Автор: Шабалина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 58"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: «Проектная деятельность в работе с родителями»
Раздел: дошкольное образование
«Проектная деятельность в работе с родителями»
Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в
результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать
успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить активный,
непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями.
Взаимодействуя
с
родителями,
педагоги
находятся
в
постоянном
поиске
наиболее
эффективных форм, которые сближали бы между собой педагогов, родителей и детей. Мы
хотели бы рассказать вам о такой форме, как совместная реализация с родителями различных
проектов.
Экологический проект является методом практического целенаправленного действия,
открывает
возможности
формирования
собственного
жизненного
опыта
ребенка
по
взаимодействию с окружающим миром.
Метод проектов является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных
и индивидуальных особенностей детей.
Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен
детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, облегчает процесс
освоения ребенком окружающего мира.
Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:
становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы
чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и
приобретают все новые умения;
у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за
них;
развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного
возраста;
возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий
дома;
У педагогов появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть,
как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи; возможность использования
знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми. В процессе совместного обучения
детей возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители
обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.
Что же ребёнок познаёт из общения с родителями, совместного участия в делах, наблюдений
за действиями членов семьи?
участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое
удовольствие, благоприятствует их успехам;
расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания;
дети начинают относится к родителям, как к источнику знаний и опыта.
В нашей группе реализовались 2 совместных экологических проекта: «Покормите птиц
зимой», «Мир удивительных цветов».
Экологический проект « Покормите птиц зимой».
Цель: формирование у детей желания заботиться о зимующих птицах, узнавать птиц, называть
их части тела.
В процессе реализации проекта проведены занятия с детьми «Птицы зимой», «Весёлые
воробьи», беседа по картинке «Синичка у кормушки», подвижные игры «Птичка раз, птичка
два», «Ворона и собачка», «Собачка и воробей» и т.д. Также мы изготовили с детьми
кормушки для птиц.
В это же время мы провели родительское собрание, на котором рассказали родителям о той
работе, которую проводим мы и пригласили их к совместному активному участию. Мы
предлагали родителям проводить беседы с детьми, изготовить кормушки для птиц и просто
покормить птиц около своего дома и детского сада.
Параллельно с этим начали реализацию проекта «Мир удивительных цветов».
Цель: дать детям знания об условиях, необходимых для роста и развития растений.
В ходе реализации этого проекта мы подобрали детскую литературу, иллюстрации,
дидактические игры, провели беседы «Разговор с семечком», «Зачем растениям нужны вода,
солнце и тепло». Практическая деятельность включала в себя проращивание различных
семян, их высадка в почву, наблюдение за их ростом. Мы разучили с детьми стихи о цветах,
прочитали много сказок и рассказов. Для родителей подготовили объявление, в котором
подробно описали проект и рассказали , что они могут сделать с детьми дома.
Во время бесед с родителями мы интересовались, что ребёнок говорил, делал, какие трудности
возникли и как родители справлялись с этими трудностями, что было неожиданно, что
удивило и порадовало. Отклики родителей и наблюдения за детьми позволяют нам сделать
выводы, что используя естественные ситуации, родители значительно обогатили и закрепили
знания и умения детей по этим темам.
Вывод: Итак, привлечение родителей к работе с детьми создает дополнительные возможности
для всех участников образовательного процесса и позволяет индивидуальный подход к
каждой семье.
В этом году мы запланировали реализовать совместный с родителями проект «Моя семья».
Задачи проекта:
1.
Улучшение отношения к детскому саду в процессе совместной работы педагогов и
родителей.
2.
Использование талантов и увлечений родителей в процессе занятий с детьми.
Семья начинается с любви, доброты, заботы друг о друге. Ведь именно родители закладывают
в своего ребёнка всё то, с чем он живёт потом всю жизнь. В течении месяца мы предлагали
родителям и детям различные творческие задания.
Несколько семей выстраивали своё генеалогическое дерево, для этого мы предложили
родителям готовые схемы.
Другие родители вместе с детьми придумывали и рисовали герб семьи. Многие родители
написали целое сочинение на тему «Моя семья – моя крепость».
Вместе с детьми в группе мы нарисовали портрет любимой мамочки, сделали родителям в
подарок открытку в виде осеннего листа с ладошкой ребёнка.
Также мы предложили родителям и детям сделать дома аппликацию «Я самый любимый», в
которой предложили написать, как называют ребёнка члены семьи, и как он хочет, чтобы его
называли.
Мы в свою очередь подготовили для родителей папку с фотографиями, в которой
рассказываем, как мы учим детей играть в сюжетно – ролевые игры «Семья», «Магазин»,
«Парикмахерская».
Итогом проекта стал совместный праздник «День семьи», на который мы пригласили
родителей, родственников, братьев и сестричек.
На празднике родители представили свою семью, интересно рассказали о членах семьи, своём
любимом ребёночке.
Мужчины, выстроив из кубиков крепкий дом, рассказали нам, что и отношения в семье
складываются не сразу, а постепенно, кирпичик к кирпичику.
Дети с удовольствием показали родителям кукольный спектакль, прочитали стихи о семье.
В праздник мы включили игры и развлечения,
в которые взрослые с удовольствием
включались: опрос «Ценности вашей семьи», «Продолжи фразу», «Пословицы о семье».
Вместе с мамой дети вырезали сердечки, писали на них желания и приклеивали на «Дерево
желаний».
Ну, а в конце всех ждало чаепитие со сладостями.
Очередной проект завершён. Но получив огромный эмоциональный заряд, благодарные слова
детей и родителей, мы готовы к реализации новых идей.