Автор: Шарова Вера Павловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ "Станская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д.Стан Лихославльский м/о, Тверская область
Наименование материала: статья и методическая разработка
Тема: "О воспитании...и не только"
Раздел: среднее образование
О воспитании… и не только.
Духовное богатство человека измеряется духовным единением людей.
Обновленные ФГОС ставят на первое место ВОСПИТАНИЕ. Это здорово! В
последние десятилетия произошла серьезная метаморфоза, говорим правильно, но
действия изменились…И это плачевно. Проблемно сразу повернуть детей в другое русло,
русло нравственности. Много видим вокруг равнодушия, злобы, жестокости. В одиночку
со всем этим «новым наследием» – не справиться.
Современный мир забирает у детей внимание родителей, поставив обеспеченность
семьи на первое место. Работа и отношение к работникам в рыночной экономике, где
производство в частных руках, предъявляет свои требования, ставя на первое место
производительность, а не человеческий фактор. Понять можно всех – и работодателя, и
работника.
А для ребенка, занимающего себя в свободное время гаджетами, источником
духовности является личный опыт и наблюдения. Если хотим иметь умных детей, то они
действительно должны уметь обращаться с компьютером, планшетом, телефоном и т.д.,
не нанося вред здоровью! Но увлеченность и нежелание лишать себя искусственного
друга, приводит к зависимости, клиповому мышлению, что мешает в воспитании и
обучении. Так же страдает физическое и психическое здоровье.
Фильмы, ролики сомнительных блогеров, могут сформировать что угодно, если
ребенок не анализирует информацию в семье, в школе, а остается с ней один на один.
Заставить ребенка читать литературу по определенной тематике в наше время,
практически невозможно. А вот использовать в школе (можно где угодно) такой вид
деятельного обучения как марафон, квест (и т.п) - просто отличный выход!
На станциях, по которым будут передвигаться группы детей (лучше распределить
учеников, перемешав классы, что бы был контакт не только с привычной группой лиц),
могут работать как педагоги, так и не педагоги, даже увлеченные темой учащиеся. А вот
как подавать материал, надо продумать: кто-то использует короткие видео ролики, кто-то
проникновенно рассказывает, где-то используется практика: ребята могут решать ребусы,
рисовать, работать с информационными источниками – что угодно. При использование
технических средств ребенок может поделиться опытом работы в поисковых системах и
т.д. Главное – динамично, главное – от души, главное – вместе, и обязательно – анализ
выполненной работы! Что дало то или иное действие для меня лично? (узнал, понял,
покорен, удивлен, рад, расстроен) необходимо назвать чувство, которое испытал,
пробудить желание открыть свое внутреннее состояние и возможность услышать это от
других.
Открывать свои чувства люди разучились, или тщательно их скрывают. А как мы
можем пробудить нравственность молча – не говоря об этом, пряча за ширмой
равнодушия или испытывая его?
Трогательно –душевные мероприятия проходят у нас накануне ДНЕЙ ПАМЯТИ,
ДНЯ ПОБЕДЫ, снятия БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА. Материала много, весь охватить –
жизни не хватит. Показать силу духа наших освободителей, которых уже почти не
осталось, силу патриотизма, о котором и не говорилось в тяжелые годы войны,
стремление мирного населения оказать помощь нашим воинам, лишая себя всего, работая
на заводах круглосуточно, пока держат ноги - это возможно! Музыка, песни, стихи,
О воспитании… и не только.
отрывки фильмов и произведений, картины художников, памятники, СМИ и т.д. помогут
передать все необходимые составляющие для пробуждения патриотических чувств.
Конечно, необходимо связать события освободителей ВОВ с проходящей военной
операцией на Украине. О подвиге наследников поколений героев ВОВ, о повторяющемся
витке истории нельзя молчать.
Такой подход можно использовать по любой теме.
Предлагаю план проведения мероприятия по ОБЖ.
Тема «Час здоровья».
Блоки:
1. Травма. Несчастный случай. Оказание первой медицинской помощи /далее ПМП/.
Профилактика. (указан кабинет )
2. Внезапное заболевание. Оказание доврачебной помощи.
Транспортировка больных и пострадавших. (Кабинет ОБЖ)
3. Личная и общественная гигиена. Уход за больными на дому. (Кабинет …)
4. Инфекционные и особо опасные инфекционные заболевания. Меры их
предупреждения.
( Кабинет…)
5. Лекарственные растения и их применение. ( Кабинет биологии)
6. Музыка и здоровье. ( Кабинет …)
7. Движение и здоровье. Двигательная активность в течении дня.(Спортзал..)
Знание профилактики желательно фиксировать на каждой станции, это часть
инструкций по безопасному поведению и сохранению здоровья.
Оказать помощь другому, не оставив человека в беде, сможет не каждый, а
поддержать и позвать на помощь – нравственный поступок человека.
По возможности приглашайте представителей из других организаций, родителей,
старшее поколение.
Вместе у нас все получится.