Автор: Межетская Оксана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с Родничок
Населённый пункт: село Лебедёвка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи и воображения детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как
инновационной технологией развития речи и
воображения детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Межетская О.М, воспитатель МКДОУ детский сад «Родничок», с.
Лебедёвка, Искитимского района, Новосибирской области.
Цель:
Познакомить педагогов с детской книгой для рассматривания.
Поделиться инновационной педагогической технологией Виммельбух
и возможностями применения её в образовательном процессе.
Задачи:
Развивать интерес к нетрадиционным способам работы по данной
технологии.
Создавать и поддерживать условия для развития творческого
потенциала.
Работая много лет в саду и занимаясь развитием детей дошкольного возраста,
а также являясь, по совместительству, мамой могу с уверенностью сказать:
Для того чтобы ребенок усваивал новую информацию-ему должно быть
интересно. Убеждена, что если ребенку не интересно, то пользы от таких
занятий не будет. Да и что греха таить, мы взрослые люди и то нам надоедает
однообразие и постоянно хочется новых приемов, методов, подходов,
технологий, пособий. Но что делать, если многочисленные исследования
ученых привели к выводу- первые места в рейтинге любимых занятий
дошкольников занимают просмотр мультфильмов, компьютерные игры, а
чтение (слушание) лишь четвертое – пятое места.
Возникает риторический вопрос- важно ли сегодня приобщать дошкольника
к книге или, в век информационных технологий, удобнее пользоваться
новыми источниками
информации такими, как смартфон, ноутбук, компьютер? Как же
заинтересовать ребёнка, вызвать желание рассматривать книгу? Моей
находкой стала технология Виммельбух.
Виммельбух – это детская развивающая книжка крупного формата с яркими,
детализированными, максимально насыщенными визуальной информацией
иллюстрациями.
От других книг, виммельбухи отличает практически полное отсутствие
текста. Иллюстрации в них очень яркие, насыщенные, детализированные.
Множество предметов и героев, изображенных на каждой картинке,
привлекает внимание не только ребенка, но и взрослого. Тематика у них
может быть разная ( деревня, арктика, соседи, большое путешествие,
транспорт и др), но суть одна-отсутствие текста.
Поэтому «чтение» Виммельбуха — это «рассматривание».
1
Как же читать книгу ребенку, если там нет слов, нет текста?
Если приглядеться, все эти мелкие рисунки на страницах не случайны, это
все маленькие истории. И эти истории можно бесконечно рассказывать или
придумывать вместе с ребенком. На стр. нет единого смыслового центра,
сюжетные линии развиваются одновременно.
Каждый раз открывая книгу можно находить новые взаимосвязи, жизненные
ситуации, предполагать развития событий.
Книгу можно разглядывать часами, замечая всё новые и новые детали,
отвечать и составлять вопросы, придумывать разные истории, происходящие
с героями. Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а
точнее, благодаря его отсутствию, замечательно развивают речь ребёнка и
обогащают его словарный запас. Сюжет по иллюстрациям Виммельбуха
можно придумывать самим, что тренирует детское воображение, улучшает
фантазию и опять же речь.
По виммельбухам можно сочинять бесчисленное количество историй и
поднимать различные темы для обсуждения. Несмотря на то, что в них
обычно нет текста, виммельбухи долгоиграющие книги. По мере роста
ребёнка, увеличиваются его опыт и знания в разных темах, и то, что
невозможно было обсудить с ним в два года, отлично можно проговорить в 4
или 5 лет.
В Виммельбухе обычные герои занимаются обычными делами, находясь в
обычных местах: всё, КАК В ЖИЗНИ! Получается, что мы как бы следим за
жизнью этих героев, очень похожих на нас.
КАК ИХ ЧИТАТЬ?
Работа с книгой - Виммельбухом может проводиться в разных формах и
используя различные игровые приёмы. объединять разное количество
участников.
Для начала нужно рассмотреть первую страницу, не заостряя внимания на
деталях и познакомиться с персонажами
рассказать о них;
сосчитать персонажей, описать их;
назвать настроение персонажей;
проследить действия персонажей на каждой странице;
Затем постепенно переходить к более детальному изучению книги
Для каждого возраста есть свои рекомендации по чтению виммельбухов.
Эту технологию, я апробировала в работе с детьми подготовительной к
школе группы. я сформировала свою картотеку бесед и заданий по
лексическим темам: город, деревня, отель, парк аттракционов. Изготовила
карточки для развития внимания.
Составила ряд вопросов по каждой странице по окружающему миру,
математике, развитию речи, объединив тем самым сразу решение нескольких
задач:
автоматизация звуков,
2
обогащение словаря,
развитие грамматического строя и связной речи,
развития внимания,
совершенствование ориентировки в пространстве.
Поскольку на страницах Виммельбухов много персонажей и предметов, а это
существительные, они что-то делают-это глаголы, они имеют цвет, форму и
качество, настроение-это прилагательные. Тем самым, мы с ребёнком
выстраиваем предложение правильно с точки зрения логики и порядка слов.
Во время рассматривания предлагаю рассказать, что дети видят. По ходу
рассматривания задаю вопросы: «Почему?», «Зачем?», «А что было бы,
если..?», «Как ты думаешь, чем это закончится?», «Как ты думаешь, что было
до этого?» Интересуюсь, какие чувства или эмоции они видят у того или
иного героя, какие чувства и эмоции испытывают сами.
У ребенка 6-7 лет сформирован «фундамент» для восприятия сложных
художественных образов. Но несмотря на это, желательно, чтобы
описываемые в книге события имели место в опыте ребёнка, чтобы он
предварительно «пропустил» их через собственную сенсорику, т.е-увидел в
реальности, пощупал, понюхал, послушал и т.д. Понаблюдав за
моделированием ситуаций с героями книг, можно понять, что волнует
ребёнка, т.к. дети часто переносят свои волнующие проблемы на
придуманный игровой образ, а это значит, можно решить ряд
психологических проблем уже на стадии моделирования.
Теперь подведём итоги:
ЧЕМ ОНИ ПОЛЕЗНЫ? (или +)
В первую очередь такие книги отлично помогают развивать речь
ребёнка. Рассказывая малышу о том, что происходит на страницах
книги, вы знакомите его с новыми словами, построением предложений,
оборотами в речи. На страницах виммельбухов много персонажей и
предметов-это существительные, они что-то делают-это глаголы, они
имеют цвет, форму и качество, настроение-это прилагательные.
Соответственно это помогает ребенку выстроить предложение
правильно с точки зрения логики и порядка слов.
Во-вторых. Виммельбухи также помогают в развитии внимания,
логики и фантазии. Эти книги знакомят детей с многообразием
окружающего мира.
В-третьих, прививается любовь к книгам.
И в-четвертых, вдобавок ко всему разглядывание виммельбухов -
прекрасный способ провести совместный досуг с ребёнком. За их
просмотром и обсуждением можно провести вместе не один час.
Кому и в каких случаях не подойдут такие книжки(или -)
3
Детям с нарушением зрительного восприятия, которым сложно
выделить фигуру на фоне. Виммельбухи имеют слишком сильное
зрительное зашумление, и вычленить какие-то смысловые единицы
такому ребенку будет очень трудно.
Детям с синдромом дефицита внимания. Ввиду импульсивности им
сложно установить причинно-следственные связи на сюжетных
картинках даже при наличии одного-единственного сюжета, а здесь их
десятки. Они выхватывают отдельные куски сюжета, остальное
додумывают. И точно также действуют при чтении. Техника чтения у
таких школьников часто слабая, поэтому ребенок торопится быстрее
додумать сюжет.
Детям с нормой развития до 3 лет такие сверх детализированные
картины также будут «оптическим шумом».
Но это не противопоказания. В каждой конкретной ситуации стоит взвесить
все ЗА и ПРОТИВ и принять решение, которое пойдет на пользу ребёнку.
4