Автор: Богадица Вера Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 25
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: "Кризис 3 лет у ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Кризис 3 лет у ребенка
Вашего милого малыша будто подменили? Совсем недавно это был ласковый, спокойный
ребенок, которому нравилось выполнять ваши просьбы. А теперь? Что бы ему ни предложили – всё
отвергает с криком «нет!», дерзит и ругает родителей. Желает поступать так, как он хочет, и требует,
чтобы все в доме подчинялись его приказам.
Когда начинается кризис 3 лет у ребенка?
Кризис трехлетия не обязательно проявляется ровно в три года. Многое зависит от
индивидуальных особенностей, развития и потенциала малыша. Однако чаще всего этот непростой
период начинается в возрасте от двух с половиной до трех с половиной лет.
Сколько длится кризис 3 лет у ребенка?
Ни один специалист не способен дать точный ответ на этот вопрос, потому что
продолжительность кризисного периода зависит от каждого отдельного случая – воспитания
ребенка, усилий, прилагаемых родителями для преодоления трудного возраста. Однако в
большинстве случаев ситуация стабилизируется к четырем годам.
Каковы причины детского кризиса 3 лет?
Первые три года ребенок физически и психически зависим от матери, он не отпускает ее ни на
шаг, тяжело переживает разлуку. В этот период малыш впитывает в себя, как губка, огромное
количество информации, которая непрерывно накапливается.Проходит время, малыш крепнет
физически (уже ловко и уверенно управляет своим телом) и психически (его мозг достигает
определенной
стадии
развития).
Исследуя
пространство,
ребёнок видит
результаты своей
деятельности, приходит в восторг от осознания того, что может влиять на окружающий мир. Он
подражает взрослым, использует их лексику, "примеряет" на себя разные роли, начинает играть в
ролевые игры. Проявляет интерес к сверстникам и начинает взаимодействовать с детьми, играет в
совместные игры с ними.Его уверенность в себе достигает вселенского масштаба: «Ура! Я САМ это
умею! Я САМ это могу! Я БОЛЬШОЙ, как мама и папа!».
ВАЖНО Ребенок начинает осознавать себя отдельной независимой личностью.
Но многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний
конфликт) – с одной стороны, а с другой - он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний
конфликт) - как раз именно здесь и происходит внутреннее противоречие между «хочу» и «могу».
Эти процессы и являются так называемым «кризисом Я сам».
Существует целый перечень признаков «кризиса трёх лет», но все они - следствия одной
причины, кратко и емко описывающей поведение ребенка в период кризиса трех лет:
Малыш стремится сам принимать решения! Он стремится не только что-то делать
самостоятельно, но и самостоятельно решать, делать это или нет.
Как проявляется кризис 3 лет?
Психологи выделяют семь основных признаков - это, так называемое, семизвездие - своеволие,
упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм.
1. Негативизм или «Как скажете, лишь бы не так и то!»
Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному
желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому,
что его об этом попросили.
Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то
заявляет: «Не пойду!». Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так
решил!
Что делать? Попробуйте вместо утвердительной формы "Идем гулять!" просто спросить
малыша о его желании: «Сашенька, мы гулять пойдем?». Часто спасает фраза "Давай вместе!".
Например, ребёнок говорит: "Не буду умываться!" заменяем фразой "Давай вместе будем
умываться!", а дальше задача сделать так, чтобы ему было интересно умываться. Например, читаем
стишок "Водичка, водичка, умой мое личико..." или умываем мишку. В некоторых ситуациях можно
применить маленькую военную хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте
вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты
будешь кушать гречневую кашу или рисовую?».
Ну, и совсем в крайних случаях, можно предложить ребенку сделать противоположное, с
расчетом на то, что малыш из чувства негативизма сделает то, что надо. Например, скажите: "Гулять
сегодня не пойдем!", тогда малыш будет настаивать на прогулке. Но часто прибегать к этому
способу не стоит, так как это обман.
2. Строптивость или «Нет – и всё!»
Строптивость очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на
определенного человека - это протест против самого образа жизни. Ребенок отказывается выполнять
требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются
противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, а бабушка вообще все разрешает).
Что делать? Отвлеките ребенка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут
ребенок неожиданно согласится с Вашим предложением, забыв, что недавно возражал.
3. Упрямство или «Я решил сам!»
Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а
потому, что он это потребовал: "Я так решил!". Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет,
и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка
намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!». Почему? Потому что
это мама предложила книжку, а не он сам так решил.
Что делать? Подождите несколько минут, зачастую малыш сам примет решение и попросит
книжку. Удивительно, но факт!
4. Своеволие или «Гордый карапуз»
Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Безусловно, бывает удобнее сделать что-то
за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишаете его радости от процесса деятельности.
Присмотритесь к малышу, и Вы увидите гордость от собственной самостоятельности.
Что делать? Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это
ему не по силам. Увы, но опыт приходит только в паре с ошибками. И если у крохи что-то
получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните,
какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку,
придает уверенности в силах и удовлетворит потребность быть хорошим.
ВАЖНО Таким образом, формируется основа «системы Я», т.е. самой личности ребёнка!
5. Протест-бунт или «Стройся, родитель, я – бунтарь!»
Именно бунтом и протестом отвечает малыш на давление со стороны родителей, и их желание
все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», "Одень тапочки!"). Бурная
энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в
виде эмоций (гнева, истерик). Любому человеку (а ребенку и тем более) очень тяжело долго
находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какой-либо
деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета. Ребенок, чью
деятельность постоянно сдерживают родители, считая его поведение неправильным, будет искать
другие пути освобождения от накопившегося напряжения. Например, в виде агрессии или онанизма.
Что делать? Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом
объясните, как «правильно» себя вести и почему. А затем, предложите малышу порисовать,
полепить, поиграть.
ВАЖНО Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Так уж устроена психика
человека. Во время проявления эмоций человеку трудно сосредоточиться на том, что ему говорят
(это принцип доминанты - очаг возбуждения в головном мозге подавляет все остальные).
6. Обесценивание или «Прочь отсюда – игрушки, книжки…»
Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и
к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами). Это следующий этап
исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией). Потом он поймет, что такое его
поведение может быть неприятно другим людям. А пока... Пока он подражает взрослым, ему
интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если…).
Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет
книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте
неприятный момент с использованием игрушек. Например, если малыш отказывается одеваться на
прогулку, то предложите ему одеть куклу или плюшевого медведя, пусть он поиграет роль
взрослого. Через некоторое время ребенок согласится одеться и сам тоже.
7. Деспотизм или «Я - здесь начальник!»
Малыш учится управлять окружающим миром, пытается заставить родителей делать то, что он
хочет. Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» –
это хорошая черта характера, которая позволяет человеку быть самому хозяином своей жизни и как
следствие - брать на себя ответственность за происходящее, а не быть ведомым другими людьми (это
особенно ценно в подростковом возрасте, когда велика опасность влияния «дурных компаний).
Что делать? Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности
самого ребенка и других людей – будьте непреклонны (безо всяких исключений). Позволяйте
малышу совершать ошибки, ведь сейчас ребенок учится исключительно на собственном опыте. Ему
сложно понять объяснения взрослых.
Кризис трёх лет – прежде всего кризис социальных отношений, взаимоотношений личности
ребенка и окружающих. И протекать остро он будет только в том случае, если взрослые, не замечая у
малыша тенденции к самостоятельности, будут сохранять прежний тип отношений, устраивающий
их, взрослых, но сдерживающий активность и самостоятельность детей.
Результатом выбора неадекватной тактики поведения родителей все вышеперечисленные
признаки кризиса могут закрепиться и принять устойчивый характер, и впоследствии, привести к
таким невротическим явлениям как энурез, ночные кошмары, заикание и пр.
Если же взрослые адекватно отреагируют на происходящие в ребенке изменения, заменив
авторитарность и гиперопеку на партнерское общение и самостоятельность (в разумных пределах,
конечно), то все конфликты и трудности данного возрастного периода могут иметь временный
характер, либо не возникнуть вовсе.
Как пережить кризис 3 лет у ребенка?
Советы психологов
«Что же делать?» - именно таким вопросом часто задаются родители маленьких бунтарей. Всем
озадаченным мамам и папам психологи рекомендуют придерживаться следующих правил:
Вырабатывайте правильную тактику своего поведения, станьте более гибкими, расширьте
права и обязанности ребенка.
Позволяйте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела
ребенка, если он не просит.
Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день,
действительно ли то, что было запрещено утром, запретят вечером. Проявляйте твердость.
Устанавливайте четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.).
Запретов должно быть не больше 5. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи
без исключения.
Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.
При вспышках упрямства, гнева отвлекайте малыша на что-нибудь нейтральное (вспоминайте,
какую собачку, кошечку или бабочку Вы видели на прогулке).
Когда ребенок злится или у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо.
Отложите это до тех пор, пока малыш не успокоится. Возьмите его за руку и уведите в спокойное
безлюдное место.
Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается
есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но вместе с тем,
рассказываете, что мишка любит есть по очереди – ложка ему, ложка Маше. Обыграть можно
многое: умывание, одевание, уборку игрушек...
Обязательно подчёркивайте, какой Ваш ребёнок уже большой, не «сюсюкайтесь» и не делайте
все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным человеком, мнение которого Вам
интересно.
Любите ребенка и показывайте ему, что он дорог Вам, несмотря ни на что.
От того, как вы будете вести себя с ребенком во время этого кризиса, зависит, сохранит ли ваш
малыш
активность,
упорство
в
достижении
цели,
будет
ли
продолжать
стремиться
к
самостоятельности. Или он сломается и станет безропотно послушным, безвольным, зависимым
человеком с заниженной самооценкой.