Автор: Гурская Виктория Вадимовна
Должность: студентка 4 курса
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические особенности формирования речевых этикетных умений у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
УДК 373
Психолого-педагогические особенности формирования речевых
этикетных умений у детей дошкольного возраста
Аннотация:
дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению
речи, и если определенный уровень владения родным языком не достигнут к
5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на
более поздних возрастных этапах. Дети, не владеющие навыками культуры
общения, менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно,
испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе. В статье
раскрывается понятие речевой этикет, дан обзор факторов развития речевого
этикета и определены уровни формирования речевого этикета у детей
дошкольного возраста, также выделены основные правила речевого этикет в
работе с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольный возраст, речь, этикет, речевой этикет,
этикетные умения, общение, культура.
Этикет и этикетная речь, как одна из форм его проявления, является
важным показателем культуры, основой воспитанного человека.
Дошкольный возраст является периодом для усвоения речи. Осваивая
этикетную лексику, дети активно воспринимают часть, социального речевого
опыта народа, овладевают культурно-речевыми эталонами, характерными
для той культурной среды, в которой находятся. Адекватное употребление
формул речевого этикета в речевом взаимодействии с окружающими будет
способствовать формированию комфортного коммуникативного поля и,
соответственно, оказывать благотворное влияние на духовный мир ребенка.
К проблеме воспитания речевого этикета у детей обращались такие
ученые,
как
Т.А.
Ладыженская,
А.Г.
Арушанова,
Т.М.
Юртайкина,
А.И. Савостьянов, Н.И. Формановская, И.Н. Курочкина. Они рассматривают
речевой этикет как формулу хорошего тона, обеспечивающую комфорт в
общении
и
способствующую
установлению
доброжелательных
взаимоотношений.
А.Г. Арушанова отмечает, что, усваивая этикетную лексику, ребенок
"присваивает"
часть
социального
речевого
опыта
народа,
овладевает
культурно-речевыми эталонами, характерными для той культурной среды, в
которой он находится [1, с. 98].
Овладение речевым этикетом как проявлением нравственного развития
языковой личности понимается, как умение устанавливать положительный
контакт, вести бесконфликтное общение.
Развитие речевого этикета определяется И.Н. Курочкиной «как процесс
овладение ребенком нормами и правилами речевого поведения в различных
ситуациях речевого общения, выражающееся в расширении круга формул
речевого этикета, используемых детьми, в соответствии используемых
формул речевой ситуации, снижении числа лексических, грамматических,
синтаксических,
орфографических,
пунктуационных
и
стилистических
ошибок, допускаемых в этикетных выражениях, в речи детей» [4, с. 121].
Под обучением речевому этикету понимают процесс, направленный на
формирование потребности в установлении положительных контактов,
воспитание доброжелательных отношений с ровесниками и взрослыми,
усвоение определенной суммы формул речевого общения, помогающих
выражению доброжелательности.
По
мнению
А.Б.
Венецкой
обучение
детей
речевому
этикету
предполагает:
- введение в их активный словарь достаточного количества этических
стереотипов;
- формирование умения выбиратьнужную формулу с учетом ситуации
общения (с кем, где, когда, зачем говоришь);
- формирование способности эффективно осуществлять деятельность,
т.е. уметь говорить и слушать других [2, с.75].
И.Н. Курочкина отмечает, что содержание речевого этикета, вводимое
в жизнь детей, должно отвечать потребностям дошкольников и условиям их
жизни. Дошкольник осваивает способы и условия налаживания отношений с
людьми. Он постоянно оказывается в ситуации встречи или расставания. Ему
приходится благодарить людей за внимание, заботу, помощь, подарки, а
также просить о помощи либо услуге. Он способен увидеть достоинства
друзей и близких людей и сказать им об этих достоинствах [3, с. 33].
Педагогическими условиями эффективного формирования речевого
этикета у старших дошкольников являются:
- педагогическое взаимодействие, характеризующееся этической
коммуникативной направленностью;
- создание педагогических ситуации, направленных на позитивное
использование этикетной лексики в практике речевого взаимодействия
старших дошкольников со взрослыми и сверстниками;
- использование образцов этикетной лексики, представленной в
процессе ознакомления с художественной литературой;
-
применение
культуросообразных
методов
(обучающих,
активизирующих, стимулирующих) [3, с. 59].
В процесс формирования этикетной речи у детей дошкольного возраста
с необходимостью должны быть включены следующие направления:
1. Развитие представлений о нормах и правилах речевого этикета, а
также их осмысление;
2. Практическое применение полученных и осмысленных знаний в
деятельности и речевом поведении;
3. Способствование эмоциональному переживанию речевого поведения
[1].
И.Н. Курочкина отмечает, что обучать детей правилам культуры
общения нужно на специальных занятиях по основам этикета, главным
содержанием которых являются поведенческие правила, подкрепленные
этическими и эстетическими нормами. В них можно включать беседы, игры,
театрализованные
представления,
праздничные
вечера,
встречи
с
интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещения театра,
музея, кафе, библиотеки и т.п. — все это создаст условия для наилучшего
усвоения принятого в обществе порядка поведения [4, с. 76].
Таким образом, речевой этикет позволяет установить нужный контакт с
собеседником
в
определенной
тональности,
в
различной
обстановке
общения, отражать разумный характер взаимоотношений общающихся и т.п.
Доминантная формула используется в любой обстановке общения. Выбор
той
или
иной
единицы
синонимического
ряда
предопределен
экстралингвистическими обстоятельствами.
Речевой этикет требует при исследовании комплексного подхода, учета
социолингвистического,
стилистического,
психолингвистического,
паралингвистического, лингвострановедческого аспектов.
Речевой этикет регулирует сложный выбор наиболее подходящего,
наиболее уместного речевого средства именно данным человеком для его
конкретного адресата в данном конкретном случае.
Список литературы:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. - М., 2009.
2.
Венецкая
А.Б.
Формирование
культуры
общения
младших
школьников //Начальная школа, 2009, № 2, с. 73-77.
3. Курочкина И.Н. Обучаем дошкольников правилам речевого этикета
//Современное дошкольное образование, 2012, № 5, с. 31-37.
4. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. – М., 2001.