Напоминание

Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ


Автор: Алла Борисовна Огуреева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №8
Населённый пункт: город Петровск, Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музейная педагогика, как инновационная педагогическая

технология в ДОУ

Актуальность

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере

личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в

специально организованную развивающую среду.

Музейная педагогика приобретает большую популярность в системе

дошкольного образования и воспитания. Сегодня мы ищем в музее партнера

по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через

осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях

музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама

предметная среда окружающего мира играет роль воспитателя.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям

подрастающего поколения, творческое развитие личности. В условиях

детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие

требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-

музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они

предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого

музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность

и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические

исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-

образовательном пространстве определенным образом модифицируется

мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только

можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять,

переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее

ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец

экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и

дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы

воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи в группах позволяют

воспитателям сделать слово «музей » привычным и привлекательным для

детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для

развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного

разговора.

Принципы музейной педагогики

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в

системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать

следующие принципы.

Наглядность.

Доступность.

Динамичность.

Содержательность (материал должен иметь образовательно-

воспитательное значение для детей, вызывать в детях

любознательность).

Обязательное сочетание предметного мира музея с программой,

ориентированной на проявление активности детей.

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в

соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом

возрастном этапе).

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к

природе вещей).

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется

на уровне практической деятельности как отражении полученных

знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в

продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но

возможность импровизации).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую

цепочку: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление -

применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной

педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми

предполагает не только качество и количество полученной информации в

ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, – важно добиться у детей

пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать

обязательное включение практической части в ходе знакомства с

экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-

развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по

сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены

детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;

выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое

название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Тематика мини-музеев.

Может быть разнообразной:

«Чудо-дерево» – знакомство со строением и разнообразием деревьев,

взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни

людей; необходимость бережного отношения к природе;

«Город мастеров» – знакомство с проблемой отходов, варианты

использования различного «мусора», развитие воображения, речи,

творчества детей и родителей;

«Лучший друг» – экспозиции связаны с рассказами о разных породах

собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение

стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни

человека;

Мини-музей книги – знакомство с историей возникновения книг,

воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека,

о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;

«Игрушки-забавы» – здесь могут быть собраны экспонаты,

привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие,

развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и

неизвестных науке существ);

«Мой родной город» – знакомство с историей города, его интересными

местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;

знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными

местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии

собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;

«Наша родина – Россия» – знакомство с историей, культурой,

природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма,

знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время,

с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование

представлений об историческом времени, связи со своими предками;

«Театральные куклы» – приобщение дошкольников к миру искусства,

миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для

самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка

спектаклей), сочинение сценариев, сказок;

Мини-музей театрального костюма – как и в предыдущем случае,

дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том,

как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои

модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в

коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;

Картинная галерея;

Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные,

редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из

природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные

шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо

изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни,

камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные

гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;

«Воинской доблести и славы» и др.

При определении содержания необходимо:

1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество.

Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка»

может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки,

расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются

витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».

2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной

смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится

поэтапно.

3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не

выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении

постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не

допускать скучного однообразия.

4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за

активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут

присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с

особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными

темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением

в зависимости от возраста.

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях

ДОУ заключается в следующем:

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства

приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных

проявлений – музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем

возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями

музейных выставок и культурных событий, приобретут

познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется

интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

«Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема

«еще на одну ступеньку».



В раздел образования