Автор: Галина Владимировна Моисеенко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Карагайлинский детский сад"
Населённый пункт: Кемеровская область, Прокопьевский муниципальный округ
Наименование материала: сборник сказок по обучению детей финансовой грамотности
Тема: Сказки читаем - финансы изучаем
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Карагайлинский детский сад»
СКАЗКИ ЧИТАЕМ - ФИНАНСЫ ИЗУЧАЕМ
Сборник сказок
по формированию основ финансовой
грамотности у детей дошкольного возраста
Составитель Моисеенко Г.В.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если
его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен»,
«деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане
экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у
него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны
осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить
зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование базовых
нравственных представлений: честность, обязательность, умение подчинять
свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А
также
ориентация
дошкольников
в
экономическом
пространстве
современного
мира
на
материале
в
соответствии
с
возрастными
возможностями. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или
плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться»,
«подарить», «положить в копилку» и т. п.).
Почему сказки? Во-первых, именно сказка экономического содержания
является
эффективным
средством
формирования
у
дошкольников
экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и
умений, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей.
Сказка расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях,
способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей. Они
учат различать добро и зло, лень и трудолюбие, эгоизм и бескорыстие,
высмеивают глупость и восхваляют мудрость.. В подобранных сказках дети
знакомятся с основными экономическими категориями, такими как «труд»,
«разделение труда», «потребности», «товар», «деньги», встречаются с
героями ленивыми и трудолюбивыми, добрыми и жадными, экономными и
расточительными. Процесс познания экономики не прост, но с помощью
сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
На основе народных сказок, авторских и сказок народов мира нами был
разработан сборник сказок «Сказки читаем – финансы изучаем». К каждой
сказке нами подобраны проблемные ситуации, нестандартные игры,вопросы,
пословицы и поговорки, с помощью которых дети учатся решать финансово-
экономические задачи. Они оформлены ярко, красочно, необыкновенно
привлекательно, что повышает интерес ребёнка.Отвечая на вопросы: когда
следует начать знакомство с экономикой и можно ли говорить об
экономическом воспитании с дошкольниками ,мы пришли к выводу, что
также наша инновация решает актуальные задачи:
-побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов через сказку;
-воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия,
деловитости,
предприимчивости,
добросовестности,
ответственности,
и
самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации;
- воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и
общей), семейному и общественному достоянию.
Предложенные материалы будут полезны всем, кого интересует проблема
формирования финансовой грамотности у дошкольников в системе – педагог
– дошкольник –родители.
Хотелось бы, чтобы та радость, которую дети испытывают сейчас каждый
раз при встрече со сказкой, оставалась бы с ними как можно дольше, а
проявление
положительных
нравственных
качеств,
стало
главной
потребностью в жизни.Итак, начинаем! Читайте, не торопясь, помните, что
каждая сказка — это чудесное познание экономики.
Выделяют несколько групп сказок,
ориентированныхна освоение экономических
понятий:
*сказки, раскрывающиеся потребности и возможности их удовлетворения
*сказки, отражающие труд людей;
* сказки, показывающие быт, традициихозяйства;
сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы»,«расходы»
*сказки, помогающие понять значение таких понятий ,какэкономичность,
предприимчивость, расчётливость,бережливость.
* сказки, знакомящие с понятием «реклама», «бартер»
*сказки, знакомящие с понятием «купля – продажа»:
Финансовая грамотность со сказочными
героями
Сказка «Мишкин магазин»
(сказка, знакомящая с понятиями «купля-
продажа)
Однажды проснувшись после зимней спячки, вылез Миша из любимой
берлоги.
- «Красота, какая вокруг, просто дух захватывает» - сказал Миша.
Весь лес переливался всеми цветами радуги в лучах нежного
солнышка. И Миша решил, что будет весь день кататься на санках,
кувыркаться в снегу.
Воротившись вечером в свою берлогу, он почувствовал, что у него заболело
горло. Срочно нужны чай с малиновым вареньем и горячее молоко! Но в
берлоге ничего этого не оказалось. Пошел Миша на лесной рынок, а там уже
никого нет - поздно пришел. Побежал Миша в магазин к зайцу и тут неудача
на дверях табличка«закрыто».
Эх - огорчился Миша - был бы у меня свой магазин, всего бы вдоволь было.
И решил Миша открыть свой магазин. На следующий день утром Миша
вымыл свою берлогу. Установил посередине прилавок, поставил на него
весы. Затем прикрепил плакат с надписью «Мишкин магазин». И уселся
ждать покупателей.
- Зашел к Мише Ежик.
- Ты что в снежки играть не идешь?
- Не могу, я теперь хозяин магазина. - Видишь, торгую.
- Торгуешь? - удивленно спросил ежик - а чем торгуешь?
Почесал Миша затылок, а ответить то и нечего и торговать нечем. Ежик
постоял - постоял, пожал плечами и ушел.
Расстроился Миша, чуть не плачет. Стал думать, отчего у него ничего не
получается?
Тут в гости к Мише зашел его дедушка Михаил Потапыч. И он объяснил
Мише, что главное в магазине, не весы не прилавок и даже не продавец, а то
чем торгуют - ТОВАР.
Забегал Миша по берлоге, думая, что выложить на прилавок.
Нашел свой старый мячик, хотел на прилавок положить.
«Кому же такое старье нужно?» – сказал дедушка Миши.
И тут Миша вспомнил, что в кладовке у него несколько бочонков меда
осталось после зимы. Что может быть вкуснее и полезнее меда для любого
лесного жителя! Выкатил Миша пять бочонков меда, расставил их на
прилавке, и уселся ждать первого покупателя.
И тут зашел первый покупатель зайчик. Он купил баночку меда для своей
семьи.Так началась торговля в Мишином магазине. И скоро на
прилавке этого магазина стояли не только бочонки с душистым медом, но и
много других вкусных товаров.
«Три поросенка» ( Английская сказка)
( сказка о рациональности выбора материала, о
потребности в безопасности)
Цель: познакомить на примере сказочных героев с понятиями как
хозяйственность, экономия, о рациональности выбора материала
Задачи: формировать у детей умение правильно распоряжаться деньгами,
развивать нестандартное логическое мышление, самостоятельность,
коммуникативность.
Экономические понятия: прочный дом, экономия денег, рациональный
подход.
В сказке «Три поросенка» рассказывается о поросятах, которые хотя и были
похожи друг на друга, отличались отношением к жизни. Беспечные Ниф-Ниф
и Нуф-Нуф совершенно не задумывались о жилье, а зима приближалась. Зато
предусмотрительный Наф-Наф осенью взялся за работу и основательно
подошел к делу. Он возвел настоящую крепость из камней, даже дверь была
дубовой и имела прочный засов. В последний момент занялись жильем и
легкомысленные братцы Нафа, но домики у них получились ненадежными.
Поэтому волк смог без труда разрушить дома поросят, пришлось Нифу и
Нуфу спасаться от хищ-ника в доме-крепости Наф-Нафа.Но герои сказки все-
таки пришли к мысли о том, что трудиться и жить лучше вместе, поэтому
стали дружно жить в доме Нафа. В конце сказки поросята объединились и
теперь им не страшны ни капризы погоды, ни угрозы хищников.
Главная мысль сказки заключается в том, что нужно быть
предусмотрительными и ответственными. Если берешься за дело, то нужно
приложить максимум старания и трудолюбия. Только в этом случае можно
добиться желаемого результата.
Сказка «Три поросёнка» показывает, что надо обдуманно и
серьезно относится к вложению денег. В сказке - это строительство
поросятами домов. И вот заспорили поросята, из какого материала можно
построить самый прочный дом. Ниф предлагает строить дом из соломы, так
как солома дешевый строительный материал. Нуф считает, что дом можно
построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф советует
строить дом из кирпича.Если быть беззаботным, как первый и второй
поросёнок, то можно остаться и без дома.Сказка «Три поросенка» показывая,
к чему приводит беспечность и лень, демонстрирует пример бескорыстной
дружбы: когда волк разрушил домики братьев, поросенок Наф-Наф, чей
домик оказалось самым крепким, пустил братьев и спас их жизни. Обращаем
внимание детей на этот поступок, который формирует у дошкольников
правильную модель поведения.Сказка учит детей быть добрыми, уметь
дружить и помогать друг другу. Ведь поросята изначально могли все вместе
построить один каменный дом, что получилось бы гораздо быстрее и
экономнее.
Вопросы к сказке с экономической точки зрения:
Какими качествами обладают главные герои сказки? (рассмотрим социально-
нравственные качества героев) Всказке «Три поросенка» всего четыре
главных героя, причем три положительных и один - отрицательный.
Ниф-Ниф- это беспечный и нерадивый поросенок, он прогулял все лето и
даже осенью не думал о приближающейся зиме. И только с первыми
заморозками он соорудил себе легкий соломенный домик, что говорит о том,
что Ниф-Ниф был пареньком несерьезным и легкомысленным.
Нуф-Нуф - тоже поросенок ветреный и беззаботный. Он задумался о зимовке
поздно, но все-таки домишко себе выстроил чуть-чуть основатель-нее, чем
соломенный домик Нифа. Нуф-Нуф сходил в лес и притащил ветки, из
которых сложил дом, и он был уверен, что жилище получилось прочным и
надежным.Наф-Наф - поросенок разумный и предусмотрительный. В
отличие от своих братцев, он рано приступил к работе, а в качестве
строительного ма-териала использовал камни. Наф старательно возводил
свой дом, закрепляя кладку глиной. И дом, действительно, получился на
славу! Именно в этом надежном доме все братья-поросята смогли спастись
от волка. Нужно сказать, что Наф-Наф был сметливым и находчивым, он
сбросил крышку с котла и волк угодил в него.Наф-наф является настоящим
тружеником, а Ниф-ниф и Нуф-нуф лентяи, не любили работать. Поэтому и
построили домики не прочные.Волк - отрицательный персонаж, он силен, но
глуповат, поэтому поросятам удалось одержать победу. Хищник мечтал
съесть поросят, но его план потерпел фиаско, и волк еле-еле ноги унес из
домика Наф-Нафа.
Сказка учит детей быть добрыми, уметь дружить и помогать друг другу.
Ведь поросята изначально могли все вместе построить один камен-ный дом,
что получилось бы гораздо быстрее.
Как можно было сэкономить деньги?
Можно было построить всем троим один крепкий, прочный дом. Также
каждый поросенок мог построить для себя крепкий домик, чтоб волк не смог
сломать домик.
С какого материала можно построить домик?
С прочного, каменный дом.
ПОСЛОВИЦЫ:
Как вы понимаете смысл пословицы:
Делаешь наспех — сделаешь на смех?
Труд кормит, лень портит.
Нет друга - ищи, а найдешь - береги.
Труд все побеждает.
Торопливость делу не помогает.
Нет друга - ищи, а найдешь – береги.
«Про мышь зубастую да, про воробья
богатого»
В. И. Даль
( сказка о том, что выгода для одной стороны может быть
убытком для другой)
Цели: расширение представлений о том, что выгода для одной стороны
может быть убытком для другой; воспитание чувства справедливости.
Краткое содержание. Мышь и воробей поделили зерно, но вскоре мышь
схитрила. Узнав об этом, воробей обвинил мышь, но получил от нее отпор.
Воробей принял решение обратиться за помощью к справедливому царю
зверей. Царь разрешил его проблему.
Материал: иллюстрации к сказке.
Словарная работа: выгода, убыток.
Вопросы:
- Для чего мышь схитрила?
- Почему воробей обратился к царю?
- Каким образом царь разрешил проблему воробья?
- Как вы думаете, что важно иметь человеку, чтобы получить выгоду:
хитрость, смекалку или умение обмануть?
Социально-нравственные качества: хитрость, чувство справедливости.
Вопросы:
- Почему воробей обвинил мышь?
- Чем помог в споре лев? Как лев разрешил спор между воробьем и
мышью?
Вывод: мышь была хитрая и решила добиться выгоды, обманув воробья.
Но воробей вовремя обнаружил обман и обратился за помощью к царю
зверей. Царь справедливо разрешил проблему воробья.
«Теремок»
(русская народная сказка)
(сказка, отражающая труд людей)
Цели: Формирование понимания необходимости труда, значимости
разделения домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать
эмоционально положительное отношение к дружбе,
взаимовыручке сказочных героев.
Краткое содержание. Стоит в поле теремок. Прибежала к нему мышка-
норушка и стала в нем жить. Потом к ней попросились жить: лягушка-
квакушка, ежик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок.
Вот они все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно
толчет, лягушка пироги печет, а петух на подоконнике играет на гармонике,
серый ежик теремок сторожит. Шел мимо медведь, захотелось ему в теремке
пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле
успели из него звери выскочить. Попросил медведь у них прощения и
предложил построить новый, большой теремок. Стали звери бревна носить,
доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего.
Материал: кукольный театр «Теремок».
Словарная работа: труд, разделение труда, польза, выгода.
Вопросы:
- Какими видами труда занимались жители теремка?
- Как ты думаешь, почему каждый занимался одним (своим) делом?
- Как был восстановлен теремок?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, заботливость, умение
дружить, готовность к взаимовыручке.
Вопросы:
- Как жилось зверям в теремке?
- Почему они помогали друг другу?
- Для чего нужно разделение труда?
- Есть ли разделение труда в твоей семье?
- Как вели хозяйство жители теремка?
Обсудите пословицы: «Всяк человек в труде познается». «Не печь
кормит, а руки».
Лисичка со скалочкой
(русская народная сказка)
( сказка об обмене, бартере)
Цель: дать детям понятие, что такое обмен, бартер на примере действий
лисы, помочь осознать корысть и лживость в поведении лисы.
Задачи: учить детей анализировать поступки и поведение сказочных
персонажей, оценивать их в соответствии с нормами нравственности,
отличать правдивость от лжи;
развивать мышление, память, воображение;
формировать представления о добре и зле;
воспитывать чувство сопереживания.
Проиллюстрировать понятие натурального обмена помогает беседа о
принятом у детей обмене игрушками как варианте бартера - натурального
товарообмена, при котором одна вещь меняется на другую без денежной
оплаты .Понять суть натурального обмена (бартера), определять выгодность
бартера (выгодность и невыгодность сделки), самостоятельно совершать
обменные операции, не допускать излишней доверчивости детям помогают
сказки: «Лисичка со скалочкой».
Экономический контекст сказки «Лисичка со скалочкой» можно
интерпретировать следующим образом: «В процессе путешествия из одних
гостей в другие лиса, переночевав, утром предъявляла счет хозяевам за якобы
пропавшую собственность. В результате хитрая лиса, начав со скалочки,
произвела ряд обменов»: скалочка - курочка - гусочка - девочка. Обмен
всегда был выгодным для лисы, т.к. она, «зная, что хозяева, защищая свою
добрую честь, готовы идти на неравноценную уплату за пропажу».Как
видим, в данной сказке представлены образцы неравноценного натурального
обмена, при котором хозяева оказываются перед выбором: или пострадает их
честь, или придется отдать то, что стоит гораздо дороже якобы пропащей
вещи. Лиса оказалась настолько жадной, что совсем позабыла об
осторожности. Она думала, что ее обман будет продолжаться бесконечно,
однако нашелся такой человек, который смог проучить плутовку, и
преподать ей хороший жизненный урок. Обращаем внимание на опасность
подобного общения хозяев дома с лисой. Она претендует не только на
владение чужим имуществом. Сказка помогает в формировании у детей
представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»
Вывод: Какая ни была лиса хитрая, а умный мужик ее перехитрил. Она всех
обманывала, но не рассчитала, что кто-то сможет ее обмануть. На каждого
хитреца найдется тот, кто окажется еще хитрей. Что посеешь - то и пожнешь:
как ты относишься к людям, так и к тебе будут относиться.
Какая пословица подходит к сказке?
Нет такой хитрости, которую нельзя было бы перехитрить.
Дружба - великая сила.
На обмане далеко не уедешь.
Какова же мудрость этой народной сказки?
На каждого хитреца найдется тот, кто окажется еще хитрей.
Чему же учит нас сказка?
Обманывать нехорошо.
На чужом горе своё счастье не построишь.
Сказка учит быть честным, открытым, щедрым.
Учит никогда не хитрить и не обманывать, потому из этого все равно ничего
хорошего не выйдет.
«Телефон»
К. И. Чуковский
(сказка, знакомящая с разнообразными
потребностями)
Цель: расширение представлений о разнообразии потребностей; привитие
доброго отношения к живому миру.
Краткое содержание. Три ночи звонили дедушке Корнею звери и птицы:
слон просил для сына шоколад, крокодил-калоши, зайчатки-перчатки,
мартышки-книжки, а потом звонили-медведь, цапли, свинья, тюлень, олень,
газели, кенгуру. А потом позвонил носорог – попросил спасти бегемота,
который провалился в болото. Всем помогал дедушка Корней и давал добрые
советы.
Материал: магнитная доска с материалом к сказке.
Словарная работа: потребности и возможности.
Вопросы:
- Почему Чуковскому звонили звери и птицы?
- Какие потребности были у зверей?
- Почему носорог просил помочь бегемоту?
- Какие из всех потребностей были самыми главными?
Социально-нравственное качество: доброта.
Вопрос:
- Почему К. Чуковский помогал зверям и птицам?
Вывод: звери и птицы видели в К. Чуковском доброго, отзывчивого
человека, который мог бы им помочь. У каждого были свои потребности. Но
не всегда у дедушки Корнея была возможность удовлетворить все их
потребности (пример с медведем, крокодилом).
«Мужик и медведь»
(русская народная сказка)
( сказка о
труде сельского жителя, его смекалке)
Цель: Формировать представления о характере труда сельского жителя;
развитие умения предвидеть результат труда, смекалку.
Краткое содержание. Посеял мужик репу. Пришел к нему медведь и
говорит, что «заломает» его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай
созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмет, а вершки –
ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал
медведю ботву, а репу положил на воз и в город продавать поехал.
Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На
другой год мужик посеял на том же месте рожь. Поехал жать, а медведь его
дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на этот раз он
возьмет корешки, а мужику отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю
по вкусу. С тех пор меж ними вражда.
Материал: теневой театр «Мужик и медведь».
Словарная работа: труд, выгода, товар, договор (уговор, прибыль.
Вопросы:
- Чем занимался мужик в поле?
- Каким образом он поделил урожай?
- Зачем мужик повез репу в город?
- Почему мужик посеял на следующий год рожь?
- Какую работу выполнял мужик: нужную (важную) или нет?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, расчетливость, смекалка,
чувство справедливости.
Вопросы:
- Как мужик сохранил урожай?
- Какое качество помогло мужику обмануть медведя?
- Справедливо ли поступил мужик с медведем?
Вывод: благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы
и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и остался с
невкусными вершками и корешками.
«ЛИСА И КОЗЕЛ»
(русская народная сказка)
( сказка о рекламе)
Цель: дать детям представление о рекламе.
Задачи:
расширять круг представлений о мире взаимоотношений;
способствовать развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;
учить отличать хорошее от плохого, замечать ложь в поведении окружа-
ющих;
воспитывать отрицательное отношение к обману, учить детей говорить
правду;
Бежала лиса, на ворона зазевалась - и попала в колодец. Воды в колодце было
немного: утонуть нельзя, да и выскочить - тоже. Сидит лиса, горюет.
Идет козел - умная голова. Идет, бородищей трясет, рожищами мотает;
заглянул от нечего делать в колодец, увидал там лису и спрашивает:
Что ты там, лисонька, поделываешь?
Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса, - там, наверху, жарко, так я сюда
забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой -
сколько хочешь!
А козлу давно пить хочется.
Хороша ли вода-то? - спрашивает козел.
Отличная, - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь;
здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему:
Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел - всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце. Насилу-то его отыскали и за
рога вытащили.
Пословицы:
Хитрость и смекалка бьют врага метко.
Речи - сладкие, а дела – горькие.
Речи как мед, а дела как полынь.
Выбери подходящую пословицу для Козла.
Все хорошо, что хорошо кончается.
Не зная броду не суйся в воду.
Поспешишь - людей насмешишь.
На всякое хотенье есть терпенье.
Сказочный урок: Не быть доверчивыми, прежде чем что-то сделать, хорошо
подумать, не быть похожими на глупого козла.
Петушок и бобовое зернышко»
(русская народная сказка)
( сказка о цепочке связей в трудовой деятельности)
Цель: Формировать представления о цепочке связей в трудовой
деятельности; показать взаимосвязь трудовых процессов, значение
ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда;
развивать умение характеризовать сказочных героев, высказывать свое
отношение к ним.
Краткое содержание. Петушок подавился бобовым зернышком. Курочка
перепугалась и бросилась к хозяйке за маслицем. Хозяйка отправила курочку
к коровушке за молоком, чтобы сбить маслице. Коровушка отправила
курочку к хозяину, чтобы он накосил травы. Хозяин послал курочку к
кузнецу за косой, чтобы накосить травы, потом отдать траву корове, корова
даст хозяюшке молоко. Та собьет маслице и отдаст его курочке, а курочка
смажет петушку горлышко. Курочка так и сделала. Петушок выздоровел.
Материал: иллюстрации к сказке.
Словарная работа: труд, продукт, сырье, материал.
Вопросы:
- Почему курочка попросила у хозяйки маслица?
- Как герои сказки помогли петушку?
- Каким образом получился продукт их труда?
- Что было бы, если бы кто-то отказался выполнить просьбу курочки?
Социально-нравственные качества: доброта, готовность к взаимопомощи,
отзывчивость, заботливость.
Вопросы:
- Почему все герои сказки помогали петушку?
- Смог бы петушок один справиться со своей бедой?
- Объясни пословицу «Не имей ста рублей, а имей сто друзей».
Вывод: с петушком случилась беда, но в результате труда курочки,
хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое
помогло петушку. Доброта и взаимопомощь спасли петушка.
«Федорино горе»
К.И.Чуковский
(сказка о воспитании нравственных качеств)
Цель: расширять представления о домашнем труде, формировать
понимание необходимости соблюдения чистоты и порядка, отрицательного
отношения к лени, неопрятности.
Краткое содержание. Жила-была старуха Федора. Все в ее доме было
поломано, побито да помоями облито. Заглянешь в кадушку – увидишь там
лягушку; а заглянешь в ушат – тараканы кишат. Оттого-то от нее и убежала
вся домашняя утварь. А бедная баба Федора одна, и плачет и плачет она.
Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел; сварила бы баба щи, да
кастрюлю, поди, поищи! И чашки ушли, и стаканы, остались одни тараканы.
Пошла Федора, звать домой домашнюю утварь, пообещала не обижать ее,
любить и уважать, тараканов повывести, прусаков повывести. Долго, долго
целовала и ласкала их она, поливала, умывала, полоскала их она. Засмеялись
кастрюли: «Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить!» Будут, будут
у Федоры и блины и пироги! Самовар стоит, пыхтит: «Я Федорушку прощаю,
сладким чаем угощаю. Кушай, кушай Федора Егоровна!»
Материал: иллюстрации к сказке.
Словарная работа: труд, результат труда.
Вопросы:
- Почему домашняя утварь убежала от Федоры?
- Каким образом Федора их вернула?
- Как Федору отблагодарили за труд?
- Какую домашнюю работу вы знаете и выполняете?
Социально-нравственные качества: трудолюбие – лень, обидчивость,
старательность, аккуратность, чистоплотность, бережливость.
Вопросы:
- Почему от Федоры убежала домашняя утварь?
- Любили ли предметы домашнего обихода свою хозяйку?
- Почему беглецы вернулись к Федоре?
- Кого называют бережливым, трудолюбивым?
Вывод: Федора не любила трудиться, ленилась. Из-за этого от нее убежала
домашняя утварь. Поняла Федора, что плохо жить в доме одной, уговорила
беглецов вернуться, стала их мыть, заботиться о них, бережно относиться к
ним. А они стали блинами, пирогами ее кормить да сладким чаем поить.
«Хаврошечка»
(русская народная сказка)
(Сказка о труде людей)
Цель: формировать положительное отношение к людям, качественно
выполняющим любую работу.
Краткое содержание. Была Крошечка-Хаврошечка сиротой, работала в
людях: она и ткала, и пряла, и прибирала, и за все отвечала. Заморили ее
работой, а хозяйские дочери ничего не делали. Помогала Крошечке-
Хаврошечке только корова: то холста ей соткет, то пряжу спрядет, то
полотно побелит и в трубы скатает. Хозяйка узнала, что корова помогает
Крошечке-Хаврошечке, и заставила хозяина зарезать корову, чтобы
Крошечка-Хаврошечка трудилась сама. Из косточек коровы выросло
яблонька.
Проезжал мимо богатый человек, попросил сестер сорвать ему яблочко.
Смогла его достать только Крошечка-Хаврошечка, и вышла она замуж за
этого человека. Стала она в добре поживать, лиха не знать. А хозяева
остались ни с чем.
Материал: настольный театр «Крошечка-Хаврошечка».
Словарная работа: труд, обязанности.
Вопросы:
- Почему Крошечка-Хаврошечка жила в чужих людях?
-Какую работу она выполняла по дому?
- Чем были заняты хозяйские дочери?
- Каким образом коровка помогала Хаврошечке?
- Какие пословицы о труде вы знаете?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, чувство справедливости,
готовность помочь умение дружить, верность слову.
Вопросы:
- Кого из героев можно назвать трудолюбивыми? Ленивыми?
- Чем понравилась Хаврошечка доброму молодцу? А вам?
- Как восторжествовала справедливость?
Вывод: плохо быть сиротой, жить в чужих людях. На всю семью
Крошечка-Хаврошечка трудилась. Помогала ей только коровка в работе,
даже после смерти помогла ей, удачно выдала за муж. Хозяева со своими
дочками остались ни с чем: и коровы нет, и работницы лишились.
Почему говорят: «Человек трудолюбивый - самый счастливый?».
«Как старик корову продавал»
С. Михалков
( сказка о значении рекламы)
Цель: формировать понятие и значение рекламы как целенаправленного
распространения информации о товаре с целью его продажи.
Краткое содержание. Старик продавал корову на базаре целый день, но ее
никто не хотел покупать. Корова была старой, худой и молока не давала.
Один паренек пожалел старика и решил помочь. Он так стал расхваливать
корову покупателям, что появилось много желающих ее приобрести. Но
старик передумал: «Такая корова нужна самому».
Материал: Кукольный театр по сказке.
Словарная работа: реклама, покупатели, продавцы, товар.
Вопросы:
- Почему старик целый день не мог продать корову?
- Как старик представлял свой товар?
- Каким образом паренек привлек покупателей?
- Кто был лучшим продавцом: старик или паренек?
- Почему мужик передумал продавать корову?
- Что такое реклама? Где вы видели рекламу?
- Для чего нужна реклама?
Социально-нравственные качества: предприимчивость, доброта.
Вопросы:
- Какими качествами обладал паренек?
- Почему паренек помог старику?
Вывод: старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что
корова старая и не дает молока. Паренек был предприимчивый, сделал
корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.
«
Муха-Цокотуха»К.И.Чуковский
(сказка, знакомящая с понятиями «деньги»,
«доходы», «расходы»)
Цели: формировать представление о рациональной трате денег при
совершении покупок, развивать умение рассчитывать, предвидеть выгоду;
воспитывать чувство сострадания к героям сказок, терпящим бедствия.
Анализ сказки с точки зрения экономики и финансов
Муха-Цокотуха шла по полю и нашла денежку. Она пошла на базар и купила
себе самовар. Приготовила угощение и позвала гостей - насекомых.
Некоторые гости принесли подарки, потому что Муха-Цокотуха -
именинница.
Но неожиданно для всех появился старый Паук и утащил Муху в уголок, и
хотел ее погубить. Бедная Муха стала звать на помощь, но гости Мухи они,
испугались по углам и щелям разбежались. На помощь Мухе пришел
храбрый Комарик и спас ее от лап злодея.
Гости обрадовались, вышли из своих укрытий. Храбрый Комар предложил
Мухе выйти за него замуж. Муха согласилась. Стали все вместе веселиться и
праздновать свадьбу Мухи-Цокотухи и Комара.
Экономические понятия:
Товар - это предмет, с помощью которого мы удовлетворяем свои
потребности.
Услуга - деятельность, результаты которой удовлетворяют те или иные
потребности людей. Выгода: Выгодно то, что приносит пользу. Для продавца
— получить побольше денег, побыстрее продать товар, для покупателя —
получить нужные товары и поменьше за них заплатить. Когда выгода
продавца и покупателя соединяется, тогда и торговля получается.
Социально-нравственные качества героев: доброта, смелость – трусость.
Муха-Цокотуха – удачливая, разумная, веселая, добрая, гостеприимная,
отзывчивая, не злопамятная.
Комар – храбрый, смелый, отважный, бесстрашный, бескорыстный. Гости
Мухи - трусливые, жалкие.
Паук - злобный, коварный, душегуб.
Вопросы к сказке с экономической точки зрения:
- Какой неожиданный доход у Мухи-Цокотухи? Ответ: прибыль от находки
денежки.
-Что могла купить Муха-Цокотуха вместо самовара, чтобы пить чай? Ответ:
электрический чайник.
-Какую рекламу можно сделать, чтобы Муха вместо самовара купила
чайник? Ответ: Выгодная скидка на все электрические чайники.
-А если у Мухи-Цокотухи останутся деньги, что еще можно купить? Ответ:
чайную посуду, угощение.
-Что еще Мухе-Цокотухе можно было еще сделать с денежкой? Ответ:
положить деньги под проценты в банк на выгодных условиях. Герои
сказкинасекомые.
Пословица: Без беды друга не узнаешь.
ХРУСТИК И БЕЛОЧКА
( о воспитании нравственный качеств)
В один солнечный летний день зайчик по имени Хрустик гулял по лесу. Но
он был очень грустный, потому что с утра все не задалось: его наругала мама
за беспорядок в комнате, он сломал свою самую любимую игрушечную
машинку. В общем все шло не так, как бы ему хотелось. И тут он не заметил
корягу, зацепился за нее и упал. Совсем расстроился зайка, как вдруг он
заметил что-то блестящее в траве. Хрустик подошел поближе и увидел 3
монетки. Обрадовался ушастый, думает: «Сейчас пойду в магазин и куплю
новую машинку, еще красивее той, которая у меня была». Он уже было
направился в нужную сторону, но по дороге увидел белочку, которая сидела
на пеньке и плакала. - Белочка, почему ты плачешь? – спросил зайка. А
белочка ответила: - Потому что я сегодня потеряла свои монетки. Ты их не
находил? - Нет, я ничего не находил, - ответил Хрустик и пошел дальше. Он
зашел в магазин с игрушками, выбрал самую красивую машинку и уже почти
купил ее, но ему так грустно почему-то стало. Не было радости от покупки
новой игрушки. Зайка поставил машинку на полку и побежал обратно в лес,
нашел белочку, которая сидела на том же месте, горько плакала и сказал: -
Белочка, вот твои монетки. Я их нашел, но обманул тебя, потому что хотел
новую игрушку. Извини меня, пожалуйста. - Спасибо большое, зайка, если
бы ты не нашел и не отдал мне эти монетки, мои бельчата остались бы
голодными сегодня. Белочка крепко обняла Хрустика и ушла. А зайке так
тепло и весело на душе стало. Он пошел домой, прибрался в своей комнате,
помирился с мамой и вместе с ней приготовил яблочный пирог. А потом,
попивая вкусный чай с пирогом, рассказал о своем небольшом приключении
в лесу. За это мама дала ему 3 монетки: - Потому что ты, зайка, заслужил –
своим трудом и честностью. Он купил ранее выбранную машинку и понял,
что все, что с ним происходит, даже не самое приятное - происходит к
лучшему. Ведь если бы он не зацепился за корягу, то не нашел бы монетки и
не смог бы помочь белочке. Еще он понял, что обманывать очень плохо, а
покупка новых вещей куда приятней, когда ты покупаешь за свои деньги, а
не за чужие.
\
«Как коза избушку построила»
(русская народная сказка)
(сказка о потребности в безопасности)
Цель: знакомство детей с потребностью в безопасности и сохранении
здоровья; развивать умение добиваться намеченной цели.
Краткое содержание. Коза с козлятами ушла от старухи - горюхи в лес.
Долго не могла найти место для своей избушки. Яблоня, елка, дуб, осина,
шиповник не разрешили ей построить дом под своими ветками. Боялись, что
их плоды и шипы поранят маленьких козлят. Березка разрешила козе
построить избушку под своими ветками.
Материал: магнитная доска с материалом к сказке.
Словарная работа: потребности, возможности.
Вопросы:
- Почему коза решила строить дом?
- Какой потребностью это было вызвано?
- Для чего коза с козлятами ушла от старухи-горюхи?
- Почему деревья отказали козе?
- Какая опасность угрожала козлятам?
- Почему коза принимала советы деревьев?
- Где коза построила дом?
Социально-нравственные качества: усердие, заботливость.
Ответственность, настойчивость.
Вопрос:
-Какие качества помогли козе найти место для избушки и построить ее?
Вывод: коза ушла от старухи-горюхи в лес, чтобы козлятки росли
крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли
найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и
безопасность и сохранить здоровье козлят.
Рассказ «Машина мечта»
В одном небольшом городе жила девочка Маша. У нее, как и у многих детей
ее возраста, было много игрушек. Но однажды, гуляя с родителями, в
витрине одного из 33 магазинов, Маша увидела куклу, о которой давно
мечтала и попросила родителей купить ей ее. Мама подумала и сказала, что,
Маша сама должна накопить деньги. Семья пришла домой, и мама с папой
вручили Маше копилку. Мама сказала Маше, что за домашние дела будет
давать ей деньги. Родители давали деньги дочке только за выполненное
задание. Если же Маша, по каким- либо причинам не делала то, что просили
ее взрослые, то деньги она не получала. Было иногда такое, что копилка
Маши очень долгое время не пополнялась. Но однажды Маше приснился
сон, что в магазине кто - то купил куклу, о которой она так долго мечтала.
Она проснулась с мыслью, что с сегодняшнего дня она будет выполнять
любую работу, которую ей скажут родители, какой бы сложной она для нее
не была. Ведь мама с папой тоже каждый день ходят на работу, зарабатывают
деньги, копят на что- то нужное и ценное... Спустя некоторое время, копилка
была уже заполнена. И Маша поняла, насколько трудно родителям
зарабатывать деньги. И вот наступает момент, когда нужно разбивать
копилку. В копилке оказалось больше, чем стоила кукла. Поэтому Маша
решила купить не только куклу, но и небольшие подарки родителям, в
благодарность им за помощь.
Рассказ «Новая кукла»
Жила была маленькая девочка Оля. Она очень любила свою бабушку,
помогала в саду собирать фрукты и ягоды, а в воскресенье ходили на рынок
продавать. Девочка была жизнерадостная, веселая, любила ходить в детский
сад. Оля пела, танцевала, посещала кружки, занималась в театральной
студии. И однажды в группу пришла новая девочка и принесла с собой очень
красивую куклу. Эта кукла умела говорить, ходить, кушать, плакать. Все
девчонки были очарованы этой куклой. Придя домой, Оля рассказала маме,
что очень - очень хочет такую куклу. Мама внимательно выслушала дочку,
немного подумав сказала, что они не смогут сразу купить такую дорогую
игрушку. Нужно собрать семейный совет на субботу и решить, как нам
приобрести эту дорогую покупку. Оля не понимала маминых слов, но она
ждала, когда соберется семейный совет. Вот наступила долгожданная
суббота вся семья мама, папа, бабушка собрались на совет. Мама рассказала
о дорогой покупке, и бабушка предложила накопить денег. С каждой
зарплаты откладывать определенную часть денег в копилку и за несколько
месяцев можно собрать нужную сумму на покупку. Папа сказал, если мы все
должны откладывать деньги на покупку в копилку, то и Оля должна тоже
потрудиться и положить деньги в копилку. Оля беспрекословно согласилась,
но спросила, что нужно делать. Бабушка сказала пойдем с тобой в сад, и ты
возьмешь свое ведерко и будешь в свое ведерко собирать ягоду, а в
воскресенье пойдем на рынок и продадим ягоды. И тогда из 43 полученных
деньг ты положишь часть в копилку. Вот так все вместе мы накопим на
куклу. Оля очень старалась собирала ягоды ходила с бабушкой на рынок и
через несколько месяцев нужная сумма набралась в копилке. И мечта Оли
была исполнена. У каждого в семье свои желания и поэтому надо добиваться
понимания, как доход распределить и никого не обидеть.
«Деньги»
Жили были денежки. Семья была у них большая. Но купюры большие и
маленькие и монетка – совсем не дружили. Да и за порядком не следили.
Могли развалиться где угодно. Они лежали смятыми на столе и на тумбочке,
в карманах и даже на полу. И однажды в канун нового года одна маленькая
копеечка загадала волшебное желание! Чтобы все, все денежки
подружились! И утром под елочкой нашли они большой кошелек, домик для
денег. Радостно разместись все в комнатах кармашках – всем места хватило.
И стали дружно в доме жить поживать, добра наживать.
Сказка «Хранители бюджета»
Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали, доставая
денежные купюры. Их он хранил в разных своих кармашках. Крупные
купюры лежали в особом отделе и под замочком. Их использовали для
покупок крупных вещей, продуктов, игрушек, приобретения мебели, оплаты
за квартиру, свет, газ. Те, что были меньшего достоинства, лежали в другом
отделе. Их использовали для покупки билета на проезд, газет, пирожков и
другой мелочи. Чаще всего Кошелёк был не очень толстый. Но бывали
особые дни, когда купюры наполняли его так, что он боялся, что его
кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие
мгновения! В такие дни его открывали часто. Но бывали и грустные дни.
Тогда казалось, что хозяин забыл о нём, потому что у него внутри было
почти пусто. И его перебрасывали с одного места на другое. Однажды рядом
с Кошельком появилась красивая, яркая, блестящая Карточка. Кошелёк
насторожился: - Привет, - сказал он. – Я - Кошелёк. Я - хранитель семейного
бюджета. - А я - пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей
денежных средств семьи. - Но где же ты хранишь купюры? - Они во мне, -
гордо ответила Карточка. - Но ты такая тонкая и маленькая, - изумился
Кошелёк, - и у тебя совсем нет карманчиков. Где же они помещаются? - А
мне не нужны карманчики, - загадочно улыбнулась Карточка. - Я храню
секрет волшебных цифр, которые знает только хозяин. Используя их, он
может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр положить в твой
карманчик. «Значит, обо мне не забудут», - подумал Кошелёк и очень
обрадовался. А потом с восторгом предложил Карточке: - А давай я буду о
тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них найдётся
надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой красивой и
яркой. Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик
Кошелька. Кошелёк думал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и
Карточка будет в порядке». А Карточка подумала: «Как тепло и уютно в
карманчике Кошелька и ему всегда будет весело». И тут они поняли, как
хорошо, когда ты кому-то нужен.
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
СИТУАЦИЯ 1: Муха нашла только одну монетку, этого хватило только
на покупку самовара. Как бы поступила муха, если нашла много денег?
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием потребности и возможности.
СИТУАЦИЯ2: Муха
потратила
свою
денежку
на
базаре, купив
самовар. А если базар закрыт? Где можно потратить деньги?
ЦЕЛЬ: Познакомить с формами организации торговли, научиться разумному
подходу к выбору места покупки.
СИТУАЦИЯ 3: Муха не заработала денежку, она ее нашла. Поэтому она так
легкомысленно ее потратила. Могла ли муха потратить эти деньги на более
полезные нужды?
ЦЕЛЬ: Формировать правильное отношение к деньгам как предмету
жизненной необходимости. Дать понятие о деньгах, закрепить знания детей о
монетах различным достоинством и их применении, развивать логическое
мышление.
СИТУАЦИЯ 4:У ежихи заболел ежонок, ей нужен мед, который есть у
жителей теремка. У нее нет денег на покупку меда, но есть очень много
яблок. Как ей поступить?
ЦЕЛЬ: развивать
сообразительность, самостоятельность, логическое
мышления, умение договариваться между собой.
СИТУАЦИЯ
5. Когда
выгоднее
покупать
шубу: зимой
или
летом? Почему? (Готовь сани летом, а телегу зимой).
СИТУАЦИЯ
6. На
рынок
привезли
яблоки. Продавцу
Свете
яблоки
доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки
привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки
купят быстрее?
СИТУАЦИЯ 7. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку
и купить ей бананы. В магазине они стоили 2 рубля, а на рынке - 3 рубля. Где
Миша купит бананы? Почему?
СИТУАЦИЯ 8. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с
ценами на продукты из него? (причинно-следственные связи). Дети называют
продукты, сделанные из Молока.
СИТУАЦИЯ 9. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? По-
чему?
СИТУАЦИЯ 10. На что расход денег будет больше: на покупку машины
или билета на поезд?
ИГРА МАГАЗИН «ТЕХНОДОМ»
Цель: выявить уровень экономического мышления детей, усвоения вычис-
лительных процедур, расчетов, применяемых в экономике. Автоматизация
звука Л в предложении «Я купил(а) …».
Материал: монеты самодельные, карточки с изображением разных
видов техники для фонарика, ценники, маски героев сказки.
Содержание игры: педагог рассказывает, что лягушка открыла в лесу
Магазин «Технодом». У всех героев сказки по 10 монет и им необходимо
выбрать тот товар, который они могут купить на эту сумму, посчитать,
сколько денег они потратили и сколько у них останется, и узнать, что
находится в коробке с помощью фонарика.
Лягушка:
Открыла лягушка в лесу магазин.
Идет покупатель один за другим.
На технику нынче повышенный спрос –
Кому телевизор, кому пылесос.
Есть видео, фото и центр музыкальный,
На разные вкусы имею товар я.
Звери:
К лягушке зайдём мы сейчас в магазин.
Не купим, так просто товар поглядим.
Заяц: Как хочется мне телевизор иметь,
Чтоб новости знать
И мультфильмы смотреть.
Лиса: Чтоб легче дышалось.
Не лезла пыль в нос.
Хочу я в хозяйстве иметь пылесос.
Медведь: Хочу кинокамеру в доме иметь,
Чтоб всё интересное запечатлеть.
Волк: Чтоб быть современным,
Входить в интернет.
Куплю ноутбук я себе в кабинет.
Лягушка:
Удачный день был у меня.
Товар я весь распродала.
Всегда друзья вас видеть рада.
Покупки вам доставят на дом.
ИГРА «САЛОН КРАСОТЫ»
Цель: познакомить детей с понятием предприниматель, закрепить
знанияпрофессии парикмахер, уточнить знания о том, что прическу нужно
оплачивать.
Материал: атрибуты к игре, маски героев сказки теремок, деньги для игры.
Содержание игры: Воспитатель рассказывает детям, что у зверей в теремке
планируется вечеринка. И Лиса-Патрикеевна приглашает всех в свой салон
красоты для подготовки к празднику.
Лиса:
Волшебница здесь я –
Патрикеевна кума.
Я – частный предприниматель,
Великолепный парикмахер.
Услуг вам много окажу:
Я мигом подстригу
И феном уложу, вам завивку предложу,
Вас покрасить я смогу.
Предложу вам новинки сезона:
Шампуни, лаки и одеколоны.
Кто хочет быть красив всегда,
К услугам всех лиса-кума.