Автор: Зяблицкая Валерия Владимировна Должность: учитель математики и информатики Учебное заведение: МОУ "Турочакская СОШ" Населённый пункт: Республика Алтай, с.Турочак Наименование материала: конспект Тема: Сравнение дробей Раздел: среднее образование
Учитель: Зяблицкая Валерия Владимировна, МОУ «Турочакская СОШ»
Тип урока: открытие новых знаний
Учебник. Н.Я Виленкин, Математика 5 класс
Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной
информации.
Цели и задачи урока.
По системно-деятельностному подходу.
Задачи:
Повторить
и
систематизировать
основные
понятия
по
теме
"Обыкновенные дроби".
Подготовить учащихся к восприятию новой темы
Личностные:
Осознать значимость изучения данной темы.
Развивать активность и находчивость при решении заданий, умение
общаться в коллективе.
Формировать позитивную самооценку на основе успешности учебной
деятельности.
Предметные:
Усвоить правило сравнения дробей.
Научиться сравнивать дроби.
Метапредметные:
Регулятивные:
Определять и формулировать цель урока с помощью учителя.
Составлять план решения задачи совместно с учителем.
Осуществлять поэтапный контроль действий.
Коммуникативные:
Формировать умения работать самостоятельно.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Осуществлять
взаимоконтроль
и
взаимопомощь
по
ходу
выполнения
заданий.
Познавательные:
Добывать
новые
знания
из
текста
учебника.
Обрабатывать
полученную
информацию.
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового
знания.
Уметь
добывать
новые
знания:
находить
ответы
на
вопросы,
используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Задачи:
Обучающие:
Научиться сравнивать дроби.
Развивающие:
Способствовать запоминанию основной терминологии, умению
структурировать результаты наблюдений событий.
Способствовать развитию интереса к математике; умений применять
новый материал на практике и в жизни;
Воспитательные:
Формировать потребность в приобретении новых знании;
Пробудить интерес к умению применять полученные знания.
Формы урока : фронтальная и индивидуальная работа, работа в парах.
Методы
обучения: наглядные,
коммуникационные,
частично-поисковые,
проблемные.
Технологии :
элементы
технологии
проблемного
диалога,
элементы
технологии продуктивного чтения, элементы здоровьесбережения.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карточки, презентация.
Структура урока
1.
Организационный момент.
Цель этапа:
1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока (продолжаем работать с
дробями).
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Результат
Здравствуйте, дети!
Садитесь.
Эпиграфом к нашему
сегодняшнему уроку я
выбрала такую фразу:
"Деньги потерял -
ничего не потерял,
время потерял -
много потерял,
здоровье потерял - всё
потерял" (слайд 1).
Как вы понимаете это
высказывание?
Дети высказывают свое
мнение.
Учащиеся настроены,
что урок будет
проходить с
элементами
здоровьесбережения.
П р о в е р и м
н а ш у
готовность
к
уроку.
Запишите
в
тетрадях
число, классная работа.
У
каждого
из
вас
на
п а р т е
л е ж и т
л и с т
настроения.
Я прошу
вас
на
этом
л и с т е
о т м е т и т ь
л и ч и к о
человечка,
настроение
которого
совпадает
с
вашим. Лист отложите
н а
к р а й
п а р т ы ,
и
начнем урок.
Учащиеся записывают
число в тетрадях и
отмечают свое
настроение.
Учащиеся
проанализировали свой
настрой на урок.
2. Проверка домашнего задания.
Цель:
Дидактическая задача:
1.Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания
всем классом.
2.Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Содержание этапа:
1.Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления.
2.Ликвидация полученных недочетов.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
Ребята, скажите, как вы
справились с домашним
заданием, возникли ли у
вас
трудности
при
его
выполнении?
У ч а щ и е с я
з а д а ю т
вопросы,
если
таковые
имеются.
Ликвидированы
пробелы
в
домашнем
задании.
3. Актуализация знаний.
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия
нового материала.
(Работа с презентацией, устный счет и запись дробей, потом составление выражений,
играет музыка, пока дети работают).
1 задание: (слайд 2-3) устный счет
На
доске
примеры,
каждому
значению
ставится
в
соответствие
буква,
получается выражение:
Береги здоровье смолоду!
2 задание:
(слайд 4 - 8) назовите дробь
Назовите ту дробь, которая на рисунке закрашена.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
Перед вами примеры,
давайте их решим устно,
по порядку называем
ответы начинаем с
первого ряда
(фронтальный опрос).
А теперь, составьте
высказывание, которое я
для вас зашифровала.
Второе задание
заключается в
следующем – назовите
дробь, которая
закрашена.
Работаем таким же
образом.
Задание такое же, здесь
пожелание для каждого
из вас и
присутствующих гостей
на уроке.
Ребята, а как вы
думаете, если вы будете
здоровы, вам проще
будет усваивать
учебный материал?
Учащиеся друг за
другом цепочкой
называют ответы на
примеры.
Учащиеся составляют
высказывание.
Учащиеся друг за
другом называют дроби.
Учащиеся составляют
высказывание.
Учащиеся дают свои
ответы.
Решенные примеры.
Высказывание: Береги
здоровье смолоду!
Все дроби названы
Пожелание: Будь
здоровым.
Включен в урок элемент
здоровьесбережения.
4. Целепологание:
Цель:
1.
Сформулировать тему урока
2.
Сформулировать задачи к уроку.
3.
Сформулировать правило сравнения дробей.
4.
Научиться сравнивать дроби
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
Для того чтобы дальше
продолжить урок,
давайте вспомним, в
каком отношении
находятся между собой
натуральные числа на
координатном луче?
(слайд 9)
А сейчас поработаем в
парах. У вас на столах
есть карточка с
заданием, возьмите ее и
выполните. В парах
работаем дружно,
уважаем мнение соседа
по парте.
Давайте проверим, как
вы справились с
заданием? (слайд 10)
Что одинаковое у всех
дробей?
Какой вывод мы можем
сделать о том, какая же
из дробей с
одинаковыми
знаменателями больше,
а какая меньше?
Итак, мы сравнили
дроби с одинаковыми
знаменателями и
сделали вывод, что
больше та дробь, у
которой числитель
Учащиеся говорят, в
каком отношении могут
находиться натуральные
числа, отвечают на
вопросы, приведенные
на сладе.
Учащиеся работают в
парах под музыку.
Совещаются, приходят к
единому мнению.
Учащиеся называют
получившиеся
результаты,
комментируют свои
ответы, сравнивают их с
решением на доске
Знаменатель
Дробь, у которой
числитель больше, будет
больше той дроби, у
которой числитель
меньше.
Учащиеся вспомнили,
как сравнить
натуральные числа на
координатном луче.
Решенная карточка.
Учащиеся сделали
предположение о том,
как сравнить две дроби с
одинаковым
знаменателями.
Получили правило
сравнения дробей с
одинаковыми
знаменателями.
больше.
Попробуйте назвать
тему сегодняшнего
урока?
А какая же цель или
задачи будут нашего
сегодняшнего урока.
Сравнение дробей с
одинаковыми
знаменателями.
Цель: Научиться
сравнивать дроби с
одинаковыми
знаменателями и
применять правило
сравнения дробей.
Сформулирована тема
урока.
Сформулированы цель и
задачи урока.
5. Физминутка.
Цель:
Здоровьесбережение каждого учащегося.
6. Первичное закрепление полученных знаний:
Цель:
Закрепление полученных знаний
Научиться применять новое правило сравнения дробей.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
Закрепим наше правило
сравнении дробей,
решим в учебнике
номера: №№946,947,948
У вас на столах карточка
№3 с задачами, давай те
их решим.
Задача 1: В кроссе
участвовали Петя, Вася
и Миша. Известно, что
Петя пробежал
дистанцию за
часа,
Вася за
часа, а Миша
за
часа. Кто
Ребята работают в
тетрадях.
Берут карточки.
Решили три номера из
учебника.
прибежал к финишу
первым?
Что нам известно?
Как узнаем, кто
прибежал первым?
Задача 2: Два лыжника
Коля и Дима в
соревнованиях
вырвались вперед
остальных участников.
Коле до финиша
осталось
километра,
а Диме
километра.
Кому из ребят меньше
бежать до финиша?
Найдите, сколько
метров до финиша
осталось ребятам.
Что известно?
Как узнаем кому из
ребят меньше всего до
финиша?
Известно, за какое
время пробежали кросс
ребята.
Сравним время, которое
ребята потратили на
дистанцию.
Воспользуемся
правилом сравнения
дробей.
Меньше всего времени
на дорогу потратил
Вася.
Известно, какая часть до
финиша осталась
ребятам.
Воспользуемся
правилом сравнения
дробей, получим, что до
финиша меньше всего
Диме. Найдем сколько
ребятам метров до
финиша.
Первая задача решена.
Вторая задача решена.
7. Итог урока
Цель:
Сформулировать правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
Какое правило, мы
выучили?
Научились ли мы
его применять?
Научились ли мы
сравнивать дроби?
Что мы узнали о
здоровье?
В итоге урока я бы
хотела сказать вам
следующие слова:
Перефразируя Л.Н.
Толстого, можно
сказать, что человек
подобен дроби,
числитель – это
здоровье, которое
человек воспитывает в
себе сам, а
знаменатель – это
здоровье, которое дано
человеку от природы .
Известное правило –
чем больше числитель,
тем больше дробь,
верно не только в
математике, но и в
жизни.
Ребята отвечают на
вопросы.
Подведен итог урока.
8. Рефлексия
Цель:
Проанализировать эмоциональный настрой учащихся.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
На тех же карточках,
которыми вы
воспользовались в
начале урока, прошу вас
Учащиеся отмечают
свое настроение.
Комментируют свой
выбор.
Рефлексия урока.
отметить тот смайл,
который в данный
момент отражает ваше
настроение.
9. Домашнее задание :
ВСЕМ: Страницы в учебнике 146-147, номер 958.
Дополнительное: Составить свою задачу на сравнение дробей.