Автор: Журкова Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №29 "Елочка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО - Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики рук с использованием нетрадиционого оборудования у детей среднего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Статья
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с
использованием стандартного и нестандартного оборудования»
В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на
кончиках его пальцев».
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной,
мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении
мелких и точных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень
сложных движений (например, писать и рисовать).
Значение мелкой моторики очень велико! Она взаимодействует с такими высшими
свойствами сознания, как внимание, мышление, зрительная и двигательная память,
координация движений и восприятие ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень
развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память,
мышление, речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро
утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему
трудно выполнить задания связанные, например с письмом. В дальнейшем это может
привести к отставанию в учебе.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка
потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев,
которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных
действий.
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до поступления в школу. Это
происходит уже тогда, когда маленький ребенок берёт игрушку рукой. Оказывается,
что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.
Частенько взрослые, а особенно бабушки и дедушки, говорят: “Когда мы были
маленькими. Никто ни про какую моторику и не думал. И ничего, все писать
научились!” В этом конечно, есть доля истины. Однако не забывайте, во времена
нашего детства все ботинки были на шнурках, а куртки на пуговицах. Никаких тебе
молний и липучек. Вот и тренировались пальцы детей. А сегодня, пожалуй, никого не
удивит такая картина: семилетний богатырь стоит, безвольно опустив руки, а мама
застегивает его на все пуговицы. Получив в свое распоряжение такие блага
цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически
приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики “разленились” и не
успевают учиться вместе со своим хозяином.
Многие четырехлетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут
кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать
ботинки. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются
неточностью или несогласованностью. Если раньше родителям, а вместе с ними и
детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать,
вышивать, то сейчас же на каждое занятие есть по машине.
При обучении письму и рисованию важны навыки мелкой моторики. От степени
развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того,
развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры
головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от
друга. Вот и получается, что семилетний ребёнок бодро читает, считает и распевает
песенки на английском, а ручку держать правильно не умеет. Интеллект вроде бы
развит, а навыков, необходимых для успешной учебы в школе, нет и в помине.
Именно
в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое
внимание. К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой
моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой.
Что же делать? Как помочь детям? Выход есть! Курс регулярных занятий по развитию
моторики.
1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это уникальное средство
для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребёнок
лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
2. Шнуровка –
развивают
пространственное
ориентирование,
способствуют
пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки
шнуровки: шнурование, завязывание шнурка на бант способствуют развитию речи
развивают творческие способности это следующий вид игрушек, развивающих
моторику рук у детей.
3.Игры с песком, крупами, бусинками, камешками и другими сыпучими
материалами - пересыпание между ладошками, перекладывание пальчиками из
одной емкости в другую, сортировка по цвету, форме, насыпание в пластиковую
бутылку с узким горлышком и т.д.
Развивают мелкую моторику, улучшают
концентрацию внимания, учат ориентироваться на плоскости, развивают сенсорное
восприятие
(тактильные
ощущения),
активизируют
фантазию
и
творческие
способности
4.Игры с глиной, пластилином, песком или тестом. Польза лепки для организма и
умственного развития ребенка: Развитие мускулатуры кистей и пальцев. Развитие
мелкой моторики рук. Ускорение процесса мышления.
Детские руки усердно
трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции -
раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
5.Изготовление поделок и аппликаций из бумаги, оригами – конструирование из
бумаги – Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем
сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются
творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими
понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие
глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают
обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми
начинать надо с очень простых композиций.
6.Рисование
карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры,
«заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы
оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы
провести линию, той или иной толщины.
7.Обведение
вкладышей
и
штриховка. Применяя
технологию
работы
с
трафаретами, мы стимулируем развитие мелкой моторики рук. Работа с ними
благоприятно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной
чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания. А
самое главное, работа с трафаретами – это развитие органов чувств, эмоций, фантазии.
8.Мозаика, пазлы, конструктор – Ребенок учится согласованности движений,
тренирует усидчивость, развивает абстрактное и пространственное мышление, учится
работать по определенным правилам, образцу, стремиться довести замысел до
видимого результата.
9.Сматывание цветных ниток в клубочки -
наматывание ниток на клубок помогает
развивать концентрацию внимания и последовательность движений дошкольника.
10.Рисование нитками на бархатной бумаге - задание на тренировку руки и
воспитание усидчивости.
11.Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок - Хорошая тренировка
для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
12.Игры-инсценировки с пальчиковым театром -
Пальчиковый театр способствует
развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых
активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение
управлять
своими
движениями,
концентрировать
внимание
на
одном
виде
деятельности. Игры с пальчиками развивают у ребенка мозг, стимулирует развитие
речи, творческие способности, фантазию малыша.
13.Камушки МАРБЛС - Работа с камушками Марблс активизирует и развивает
внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение детей. Повышают
речевую
активность
детей.
Данные
игры
могут
быть
использованы
в
самостоятельной деятельности, режимных моментах и на занятиях.
14.Игры
с
прищепками,
резинками.
Хорошо
развивают
щипковый
хват,
способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Наряду с
главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук,
они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления,
развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и
помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и
интересной.
15.Упражнения
с
использованием
Су-джок,
обогащают
знания
ребенка
о
собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику
пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а
так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального
энергетического уровня ребенка.
16.С помощью шаров – «ежиков» оказывает благотворное влияние на весь организм,
а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию
речи.
17.Эспандер. Его польза обусловлена тем, что, прорабатывая мышцы пальцев,
запястий и предплечевой области, он развивает силы кистей рук. Регулярные
упражнения с эспандерами улучшают память, умственные способности ребенка,
устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-
сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и
ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
18. «Сортеры»
Главная цель сортера – научить ребёнка логически мыслить. Путем
сортирования деталей дети не только мыслят, но и подключают аналитические
умения, память, цветосочетание. А также развивается мелкая моторика, координация
движений, ловкость.
19. Кинезиологические упражнения для дошкольников полезны для детей, имеющих
различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом
развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений
дети
становятся
более
активными,
сообразительными,
энергичными,
учатся
контролировать свои психические процессы, улучшают речевые и двигательные
навыки, лучше концентрируются.