Напоминание

"Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи и воображения детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Межетская Оксана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с Родничок
Населённый пункт: село Лебедёвка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи и воображения детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как

инновационной технологией развития речи и

воображения детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Межетская О.М, воспитатель МКДОУ детский сад «Родничок», с.

Лебедёвка, Искитимского района, Новосибирской области.

Цель:

Познакомить педагогов с детской книгой для рассматривания.

Поделиться инновационной педагогической технологией Виммельбух

и возможностями применения её в образовательном процессе.

Задачи:

Развивать интерес к нетрадиционным способам работы по данной

технологии.

Создавать и поддерживать условия для развития творческого

потенциала.

Работая много лет в саду и занимаясь развитием детей дошкольного возраста,

а также являясь, по совместительству, мамой могу с уверенностью сказать:

Для того чтобы ребенок усваивал новую информацию-ему должно быть

интересно. Убеждена, что если ребенку не интересно, то пользы от таких

занятий не будет. Да и что греха таить, мы взрослые люди и то нам надоедает

однообразие и постоянно хочется новых приемов, методов, подходов,

технологий, пособий. Но что делать, если многочисленные исследования

ученых привели к выводу- первые места в рейтинге любимых занятий

дошкольников занимают просмотр мультфильмов, компьютерные игры, а

чтение (слушание) лишь четвертое – пятое места.

Возникает риторический вопрос- важно ли сегодня приобщать дошкольника

к книге или, в век информационных технологий, удобнее пользоваться

новыми источниками

информации такими, как смартфон, ноутбук, компьютер? Как же

заинтересовать ребёнка, вызвать желание рассматривать книгу? Моей

находкой стала технология Виммельбух.

Виммельбух – это детская развивающая книжка крупного формата с яркими,

детализированными, максимально насыщенными визуальной информацией

иллюстрациями.

От других книг, виммельбухи отличает практически полное отсутствие

текста. Иллюстрации в них очень яркие, насыщенные, детализированные.

Множество предметов и героев, изображенных на каждой картинке,

привлекает внимание не только ребенка, но и взрослого. Тематика у них

может быть разная ( деревня, арктика, соседи, большое путешествие,

транспорт и др), но суть одна-отсутствие текста.

Поэтому «чтение» Виммельбуха — это «рассматривание».

1

Как же читать книгу ребенку, если там нет слов, нет текста?

Если приглядеться, все эти мелкие рисунки на страницах не случайны, это

все маленькие истории. И эти истории можно бесконечно рассказывать или

придумывать вместе с ребенком. На стр. нет единого смыслового центра,

сюжетные линии развиваются одновременно.

Каждый раз открывая книгу можно находить новые взаимосвязи, жизненные

ситуации, предполагать развития событий.

Книгу можно разглядывать часами, замечая всё новые и новые детали,

отвечать и составлять вопросы, придумывать разные истории, происходящие

с героями. Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а

точнее, благодаря его отсутствию, замечательно развивают речь ребёнка и

обогащают его словарный запас. Сюжет по иллюстрациям Виммельбуха

можно придумывать самим, что тренирует детское воображение, улучшает

фантазию и опять же речь.

По виммельбухам можно сочинять бесчисленное количество историй и

поднимать различные темы для обсуждения. Несмотря на то, что в них

обычно нет текста, виммельбухи долгоиграющие книги. По мере роста

ребёнка, увеличиваются его опыт и знания в разных темах, и то, что

невозможно было обсудить с ним в два года, отлично можно проговорить в 4

или 5 лет.

В Виммельбухе обычные герои занимаются обычными делами, находясь в

обычных местах: всё, КАК В ЖИЗНИ! Получается, что мы как бы следим за

жизнью этих героев, очень похожих на нас.

КАК ИХ ЧИТАТЬ?

Работа с книгой - Виммельбухом может проводиться в разных формах и

используя различные игровые приёмы. объединять разное количество

участников.

Для начала нужно рассмотреть первую страницу, не заостряя внимания на

деталях и познакомиться с персонажами

рассказать о них;

сосчитать персонажей, описать их;

назвать настроение персонажей;

проследить действия персонажей на каждой странице;

Затем постепенно переходить к более детальному изучению книги

Для каждого возраста есть свои рекомендации по чтению виммельбухов.

Эту технологию, я апробировала в работе с детьми подготовительной к

школе группы. я сформировала свою картотеку бесед и заданий по

лексическим темам: город, деревня, отель, парк аттракционов. Изготовила

карточки для развития внимания.

Составила ряд вопросов по каждой странице по окружающему миру,

математике, развитию речи, объединив тем самым сразу решение нескольких

задач:

автоматизация звуков,

2

обогащение словаря,

развитие грамматического строя и связной речи,

развития внимания,

совершенствование ориентировки в пространстве.

Поскольку на страницах Виммельбухов много персонажей и предметов, а это

существительные, они что-то делают-это глаголы, они имеют цвет, форму и

качество, настроение-это прилагательные. Тем самым, мы с ребёнком

выстраиваем предложение правильно с точки зрения логики и порядка слов.

Во время рассматривания предлагаю рассказать, что дети видят. По ходу

рассматривания задаю вопросы: «Почему?», «Зачем?», «А что было бы,

если..?», «Как ты думаешь, чем это закончится?», «Как ты думаешь, что было

до этого?» Интересуюсь, какие чувства или эмоции они видят у того или

иного героя, какие чувства и эмоции испытывают сами.

У ребенка 6-7 лет сформирован «фундамент» для восприятия сложных

художественных образов. Но несмотря на это, желательно, чтобы

описываемые в книге события имели место в опыте ребёнка, чтобы он

предварительно «пропустил» их через собственную сенсорику, т.е-увидел в

реальности, пощупал, понюхал, послушал и т.д. Понаблюдав за

моделированием ситуаций с героями книг, можно понять, что волнует

ребёнка, т.к. дети часто переносят свои волнующие проблемы на

придуманный игровой образ, а это значит, можно решить ряд

психологических проблем уже на стадии моделирования.

Теперь подведём итоги:

ЧЕМ ОНИ ПОЛЕЗНЫ? (или +)

В первую очередь такие книги отлично помогают развивать речь

ребёнка. Рассказывая малышу о том, что происходит на страницах

книги, вы знакомите его с новыми словами, построением предложений,

оборотами в речи. На страницах виммельбухов много персонажей и

предметов-это существительные, они что-то делают-это глаголы, они

имеют цвет, форму и качество, настроение-это прилагательные.

Соответственно это помогает ребенку выстроить предложение

правильно с точки зрения логики и порядка слов.

Во-вторых. Виммельбухи также помогают в развитии внимания,

логики и фантазии. Эти книги знакомят детей с многообразием

окружающего мира.

В-третьих, прививается любовь к книгам.

И в-четвертых, вдобавок ко всему разглядывание виммельбухов -

прекрасный способ провести совместный досуг с ребёнком. За их

просмотром и обсуждением можно провести вместе не один час.

Кому и в каких случаях не подойдут такие книжки(или -)

3

Детям с нарушением зрительного восприятия, которым сложно

выделить фигуру на фоне. Виммельбухи имеют слишком сильное

зрительное зашумление, и вычленить какие-то смысловые единицы

такому ребенку будет очень трудно.

Детям с синдромом дефицита внимания. Ввиду импульсивности им

сложно установить причинно-следственные связи на сюжетных

картинках даже при наличии одного-единственного сюжета, а здесь их

десятки. Они выхватывают отдельные куски сюжета, остальное

додумывают. И точно также действуют при чтении. Техника чтения у

таких школьников часто слабая, поэтому ребенок торопится быстрее

додумать сюжет.

Детям с нормой развития до 3 лет такие сверх детализированные

картины также будут «оптическим шумом».

Но это не противопоказания. В каждой конкретной ситуации стоит взвесить

все ЗА и ПРОТИВ и принять решение, которое пойдет на пользу ребёнку.

4



В раздел образования