Автор: Сметанина Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №11 Населённый пункт: город Североморск, Мурманской области Наименование материала: конспект Тема: "Клуб знатоков" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 г. Североморск общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно –
речевому развитию воспитанников
Сметанина Татьяна Владимировна
Высшая квалификационная категория
Использование элементов ТРИЗ в формировании целостной
картины мира у детей дошкольного возраста
Ф ормирование целостной картины мира у детей — одна из приоритетных
задач дошкольного образования. Важность ее решения обусловлена, прежде
всего, значением картины мира в развитии ребенка и становлении его
личности. Формирование картины миры — сложный и длительный процесс.
Она начинает складываться в дошкольном детстве, однако обогащается новым
содержанием, усложняется и изменяется на протяжении всей жизни человека.
Ребенок
познает
окружающий
мир.
Все,
что
окружает
его,
вызывает
живой интерес. Человек познает новое, удивляется уже ранее узнанному и
знакомому, если видит его
в непривычном аспекте. Пик любознательности
приходится на дошкольный период. Как познакомить ребенка с окружающим
миром, научить ребенка видеть мир во всем его многообразии, показав все его
взаимосвязи, сформировать целостную картину мира?
В настоящее время науками накоплен громадный арсенал научных средств
и методов познания окружающей действительности. Один из лучших методов
научиться чему-нибудь, это учиться, обучая и объясняя другим.
Технология
ТРИЗ
позволяет
учить
детей
мыслить
системно,
с
пониманием
происходящих
процессов.
Это
тот
инструмент
в
руках
воспитателя, с помощью которого можно развивать творческую личность,
способную
понимать единство и противоречие окружающего мира, решать
поставленные проблемы. Это та технология, которая позволяет, не расширяя
объема
основной
программы,
решать
с
интересом
для
педагога
и
детей
поставленные задачи.
С помощью технологии ТРИЗ у детей формируется системное видение
мира:
- умение оперировать в уме знаниями о
предметах,
их
связях
и
отношениях,
обобщенных и индивидуальных свойствах
этих предметов;
- расширяются представления о времени
и
пространстве,
дети
начинают
четко
выделять прошлое и будущее.
Технология ТРИЗ позволяет:
1
- постоянно раскрывать детям причинно-следственные отношения между
явлениями и действиями окружающего мира;
-
обратить
внимание
на
разнообразие
предметов
одного
вида
(стулья,
шкафы, платья разного размера, назначения, на разнообразие функций одного
предмета и предметов с одним названием) ручка – ребенка, дверная, ручка
чашки, пишущая ручка; шкаф – посудный, одежный, книжный, бельевой и т.д.;
- раскрыть детям взаимосвязь живой и неживой природы, взаимосвязь
человека и природы, их обоюдное значение, роль человека в природе.
ТРИЗ учит детей планировать заранее цель своей деятельности, порядок и
способы реализации, ее результаты;
позволяет открыть для ребенка связи
знакомых объектов с окружающим миром с незнакомых сторон.
От содержания и задач, стоящих перед занятием или бытовой деятельностью,
зависят те методы и приемы, которые можно использовать, работая с детьми
решая поставленные задачи.
Занятия проводятся, не как форма, а как поиск истины.
«Игра может быть просто развлечением. И хорошо… Но игра может быть и
средством
развития
креативности
детей.
Развлекаясь
–
развиваться!
Совместить приятное с полезным позволяет «Да-Нетка». С.Меньшиков.
Игра
позволяет
научить
детей
сужать
поле
поиска решения, выбирать из всей известной
информации ту, которая нужна. Это отличная
тренировка
в
умении
вычленять
главное,
отсечь
несущественное,
свести
в
систему
разрозненные знания.
Основным
средством
работы
с
детьми
является педагогический поиск. Воспитатель
не должен давать готовые знания, он должен
учить
их
находить,
побуждать
к
рассуждению
и
помочь
наводящими
вопросами, найти истину, решение поставленной задачи.
Одним из интересных приемов активизации мыслительных процессов детей,
является прием разрешения противоречий, который основан на разделении
противоречивых
свойств
рассматриваемого
объекта
или
ситуации
в
пространстве или во времени.
При формировании противоречия самими детьми необходимо предоставить
возможность
рассуждать
подробнее,
объясняя
все
нюансы
ситуации,
обговаривая все возможные плюсы и минусы и, что они дадут при этом
варианте решения. Эти рассуждения учат детей не только логически мыслить,
но и правильно строить сложные предложения, активизировать их словарь,
обогатить впечатления об окружающем мире.
Например, предлагаем детям решить задачу:
- Олеся принесла в детский сад раскраску и хочет дать ее раскрашивать Ане и
Лизе.
Если Олеся даст раскраску Ане, то может обидеться Лиза.
И наоборот – если даст Лизе, то может обидеться Аня.
2
Как сделать так, чтобы и Аня и Лиза остались довольны и смогли раскрасить
раскраску?
Варианты решений детей:
- Сегодня дать раскрасить Ане, а завтра Лизе.
- На одной странице раскрашивает Аня, а на второй Лиза.
- Одну часть рисунка раскрашивает Аня, а продолжает Лиза.
- В саду рисует Аня, а дома Лиза.
- По жребию решить, кто будет первый, а кто второй.
С помощью решения жизненных или литературных задач можно научить детей
не только логически рассуждать, выискивая и разрешая противоречия, но и
приобщаться к реальной жизни, учась решать жизненные проблемы.
Общаясь с ребенком, необходимо показать ему, что все, что нас окружает,
состоит из каких-либо мельчайших частей, что любой предмет, каким бы он не
был – большим или маленьким, является частью чего-то большего и в то же
время из чего-то состоит сам.
Системный подход к окружающему миру помогает ребенку или сказочному
герою решить жизненную или сказочную задачу, лучше рассмотреть главных
героев
или
предметы
со
всех
сторон,
рассмотреть
их
составляющие,
изменения в прошлом и возможные перемены в будущем.
Используя
в
работе
метод
«Синектики»,
можно
научить
ребенка
давать
полную характеристику какому-либо объекту, явлению путем перечисления
его свойств, прибегнуть к сопоставлениям.
И тогда рождаются аналогии (соответствие между объектами в каких либо
свойства). Аналогия позволяет устанавливать связь по отдельным признакам
между самыми различными, на первый взгляд, объектами или явлениями.
Детям можно предложить множество игр, таких как:
«Бюро находок» - один из детей берет на себя роль работника «Бюро находок»,
а другой – что - то потерявшего. Потерявший должен описать по внешним
признакам,
что
потерялось,
но
сравнивая
его
с
другими
объектами.
По
принципу – цвет – такой как у…, форма такая, как у… и т.д. Работник «Бюро
находок» должен отгадать, что он потерял. Не отгадавший «сотрудник» теряет
работу.
«Чем похожи?» - арбуз и яблоко, похожи по форме, величине, и у арбуза и у
яблока есть семечки, оба растут, их сажают, бывают одного цвета-зеленого
или красного и т.д.
С
помощью
метода
«Символической
аналогии»
можно
«записывать»
(зарисовывать символами) с детьми рассказы и стихи, для того чтобы детям
было легче запомнить содержание произведения, придумывать свои рассказы
и сказки.
С целью формирования у детей умения давать большое количество идей в
рамках заданной темы, а так же для обучения критического отношения к
результатам обсуждения, умению выбрать оригинальное решение задачи, в
работе с детьми, можно использовать «Метод мозгового штурма», который
позволяет
избежать
инерционной
направленности
поиска,
активизировать
мыслительные способности ребенка.
3
Для закрепления полученных знаний и впечатлений целесообразно проводить
тематические недели, которые заканчиваются практической деятельностью с
детьми, где они проявляют свое творчество и умение. Как итог своей работы,
понимание значимости своего труда, можно
оформить выставки детских
работ на темы: «Зимние фантазии», «Золотая осень», «Весенняя капель»,
«Неизведанные планеты», «Мир вокруг нас» и др.
Сформированная
целостная
картина
мира
поможет
ребенку
легче
адаптироваться в том мире, в котором ему предстоит жить.
Следует
отметить,
что
результативность
будет
зависеть
не
столько
от
педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога,
его
развития
инициативы
и
творчества,
от
его
стремления
овладеть
достижениями педагогических наук, освоить идеи инновационного опыта.
«Оптимизм, настойчивость и успешность!»- вот девиз педагога в совместном с
воспитанниками поиске истины.
4