Автор: Алла Борисовна Огуреева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №8
Населённый пункт: город Петровск, Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Музейная педагогика, как инновационная педагогическая
технология в ДОУ
Актуальность
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере
личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в
специально организованную развивающую среду.
Музейная педагогика приобретает большую популярность в системе
дошкольного образования и воспитания. Сегодня мы ищем в музее партнера
по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через
осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях
музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама
предметная среда окружающего мира играет роль воспитателя.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям
подрастающего поколения, творческое развитие личности. В условиях
детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие
требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-
музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они
предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого
музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность
и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические
исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-
образовательном пространстве определенным образом модифицируется
мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только
можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять,
переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее
ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец
экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и
дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы
воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи в группах позволяют
воспитателям сделать слово «музей » привычным и привлекательным для
детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для
развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного
разговора.
Принципы музейной педагогики
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в
системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать
следующие принципы.
Наглядность.
Доступность.
Динамичность.
Содержательность (материал должен иметь образовательно-
воспитательное значение для детей, вызывать в детях
любознательность).
Обязательное сочетание предметного мира музея с программой,
ориентированной на проявление активности детей.
Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в
соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом
возрастном этапе).
Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к
природе вещей).
Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется
на уровне практической деятельности как отражении полученных
знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в
продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но
возможность импровизации).
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую
цепочку: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление -
применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной
педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми
предполагает не только качество и количество полученной информации в
ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, – важно добиться у детей
пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать
обязательное включение практической части в ходе знакомства с
экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-
развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по
сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены
детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое
название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
Тематика мини-музеев.
Может быть разнообразной:
«Чудо-дерево» – знакомство со строением и разнообразием деревьев,
взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни
людей; необходимость бережного отношения к природе;
«Город мастеров» – знакомство с проблемой отходов, варианты
использования различного «мусора», развитие воображения, речи,
творчества детей и родителей;
«Лучший друг» – экспозиции связаны с рассказами о разных породах
собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение
стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни
человека;
Мини-музей книги – знакомство с историей возникновения книг,
воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека,
о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
«Игрушки-забавы» – здесь могут быть собраны экспонаты,
привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие,
развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и
неизвестных науке существ);
«Мой родной город» – знакомство с историей города, его интересными
местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;
знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными
местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии
собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
«Наша родина – Россия» – знакомство с историей, культурой,
природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма,
знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время,
с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование
представлений об историческом времени, связи со своими предками;
«Театральные куклы» – приобщение дошкольников к миру искусства,
миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для
самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка
спектаклей), сочинение сценариев, сказок;
Мини-музей театрального костюма – как и в предыдущем случае,
дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том,
как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои
модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в
коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;
Картинная галерея;
Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные,
редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из
природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные
шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо
изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни,
камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные
гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;
«Воинской доблести и славы» и др.
При определении содержания необходимо:
1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество.
Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка»
может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки,
расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются
витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».
2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной
смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится
поэтапно.
3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не
выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении
постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не
допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за
активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут
присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с
особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными
темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением
в зависимости от возраста.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях
ДОУ заключается в следующем:
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства
приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных
проявлений – музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем
возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями
музейных выставок и культурных событий, приобретут
познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется
интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.
«Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема
«еще на одну ступеньку».