Напоминание

Семинар – практикум «Формы и методы экологического воспитания дошкольников в ДОУ»


Автор: Сурина Наталия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: мкр. Вынгапуровский, г. Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Семинар – практикум «Формы и методы экологического воспитания дошкольников в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное образование город Ноябрьск

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Теремок»

муниципального образования город Ноябрьск

МБДОУ «Теремок»

629828 г. Ноябрьск, мкр. «Вынгапуровский», ул.70 лет Октября 14, тел. 37-31-50, тел./факс 37-41-50

E

-

mail

:

teremok

-2009@

mail

.

ru

ОКПО 52536069, ОГРН 1028900704601, ИНН/КПП 8905026754/890501001

Семинар – практикум

«Формы и методы экологического воспитания

дошкольников в ДОУ»

Подготовила:

воспитатель Сурина Н.В.

МБДОУ «Теремок»

2022

Семинар – практикум «Формы и методы экологического воспитания

дошкольников в ДОУ»

Цель:

формирование

педагогической

компетентности

в

экологическом

воспитании дошкольников.

Задачи:

Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии.

Расширить представления педагогов об экологическом воспитании

дошкольников.

Показать различные формы работы, применяемые при решении задач

экологического воспитания.

Развивать творческий и познавательный интерес у педагогов.

Воспитывать любовь к природе.

Ход семинара

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-

практикум

на тему:

“Формы

и

методы

экологического

воспитания

дошкольников в ДОУ». Сегодняшний семинар позволит проверить каждому

педагогу свою компетентность в вопросах

экологического

воспитания и,

возможно, немного повысить её.

Наш сегодняшний семинар будет состоять из двух частей. В первой части

мы поговорим об актуальности экологического воспитания детей дошкольного

возраста, вспомним основные понятия, затронем тему предметно развивающей

среды в ДОУ, и как она способствует экологическому образованию.

Вторая часть нашего семинара пройдет в игровом формате, вы поучаствуете в

играх, сможете проверить свои знания, возможно, узнать что-то новое и

интересное для себя.

Живет повсюду красота. Научить видеть эту красоту, научить наблюдать

природу, любить и уважать все живое: цветы, птицу, зверя, рыбу, защищать их,

бережно относиться к ним - это главная задача экологического воспитания.

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью

животных, не любовался бы красотой рек, озер, цветущих лугов и не стремился

бы узнать о природе как можно больше, особенно о природе тех мест, где он

родился, где живет. Каждый житель должен знать окружающий мир и

стремиться к гармонии во взаимоотношениях с живой природой. Человек,

вырастивший дерево, выходивший раненую птицу, никогда не сможет сломать

цветущую ветку или разорить птичье гнездо. Постоянное и доброе общение с

природой и должно стать важнейшей потребностью любого человека. Для того

чтобы избежать угрожающих природе последствий, мы должны хорошо знать

природу и ее законы, беречь и охранять ее, и конечно же, приумножать ее

богатства!

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного

возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо

каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные

материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети любят играть. Ни

один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе

развивающего воздействия на ребенка.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные

впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,

т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,

закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит

это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами

обладают экологической культурой и грамотностью.

И я предлагаю вам проверить уровень ваших знаний.

Деловая игра «Экологическая грамотность»

1. Что означает термин «Экология»?

Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году,

происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и

понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях

организмов и окружающей среде.

Экология – наука, изучающая взаимоотношения между человеком,

растительным и животным миром и окружающей средой, а так же влияние

деятельности человека на окружающую среду и живую природу.

Экологическая культура включает экологическое сознание и экологическое

поведение человека. Люди, могут обладать необходимыми знаниями, но из-за

несформированности экологической культуры, не руководствоваться ими.

2. Что такое экологическое воспитание?

Экологическое воспитание

это непрерывный процесс обучения,

воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных

ориентаций

и

нравственно

этических

и

эстетических

отношений,

обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и

улучшение окружающей среды.

Экологическое образование дошкольников – это ознакомление детей с

природой, в основу которого положен экологический подход, при котором

педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия

экологии

Уже с раннего детства необходимо объяснять детям, что природу нужно

беречь, любить и заботиться о ней, ведь в природе все взаимосвязано.

Маленькие дети не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу,

поэтому

основным

содержанием экологического воспитания

является

формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным

явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в

дошкольном детстве.

– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное

содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.

– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их

взаимосвязи;

о

временах

года,

о

неживой

природе,

представления

о

взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.

3. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с

дошкольного возраста?

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического

воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом

возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые

природоведческие

представления,

закладывается

фундамент

правильного

отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал

А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится

уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и

заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с

раннего детства в семье и детском саде.

4. Определите задачи экологического воспитания.

– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко

чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.

– Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе

конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.

– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

5. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.

Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог,

который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и

заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной,

увлекательной

форме

на

основе

принципа

развивающего

обучения

и

направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные

особенности.

Экологическое воспитание осуществляется в двух направлениях:

на обучающих занятиях;

в повседневной жизни.

Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные

на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в

природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными,

сохранению

благоприятной

экологической

обстановки.

В

результате

у

дошкольников

формируется

личный

опыт

воздействия

на

природу,

активизируются

познавательные

интересы,

сформируется

потребность

к

деятельности

в

природе.

6. Назовите организованные формы работы по эковоспитанию и совместную

деятельность воспитателя и детей.

экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д.);

занятия (познавательные, комбинированные, комплексные);

наблюдения

за

животными

и

растениями,

явлениями

природы,

деятельностью людей в природе;

наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;

совместная

трудовая

деятельность

по

уборке

и

благоустройству

территории, работе на клумбах и участке;

целевые прогулки на природе, походы;

разработка проектов;

чтение художественных произведений о природе (стихов, рассказов,

сказок), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,

картин

из

жизни

диких

животных,

художников

И.И.Левитана,

А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др;

сбор коллекций, семян, камней, листьев;

экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День

рождения Леса», «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето»,

«Ах ты, зимушка-зима»);

опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории

юного исследователя;

марафоны, аукционы, акции, уроки доброты;

деятельность кружков и клубов;

экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций

игры

(подвижные,

дидактические,

театрализованные,

музыкальные,

интеллектуальные)

различные

виды

изобразительной

деятельности

на

экологическую

тематику

8. Назовите детских писателей, воспевавших природу в своих произведениях.

А.С.Пушкин, В.Бианки, М. Пришвин, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков,

А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др.

9. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы экоработы.

Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и

досуги («День Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др.), оформление

экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки,

словесные игры для разучивания дома). Составление альбомов «Я и природа»

(рисунки,

фотографии,

высказывания

детей

о

природе),

беседы

с

рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего

питомца),

совместные

с

родителями

акции,

фотовыставки,

создание

экологической газеты и т. д.

Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес

дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи,

сблизить

их

эмоционально,

способствует

формированию

экологической

культуры

и

у

взрослых.

Главное

заинтересовать

родителей

такой

деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.

10.

Назовите элементы предметно – развивающей среды

детского сада,

используемые для экологического воспитания дошкольников.

Уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы;

картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно;

методическая, энциклопедическая и художественная литература; мини-

огороды в групповых помещениях.

Для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и

наглядно-образное мышление, это обязывает педагогов строить процесс

обучения таким образом, чтобы основные, необходимые сведения дети

усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных

объектов и событий окружающего мира). В программе экологического

образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения,

эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают

позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать,

должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других

людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную

оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям

антигуманным и безнравственным. Необходимо помнить о том, что зачастую

небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется

отсутствием у них необходимых знаний.

Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он

позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом

могут быть задействованы все формы восприятия.

Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием

природы и жизнью растений. Такие наблюдения должны проводиться

регулярно

на

протяжении

всего

года.

Данный

вид

работы

является

обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически

объектами наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые.

Примерно 1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами,

особенностями трудовой деятельности взрослых.

При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:

объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;

время для наблюдения должно составлять 5-10 минут

нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их

интересы.

Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы

данный процесс был многоступенчатым:

восприятие объектов природы;

исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими

предметами или явлениями;

творческое отображение полученной информации.

Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процессе

наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания.

Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую

деятельность самостоятельно.

Игра как метод экологического воспитания

Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность

проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в

процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким

образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.

Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые

изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют

привычки и образ жизни животных.

Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является

изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с

характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности

получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.

В детском саду практикуются сюжетные игры, игры-практикумы, игры-

иллюстрации и инсценизации. Очень полезно предлагать детям практические

игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в

том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться

водой, пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных

материалов.

Проектная деятельность

Отличным

способом

объединить

разнообразные

виды

деятельности,

направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он

предусматривает

осуществление

дошкольниками

практической

целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного

жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические

знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со

взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками

можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, ролево-

игровые, творческие проекты. Обычно это кратковременные групповые или

индивидуальные проекты.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей

гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их

возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и

полноценного общения детей с живой природой.

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты

природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями

неживой

природы

неизбежно

это

естественный

процесс

познания

окружающего мира и приобретения социального опыта.

Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к

своим обязанностям. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе

возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками,

понимают значение своего труда. В процессе труда у детей формируют

бережное, заботливое отношение к природе.

Труд в природе не так значим для детей, дети не умеют системно трудится, а

только выполняют трудовые поручения. Отвлекаются во время работы, не

доводят начатое до конца. Вместе с тем, знают, где лежит оборудование для

труда, но не умеют организовывать пространство, выбирают легкое задание,

отказываясь делать то, что не любят. Это говорит о необходимости

целенаправленной работы по формированию трудовых умений у детей.

Природа обладает большим психолого-педагогическим потенциалом в

воспитании детей дошкольного возраста

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты

природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями

неживой

природы

неизбежно

это

естественный

процесс

познания

окружающего мира и приобретения социального опыта.

В

дошкольном

учреждении

необходимо

создать

такую

предметно

развивающую среду, которая бы способствовала экологическому воспитанию

детей.

Развивающая

среда

способна

одновременно

включить

в

активную

познавательно-творческую деятельность всех детей группы, при условии, что

эта

среда

имеет

естественную

комфортабельную,

уютную

обстановку,

рационально-организованна,

насыщенна

разнообразными

сенсорными

раздражителями и игровыми материалами.

Предметно-развивающая

среда

позволяет

обеспечить

максимальный

психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для

реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия

в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Во время

наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются

мыслительные процессы, развивается речь.

Любая

развивающая

предметная

среда

состоит

из

разнообразных

элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. Так,

например, для организации пространства в экологической комнате обосновано

выделение ряда функциональных зон (обучения, коллекций, библиотеки,

релаксации, игровой). Лаборатория – элемент развивающей предметной среды

– создается для исследовательской деятельности детей.

Одним

из

элементов

развивающей

предметной

среды

является

экологическая

тропа. Экологическая тропа

выполняет

познавательную,

развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Основной критерий

выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как

можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей

объектов, их доступность для дошкольников.

По экологической тропе планируется система экскурсий-путешествий.

Экскурсии – путешествия строятся на интегративной основе: на тропе с детьми

необходимо обсуждать, наблюдать, рассматривать, анализировать, играть, а

свои

впечатления

об

увиденном

дети

выражают

в

непосредственной

образовательной деятельности.

Формы работы на экологической тропе, которые педагог может выбирать в

зависимости от поставленных задач:

Наблюдение за природой и жителями экологической тропы;

Ролевые и имитационные экологические игры.

Исследовательская деятельность.

Ситуации эстетического восприятия природы.

Дидактические экологические игры.

Продуктивная и художественная деятельность.

На этом первая часть нашего семинара закончена, и я хочу перейти ко

второй.

Предлагаю

вам разделиться на команды для того, чтобы рассмотреть

определенную ситуацию и дать ей свою педагогическую оценку.

Решение педагогических ситуаций

1) Мама и дочь гуляли по тихой улице. Они держались за руки, но каждая из

них была сама по себе. Дочь, правда, делала попытки завязать с мамой

разговор:

- Посмотри, мамочка, какие у деревьев большие руки.

Мама ничего не ответила, а дочь уже рассматривала большой камень,

лежавший на обочине.

- Эти дырочки – глаза камня, так? Он через них видит?

- Чего ты, Маша, только не придумываешь? Пока гуляешь с тобой, устанешь

больше, чем от какой - либо работы. Иди спокойно.

Маша покорилась, шла спокойно и уже не видела ни «камешковых глаз», ни

«рук деревьев».

2) Когда Сережа переехал с родителями в новый дом, бабушка подарила ему

котика. Он у них немного прожил, а потом мама выгнала кота из дома и

сказала: «Не плачь. Я куплю тебе саблю и винтовку».

3) Воспитатель попросил детей рассказать, как они помогают родителям в

выходные дни. Дети рассказывали много интересного, а Миша сидел и молчал.

На вопрос воспитательницы, как он помог дома маме мальчик ответил:

- Я хотел помочь маме полить цветы на балконе, папа сказал: «Не мужское это

дело, а в женские дела не вмешивайся».

(Участники сначала обсуждают ситуацию в командах, а затем выражают свое

видение коллегам).

И следующим заданием будет ответить на вопросы викторины.

Викторина «Мы любим природу».

1. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинке? (по запаху)

2. Кто пьёт кровь: комары - самки или комары – самцы? (самки)

3. Чем питаются комары – самцы? (нектаром)

4. Кого вы знаете из пресмыкающихся? (ящерицы, змеи)

5. Кто из змей безопасен для человека? (уж)

6. Какая самая ядовитая змея в мире? (кобра)

7. Какая ядовитая змея живёт в наших лесах? (гадюка)

8. У кого из зверей самый длинный прыжок? (кенгуру, олень, заяц, лошадь)

9. Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (в дупле)

10. Каких животных защищает цвет? (белка, заяц)

11. Кто видит ушами? (полевая мышь)

12. Где у кузнечика уши? (на ногах)

13. Есть ли у змеи уши? (нет)

14. Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет –

сигнал опасности.)

15. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому

что солнце к темному припекает сильнее.)

16. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества

защищают листья от мороза.)

17. Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана – словно

монтер на “кошках” лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто

такие метки оставил? (И задиры и лунки - все это метки медведя. “Знайте все: я

тут живу”. Другой медведь его знаки увидит и поймет, что место занято).

18. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит

лекарством для лосей.)

19. Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как

рулем.)

20. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)

Заключение

На этом наш семинар – практикум подошел к концу. Надеюсь, что он был

для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти знания об

экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией.

Благодарю за внимание.



В раздел образования