Напоминание

"Клуб знатоков"


Автор: Сметанина Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №11
Населённый пункт: город Североморск, Мурманской области
Наименование материала: конспект
Тема: "Клуб знатоков"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №11 г. Североморск общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно –

речевому развитию воспитанников
Сметанина Татьяна Владимировна Высшая квалификационная категория
Использование элементов ТРИЗ в формировании целостной

картины мира у детей дошкольного возраста

Ф
ормирование целостной картины мира у детей — одна из приоритетных задач дошкольного образования. Важность ее решения обусловлена, прежде всего, значением картины мира в развитии ребенка и становлении его личности. Формирование картины миры — сложный и длительный процесс. Она начинает складываться в дошкольном детстве, однако обогащается новым содержанием, усложняется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Ребенок познает окружающий мир. Все, что окружает его, вызывает живой интерес. Человек познает новое, удивляется уже ранее узнанному и знакомому, если видит его в непривычном аспекте. Пик любознательности приходится на дошкольный период. Как познакомить ребенка с окружающим миром, научить ребенка видеть мир во всем его многообразии, показав все его взаимосвязи, сформировать целостную картину мира? В настоящее время науками накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Один из лучших методов научиться чему-нибудь, это учиться, обучая и объясняя другим. Технология ТРИЗ позволяет учить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Это тот инструмент в руках воспитателя, с помощью которого можно развивать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, решать поставленные проблемы. Это та технология, которая позволяет, не расширяя объема основной программы, решать с интересом для педагога и детей поставленные задачи. С помощью технологии ТРИЗ у детей формируется системное видение мира: - умение оперировать в уме знаниями о предметах, их связях и отношениях, обобщенных и индивидуальных свойствах этих предметов; - расширяются представления о времени и пространстве, дети начинают четко выделять прошлое и будущее. Технология ТРИЗ позволяет: 1
- постоянно раскрывать детям причинно-следственные отношения между явлениями и действиями окружающего мира; - обратить внимание на разнообразие предметов одного вида (стулья, шкафы, платья разного размера, назначения, на разнообразие функций одного предмета и предметов с одним названием) ручка – ребенка, дверная, ручка чашки, пишущая ручка; шкаф – посудный, одежный, книжный, бельевой и т.д.; - раскрыть детям взаимосвязь живой и неживой природы, взаимосвязь человека и природы, их обоюдное значение, роль человека в природе. ТРИЗ учит детей планировать заранее цель своей деятельности, порядок и способы реализации, ее результаты; позволяет открыть для ребенка связи знакомых объектов с окружающим миром с незнакомых сторон. От содержания и задач, стоящих перед занятием или бытовой деятельностью, зависят те методы и приемы, которые можно использовать, работая с детьми решая поставленные задачи. Занятия проводятся, не как форма, а как поиск истины. «Игра может быть просто развлечением. И хорошо… Но игра может быть и средством развития креативности детей. Развлекаясь – развиваться! Совместить приятное с полезным позволяет «Да-Нетка». С.Меньшиков. Игра позволяет научить детей сужать поле поиска решения, выбирать из всей известной информации ту, которая нужна. Это отличная тренировка в умении вычленять главное, отсечь несущественное, свести в систему разрозненные знания. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Воспитатель не должен давать готовые знания, он должен учить их находить, побуждать к рассуждению и помочь наводящими вопросами, найти истину, решение поставленной задачи. Одним из интересных приемов активизации мыслительных процессов детей, является прием разрешения противоречий, который основан на разделении противоречивых свойств рассматриваемого объекта или ситуации в пространстве или во времени. При формировании противоречия самими детьми необходимо предоставить возможность рассуждать подробнее, объясняя все нюансы ситуации, обговаривая все возможные плюсы и минусы и, что они дадут при этом варианте решения. Эти рассуждения учат детей не только логически мыслить, но и правильно строить сложные предложения, активизировать их словарь, обогатить впечатления об окружающем мире. Например, предлагаем детям решить задачу: - Олеся принесла в детский сад раскраску и хочет дать ее раскрашивать Ане и Лизе. Если Олеся даст раскраску Ане, то может обидеться Лиза. И наоборот – если даст Лизе, то может обидеться Аня. 2
Как сделать так, чтобы и Аня и Лиза остались довольны и смогли раскрасить раскраску? Варианты решений детей: - Сегодня дать раскрасить Ане, а завтра Лизе. - На одной странице раскрашивает Аня, а на второй Лиза. - Одну часть рисунка раскрашивает Аня, а продолжает Лиза. - В саду рисует Аня, а дома Лиза. - По жребию решить, кто будет первый, а кто второй. С помощью решения жизненных или литературных задач можно научить детей не только логически рассуждать, выискивая и разрешая противоречия, но и приобщаться к реальной жизни, учась решать жизненные проблемы. Общаясь с ребенком, необходимо показать ему, что все, что нас окружает, состоит из каких-либо мельчайших частей, что любой предмет, каким бы он не был – большим или маленьким, является частью чего-то большего и в то же время из чего-то состоит сам. Системный подход к окружающему миру помогает ребенку или сказочному герою решить жизненную или сказочную задачу, лучше рассмотреть главных героев или предметы со всех сторон, рассмотреть их составляющие, изменения в прошлом и возможные перемены в будущем. Используя в работе метод «Синектики», можно научить ребенка давать полную характеристику какому-либо объекту, явлению путем перечисления его свойств, прибегнуть к сопоставлениям. И тогда рождаются аналогии (соответствие между объектами в каких либо свойства). Аналогия позволяет устанавливать связь по отдельным признакам между самыми различными, на первый взгляд, объектами или явлениями. Детям можно предложить множество игр, таких как: «Бюро находок» - один из детей берет на себя роль работника «Бюро находок», а другой – что - то потерявшего. Потерявший должен описать по внешним признакам, что потерялось, но сравнивая его с другими объектами. По принципу – цвет – такой как у…, форма такая, как у… и т.д. Работник «Бюро находок» должен отгадать, что он потерял. Не отгадавший «сотрудник» теряет работу. «Чем похожи?» - арбуз и яблоко, похожи по форме, величине, и у арбуза и у яблока есть семечки, оба растут, их сажают, бывают одного цвета-зеленого или красного и т.д. С помощью метода «Символической аналогии» можно «записывать» (зарисовывать символами) с детьми рассказы и стихи, для того чтобы детям было легче запомнить содержание произведения, придумывать свои рассказы и сказки. С целью формирования у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы, а так же для обучения критического отношения к результатам обсуждения, умению выбрать оригинальное решение задачи, в работе с детьми, можно использовать «Метод мозгового штурма», который позволяет избежать инерционной направленности поиска, активизировать мыслительные способности ребенка. 3
Для закрепления полученных знаний и впечатлений целесообразно проводить тематические недели, которые заканчиваются практической деятельностью с детьми, где они проявляют свое творчество и умение. Как итог своей работы, понимание значимости своего труда, можно оформить выставки детских работ на темы: «Зимние фантазии», «Золотая осень», «Весенняя капель», «Неизведанные планеты», «Мир вокруг нас» и др. Сформированная целостная картина мира поможет ребенку легче адаптироваться в том мире, в котором ему предстоит жить. Следует отметить, что результативность будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога, его развития инициативы и творчества, от его стремления овладеть достижениями педагогических наук, освоить идеи инновационного опыта. «Оптимизм, настойчивость и успешность!»- вот девиз педагога в совместном с воспитанниками поиске истины. 4


В раздел образования