Автор: Лашкова Оксана Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №4 ОАО "РЖД" Населённый пункт: г. Бологое, Тверская обл. Наименование материала: методическая разработка Тема: проект "Лето радости страна-закаляться нам пора!" Раздел: дошкольное образование
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№4 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
г.Бологое
Проект
по оздоровлению и укреплению здоровья детей
младшего дошкольного возраста
«Лето –радости страна, закаляться нам пора!»
Автор проекта: Лашкова Оксана
Евгеньевна,
воспитатель І категории
2015г.
Тип проекта
Среднесрочный, познавательно-оздоровительный.
Название проекта: Лето – радости страна, закаляться нам пора!
Девиз проекта: «Я здоровье берегу — сам себе я помогу!»
Актуальность.
Воспитание здорового ребёнка – приоритетная, наиглавнейшая задача
дошкольной педагогики, особенно в современных условиях.
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей,
создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и
физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень
чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды.
Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном
учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса,
предоставляет широкие возможности для укрепления физического и
психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного
интереса, а также повышения компетентности родителей в области
организации летнего отдыха детей.
Лето – особый период в жизни каждого ребёнка. От окружающих его
взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья,
развития эмоциональных и познавательных процессов.
Лето – это маленькая жизнь.
Именно в этот период годы дети получают максимум впечатлений,
удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий.
Вместе с тем, чем больше времени проводят дошкольниками на улице, тем
больше внимания взрослые должны уделять организации деятельности детей
в летний период. Грамотное решение этих вопросов позволит избежать
неприятностей и обеспечить эмоционально насыщенную жизнь всем
участникам образовательного процесса.
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной,
она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для
укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы
ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить
удивительный, прекрасный мир растений и животных.
Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление
организма, сопротивляемость заболеваниям, создание положительных
эмоций. В летний период, большие возможности предоставлено для
закаливания, совершенствования защитных реакций ребенка, широко
используются солнечно-воздушные ванны и водные закаливающие
процедуры. Летом продолжается систематическая и планомерная работа по
разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому
виду отводится место и время в распорядке дня.
Приоритетными направлениями дошкольного учреждения в летний
оздоровительный период являются:
- физкультурно-оздоровительная работа;
- экологическое воспитание;
- игровая, музыкальная, театрализованная, изобразительная деятельность
детей
Цель проекта:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с
учётом их индивидуальных особенностей.
Задачи :
1.Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья
детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2.Использовать благоприятные погодные условия (солнце, воздух и воду) для
укрепления здоровья детей. Осуществлять закаливающие процедуры,
закреплять культурно-гигиенические навыки. Двигательную деятельность
детей перенести на воздух.
3. Реализовать систему мероприятий, направленных на развитие
самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной
активности.
4. Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей
организма, развивать двигательные и психические способности,
способствовать формированию положительного эмоционального состояния.
5. Всесторонне совершенствовать физические функции организма.
6. Повышать работоспособность детского организма через различные формы
закаливания.
7. Формировать интерес и потребность в занятиях физическими
упражнениями.
8. Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия
для демонстрации двигательных умений каждого ребенка.
9. Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма
10. Проводить просвещения родителей по педагогическим,
воспитательным, оздоровительным вопросам детей в летний период.
11. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам
укрепления здоровья детей.
12.Привлечение родителей к сотрудничеству в процессе укрепления здоровья
детей.
Нормативные документы.
• Закона № 273 29.12.2013 «Об образовании в Российской Федерации»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. №1014 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам дошкольного образования»
• Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики
в сфере общего образования от 13 января 2014 года № 08-10
• Приказ Минобрнауки России от17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15. 05. 2013 № 26 «Об утвеждении СанПин
2.4.1.3049 -13 «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»
На первый план выдвигается развивающая функция образования,
обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая
педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует
современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы
В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности
дошкольного периода детства.
По составу участников: дети младшей группы, педагоги, инструктор по
физической культуре, родители.
Сроки реализации : 3 месяца (июнь, июль, август)
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми
-утренняя гимнастика;
-прогулка;
-двигательная активность;
-полоскание полости рта после еды;
-сон без маек, при открытых форточках (в теплое время);
-проветривание помещение;
-гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
-хождение по ребристой дорожке;
-занятия, прогулки, походы;
-совместные досуги с родителями;
-спортивные праздники и развлечения;
-неделя здоровья;
-соревнования.
Планируемый результат:
1. Сформировать осознание потребности в ведении здорового образа жизни.
2. Повышение уровня физического развития детей методами закаливания.
3. Снижение заболеваемости.
Планирование
работы:
Этап работы
Виды деятельности
Сроки
1 Этап:
Организационный
Групповая консультация
для родителей детей о
целях и задачах
внедряемого проекта;
Дидактическое и
методическое
оснащение проекта;
Июнь(1-я неделя)
2 Этап:
Практический
Мероприятия по
реализации проекта с
детьми;
Привлечение
специалистов к работе
по реализации проекта;
Мероприятия с
родителями;
Июнь-август
3 Этап:
Заключительный
Диагностика детей;
Анализ полученных
результатов; Открытое
мероприятие для
родителей по
результатам
проведенной работы;
Рекомендации
родителям;
Отчёт о проведённой
работе создателя
проекта.
август
Риски:
Непостоянный состав детей, связанный с периодом летних отпусков. Слабая
заинтересованность детей и родителей.
Пути
преодоления:
Индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Изготовления памяток и
информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали.
Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование
родителей с помощью информационных стендов.
Перспективы
развития
проекта:
Трансляция опыта в других возрастных группах детского сада.
Расширение проекта, добавления новых тем, форм работы.
Презентация проекта в детском саду, районе, крае.
Разработка проекта:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную, художественную
литературу, иллюстративный материал по данной теме.
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой и проектной
деятельности.
4.Создать условия для повышения двигательной активности детей на
свежем воздухе путём расширения ассортимента выносного оборудования.
5. Составить перспективный план мероприятий.
Ожидаемые результаты:
- полный охват летним отдыхом воспитанников детского сада;
- снижение заболеваемости среди детей;
- обогащение воспитанников новыми знаниями, яркими впечатлениями;
- повышение компетентности педагогов и родителей в области организации
летнего отдыха детей;
- разработка методических рекомендаций для педагогов по организации и
проведение праздников, развлечений, досугов;
- подбор литературного, иллюстративного и дидактического материала по
данной теме;
- оформление фотогалереи, творчества детских работ и информационных
стендов;
- выпуск информационной газеты для родителей «Подрастай-ка»;
- осуществление преемственности между ДОУ и семьей, районной детской
библиотекой, детской школой искусств и музеем.
План физкультурно – оздоровительной работы с детьми:
Июнь
- Забавы с мячом.
- «Школа мяча». Элементы спортивных игр с мячом.
- Игры – упражнения «Маленькие спортсмены».
- Игры с прыжками.
- Игры с ходьбой и бегом (с предметами и без).
- Игры – эстафеты с предметами и без.
- «Скок – поскок». Игры забавы.
- Малые «Олимпийские игры».
Июль
- «Вот мы ловкие какие!» Игры упражнения на лазание , подлезание,
равновесие.
- «Зигзаги ловкости» Игры и упражнения на лазание, подлезание, равновесие.
- День здоровья.
- «Мини – стадион для всех» полоса препятствий с использованием сюжета и
элементов интриги.
- Игры развлечения с Петрушкой.
- Спортивные игры: Бадминтон, городки, дартс.
Август
- «Волшебная вода» Игры развлечения с водой.
- «Азбука здоровья». Игры соревнования с водой.
- «Музыка и спорт» - спортивный праздник.
- «Мой друг – велосипед». Игры с использованием сюжета и элементов
- «Веселый велосипедист». Игры – соревнования с использованием
велосипедов, самокатов.
- Игры развлечения по выбору.
- «Цветик – семицветик». Самореализация двигательных навыков по
заданию.
Закаливающие мероприятия
- Воздушные ванны: Все возрастные группы (ежедневно в теплую погоду).
- Прогулки (ежедневно).
- Хождение босиком по песку и траве (ежедневно в тёплую погоду).
- Обливание тёплой водой до пояса (ежедневно).
- Мытье ног (ежедневно).
Лечебно – оздоровительная работа
- Полоскание горла (календула, эвкалипт) (ежедневно).
- Полоскание зева холодной бутилированной водой (после еды).
- Витаминотерапия
- Оздоровление фитонцидами (добавление пищу зелени лука и чеснока)
- Самомассаж стоп (профилактика плоскостопия)
Формы организации оздоровительной работы :
- самостоятельная деятельность детей,
- подвижные игры,
- утренняя гимнастика,
- двигательно-оздоровительные физкультминутки,
- физические упражнения после дневного сна,
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами,
- физкультурные прогулки (в парк, в лес, к водоему),
- физкультурные досуги, спортивные праздники,
- День здоровья,
- оздоровительные процедуры в водной среде (обливания, бассейн).
План взаимодействия с родителями:
(Консультации )
-
«Как организовать летний отдых ребёнка»
- Организация летнего отдыха детей в условиях мегаполиса.
- «Забавы на воде». (О правилах поведения на водоемах).
- Памятки для родителей: - Причины детского дорожного травматизма; -
правила поведения на остановках; - правила перевозки детей в автомобиле.
- Адаптация детей младшего дошкольного возраста к д/саду.
Памятка для родителей: - способы предотвращения стрессового состояния у
детей; - режим дня в детском саду; - о навыках самообслуживания.
Совместные мероприятия
- «Дадим шар земной детям!» Праздник ко Дню защиты детей.
- «Приключение кота Леопольда на улицах города». (Неделя осторожного
пешехода).
- День здоровья. Привлечение родителей к проведению дней здоровья,
физкультурных досугов и спортивных праздников.
Практическая деятельность:
- Способы закаливания ребенка
- Оказание ребенку первой медицинской помощи.
- Экскурсии на природу в черте города. (Обмен опыта семейного
воспитания).
- «Игрушки своими руками». Приемы совместного творчества родителей и
детей.
- Участие родителей в озеленении участка и ремонта групп.
- Участие родителей в проведении экскурсий, досугов, развлечений.
- Спортивный праздник ко дню физкультурника.
- Летний концерт «Праздник мыльных пузырей!»
- Лекарственные растения на грядке.
Работа с педагогами:
- Разработка плана летней оздоровительной работы. Обсуждение его на
педагогическом совете,
- подготовка музыкально- спортивных развлечений с музыкальным
руководителем,
- проведение спортивных эстафет с инструктором по физическому
воспитанию,
- распространение опыта в других возрастных группах.
Отчёт о проведённой работе
Летняя
–
оздоровительная
работа
была
организована
по
утвержденному
плану и нацелена на обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников,
организацию
здоровье
-
сберегающего
режима,
предупреждение
заболеваемости и травматизма.
Основными задачами работы на летний- оздоровительный период являлись:
-реализовать
систему
мероприятий,
направленных
на
оздоровление
и
физическое
развитие
детей,
их
нравственное
воспитание,
развитие
любознательности и познавательной активности, формирование культурно-
гигиенических и трудовых навыков;
-создать
условия,
обеспечивающие
охрану
жизни
и
здоровья
детей,
для
самостоятельной, творческой деятельности детей на участке;
-осуществлять
педагогическое
и
социальное
просвещение
родителей
по
вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Приоритетные направлениями работы на летний период:
-физкультурно- оздоровительная работа;
-культурно- досуговая деятельность.
Основную часть времени дети проводили на свежем воздухе. Прием детей,
гимнастика, игровая деятельность и другие мероприятия организовывались
на
свежем
воздухе.
Уделялось
особое
внимание
чёткому
выполнению
режима
дня,
соблюдалось
постоянство
основных
его
моментов
–
часов
прогулки, питания, сна, игр. Соблюдались принципы последовательности и
постепенности.
Акцент был сделан на повышении
двигательной активности детей через
подвижные игры, спортивные развлечения, экскурсии, выносной материал.
Дети
охотно
работали
в
цветнике,
на
огороде,
участвовали
в
сюжетно-
ролевых играх, играх с водой и песком, организовывали театрализованные
представления, разыгрывали игровые ситуации на площадке.
Прием
детей
проводился
ранним
утром
на
участке.
Организовывая
подвижные,
дидактические,
спортивные
игры,
были
созданы
условия,
обеспечивающие охрану жизни и укреплению здоровья детей.
Неотъемлемой
частью
летних
оздоровительных
мероприятий
является
закаливание.
Как
известно,
оно
способствует
укреплению
здоровья
и
снижению
заболеваемости,
созданию
условий
и
привычек
здорового
образа
жизни.
Закаливание осуществлялось при соблюдении необходимых гигиенических
условий и требований: свежий воздух, соответствующая температура среды в
помещении и вне его и качество одежды. При проведении закаливания строго
с о б л ю д а л и с ь
с л е д у ю щ и е
у с л о в и я
д л я
р е б ё н к а :
- он должен быть здоров в данный момент;
- находиться в комфортных условиях.
Проводилась
работа
по сенсорному воспитанию: совершенствовались
зрительное,
слуховое
и
осязательное
восприятия,
формировались
простейшие представления об окружающем мире – дети наблюдали
за
растениями, насекомыми, домашними животными, трудом взрослых.
В
общей
системе
оздоровления
особое
внимание
уделялось
охране
психического здоровья детей. В группе были
созданы все условия для
психологического комфорта и полноценного развития психических процессов
у дошкольников. Организовывалась
деятельность детей , которая давала
возможность
позитивно
влиять
на
эмоциональный
фон
детей
и
их
психическое здоровье. В плане оздоровления на лето имеется достаточное
количество развлекательных, спортивных, музыкальных и познавательных
мероприятий,
приуроченных
к
тематическим
дням. В
летний
период
проводились
развлечения
«День
защиты
детей»,
«День
именинника»,
«Мыльные пузыри».
За
период
летней
–
оздоровительной
работы
для
родителей
были
организованы
консультации
на
темы
безопасного
летнего
отдыха
детей.
Родители
активно
привлекались
к
благоустройству
участков
ДОУ.
Были
заменены бордюры на участках.
Родители принимали участие в оформлении газет о летнем отдыхе детей.
Оздоровительная работа основывалась на закаливающих процедурах, таких
как: воздушные ванны, хождение босиком, игры с водой и песком.
В летний период соблюдался питьевой режим. Кипяченой воды всегда было в
достатке.
В течении всего дня чередовались виды деятельности детей для того, чтобы
правильно организовать отдых и игры. Дети с удовольствием слушали сказки,
стихи, рассказы и песни о лете.
На территории участка вместе с детьми
наблюдали за луговыми цветами и лекарственными растениями. Ухаживали и
наблюдали за ростом растений.
В течение лета были изучены свойства песка. Игры с песком и сооружение
построек из него – одно из самых увлекательных занятий в летнее время. А
результатом явилось пополнение знаний о свойствах песка.
В течении лета закрепляли с детьми пройденный материал, пели песни о
лете, учили стихи, считалочки, новые игры с водой.
В результате проведенной работы была снижена заболеваемость.
Все
запланированные
мероприятия
по
летней
–
оздоровительной
работе
полностью реализованы.