Авторы: Шалатова Любовь Максимовна, Примак Людмила Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «детский сад «Сказка» г. Игарки»
Населённый пункт: город Игарка
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Играем в сказку"
Раздел: дошкольное образование
МКДОУ «Детский сад «Сказка» г. Игарки»
Методическое пособие:
«Играем в сказку»
Авторы-составители:
Шалатова Л.М.
Примак Л.А.
г. Игарка
2023 г.
Аннотация
Описание: Методическое пособие разработано для педагогов, работающих с
ранним дошкольным возрастом. В данном пособии представлен опыт на основе
русских - народных сказок. В пособие входит игровой материал с использованием
технологий театрализованной игры. Для театрализованной игры и игр драматизаций
подобраны сказки на фланелеграфе, магнитный театр, картонажный театр, театр
кукол би-ба-бо, стенд – книжки, а также с мягкими сюжетными игрушками и сказки –
пазлы.
2
Содержание
Введение……………………………………………………………...…...……………. 4
Основная часть ………………………………………………………………………… 6
1.
Теоретическая часть. Театрализованная деятельность для детей раннего
возраста.
2.
…………………………………………………………………..……………..…..7
3.
Практическая часть.
…………………………………………..……………….. 11
2.1 ………………...………………………………………………………………………
19
3.1 Работа с родителями………………………………………………………..….
Заключение ………………………………………………………………………...…. 25
Список используемых источников……...………………………………………...…. 26
3
Введение
Данное
пособие
адресовано
воспитателям,
работающим
на
основной
образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой для организации работы
по развитию речи у детей раннего возраста через ознакомление с художественной
литературой и театрализованной деятельностью.
Раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи. Дети, не
получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в
общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи
ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или
отрицание, выражает свое отношение к происходящему. Именно ранний возраст
наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи,
для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения
словаря и активизации речи детей стоит на первом плане.
В активизации речевой деятельности детей раннего возраста играет огромную
роль
театрализованные
игры.
Почему
именно
театрализованные
игры?
Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей,
в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2-3
года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие
ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса,
совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает
детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев
и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Малыши 3- его года
жизни быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь
становится более выразительной, грамотной. Резко увеличивается способность
подражать воспроизводить услышанное. Речь становится средством познания
окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание.
К концу третьего года жизни малыши не только слушают, но и понимают
литературные произведения, рассказы взрослых, что, безусловно, обогащает их
значения и речевой опыт.
Актуальность
На
современном
этапе
развития
дошкольного
образования
федеральные
государственные образовательные стандарты особую значимость отдаёт речевому
развитию детей, определяет развитие речи детей как одно из приоритетных. Владение
родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребёнок
должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его,
рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий и в этом
хорошо помогают сказки.
Сказка для ребёнка это не просто вымысел, это особая реальность мира чувств. Не
секрет, что в современных семьях чтение сказок на ночь (и не только) является
скорее редкостью, чем правилом. Взрослые иногда недооценивают роль сказки в
формировании личности, в развитии ребёнка. В современном обществе русские
4
народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными
энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети
должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В
действительности дошкольный возраст – это возраст сказки.
На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста,
сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на
всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром
человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку
ребёнку
передаётся
культурное
наследие
человечества.
Сказка
будит
любознательность и воображение ребёнка, развивает его интеллект, помогает понять
самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней
сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и
чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю
мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к
русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Не зря сказка
играет огромную роль в развитии правильной устной речи, расширяет словарный
запас, делает речь ребёнка эмоциональной, образной, красивой. Если в семье не
читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в
будущем. Таким образом, возникает необходимость углубленного ознакомления
детей со сказкой, как народной, так и авторской в различной деятельности: игровой
(театральные драматизации), продуктивной, познавательной.
5
Основная часть
Цель: развитие речи детей раннего возраста через художественную литературу и
театрализованную деятельность, воспитание будущего читателя.
Задачи:
1.
Побуждать у детей интерес к сказкам.
2.
Вызывать
эмоциональный
отклик
ребенка
посредством
театрализованной
деятельности;
3.
Целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и
активного словаря;
4.
Формировать потребности детей в театрализованной деятельности, способности
понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской
художественной литературы;
5.
Побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров,
сюжетными игрушками, с целью ознакомления с ними.
6.
Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.
Ожидаемые результаты:
Дети знают и умеют:
1.
С интересом слушают сказку.
2.
Самостоятельно проговаривают слова, фразы.
3.
Проявляют интерес к книгам, бережно к ним относятся.
4.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-
художественные произведения.
5.
Эмоционально и заинтересованно следят за развитием действий в играх-
драматизациях, кукольных спектаклях, сами принимают участие в них.
6. В самостоятельной игре, режимных моментах сопровождают свои действия речью
6
1. Теоретическая часть. Театрализованная деятельность для детей раннего
возраста.
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь
театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит
свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят
театрализованные представления.
Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле,
театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное
восприятие,
воображение,
активизирует
мышление,
речь.
Ребенок
учится
воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на
события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного
произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра необходимо
начинать с раннего возраста.
Для того, чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством
театрализованных
игр,
должны
учитываться
возрастные
и
психофизические
особенности детей. Использование театрализованных игр не требует выделения
отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с
программой
воспитания
и
обучения
дошкольников.
Отбор
литературных
произведений осуществляется с учетом активного и действенного познания детьми
окружающего мира, уровня их речевого развития.
Дети раннего возраста любят заниматься, но произвольное внимание и память у
них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не
интересно, что его не удивило, не принесло радости. Поэтому, планируя занятие с
детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить малышей и как это лучше
делать. Дети третьего года жизни склонны к подражанию (и воспитателю, и
сверстникам, героям знакомых сказок, животным и т. д.).
Театрализованная игра
как
нельзя
лучше
подходит
для
того,
чтобы
разносторонне развивать личность малыша. В такой игре дети знакомятся с
чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения,
самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы,
краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и
свойств
личности
–
воображения,
самостоятельности,
инициативности,
эмоциональной отзывчивости, речевое развитие. Не секрет, что маленькие дети
лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными
предметами: картинками, игрушками.
Итак, остановимся поподробнее на каждом виде театров.
Театр на фланелеграфе.
Для организации такого вида деятельности потребуется промышленный или
изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного
художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны
прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается
прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф. Иллюстративное показывание с
фланелеграфом дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает
необычность зрелища: картинки не падают, держаться на доске, как волшебные.
7
Старшие дети сразу начинают интересоваться техникой изготовления картинок и
самого фланелеграфа. Это плоский театр, а его герои располагаются (лежат) на
какой-либо поверхности.
Фланелеграф может быть выполнен и из фланели, и из обычного листа бумаги,
разрисованного под любую декорацию. Либо это может быть магнитная доска,
которую ставят у стены, а персонажи с магнитиками при этом не падают и не
соскальзывают.
Рекомендуется
для
развития
координации
движения,
пространственно-плоскостного мышления, фантазии.
Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали
сказку, но и видели ее героев. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в
книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получать еще
большее удовольствие. Используя этот вид театра, следует соблюдать следующие
рекомендации:
- При подборе персонажей не забывать про их размеры, например, чтобы заяц
был меньше волка, а волк меньше медведя;
- Рассказывая сказку, нужно стремиться выкладывать персонажей по центру
фланелеграфа, занимая все свободное пространство.
- Рассказывают сказку не торопясь, чтобы дети поняли ее содержание. Текст от
лица героев произносят не спеша, выразительно, подражая характеру персонажа.
В дальнейшем малыши запомнят содержание сказки, последовательность
появления героев и смогут выкладывать картинки уже самостоятельно.
8
Магнитный театр
Представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только
используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы
вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого
разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для
зрительного или музыкального зала.
Стенд-книжка.
Динамика событий здесь изображается при помощи сменяющих друг друга
иллюстраций. Данный вид игры удобно использовать для игр типа путешествий. По
ходу поездки ведущий переворачивает листы стенд-книжки;
9
Игры-драматизации с куклами бибабо.
В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук,
туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Куклы бибабо
обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома
или куклы водят сами дети, т.е. момент загадочности исчез, то водящие могут
выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку,
вовлекать в игру и т.д.;
Плоскостно-нарисованный театр.
Отличается от театра на фланелеграфе тем, что плоские фигурки не лежат на
игровой плоскости, а стоят на ней. Персонажей можно вырезать из любого детского
журнала
или
нарисовать
самостоятельно,
а
потом
закрепить
на
картонной
подставочке.
10
Театр игрушек или предметный театр.
Это плоскостные или обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют
дети. Сценическая площадка – детский стол.
Педагог садится за детский стол, перед ним полукругом садятся дети. Дети не
должны видеть игрушки, которыми педагог будет показывать спектакль. Педагог, не
маскируя руки, на глазах у детей берёт игрушки, передвигает их и говорит за них.
Театр этот обычно располагается на столе, в организации декораций участвуют
кубики, конструктор, коробочки, самодельные ширмы. Такой спектакль игрушек,
несмотря на большую простоту и примитивность, не лишён театральности; и
малыши, и дети старшего возраста смотрят его с большим интересом. Содержание их
должно быть предельно простым, без трудных невыполнимых для игрушек действий
и движений. Спектакль игрушек рассчитан на небольшую группу детей. Его
показывают не в зале на празднике, а в групповой комнате. Цель таких показов –
развлечь и порадовать детей, сделать для них куклу более интересной, помочь им
внести разнообразие в их игровую деятельность.
11
12
Сказки-пазлы
Сказки - Пазлы – это занимательная развивающая и обучающая игра, которая требует
усидчивости, аккуратности, терпения и внимательности. Собирая картину, ребенок
познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и мелкую
моторику рук. Чтобы собрать достаточно сложный пазл, нужно хорошо владеть
пространственными
характеристиками
и
воображением,
способностью
переворачивать картинку в уме, умением найти нужный фрагмент.
13
2.
Практическая часть.
Авторы – составители:
Воспитатели МКДОУ Детский сад «Сказка» г. Игарки
Шалатова Л.М., Примак Л.А.
Конспект занятия по театрализованной деятельности для детей раннего
возраста «В гости к хозяюшке»
Основная образовательная область: "Театрализованная деятельность"
Тема: "В гости к хозяюшке"
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение
художественной литературы, музыка.
Задачи:
- образовательные: обучать детей элементам театрализованной деятельности;
формировать устойчивый интерес к этой деятельности.
- развивающие: развивать умение сопереживать персонажам народных сказок,
песенок, потешек; поддерживать интерес к кукольным и драматическим спектаклям;
- воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, творчество,
активность.
Цели:
- "Познание": закрепить знания детей о домашних животных.
-"Коммуникация": активизировать речь детей, умение отвечать на вопросы
воспитателя.
- "Чтение художественной литературы": продолжать знакомить детей с устным
народным творчеством.
- "Музыка": формировать умение выполнять движения под музыку.
Материал и оборудование:
Макет домика, скамеечка, забор, пруд, лилии, костюмы животных для детей, костюм
для Хозяюшки.
Формы работы:
Беседа, драматизация сказки.
Ход занятия:
В зале стоит домик со скамейкой, около домика сидит Хозяюшка.
Хозяюшка: Здравствуйте, ребятки! Спойте со мной песенку.
Дети хором поют и инсценируют песню "Ладушки".
Как вы хорошо поете! А вы любите сказки?
Дети: Да!
Хозяюшка: А какие вы знаете сказки?
Дети: Называют сказки.
Хозяюшка: Какие вы молодцы! Сегодня я вас познакомлю с новой сказкой. А
называется она "Угадай, кто мы? "
Жила была мама утка. И был у нее маленький утенок, его звали Кряк. Однажды они
пошли гулять. Погуляли. Мама утка пошла домой отдыхать, а утенок побежал играть.
14
Играл, играл и вдруг, маму потерял. Испугался утенок, побежал искать маму и вдруг
услышал: "Ква - ква - ква! "
Дети, как вы думаете, кто это?
Дети: Лягушка!
Хозяюшка: Ускакала лягушка, а утенок дальше побежал искать маму. Вдруг он
услышал:"Ме - ме - ме! "
- Ой, кто это? - спросил утенок.
Хозяюшка: Дети, как вы думаете, кто это?
Дети: Козленок!
Хозяюшка: Убежал козленок, а утенок дальше побежал искать маму. Вдруг он
услышал:"Гав - гав - гав! "
- Ой, кто это? - спросил утенок.
Хозяюшка: Дети, как вы думаете, кто это?
Дети: Собачка!
Хозяюшка: Ушла собачка, а утенок дальше побежал искать маму. Вдруг он
услышал:"Ку - ка - ре - ку! "
Хозяюшка: Дети, как вы думаете, кто это?
Дети: Петушок!
Хозяюшка: Ушел петушок, а утенок дальше побежал искать маму. Вдруг он
услышал:"Кря - кря - кря! " Оглянулся утенок, а это его мама - утка. Обрадовался он
и побежал к маме.
Ребята, вам понравилась сказка?
Дети: Да!
Хозяюшка: Теперь давайте вместе станцуем танец маленьких утят.
15
Театрализованное развлечение с детьми раннего возраста.
«Поляна сказок»
Конспект составили:
Воспитатели МКДОУ Детский сад «Сказка» г. Игарки
Шалатова Л.М., Примак Л.А.
Цель: Формировать у детей интерес по художественно-эстетическому воспитанию в
драматизации сказок посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1.
Формирование положительных эмоций в процессе драматизации сказки со
сверстниками и воспитателем.
2.
Познакомить детей с русскими народными сказками и песнями.
3.
Развивать умение отвечать на вопросы, пополнять словарный запас слов: зайка-
попрыгайка, лисичка-сестричка, волчок серый бочок, мишка – топтыжка.
Атрибуты: детские стульчики (по количеству участников, магнитофон с записью
сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», игрушки деда и бабы, курочки Рябы, мышки
и золотого яичка, сюжетные картинки сказки «Колобок», дом, ширма, шапочки
героев сказки «Репка».
Ход праздника
Ведущая: Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые. Как хорошо, что вы пришли
сегодня к нам на «поляну сказок». Здесь сегодня произойдет много интересного.
Дети подходят к 1 сюжету.
Ведущая: Кто здесь живет? Верно дед и баба. И у них есть, курочка ряба, а что им
снесла курочка? А какое яичко? Верно золотое. А теперь вы мне скажите, как
называется эта сказка? (ответы детей)
Похвалив детей, ведущий предлагает посмотреть и назвать героев следующей сказки
(2 сюжет).
Ведущая: Правильно, колобок и лиса. А кто испек колобок? От кого ушел колобок?
Кого встретил колобок? Правильно, зайца, волка, медведя. А какую песенку он им
пел? Дети исполняют песенку колобка. Кто обхитрил и съел колобка? Конечно же,
лиса. И называется сказка? Молодцы. (Ответы детей)
Ведущая. Посмотрите, какой интересный домик в лесу стоит. Какие интересные
жители в этом домике! И все дружно живут и весело. Назовите их всех по порядку.
Дети:
Мышка
Ведущая.
Правильно мышка - норушка. А кто здесь сидит?
Дети:
Лягушка.
Ведущая.
Лягушка – квакушка.
16
Каждый раз, как только дети не правильно называют персонаж, ведущая дает точное
его определение: зайка-попрыгайка, лисичка-сестричка, волчок серый бочок, мишка-
топтыжка.
Ведущая.
Мы рассмотрели в этом домике всех. А теперь вспомните, как называется сказка?
Правильно «Теремок», вот он каков терем-теремок. Вы молодцы много сказок знаете.
А сейчас мы пригласим ваших мам и поиграем с ними в игру «Идет король по лесу» 2
раза.
В это время переодеваются дети участники следующей сказки. А за дом прячется
бабушка-сказочница.
Когда дети и взрослые рассядутся, открывается окошко и бабушка сказочница
начинает свой рассказ.
Бабушка-сказочница.
Здравствуйте детишки и взрослые. Я бабушка-сказочница. Сегодня я вам расскажу
сказку, но не просто расскажу, а покажу, сказка называется «Репка», исполнят её дети
вашей группы. Начинает рассказывать, а дети артисты под её рассказ показывают
сказку.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.
Артисты и бабушка-сказочница кланяются публике. Рассаживаются на свои места,
действие продолжается.
Ведущая.
Вы уже отгадали сказки по сюжетам, посмотрели сказку «Репка», а сейчас отгадайте
сказки по картинкам. Показывается картинка из сказки «Теремок». Если дети
затрудняются, то прочитать небольшой отрывок.
Дети еще раз обходят поляну. Пока они обходят поляну, выставляется «Чудо-
дерево» всё в конфетах.
Ведущая.
Пока мы были на поляне сказок, здесь выросло «Чудо-дерево». Не листочка на нем,
не цветочка, а вкусные конфеты. А что еще может вырасти на «Чудо-дереве»? А
сейчас подходите к «Чудо-дереву» и угощайтесь конфетами.
Все приглашаются на чаепитие с конфетами.
17
Авторы - составители:
Воспитатели МКДОУ Детский сад «Сказка» г. Игарки
Шалатова Л.М., Примак Л.А.
Игра – драматизация «Теремок»
Цель: Формировать у детей интерес к играм - драматизациям.
Задачи:
Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчётливо
и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.
Продолжать формировать умение детей передавать образ героев сказки.
Развивать память, слуховое и зрительное внимание , воображение , образное
мышление.
Воспитывать доброжелательное взаимоотношение, как с детьми так и со
взрослыми.
Воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру через
сказку.
Ход занятия:
Сказочница: Сказки любят все на свете
Любят взрослые и дети
Сказки учат нас добру
И прилежному труду,
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить!
Как-то раз в лесу густом дед лесник построил дом.
Стены, крыша, дверь, замок.
Ну не дом, а теремок!
Теремок не для людей, а для всех лесных зверей.
Кто же в тереме живёт?
Кто там песенку поёт?
Нет, в нём песни не поют - тишина стоит вокруг.
А вот птички – невелички, возле терема сидят,
Во все стороны глядят да меж собою говорят: пи-пи-пи
(птички вылетают под музыку и выполняют движения по тексту)
Вот они взлетели, дружно улетели.
Сказочница: Кто же по полю бежит тихо лапками шуршит? (Под музыку выбегает
мышка)
Мышка: я маленькая мышка, я по лесу брожу, ищу себе домишко, ищу, не нахожу.
Сказочница: мимо мышка пробегала ,теремок тот увидала.
18
Мышка: пи-пи-пи что за терем теремок, он не низок, не высок? (стучит) Кто в
теремочке живёт? Кто в не высоком живёт?
Сказочница: нет ответа только тишина, стала мышка жить одна… Скачет лягушка -
квакушка (под музыку)
Лягушка: Я лягушка, я квакушка, поглядите какова ква-ква-ква. Никого я не боюсь
ква-ква, целый день я веселюсь ква-ква. Что за терем теремок, он не низок не высок
(стучит) Кто в тереме живёт?
Мышка: я мышка - норушка. А ты кто?
Лягушка: а я лягушка – квакушка.
Мышка: иди ко мне жить.
Сказочница: стали жить они вдвоём, так проходит день за днём.
Мышка занята едой, лягушка ходит за водой. День проходит вот другой, скачет по
полю косой.
(под музыку) выбегает зайчик.
Зайчик: я зайчишка, шалунишка я умею танцевать да на ложечках играть (под
музыку «во саду ли, в огороде» играет на ложках.
Зайчик: вижу домик теремок . Кто в теремочке живёт? Кто в не высоком живёт?
(стучит)
Мышка: я мышка- норушка
Лягушка: я лягушка- квакушка , а ты кто?
Зайчик: я зайчик – побегайчик
Лягушка: иди к нам жить.
Сказочница: стали жить они втроём.
Мышка дом подметает, лягушка чай наливает, зайчик чай пьёт , и громко песенки
поёт.
Сказочница: идёт лисичка - сестричка (под музыку выходит лиса)
- Лисичка, я сестричка, я хожу не слышно. Рано утром по привычке на охоту вышла.
Только спрятались куда-то… от меня зверюшки… убежали все зайчата, не мелькают
ушки. Это что за теремок? Он не низок не высок…(стучит) кто в теремочке живет?
Кто в невысоком живёт?
Мышка: я мышка – норушка…
Лягушка: я, лягушка – квакушка…
Зайчик: я, зайчик - побегайчик…, А ты кто?
Лиса: я лисичка - сестричка
Зайчик: иди к нам жить…
Сказочница: вот бежит ежик не головы не ножек (выбегает под музыку ёж и фырчит
фы-фы-фы)
Увидел теремок и говорит: ёж- это что за теремок? Он не низок, не высок… кто в
теремочке живёт? Кто в невысоком живёт? ( все звери отвечают по очереди) Лиса: А
ты кто?
Ёж: Я колючий ёжик – не головы ,не ножек пустите к себе жить буду терем
сторожить.
19
Лиса: заходи…
Сказочница: стали звери вместе жить, стали ладить и дружить. День прошёл, другой
проходит, а на третий волк приходит. (под музыку выходит волк)
Волк: я серый волк зубами щёлк… Кто в тереме живёт? Кто в не высоком живёт?
(отвечают все звери по очереди).
- Пустите к себе жить…
- заходи, отвечают звери…
Сказочница: Зашумел тёмный лес… вышел мишка из-за ели( под музыку выходит
медведь) он качает головой, рассуждает меж собой… Ух, ты теремок? он не низок не
высок… кто в теремочке живёт? стучит… (звери отвечают по очереди)… Мышка
спрашивает: а ты кто? Медведь…
- медведь, я медведь я умею песни петь… я медведь с давних пор замечательный
танцор… выходите все скорей будем петь и танцевать… ( все звери выходят, встают
в круг)
Сказочница: Траля-ля… Траля-ля… вновь проснулась вся земля… снова к нам
пришла весна… здравствуй травка, здравствуй луг. Становитесь все - все в круг…
(общий танец)… Поклон всех героев сказки.
Сказочница: Вот и сказочки конец, кто смотрел тот молодец!
20
3.1. Работа с родителями
Подготовили Шалатова Л.М., Примак Л.А.
воспитатели МКДОУ Детский сад «Сказка» г. Игарки
Консультация для родителей
«Значение художественной литературы в развитии детей
раннего возраста»
21
На втором году жизни ребёнок начинает постигать многообразие литературных и
фольклорных жанров: помимо поэзии пестования, он знакомится со сказками,
короткими стихами, небольшими рассказами. Вместе с этим изменяется и содержание
произведений для детей: на смену успокаивающим, забавляющим строчкам пестушек и
потешек приходят произведения, требующие от маленького слушателя эмоционального
сопереживания, напряжения всех его душевных сил. Так постепенно от простеньких
игровых песенок ребёнок переходит к восприятию сложных поэтических образов.
Сначала первые сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и «Теремок»)
воспринимаются ребёнком как музыка и как игра, развлекают его. Затем в течение
второго года жизни он начинает постигать содержание сказки, запоминать и вместе со
взрослым рассказывать полюбившуюся сказку. В этот момент важно не только научить
ребёнка слушать и рассказывать сказку, но и попытаться пробудить его чувства, развить
его мышление. Именно в этом возрасте закладываются основы нравственного и
эмоционального опыта ребёнка. Слушая сказку, ребёнок мысленно становится её
участником, переживая то, что ещё не может осмыслить разумом, и тем самым
поднимается на новую ступень в своём духовном развитии.
Сказочный репертуар для детей младшего дошкольного возраста не достаточно
большой, но этого и не требуется. Малышу нравится по нескольку раз слушать одну и
ту же сказку, с радостью узнавать её. К тому же первые впечатления от прослушанной
сказки могут быть неточными, ребёнок может упустить какие-либо детали в развитии
сюжета. При повторном прослушивании усиливается эмоциональное воздействие
сказки и конкретизируются впечатления ребёнка.
Взрослый, рассказывая сказку малышу второго года жизни, особое внимание может
уделять интонации, жестам, мимике, развивая эмоциональность ребёнка. (Например,
прочитав сказку «Козлятки и волк», можно поинтересоваться у детей, каким голосом
говорил волк, а каким коза.) Повторяя эти сказки ребёнку третьего года, необходимо
побуждать его к размышлению: теперь он может не только определить, плохая или
хорошая лиса в сказке «Колобок», но и понять, за какие поступки её считают такой. Как
только малыш научится говорить, можно задавать ему простейшие вопросы: «О ком
говорится в сказке?», «Какие герои встретились тебе в сказке?», «Где они жили?» и т. п.
На третьем году жизни к этим вопросам можно добавить и другие, которые будут
начинаться со слов «почему» и «зачем». Эти вопросы будут отвечать внутренним
потребностям ребёнка, который в это время начинает вступать в возраст «почемучек».
Читая детям сказку и беседуя по её содержанию, нужно побуждать ребёнка к тому,
чтобы он давал полные ответы: в дальнейшем это облегчит работу по обучению
рассказыванию. Лучше использовать следующий приём. На вопрос «Как звали внучку
из сказки «Снегурушка и лиса»?» ребёнок ответит: «Снегурушка». Повторите за ним:
«Да, внучку звали Снегурушка». Так вы дадите пример полного ответа. В дальнейшем
попросите ребёнка отвечать на ваши вопросы так же, как это делаете вы.
Нужно также иметь в виду, что сразу после прочтения или рассказывания сказки не
рекомендуется
пытаться
её
растолковать
малышу,
объяснять
своими
словами
содержание или задавать детям вопросы по тексту. Это может разрушить обаяние
художественного произведения. Художественный образ оказывает на ребёнка гораздо
22
большее воздействие, чем все его разъяснения. Лучше сделать небольшую паузу, чтобы
дать возможность детям разобраться в своих впечатлениях и чувствах, поддержать
детские переживания (восхищение героем или осуждение отрицательных персонажей),
ответить просто и ясно на вопросы ребёнка, помочь сформировать ему определённое
отношение к основным персонажам и событиям. Элементы анализа могут быть усилены
после повторного рассказывания произведения. Анализируя текст, нужно делать это
ненавязчиво, как бы, между прочим, ни в коем случае не натаскивая малыша в
правильных ответах.
Ребёнку младшего дошкольного возраста нужно как можно чаще читать небольшие
по объёму стихотворения и помогать запоминать их. Заучивание стихотворений — это
одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Оно
способствует не только развитию памяти, но и помогает воспринять гармонию слова,
проникнуться
чувством
изящного.
Легче
всего
запоминается
рифма,
поэтому
эффективен приём: взрослый начинает строчку, малыш её заканчивает.
В
этот
период
очень
важной
оказывается
работа
по
развитию
образных
представлений, воображения ребёнка. Нужно как можно чаще давать ему возможность
представлять, фантазировать, воображать.
Помогают развить воображение и игры в сказку, когда вместе с ребёнком
последовательно проигрываются все сказочные ситуации. Например, прочитав ребёнку
сказку «Теремок», можно попросить его представить себя каким-нибудь персонажем и
показать, как тот будет вести себя, когда увидит теремок, с какой интонацией будет
спрашивать: «Кто-кто в теремочке живёт?» Будет полезной такая работа и перед
чтением некоторых сказок. Так, сказка «Заюшкина избушка» начинается со слов:
«Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная». Можно
предложить ребёнку построить сначала ледяную избушку, а потом лубяную и
поинтересоваться, какая из них будет красивой и светлой, а в какой будет лучше жить
зимой и летом. Такая работа обычно нравится ребёнку, и он с удовольствием играет в
сказку, придумывая недостающие эпизоды.
Двух-, трёхлетних детей приучают к научно-познавательной литературе. Эти
произведения
расширяют
представления
ребёнка
об
окружающем
мире
и
удовлетворяют стремление малыша постичь многообразие живой и неживой природы.
Ребёнку будет интересно узнать о внешнем виде животных и птиц, их повадках и
привычках, он будет с радостью повторять звуки, которые издают разные живые
существа. Особое внимание нужно обратить на названия животных, птиц и их
детёнышей, поскольку это всегда вызывает затруднение у ребёнка. Например,
прослушав рассказ К. Д. Ушинского «Уточки», можно попросить ребёнка рассказать,
что едят уточки, какие у них носики, какие лапочки.
Таким образом, для детей младшего дошкольного возраста предпочтительными
являются следующие жанры художественной литературы: малые формы фольклора,
сказки прозаические и поэтические, рассказы, стихи. При этом притягательность
литературных образов для ребёнка возрастает, если соблюдаются следующие условия:
— художественное содержание доступно возрасту ребёнка, в нём рассказывается о
близких и понятных ему событиях;
— литературный образ достаточно определённый;
— художественное произведение преподносится ярко и выразительно;
23
— ребёнок выражает смысл художественного текста во внешних действиях и
импровизирует на основе литературных произведений.
Подготовили Шалатова Л.М., Примак Л.А.
воспитатели МКДОУ Детский сад «Сказка» г. Игарки
Консультация для родителей на тему:
«Театрализованная деятельность для детей раннего возраста»
«Необходимо научить ребенка с детства
волноваться чужим несчастьям,
радоваться радостям другого,
пробудить в восприимчивой детской
душе эту драгоценную способность
сопереживать, порадоваться, сострадать…»
К. А.Чуковский.
Важнейшей
предпосылкой
совершенствования
речевой
деятельности
дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая
способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Процесс
автоматизации
звуков – это кропотливый и долгий труд родителя,
воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и
теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной
деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем
его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога,
заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития
чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным
ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают
эмоциональную
сферу
ребенка,
заставляют
его
сочувствовать
персонажам,
сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность
- важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать
эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя
на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театр и родители.
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и
накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая
требует и участия родителей. Важно родителям принимать участие в тематических
вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители
могут исполнять роли, принимать участие в изготовлении декорации, костюмов и т. д. В
любом
случае
совместная
работа
педагогов
и
родителей
способствует
интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
24
Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много
эмоций,
обостряет
чувства
гордости
за
родителей,
которые
участвуют
в
театрализованных постановках.
Родители в домашних условиях могут устроить детям театр.
Давайте рассмотрим, какие бывают куклы и как с ними играть.
Куколки на пальчик.
Игра с пальчиками – первый шаг, знакомство с первой игровой условностью. Это
первый театр, не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления
атрибутов.
Возьмите лист бумаги шириной 5-7см, примерно по длине вашего указательного
пальца. Если кукловодом будет ребенок, то соответственно лист бумаги должен быть
меньше. Сворачиваете бумагу рулончиком прямо на пальце и склеиваете. Дальше —
раскрашиваете, украшаете аппликацией, бисером или палетками. Обязательно сделайте
отличительные признаки персонажей: королю — корону, деду — бороду и усы, а бабке
— платочек… Играть такими куколками-рулончиками интересно и одному, и целой
компанией. Надеваете на палец… и вы уже не мама, а капризная принцесса! Еще такие
артисты очень удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый палец
— отдельный герой. Так можно поставить «Репку», «Теремок», «Зимовье зверей».
Театр на столе.
Именно на нем и разыгрываются представления.
Сначала вырезаете из журнала приглянувшиеся картинки и наклеиваете их на
картон для прочности. Фигуры должны быть не больше 10 см в высоту.
Возьмите половинку от внутреннего футляра шоколадного яйца. На каждой
сделайте сверху щель ножом. В эту прорезь вставьте картинку на картоне. Герой новой
сказки готов! Так можно создать целую семью: маму, папу, малыша, снабдить их
необходимыми предметами обихода. Сделайте на таких же подставочках изображения
детской кроватки, колясочки, стола. Любая журнальная иллюстрация пойдет в дело!
Такие актеры и декорации прочно стоят на столе и их можно свободно передвигать. А
то, что в вашей сказке не будет традиционных персонажей бабки и дедки, пожалуй, и
лучше: сможете сами вместе с ребенком сочинить новую сказку, с новыми
действующими лицами.
Конусные куклы.
Возьмите лист тонкого картона или ватмана, сверните конусом (диаметр основания
7-10 см). Склейте или скрепите степлером. Установите, чтобы он прочно стоял на столе.
Это будет туловище будущего героя. Сверху на конус приклеиваем голову. Ее
изображение может быть двойным: вид спереди и вид сзади. Эти две половинки
склеиваем между собой, а внутри, между ними, — вершина конуса. К конусу
прикрепите ручки-ножки, усики-рожки. Объемные куклы сложнее хранить. Они легко
мнутся, поэтому их нужно аккуратно сложить в коробку, а плоские фигурки можно
снять с подставочек и хранить даже в конверте. Для представления с такими куколками
можно смастерить даже декорации — простую ширму, сделанную из 3-4 плотных
листов
картона
большого
формата
(А4
или
A3),
соединенных
между
собой
«гармошкой» с помощью скотча или лейкопластыря. Он эластичный, прочный, отлично
клеится и не шуршит при открывании и закрывании ширмы. На листы наклейте скотчем
прозрачные папки-файлы в виде кармашков. Туда вы будете вставлять картинки,
25
соответствующие теме действия, и ширма всегда будет другой. Картон лучше взять
разных цветов: это и смотрится интереснее, и обыграть в постановке можно. На зеленом
фоне — пара деревьев, вот и получился лес. На голубом легко представить море или
речку, на желтом либо коричневатом сделаете дорогу или пляж. Будет совсем как в
настоящем кукольном театре!
Перчаточные куклы.
Можно их сшить самим, а можно — взять обычную перчатку, у которой
потерялась пара. Для головы подойдет шарик от пинг-понга с отверстием для
указательного пальца. С помощью перманентного маркера изобразите на нем лицо,
повяжите платочек или приклейте универсальным клеем шевелюру из шерстяных
ниток. Если делаете лицо человечка, вместо шарика можно взять небольшой клубочек,
обтянутый светлой тканью. Если хотите получить меховую мордашку, можно клубочек
не обтягивать, а просто подобрать по цвету: мишке - коричневый, а зайке - белый или
серенький. Здесь главное - аксессуары: платочек для старушки, косички для девчушки и
т.п.
Можно саму перчатку оставить такой, какая она есть, а можно сверху надеть
рубашечку или юбочку. Такие куколки обязательно полюбятся малышу, они ведь как
живые: двигаются, у них явно есть характер, они разговаривают и ведут себя почти как
люди. Наденьте такого «актера» на руку, и почувствуете, что говорите-то вовсе не вы.
Это кукла заставляет вас произносить слова, танцевать и петь. Только прислушайтесь!
Работа над созданием игрушки вместе с ребенком очень увлекательна. Игрушка
сделанная ребенком, пусть с помощью взрослого, является не только результатом его
труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Она особенно
дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших
рассказов.
Родители! Не жалейте времени на домашние постановки по материалам сказок -
результат будет стоить того.
Для ваших детей это будет настоящий праздник!
26
Заключение
Таким
образом,
в
заключении
отметим,
что театр –
одно
из
ярких
эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение
ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством,
музыкой. Театр
формирует
у
детей
целеустремленность, собранность,
взаимовыручку,
взаимозаменяемость.
Воспитательные
возможности театрализованной
деятельности
широки.
Участвуя
в
ней,
дети
знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски,
звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе
работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний
незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его
речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят
малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается
диалогическая
речь,
ее
грамматический
строй.
Можно
утверждать,
что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких
переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это –
конкретный, зримый результат
В ходе использования методического пособия «Играем в сказку» были сделаны
следующие выводы:
1.
Чтение художественной литературы и
демонстрация театрализованной
деятельности доставляет детям много радости и содействует их всестороннему
развитию.
2.
У дошкольников обогащается словарный запас, развивается связная речь.
3.
Дети активно знакомятся с русскими – народными сказками.
4.
По итогу проведения занятий по театрализованной деятельности отмечалась
речевая активность, положительная реакция и эмоциональный отклик детей.
5.
Дети стали более раскованными, появилось желание участвовать в играх –
драматизациях, в театральных постановках;
6.
Между детьми установились отношения сотрудничества и взаимопомощи,
появилось чувство коллективизма;
7.
Родители стали заинтересованными участниками образовательного процесса:
принимают активное участие в создании атрибутов, костюмов, декораций, таким
образом, взрослые и дети стали ощущать себя единым коллективом, увлечённым
важным делом.
27
Список используемых источников
1.
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую
сказку / И.В. Вачков. М.: Изд-во «Ось- 89», 2007. 144 с.
2.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д.
Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008. 240 с.
3.
Микляева Н.В., Толстикова С.Н, Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье.
– М.: ТЦ Сфера, 2010 – 128с.
4.
Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. СПб.: Речь; М.: Сфера,
2008. 118 с.
5.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников [Текст] : Программа и репертуар /Э. Г.
Чурилова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2013.
6.
Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в
работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя»№3-2015.
7.
Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М. :
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
28