Напоминание

"Развитие мелкой моторики рук с использованием нетрадиционого оборудования у детей среднего дошкольного возраста"


Автор: Журкова Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №29 "Елочка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО - Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики рук с использованием нетрадиционого оборудования у детей среднего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с

использованием стандартного и нестандартного оборудования»

В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на

кончиках его пальцев».

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной,

мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении

мелких и точных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень

сложных движений (например, писать и рисовать).

Значение мелкой моторики очень велико! Она взаимодействует с такими высшими

свойствами сознания, как внимание, мышление, зрительная и двигательная память,

координация движений и восприятие ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной

готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень

развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память,

мышление, речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро

утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему

трудно выполнить задания связанные, например с письмом. В дальнейшем это может

привести к отставанию в учебе.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка

потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев,

которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных

действий.

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до поступления в школу. Это

происходит уже тогда, когда маленький ребенок берёт игрушку рукой. Оказывается,

что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.

Частенько взрослые, а особенно бабушки и дедушки, говорят: “Когда мы были

маленькими. Никто ни про какую моторику и не думал. И ничего, все писать

научились!” В этом конечно, есть доля истины. Однако не забывайте, во времена

нашего детства все ботинки были на шнурках, а куртки на пуговицах. Никаких тебе

молний и липучек. Вот и тренировались пальцы детей. А сегодня, пожалуй, никого не

удивит такая картина: семилетний богатырь стоит, безвольно опустив руки, а мама

застегивает его на все пуговицы. Получив в свое распоряжение такие блага

цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически

приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики “разленились” и не

успевают учиться вместе со своим хозяином.

Многие четырехлетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут

кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать

ботинки. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются

неточностью или несогласованностью. Если раньше родителям, а вместе с ними и

детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать,

вышивать, то сейчас же на каждое занятие есть по машине.

При обучении письму и рисованию важны навыки мелкой моторики. От степени

развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того,

развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры

головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от

друга. Вот и получается, что семилетний ребёнок бодро читает, считает и распевает

песенки на английском, а ручку держать правильно не умеет. Интеллект вроде бы

развит, а навыков, необходимых для успешной учебы в школе, нет и в помине.

Именно

в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое

внимание. К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой

моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой.

Что же делать? Как помочь детям? Выход есть! Курс регулярных занятий по развитию

моторики.

1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных

историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это уникальное средство

для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребёнок

лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

2. Шнуровка

развивают

пространственное

ориентирование,

способствуют

пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки

шнуровки: шнурование, завязывание шнурка на бант способствуют развитию речи

развивают творческие способности это следующий вид игрушек, развивающих

моторику рук у детей.

3.Игры с песком, крупами, бусинками, камешками и другими сыпучими

материалами - пересыпание между ладошками, перекладывание пальчиками из

одной емкости в другую, сортировка по цвету, форме, насыпание в пластиковую

бутылку с узким горлышком и т.д.

Развивают мелкую моторику, улучшают

концентрацию внимания, учат ориентироваться на плоскости, развивают сенсорное

восприятие

(тактильные

ощущения),

активизируют

фантазию

и

творческие

способности

4.Игры с глиной, пластилином, песком или тестом. Польза лепки для организма и

умственного развития ребенка: Развитие мускулатуры кистей и пальцев. Развитие

мелкой моторики рук. Ускорение процесса мышления.

Детские руки усердно

трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции -

раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.

5.Изготовление поделок и аппликаций из бумаги, оригами – конструирование из

бумаги – Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем

сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются

творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими

понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие

глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают

обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми

начинать надо с очень простых композиций.

6.Рисование

карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры,

«заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы

оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы

провести линию, той или иной толщины.

7.Обведение

вкладышей

и

штриховка. Применяя

технологию

работы

с

трафаретами, мы стимулируем развитие мелкой моторики рук. Работа с ними

благоприятно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной

чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания. А

самое главное, работа с трафаретами – это развитие органов чувств, эмоций, фантазии.

8.Мозаика, пазлы, конструктор – Ребенок учится согласованности движений,

тренирует усидчивость, развивает абстрактное и пространственное мышление, учится

работать по определенным правилам, образцу, стремиться довести замысел до

видимого результата.

9.Сматывание цветных ниток в клубочки -

наматывание ниток на клубок помогает

развивать концентрацию внимания и последовательность движений дошкольника.

10.Рисование нитками на бархатной бумаге - задание на тренировку руки и

воспитание усидчивости.

11.Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок - Хорошая тренировка

для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

12.Игры-инсценировки с пальчиковым театром -

Пальчиковый театр способствует

развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых

активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение

управлять

своими

движениями,

концентрировать

внимание

на

одном

виде

деятельности. Игры с пальчиками развивают у ребенка мозг, стимулирует развитие

речи, творческие способности, фантазию малыша.

13.Камушки МАРБЛС - Работа с камушками Марблс активизирует и развивает

внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение детей. Повышают

речевую

активность

детей.

Данные

игры

могут

быть

использованы

в

самостоятельной деятельности, режимных моментах и на занятиях.

14.Игры

с

прищепками,

резинками.

Хорошо

развивают

щипковый

хват,

способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Наряду с

главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук,

они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления,

развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и

помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и

интересной.

15.Упражнения

с

использованием

Су-джок,

обогащают

знания

ребенка

о

собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику

пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а

так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального

энергетического уровня ребенка.

16.С помощью шаров – «ежиков» оказывает благотворное влияние на весь организм,

а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию

речи.

17.Эспандер. Его польза обусловлена тем, что, прорабатывая мышцы пальцев,

запястий и предплечевой области, он развивает силы кистей рук. Регулярные

упражнения с эспандерами улучшают память, умственные способности ребенка,

устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-

сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и

ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

18. «Сортеры»

Главная цель сортера – научить ребёнка логически мыслить. Путем

сортирования деталей дети не только мыслят, но и подключают аналитические

умения, память, цветосочетание. А также развивается мелкая моторика, координация

движений, ловкость.

19. Кинезиологические упражнения для дошкольников полезны для детей, имеющих

различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом

развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений

дети

становятся

более

активными,

сообразительными,

энергичными,

учатся

контролировать свои психические процессы, улучшают речевые и двигательные

навыки, лучше концентрируются.



В раздел образования