Автор: Ахметова Наталия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 7
Населённый пункт: город Кирово-Чепецк, Кировская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Ознакомление с традиционной культурой Вятского края как средство художественно-эстетического развития дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Н. В. Ахметова
Ознакомление с традиционной культурой Вятского края как средство
художественно – эстетического развития дошкольников.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов
маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая среда
откладывает в душе ребёнка отпечаток на всю последующую жизнь.
Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми,
поведение окружающих, настроение, их слова, взгляды, жесты, мимика – всё
это впитывается, откладывается, фиксируется в его сознании.
Уровень эстетической воспитанности у различных детей в зависимости от
условий жизни и воспитания неодинаков. В общем процессе воспитания
педагоги стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности.
Другими словами, основную цель эстетического воспитания необходимо
видеть в том, чтобы в ребенке органически соединилось наличие
эстетического идеала и подлинного художественного вкуса с развитой
способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и
художественно-эстетическому творчеству.
Условием и средством эстетического воспитания является художественная
деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и
самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из
закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется
тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств:
театрализованными играми, словесно-художественным творчеством,
музицирование, изобразительной и декоративно-прикладной практикой.
Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью
материала, который находился с ним рядом, т. е. под руками – это дерево,
глина, кость и т. д. Таким образом, народное прикладное искусство это не
только плод умения его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни,
повседневного быта.
Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства,
отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий
его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов
гармонического развития личности. Посредством общения с народным
искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к
своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям
национальные традиции и выработанные народом формы эстетического
отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям
мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-
эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка,
который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами,
красками, звуками, ощущениями.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в
эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы,
исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова,
Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская
и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с
произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие
представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию
патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения
ребенка к миру декоративно-прикладного искусства малой Родины.
Ознакомление с произведениями народного творчества способствует
воспитанию у дошкольников патриотических и интернациональных чувств,
формирует художественный вкус, эстетическое восприятие, способность
видеть и чувствовать гармонию, жить и созидать по законам красоты.
Приоритетность регионального культурного наследия означает:
воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования
уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного
отношения к природе родного края;
приобщение ребенка к национальному культурному наследию,
образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным
художественным промыслам, национально-культурным традициям,
произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
Когда говорят о декоративно-прикладном искусстве в детском саду, особое
внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства.
Действительно, изделия народных умельцев — это проявление таланта,
мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа.
Разнообразие видов декоративно-прикладного искусства Вятки представлено
прежде всего, разнообразием ремесел: это керамика, текстиль, кукарское
кружево, художественная вышивка, плетение из лозы, лыка, бересты,
соломки, соснового корня, резьба и роспись по дереву, инкрустация
соломкой, художественная роспись по металлу, капокорешковые изделия,
гармони, народная игрушка, вятская матрешка, дымковская игрушка и др.
Безусловно, ребенку-дошкольнику не все эти виды ремесел доступны в
исполнении. Поэтому в работе с детьми используют рисование, аппликацию,
лепку, конструирование и другие техники, которые позволяют ребенку
отразить все разнообразие декоративно-прикладного искусства. К таким
техникам относится и тестопластика.
Тестопластика – это лепка из соленого теста, материала, который дает
возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Соленое
тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука,
соль, вода и капелька масла – все, что понадобится для создания шедевра.
Замешал тесто и лепи, сколько хочешь! Потом изделие раскрашивается
красками, лаком для ногтей, украшается всяческими блестками, бусинками,
тряпочками. Тесто можно окрасить любой краской– гуашь, акрил, акварель и
т.д. Главное тут пытливый ум, природное любопытство и желание создавать,
постоянно творить что-то новое, не взирая, на устоявшиеся правила.
Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми.
Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте
остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы,
ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого
вам интересен.
Лепка из соленого теста не только увлекательное, но и полезное занятие.
В процессе тестопластики у детей повышается сенсорная чувствительность;
развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются
работа обеих рук. Ребенок может проявить фантазию, смекалку,
изобретательность, творческое мышление; проявить мысли и чувства, свое
эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям
действительности. Лепка из соленого теста не только вооружает умениями и
навыками, она будит интеллектуальную и творческую активность
дошкольника, учит его планировать свою деятельность, вносить изменения в
технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
Именно данная техника может стать системообразующим видом
изобразительной деятельности в отражении мотивов традиционных вятских
ремесел.
С целью ознакомления и формирования эмоционально-познавательного
интереса детей к региональным культурным традициям Вятского края нами
был разработан перспективный план работы на учебный год по технике
тестопластики «Вятские мотивы» для работы в подготовительной к школе
группе. Мы поставили перед собой задачи: развивать способность к
эстетическому видению и осмыслению простоты, самобытности,
гармоничности вятского быта, красоты родной природы; вызывать у детей
желание запечатлеть свои представления, впечатления о культуре и быте
предков в художественных образах; развивать у детей творческую
индивидуальность. инициативность, желание фантазировать; воспитывать
уважительное отношение к традициям вятской культуры.
На первых встречах «Люби и знай, родной свой край» и «Азбука
тестопластики» мы знакомим детей с традиционными художественными
ремеслами, предметами декоративно-прикладного искусства, с
возможностями и технологией лепки из соленого теста. В последующем
представления детей о декоративно-прикладном искусстве Вятки, о быте и
обычаях углубляются и расширяются, формируются и закрепляются навыки
лепки из соленого теста. Последние встречи носят творческий характер.
Дошкольники на новом содержании применяют, полученные ранее знания и
умения. У детей формируется целостное представление о народной культуре,
вятском народном творчестве. Разработанная нами серия творческих встреч
имеет четкую содержательную структуру, в которой выделяются следующие
тематические блоки: «Дары Вятки», «Бабушкин сундук», «Вятский двор»,
«Вятская изба», «Травушка - муравушка», «Праздник круглый год».
Каждый такой блок состоит из ряда тем. Например, в цикле «Дары
Вятки», представлена следующая тематика: «В лесочке собирали мы
грибочки», «Выпекали мы в печи пироги и калачи», «Корзинка с фруктами»
и др. В процессе тестопластики дети не только изготавливают конкретные
поделки, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам
лепки, но и узнают о плодородии вятской земли, об овощах и фруктах,
произрастающих на Вятке. Дошкольники, как настоящие пекари, лепят из
соленого теста хлебобулочные изделия. Получившиеся хлеб и булочки они
используют в сюжетно-ролевых играх. Дошкольники учатся беречь хлеб,
уважать труд взрослых, благодаря которым хлеб приходит на стол. В
процессе создания художественных образов из соленого теста дети
используют традиционный для Вятки природный материал: различные
семена (яблока, подсолнечника, тыквы), разнообразные колоски, сухие
травинки и сухоцветы.
На тематических встречах блока «Бабушкин сундук», таких как:
«Дымковская игрушка», «Старинная шкатулка», «Украшения», «Рамка для
фотографий», дошкольники становятся участниками увлекательного
процесса лепки полезных и красивых изделий из соленого теста. Дети учатся
создавать выразительные образы по мотивам вятского декоративно-
прикладного искусства, знакомятся с технологией декорирования готовых
изделий, с правилами и особенностями художественной росписи. Эта
деятельность обогащает дошкольников творчески, помогает им осознать
тесную связь лепки, аппликации и декоративного рисования. Большое
внимание в процессе тестопластики уделяется такому виду совместной
конструктивно-творческой деятельности детей и педагогов как
макетирование.
На творческих встречах блока «Вятский двор» и «Вятская изба» дети
знакомятся с образцами вятских художественных промыслов, с
особенностями народных костюмов, получают представление о гончарном
искусстве как традиционном ремесле жителей Вятки. Дошкольники лепят и
расписывают фигурки людей и животных, изображения предметов быта,
разнообразную посуду: крынки, кувшинчики горшки и т.д. Затем отбирают
наиболее выразительные работы для общей композиции, коллективно
обдумывают расположение персонажей, деталей и заполняют основу макета.
Взрослый выполняет ту часть работы, которая не по силам детям (заранее
подготавливает основу для будущего макета). С помощью макетирования
дети имеют возможность совершить «путешествие в прошлое»,
познакомиться с особенностями быта, используя вылепленные фигурки
разыграть сценки из жизни вятской семьи. В играх с макетами дети
одновременно выступают как драматурги, декораторы и актеры. В
дальнейшем макет «оживает» - наполняется и дополняется разнообразным
предметным материалом в зависимости от накопленных знаний и игровых
замыслов детей. Сделать творческие встречи интереснее, радостней помогает
создание детьми коллективных композиций. Например, при создании таких
панно как: «Овечки и пастух», «Вятские буренки» дети лепят фигурки
домашних животных, плетень, рельефные изображения цветов и деревьев.
Затем все детали объединяются в общую композицию. Ознакомление детей с
православными традициями, которых придерживались жители
Вятки происходит в рамках тематического блока «Праздник круглый год».
Так накануне важнейшего праздника Православной церкви – Пасхи мы
предлагаем детям слепить и расписать яйца из соленого теста, знакомим
дошкольников с особенностями росписи пасхальных яиц на Вятке, с
символическим значением используемых цветов.
В процессе творческой деятельности нами создается особая эмоциональная
атмосфера увлеченности. Лепка детей сопровождается народной музыкой и
песнями, что стимулирует творческую активность детей, музыка направляет
и конкретизирует создаваемые образы, помогает ребенку осознать себя
неотъемлемой частью своей культуры. Возможность продемонстрировать
свои достижения другим, служит стимулом для активного участия детей в
процессе лепки из соленого теста, способствует приобщению дошкольников
и их родителей к декоративному творчеству Вятки.
Таким образом, воспитывая чувство патриотизма, уважительное
отношение к традициям вятской культуры, развивая способности к
эстетическому видению и осмыслению простоты, самобытности,
гармоничности вятского быта, мы успешно влияем на развитие личности
ребенка, вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго. У детей стал
проявляется интерес к культурному наследию своей малой Родины,
расширились и углубились представления об особенностях Вятской
культуры. Новые знания вызывают у детей желание запечатлеть свои
представления, впечатления о культуре и быте предков в художественных
образах.