Автор: Данилова Елена Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ № 213
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Интеграция музыки и логоритмики в развитии речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста
Тема: развитие детей на музыкальных занятиях в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Е. Ю. Данилова,
г. Красноярск, 2023г.
Интеграция музыки и логоритмики в развитии речевой и познавательной активности детей
дошкольного возраста
В современном обучении детей старшего дошкольного возраста на первое место выходят проблемы,
связанные с развитием внимания у будущих школьников. Эти проблемы вызывают беспокойство у педагогов,
родителей и психологов. Взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться и
удерживать внимание, но особенно – на низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
С каждым годом увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с
дефицитом развития внимания, сочетающимся, как правило, с двигательной гиперактивностью и повышенной
агрессивностью.
Эти
дети
становятся
неуправляемыми,
отказываются
участвовать
в
деятельности,
направленной на решение умственных и учебно-познавательных задач, плохо поддаются воспитанию, имеют
недостатки в развитии речи. Все эти проблемы требуют решения усилиями всех педагогов, которые
заинтересованы в развитии каждого ребенка как индивидуальности, как полноценного гражданина нашей
страны.
В настоящее время дошкольное образование основывается на требованиях федерального государственного
образовательного стандарта к организации и проведению интегрированных занятий с целью развития
познавательных интересов и способностей детей в различных видах деятельности, позволяющих формировать в
их представлениях целостную картину мира. Но, как показывает практика, такие занятия не всегда удаются.
Они часто несут в себе малополезное и необходимое воспитаннику содержание. На занятиях, как правило,
даются отрывочные сведения из разных областей знания, не формирующие представление о целостном образе
мира у ребенка-дошкольника.
В нашей практике для решения обозначенных выше проблем, проводятся музыкальные занятия на
интегрированной
художественно-образной
основе,
ориентированные
на
единую
художественно-
педагогическую идею, объединяющую все виды учебно-познавательной и творческой деятельности детей на
принципах «межпредметной и внутрипредметной интеграции» [5, с. 44]. Такие занятия позволяют решать
множество задач, как музыкального воспитания, так и задач речевого развития детей, концентрации их
внимания на протяжении звучания произведения, подчинение двигательной активности музыкальному ритму,
что в некоторой степени корректирует проявление гиперактивности детей.
Подобные занятия имеют строго выстроенную цепочку плавно перетекающих друг в друга игр
познавательной направленности, каждая из которых ориентирована на решение разноплановых задач в опоре
на единую художественно-педагогическую идею всего занятия. Через интеграцию искусств (музыка, слово,
живопись, графика, танец) воспитанники на основе слуховых, зрительных и двигательных ощущений
получают новые теоретические знания о взаимосвязи музыкального образа с другими видами искусств (музыка
цвета, музыка движений, музыка слова); о слиянии литературного и музыкального образов в песне (музыка
слова, музыкальная интонация); новые практические умения в виде графического изображения движения в
музыке, а затем передача этого движения в танце (метод создания графической композиции и творческое
самовыражение в танце); приобретают навыки слушательской и музыкально-творческой деятельности,
развивают речь путем рассуждений о содержании музыкального произведения. Такие занятия имеют высокую
двигательную активность, что и требуется для детей с синдромом дефицита внимания и повышенной
двигательной активности, способствуют устранению речевых патологий, повышают концентрацию внимания.
Важная составляющая часть интегрированных музыкальных занятий – включение в каждое из них
логопедических упражнений или логопедической гимнастики на музыкальном материале. По нашим
наблюдениям, с каждым годом увеличивается количество детей, страдающих разными дефектами речи. Если в
2000-м году из 20 воспитанников в коррекции речи нуждались 8-10 человек, то в настоящее время картина
удручающая: из 20 человек только 2-3 чисто говорящих ребенка. Остальные воспитанники, как правило, с
различными звуко-речевыми нарушениями. Чтобы исправить хотя бы какую-то часть этих нарушений, нужны
специальные упражнения, которые должен проводить педагог с специальным логопедическим образованием.
Проведение таких упражнений в рамках музыкального занятия усиливает коррекционные возможности
воздействия упражнений на детей благодаря музыке определенного образного содержания, в определенном
ритме, который способствует координации произношения детей естественным образом. Для того чтобы
объединить усилия музыкального руководителя и педагога-логопеда и строить музыкальные занятия на
научной основе, потребовалось вникнуть в основы логопедии.
Согласно учебнику под ред. Л.С. Волковой и С. Н. Шаховской: «Логопедия использует знания общей
анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о
строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности. Речевая
функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга, каждая из
которых выполняет специфически определенную операцию речевой деятельности» [4, с. 5].
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека, так как именно в ней,
согласно А. Р. Лурия, «…формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к
понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением, и в связи с этим представляет
собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны, и возникают в какой-то степени
независимо друг от друга. <…> Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно
новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность» [приведено по: 4, с. 15-16]. По нашему
мнению, отвечать за такую важную работу обязан специалист этой области.
Объединение профессиональных усилий музыкального руководителя и логопеда возможно средствами, так
называемой
музыкальной
логоритмики,
как
формы
музыкально-ритмической
и
слоговой
игры.
В
педагогическом аспекте «ритмика (от греческого rhytmikos – относящийся к ритму, равномерный) – это система
физических упражнений, построенная на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова
и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач» [2, с. 8].
Цель логоритмики, пишет М. Ю. Картушина: «…коррекция и профилактика имеющихся отклонений в
развитии ребёнка. Задачи: активизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и
слухового внимания; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; формирование правильного
дыхания; развитие способности ориентироваться в пространстве; выработка четких координированных
движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха; формирование навыка релаксации;
увеличение объема памяти; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений» [3, с. 3].
На музыкальных интегрированных занятиях главным видом музыкально-познавательной деятельности
является слушание и исполнение произведений музыкального искусства, в процессе которого дети
приобретают умение слушать, слышать и понимать музыку, рассуждать о содержании произведений,
запоминать и узнавать их при повторном слушании, учатся проникаться красотой образов и через них
познавать прекрасное в окружающем мире.
Слушание музыки является важным средством умственной
деятельности детей, которая требует не только вычленения отдельных музыкальных фраз, звучащих
инструментов и других средств музыкальной выразительности, но и понимания значения каждого из них в
создании образов.
Такая деятельность требует от ребёнка сосредоточенности и удерживания внимания, мобилизации чувств и
мыслей, воли и познавательных возможностей, объединенных переживанием музыкального содержания
(слуховых ощущений, слухового восприятия, зрительных представлений). Ребенок испытывает различные
чувства в связи с воздействием на него музыки и осмыслением ее содержания. В результате развивается
воображение, формируется отношение к образу, которое в дальнейшем переносится на действительность,
углубляются представления детей об окружающем мире. А в процессе анализа музыкальных произведений под
руководством педагога развивается и совершенствуется речевая практика детей.
Таким образом, в дошкольном возрасте особенно большое значение имеет оптимальное соотношение всех
воздействий на ребенка. Особенность музыки, ее эмоциональная сила заключается в способности показать
богатый мир чувств человека, возникших из окружающей жизни. Психолог Б. М. Теплов пишет по этому
поводу: «Музыка – прежде всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств.
Лишенная всякого эмоционального содержания музыка перестает быть искусством» [1, с. 18].
Выражение же своих чувств и мыслей в словах и предложениях – необходимая часть развития и
социализации человека как личности. «Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для
специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются
представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения», – пишет
А. Р. Лурия [4, с. 15].
В нашей практике проведение музыкальных интегрированных занятий двумя педагогами (музыкальным
руководителем и педагогом-логопедом) решают задачи музыкального и речевого развития, устранения
дефектов речи при помощи интеграции специальных упражнений в структуру музыкального занятия. В ходе
занятий детям предлагаются музыкальные загадки, задания на сравнение, выявление сходства содержания
между музыкальными произведениями, их
литературными и изобразительными аналогами, выявление
своеобразия каждого из них.
Дети высказывают вслух свои впечатления и суждения о музыке, строят логические цепочки, делают
умозаключения, овладевают музыкальной терминологией, учатся соотносить содержание произведений с
окружающей жизнью. При этом у них под воздействием музыки развивается произвольное внимание, волевые
качества, речь, логическое и образное мышление, в целом познавательные способности и познавательная
активность.
С помощью педагога-логопеда на музыкальном занятии дети участвуют в логоритмике – одной из форм
своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Все это дополняется
эмоциональным воздействием самой музыки и соответствующей интонацией подачи текстов педагогами.
Например, в занятии «Музыка живет повсюду» в задачу логопеда входит формирование у детей
представления звуко-буквенных сочетаний, таких как «музыка ветра» (леса, деревьев, листьев). Логопед
проводит логоритмическое упражнение с детьми: «На землю пришла осень: зашумел, загудел лес (у-у-у – дети
описывают круги перед собой кистями рук с расставленными широко пальцами). Поднялся ветер (ф-ф-ф –
качают руками над головой), закачались деревья (ах-ах-ах – вместе с руками раскачают и туловище). И от их
движения зашуршали, залепетали листья (ш-ш-ш – трут ладошками одну о другую) и полетели вниз
(приседают)». При этом логопед четко контролирует каждого ребенка и исправляет при необходимости
дефекты произношения звуков у детей.
Выполнению упражнений предшествует прослушивание и обсуждение произведения, под которое
выполняется упражнение. Задача музыкального руководителя – усилить музыкальное восприятие посредством
выделения и подчеркивания средств выразительности при прослушивании и последующем анализе с детьми
услышанного. Сформированные в сознании детей звуко-буквенные сочетания ассоциируются с окружающими
явлениями природы под звучание определенного музыкального произведения. Активная работа ассоциативно-
образного мышления под воздействием музыки положительно сказывается на устранении дефектов в
произношении отдельных звуков речи и развитии познавательных потребностей у детей. Например, при
слушании пьес «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Дождь и радуга» С. С.
Прокофьева с последующим анализом и высказываниями всех детей по очереди, мы направляющими
вопросами подводим их к пониманию содержания музыки. А дети свое понимание воплощают в движениях,
сопровождая эти движения соответствующими звуками. Звуки передают порывы ветра, тихое опадение листвы,
грохот грома и сверкание молний, стук капелек о землю, о крыши домов, о листву деревьев, наступление
теплого летнего дождика, а затем и появление радуги. Подобные «фантазии» дают детям возможность
услышать музыкальное произведение более детально и сформировать в сознании целостный образ природного
явления. Возможно продолжение выражения детских впечатлений в их рисунках и поделках с воспитателем.
Музыкально-творческая игра «Дождь и ливень» еще больше вызывает резонанс в слуховом восприятии и
зрительных представлениях у детей, активизирует их внимание, координирует движения. Ладошками
изображаем дождь. Детей делим на две группы: одна группа по команде педагога начинает растирать ладошку
о ладошку (шум дождя), постепенно ускоряя движение и дополняя его топотом ног, а затем постепенно
замедляя. Вторая группа выполняет щелчки, подражая стуку капелек дождя. Музыкальный руководитель
играет пьесу, а логопед движениями рук под музыку вместе с детьми движения ускоряет и делает стук очень
громким (до ƒƒ), затем постепенно замедляет, заканчивая утихающим движением. При удачном проведении
подобных музыкально-логоритмических упражнений дети испытывают настоящий восторг от созданной ими
звуковой картинки.
Еще один прием – это танцевальная импровизация в виде игры под музыку с контрастными по
музыкальному содержанию частями. При этом дети должны представить себя в определенном образе
(листочком, капелькой, травинкой, деревом, ветром, бурей и т.д.) и самостоятельно подобрать для
соответствующего образа атрибуты и звуки, аргументируя свой выбор.
Соотнося настроение музыки на тему «Времена года» П. И.Чайковского, А. Вивальди с картинами
художников-пейзажистов, стихотворениями поэтов, а также с песнями детских композиторов (М. Роот, Д.
Львов-Компанеец, Е. Тиличеева и др.), дети получают новые знания о теплых и холодных оттенках цвета, о
яркости, блеклости и тусклости звучности, выразительности слов и музыкальных интонаций. Приобретают
навык вслушивания в музыкальную ткань и вычленения характерных особенностей каждого музыкального
произведения в его созвучии с картинами художников, стихами поэтов, картинами окружающего мира в
определенное время года. Через высказывание суждений, выстраивание логических цепочек в процессе анализа
на основе интеграции слуховых и зрительных впечатлений и представлений у детей не просто развивается речь,
а значительно расширяется словарный запас.
Логоритмические игры в стихотворной форме, сопровождающиеся движениями пальцев, рук, ног, дыханием
с определенной частотой и мимикой лицевых мышц, а также специальные упражнения на постановку
артикуляционного
аппарата,
при
условии
выразительной
интонации
и
движений
педагога-логопеда,
координируют реакцию детей-непосед, приводят их к единому темпу и ритму. Привлечение музыкального
сопровождения к выполнению таких упражнений усиливают коррекционное воздействие на гиперактивных
детей.
Так же очень важный фактор в обучении – это постоянный акцент педагогов на слове «играть». Дети на
наших занятиях не «разучивают» упражнения, они «играют» в них. Они не «учат» песни, а «играют» в них.
Дети, играючи, получают знания, умения, навыки: выучивают слова, движения, запоминают услышанную
музыку, легко и непосредственно повторяют за педагогом, а затем и переводят в собственный опыт любое
выразительное движение, жест, фразу, создают свои детские «шедевры», выполняя творческие задания,
которыми мы заканчиваем каждое интегрированное занятие. С радостью и восторгом демонстрируют ребята
свои достижения друг другу, воспитателям и родителям. Положительное отношение к любой разновидности
музыкально-познавательной деятельности в сочетании с логоритмическими играми и упражнениями –
гарантированный успех в устранении у детей психических и физических зажимов, речевых патологий и
развитии необходимой концентрации внимания, а также стойких мотиваций к дальнейшему обучению.
Библиографический список
1.
Борохов Э. А. Мысль в слове. Краткая гуманитарная энциклопедия [Текст] / Э. А. Борохов. – Смоленск: ТРАСТ-
ИМАКОМ, 1997. – 656 с.
2.
Волкова Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г. А. Волкова. – Москва.: «Просвещение», 1985. – 191 с.
3.
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду [Текст] / М. Ю. Картушина. – М.: Изд-во «Сфера», 2004. –
126 с.
4.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
5.
Шишлянникова Н.П. Взаимодействие искусств и их интеграция в обучение грамоте младших школьников [Текст] / Н.П.
Шишлянникова. – Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2011. – 127
с.