, способность

видеть и чувствовать гармонию, жить и созидать по законам красоты.

Приоритетность регионального культурного наследия означает:

воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования

уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного

отношения к природе родного края;

приобщение ребенка к национальному культурному наследию,

образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным

художественным промыслам, национально-культурным традициям,

произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Когда говорят о декоративно-прикладном искусстве в детском саду, особое

внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства.

Действительно, изделия народных умельцев — это проявление таланта,

мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа.

Разнообразие видов декоративно-прикладного искусства Вятки представлено

прежде всего, разнообразием ремесел: это керамика, текстиль, кукарское

кружево, художественная вышивка, плетение из лозы, лыка, бересты,

соломки, соснового корня, резьба и роспись по дереву, инкрустация

соломкой, художественная роспись по металлу, капокорешковые изделия,

гармони, народная игрушка, вятская матрешка, дымковская игрушка и др.

Безусловно, ребенку-дошкольнику не все эти виды ремесел доступны в

исполнении. Поэтому в работе с детьми используют рисование, аппликацию,

лепку, конструирование и другие техники, которые позволяют ребенку

отразить все разнообразие декоративно-прикладного искусства. К таким

техникам относится и тестопластика.

Тестопластика – это лепка из соленого теста, материала, который дает

возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Соленое

тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука,

соль, вода и капелька масла – все, что понадобится для создания шедевра.

Замешал тесто и лепи, сколько хочешь! Потом изделие раскрашивается

красками, лаком для ногтей, украшается всяческими блестками, бусинками,

тряпочками. Тесто можно окрасить любой краской– гуашь, акрил, акварель и

т.д. Главное тут пытливый ум, природное любопытство и желание создавать,

постоянно творить что-то новое, не взирая, на устоявшиеся правила.

Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми.

Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте

остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы,

ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого

вам интересен.

Лепка из соленого теста не только увлекательное, но и полезное занятие.

В процессе тестопластики у детей повышается сенсорная чувствительность;

развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются

работа обеих рук. Ребенок может проявить фантазию, смекалку,

изобретательность, творческое мышление; проявить мысли и чувства, свое

эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям

действительности. Лепка из соленого теста не только вооружает умениями и

навыками, она будит интеллектуальную и творческую активность

дошкольника, учит его планировать свою деятельность, вносить изменения в

технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Именно данная техника может стать системообразующим видом

изобразительной деятельности в отражении мотивов традиционных вятских

ремесел.

С целью ознакомления и формирования эмоционально-познавательного

интереса детей к региональным культурным традициям Вятского края нами

был разработан перспективный план работы на учебный год по технике

тестопластики «Вятские мотивы» для работы в подготовительной к школе

группе. Мы поставили перед собой задачи: развивать способность к

эстетическому видению и осмыслению простоты, самобытности,

гармоничности вятского быта, красоты родной природы; вызывать у детей

желание запечатлеть свои представления, впечатления о культуре и быте

предков в художественных образах; развивать у детей творческую

индивидуальность. инициативность, желание фантазировать; воспитывать

уважительное отношение к традициям вятской культуры.

На первых встречах «Люби и знай, родной свой край» и «Азбука

тестопластики» мы знакомим детей с традиционными художественными

ремеслами, предметами декоративно-прикладного искусства, с

возможностями и технологией лепки из соленого теста. В последующем

представления детей о декоративно-прикладном искусстве Вятки, о быте и

обычаях углубляются и расширяются, формируются и закрепляются навыки

лепки из соленого теста. Последние встречи носят творческий характер.

Дошкольники на новом содержании применяют, полученные ранее знания и

умения. У детей формируется целостное представление о народной культуре,

вятском народном творчестве. Разработанная нами серия творческих встреч

имеет четкую содержательную структуру, в которой выделяются следующие

тематические блоки: «Дары Вятки», «Бабушкин сундук», «Вятский двор»,

«Вятская изба», «Травушка - муравушка», «Праздник круглый год».

Каждый такой блок состоит из ряда тем. Например, в цикле «Дары

Вятки», представлена следующая тематика: «В лесочке собирали мы

грибочки», «Выпекали мы в печи пироги и калачи», «Корзинка с фруктами»

и др. В процессе тестопластики дети не только изготавливают конкретные

поделки, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам

лепки, но и узнают о плодородии вятской земли, об овощах и фруктах,

произрастающих на Вятке. Дошкольники, как настоящие пекари, лепят из

соленого теста хлебобулочные изделия. Получившиеся хлеб и булочки они

используют в сюжетно-ролевых играх. Дошкольники учатся беречь хлеб,

уважать труд взрослых, благодаря которым хлеб приходит на стол. В

процессе создания художественных образов из соленого теста дети

используют традиционный для Вятки природный материал: различные

семена (яблока, подсолнечника, тыквы), разнообразные колоски, сухие

травинки и сухоцветы.

На тематических встречах блока «Бабушкин сундук», таких как:

«Дымковская игрушка», «Старинная шкатулка», «Украшения», «Рамка для

фотографий», дошкольники становятся участниками увлекательного

процесса лепки полезных и красивых изделий из соленого теста. Дети учатся

создавать выразительные образы по мотивам вятского декоративно-

прикладного искусства, знакомятся с технологией декорирования готовых

изделий, с правилами и особенностями художественной росписи. Эта

деятельность обогащает дошкольников творчески, помогает им осознать

тесную связь лепки, аппликации и декоративного рисования. Большое

внимание в процессе тестопластики уделяется такому виду совместной

конструктивно-творческой деятельности детей и педагогов как

макетирование.

На творческих встречах блока «Вятский двор» и «Вятская изба» дети

знакомятся с образцами вятских художественных промыслов, с

особенностями народных костюмов, получают представление о гончарном

искусстве как традиционном ремесле жителей Вятки. Дошкольники лепят и

расписывают фигурки людей и животных, изображения предметов быта,

разнообразную посуду: крынки, кувшинчики горшки и т.д. Затем отбирают

наиболее выразительные работы для общей композиции, коллективно

обдумывают расположение персонажей, деталей и заполняют основу макета.

Взрослый выполняет ту часть работы, которая не по силам детям (заранее

подготавливает основу для будущего макета). С помощью макетирования

дети имеют возможность совершить «путешествие в прошлое»,

познакомиться с особенностями быта, используя вылепленные фигурки

разыграть сценки из жизни вятской семьи. В играх с макетами дети

одновременно выступают как драматурги, декораторы и актеры. В

дальнейшем макет «оживает» - наполняется и дополняется разнообразным

предметным материалом в зависимости от накопленных знаний и игровых

замыслов детей. Сделать творческие встречи интереснее, радостней помогает

создание детьми коллективных композиций. Например, при создании таких

панно как: «Овечки и пастух», «Вятские буренки» дети лепят фигурки

домашних животных, плетень, рельефные изображения цветов и деревьев.

Затем все детали объединяются в общую композицию. Ознакомление детей с

православными традициями, которых придерживались жители

Вятки происходит в рамках тематического блока «Праздник круглый год».

Так накануне важнейшего праздника Православной церкви – Пасхи мы

предлагаем детям слепить и расписать яйца из соленого теста, знакомим

дошкольников с особенностями росписи пасхальных яиц на Вятке, с

символическим значением используемых цветов.

В процессе творческой деятельности нами создается особая эмоциональная

атмосфера увлеченности. Лепка детей сопровождается народной музыкой и

песнями, что стимулирует творческую активность детей, музыка направляет

и конкретизирует создаваемые образы, помогает ребенку осознать себя

неотъемлемой частью своей культуры. Возможность продемонстрировать

свои достижения другим, служит стимулом для активного участия детей в

процессе лепки из соленого теста, способствует приобщению дошкольников

и их родителей к декоративному творчеству Вятки.

Таким образом, воспитывая чувство патриотизма, уважительное

отношение к традициям вятской культуры, развивая способности к

эстетическому видению и осмыслению простоты, самобытности,

гармоничности вятского быта, мы успешно влияем на развитие личности

ребенка, вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго. У детей стал

проявляется интерес к культурному наследию своей малой Родины,

расширились и углубились представления об особенностях Вятской

культуры. Новые знания вызывают у детей желание запечатлеть свои

представления, впечатления о культуре и быте предков в художественных

образах.



В раздел образования