Автор: Рыкова Ирина Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР-д/с№153"
Населённый пункт: г.Магнитогорск
Наименование материала: Нейропсихологические игры, как подготовка к занятию
Тема: Нейропсихологические игры, как подготовка к занятию
Раздел: дошкольное образование
Нейропсихологические игры, как подготовка к занятию
Игра – это ведущая деятельность ребёнка с рождения и до младшего
школьного возраста. Она ненавязчиво учит социальным нормам, развивает
умения и навыки ребёнка. В игре у малыша растёт интерес и мотивация к
занятиям. Именно поэтому мы говорим о нейропсихологических играх, как
одном из способов коррекции дисфункций у детей. Их используют
нейропсихологи на коррекционно-развивающих занятиях с детьми. Что они
развивают, и какие виды игр бывают, читайте дальше.
Нейропсихологические игры: что это и чем полезны для ребёнка
Нейропсихология – наука, изучающая психические процессы, происходящие
в головном мозге. С помощью неё мы понимаем, как работает наше внимание,
память, ориентация в пространстве, восприятие окружающего мира и другое.
Так нейропсихологи определяют, в каком возрасте, какой уровень развития
является нормой. Отстаёт ли малыш от сверстников, есть ли у него трудности
в обучении или нет.
Нейропсихологические игры не заменяют полноценное обучение, а помогают
и корректируют небольшие нарушения у детей.
Кому особенно полезны нейропсихологические игры? Ребятам, которым
сложно сосредотачиваться, запоминать материал, переключаться с одного
вида деятельности на другой, а также тем, у кого есть проблемы с поведением
и обучением в школе. Они будут полезны и тревожным детям, которые боятся
ошибок. Стоит обратить внимание и на тех ребят, которые порой чересчур
импульсивно реагируют на что-то или, напротив, слишком медлительны. «Я
учил, но уже забыл», «Перепутал», «Не заметил», «Мне сложно представить»
и так далее – всё это корректируется нейропсихологическими играми.
Что они развивают:
Память.
Внимание.
Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и др.
Логику.
Умение делать прогнозы.
Умение приходить к выводам, основываясь на разных факторах.
Нейропсихологические игры могут использовать не только специалисты на
своих
занятиях,
но
и
родители
в
домашних
условиях.
Но
совсем
необязательно иметь какие-либо нарушения в развитии. Игры в любом случае
это полезно и интересно для каждого. Дети развиваются играя. Им важно
взаимодействовать со сверстниками, учиться работать в команде и за самого
себя, видеть свои ошибки и делать выводы.
Игры и упражнения для детей
Прежде чем приступить к нейропсихологическим упражнениям для детей,
убедитесь, что ребёнок в хорошем настроении. Не настаивайте и не
перегружайте малыша занятиями, иначе достичь нужного эффекта не
получится. Ребёнок начнёт протестовать и вовсе откажется от каких-либо
совместных игр. Комбинируйте разные упражнения, чередуйте подвижные и
спокойные занятия.
ИГРА «Найди меня»
В непрозрачный мешочек положите цифры и буквы. Подойдут детали от
магнитной доски или вырезанные из картона.
Предложите ребёнку опустить руку в сумочку и отыскать загаданную
цифру или букву.
Нейрогимнастика
Делаем нейрогимнастику.
Вариант 1 «Черепашка». Одна черепашка прячет голову в панцирь – ребёнок
сжимает правую руку в кулак. Другая черепашка выглядывает из своего
домика – левая ладонь раскрыта. Потом меняем руки. Повторяем упражнение
несколько раз.
Затем усложняем гимнастику. В момент смены положения рук делаем хлопок.
Постепенно ускоряемся.
Вариант 2. Сжимаем правую руку в кулак и ставим на ребро, затем
расправляем ладонь, после кладём её на стол. Повторяем упражнение
несколько раз, чтобы закрепить последовательность действий. Подключаем
левую руку и делаем гимнастику одновременно двумя руками, постепенно
ускоряясь.
Вариант 3. Сжимаем обе руки в кулак. Затем на левой руке раскрываем
мизинец, а на правой – указательный палец. Делаем это одновременно.
Убираем пальчики и меняем положение. Теперь на левой руке вытягиваем
указательный палец, а на правой – мизинец.
Когда упражнения будет получаться без ошибок, добавляем хлопок, затем
пробуем ускориться. Обратите внимание, что такую гимнастику выполнить
очень
непросто.
Требуется
концентрация,
сосредоточенность
и
внимательность.
Вариант 4 «Кольцо»
Упражнение, которое можно делать «между делом»: в дороге, на прогулке, в
очереди, дома. Малыш перебирает пальчиками, соединяя большой палец со
всеми остальными по очереди.
Сначала делается кольцо из большого и указательного пальцев, затем из
большого и среднего, из большого и безымянного, из большого и мизинца.
Нужно проделать это упражнение в прямом и обратном порядке ка можно
быстрее сначала на одной руке, а потом на обеих руках одновременно.
Игра «Вода-земля»
Эту игру можно проводить как для одного ребёнка, так и для целой компании.
Игроки встают вразброс. Ведущий говорит: «вода», дети должны развести
руки в сторону. «Земля» – все приседают на землю. «Воздух!»- дети
поднимают руки вверх. Сначала потренируйтесь, посмотрите, чтобы все дети
поняли, что от них требуется, а затем переходите к основной части.
Ведущий должен играть вместе с участниками, командуя: «вода», «земля»,
«воздух». Когда ребята привыкнут к этой последовательности, измените её и
изменить движения: «вода», «земля», «земля», «воздух». На такую уловку,
как
правило,
попадаются
те
ребята,
у
которых
есть
трудности
с
переключением внимания. Они привыкли действовать по старой схеме и
делают
это
автоматически.
Если
ребёнку
сложно
переключаться
моментально, то можно предложить ему проговаривать действия вслух. Речь
поможет сосредоточиться.
Начинайте с простых и доступных для малыша игр, чтобы он видел, что
может
с
ними
справиться.
Постепенно
добавляйте
более
сложные
упражнения. Достаточно проводить занятия до получаса, главное – регулярно.
Не забывайте хвалить ребёнка за успехи, не акцентируйте внимание на том,
что не получается. И помните – это игра, где есть место веселью, никакой
«обязаловки».