Авторы: Наталья Валентиновна Потапова, Динара Абдуразаковна Аджигеримова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №38 "Зоренька"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, СУРГУТ
Наименование материала: Проект взаимодействия детского сада и школы
Тема: «Мы рядом, мы вместе…»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
детский сад №38 «Зоренька»
Проект взаимодействия детского сада и школы
«Мы рядом, мы вместе…»
2022-2023 учебный год
г. Сургут
Проект взаимодействия детского сада и школы
«Мы рядом, мы вместе…»
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать, зависит весь
дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального
образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами
дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.
Современный детский сад не может успешно реализовывать свою деятельность и
развиваться
без
широкого
сотрудничества
с
социумом
на
уровне
социального
партнерства.
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная
деятельность
различных
социальных
групп,
которая
приводит
к
позитивным
и
разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
Таким образом, установление связей детского учреждения с социумом можно
рассматривать как путь повышения качества дошкольного образования. В августе 2022
года был разработан проект взаимодействия детского сада и школы «Мы рядом, мы
вместе…».
Актуальность. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду –
это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и
социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема
единения усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом,
преемственность должна строиться:
- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;
- на единых целях воспитания и обучения детей;
- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с
выбранной образовательной программой.
Цели:
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в
школу.
- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей
дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной
активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться
в школе.
Задачи:
-установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между
детским садом, семьей и школой;
- способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к
обучению в школе.
-всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть
школьной программой.
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников
воспитательнообразовательного процесса - воспитателей, учителей, детей и родителей;
-всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
Авторы проекта: воспитатели Аджигеримова Д.А., Потапова Н.В.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, выпускники детского сада
(учащиеся начальной школы), педагоги и специалисты ДОУ, учителя начальной школы,
родители.
Место проведения:
МБДОУ детский сад №38 «Зоренька», МБОУ средняя
образовательная школа №1
Продолжительность: долгосрочный
Тип проекта: творческий смешанного типа.
Пояснительная записка.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в
иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию
развития.
Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников
детского сада и начальной школы. Таким образом, преемственность должна строиться:
- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;
- на единых целях воспитания и обучения детей;
- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с
выбранной образовательной программой.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый
этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы
деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми,
физиологически перестраиваться.
Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает
использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев,
взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования
педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной
деятельности
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений,
сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и
познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к
интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами,
как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения,
происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение
значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста.
Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования
закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском
саду и школе будет представлять единый развивающий процесс.
Преемственность - непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий
общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между
различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных
элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
(Советский философский словарь)
Преемственность - это не что иное, как опора на пройденное, использование и
дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и
углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне.
Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные
и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее звено перспективно
нацелено на требования последующего. Проблема преемственности в системе
образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях
«подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». Ключевой
стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.
Проблемы преемственности: «скачкообразное» изменение методов и содержания
обучения; обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной
готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более
сложного уровня.
Решить проблемы преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована
единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.
Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный,
последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования
будут действовать в тесной взаимосвязи. В концепции содержания непрерывного
образования (дошкольное и начальное звено) преемственность рассматривается как связь,
согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач,
содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения,
обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.
Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в
содержании по всем темам обучения грамоте, математике и письму. Принципы
преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-
школа» программами предусмотрены. Однако если содержание школьного образования
выстраивается в «школьной логике» - логике будущих школьных предметов, то
практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются
объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного
возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса
к учебе. Иногда, наоборот, дублирование целей, задач, форм и методов начальной школы
в дошкольном учреждении может спровоцировать негативное отношение ребенка к
данным предметам. Первое и главное требование начальной школы - сформированность у
выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание
прочной базовой основы.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои
способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность
реализации этой задачи во многом зависит от сформированных у учащихся
познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса
ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций
на занятиях.
Чему нужно научить ребенка в детском саду, кроме программных требований к
знаниям и умениям? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать,
высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать
выводы. Необходимо учить подмечать закономерности, сходство и различие, давать
упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, задания
логического характера, которые тесно связаны с такими приемами логического
мышления, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Размышление одного ребенка
способствует развитию этого умения у других.
Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из
принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального
благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Поэтому нами для решения
этих задач была составлена программа преемственности детского сада и школы. Проект
помогает обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный
переход на следующую ступень образования.
При выпуске из детского учреждения воспитатели детского сада дают полную
психологическую характеристику на каждого ребенка и рекомендации учителю для
дальнейшей работы. Такая работа позволяет положительно решать вопросы
преемственности в работе детского сада и школы. Высокое качество знаний учащихся
начальных классов свидетельствует о правильности выбранного пути.
№ п/п
Мероприятие
Категория
участников
Сроки
выполне-
ния
Исполнители
Итоговый документ
1.
Согласование и утверждение
плана по реализации
преемственности в работе
детского сада и школы
Завуч школы
Старший
воспитатель
детского сада
Сентябрь
Педагоги
детского сада и
школы
План по реализации
преемственности
2.
Проведение праздника
«День Знаний»
Педагоги
детского сада
1 сентября
Музыкальный
руководитель
Старший
воспитатель
Воспитатели
групп
Сценарий праздника «День
знаний»
3.
Оформление уголков для игр
в школу в группах
Дети МДОУ
Сентябрь
Воспитатели
групп
Атрибуты для игр
4.
День открытых дверей в
школе для детей
подготовительных групп и их
родителей, воспитателей
детского сада
Педагоги
День открытых
дверей в школе
для детей
подготовительны
х групп и их
родителей,
воспитателей
детского сада
Педагоги
5.
6.
Подборка книг о школе.
Оформление уголков книг
«Читаем сами»
Дети
Родители
воспитанников
Октябрь
Воспитатели
подготовитель-
ной группы
Подборка книг
7.
Организация в методическом
кабинете выставки для
воспитателей и родителей
методической и
педагогической литературы
«Подготовка детей к школе»
Педагоги
Родители
воспитанников
Октябрь
Старший
воспитатель
Каталог по литературе
8.
Диагностика готовности к
школе детей
подготовительной группы
Дети подготовитель-
ной к школе группы
Октябрь
Педагоги
детского сада
Разработка рекомендаций для
родителей
9.
Посещение учителями
начальных классов занятий по
Учителя начальной
Ноябрь
Воспитатели
подготовитель-
Конспекты занятий, анализ
математике, обучению
грамоте в детском саду
школы
Воспитатели
ной к школе
группы
проведения занятий
11.
Оформление наглядного
материала для родителей
будущих первоклассников
Родители
воспитанников
Ноябрь
Воспитатели
подготовитель-
ной к школе
групы
Тематические папки
12.
Выступление
первоклассников перед
дошкольниками
Дети детского сада
Первоклассники
Ноябрь
(в дни
школьных
каникул)
Учителя
начальных
классов
Воспитатели
подготовитель-
ной группы
Фоторепортаж
13.
Родительское собрание в
подготовительной к школе
группе
«Возрастные особенности
детей, подготовка их к
школе»
Администрация
Учитель начальной
школы
Родители
воспитанников
Ноябрь
Учитель
начальной школы
Воспитатели
подготовитель-
ной к школе
групы
Рекомендации учителя
начальной школы для родителей
по подготовке детей к школе
14.
Беседа с детьми: «Зачем
учиться в школе»
Дети
Воспитатели
подготовитель-ной к
школе группы
В течение
года
Воспитатели
подготовитель-
ной группы
Материалы для бесед
15.
Экскурсия детей
подготовительной группы в
школу (выставка детских
рисунков «Мои впечатления о
школе»)
Дети
Воспитатели
Учителя начальной
школы
Декабрь
Учителя
начальной школы
Альбом детских рисунков
17.
Консультация для
воспитателей
«Мотивационная готовность
детей к школе»
Старший
воспитатель
Воспитатели
Январь
Старший
воспитатель
Материалы консультации
19.
Мониторинг готовности детей
к школьному обучению
Дети подготовитель-
ной к школе группы
Февраль
Воспитатели
подготовитель-
ной к школе
группы
Папка (результаты) диагностики
детей
20.
Семинар-практикум (круглый
стол) «Обмен опытом. Анализ
и обсуждение уроков в школе
и образовательной
деятельности в детском саду».
Педагоги ДОУ и
школы
Февраль
Учителя
начальных
классов, старший
воспитатель
Материалы семинара
21.
Консультация: «Скоро в
школу»
Родители
подготовительной
группы
Февраль
Воспитатели
подготовитель-
ной группы
Материал для консультации
(папка-передвижка)
22.
День открытых дверей в
школе
Дети
Март
Завуч школы
План проведения дня открытых
дверей
Родители Педагоги
детского сада
Учителя
начальной школы
23.
Оформление карт здоровья на
каждого ребёнка выпускника
детского сада
Дети
Родители
Педагоги детского
сада
Апрель
Медсестра МДОУ
Карты здоровья детей
Экскурсия детей
подготовительной группы в
школьную билиотеку
«День книги»
Дети
Педагоги детского
сада
Апрель
Учителя
начальной
школы
Выставка детских рисунков
«Моя любимая книга»
25.
Фотоальбом «Наши мамы и
папы – школьники»
Альбом загадок, пословиц и
поговорок школьной
тематики
Иллюстрации «Все о школе»
Дети
Родители
Педагоги детского
сада
Май
Воспитатели
Родители
Педагоги
детского сада
Фотоотчет
Материалы
26.
Выпускной бал
Дети
Родители
Педагоги детского
сада (приглашаются
учителя начальной
школы)
Май
Музыкальный
руководитель,
Воспитатели
Сценарий праздника
«Выпуск в школу»
Приложение 1
Памятка для родителей, будущих первоклассников
Только вместе со школой можно добиться желаемых
результатов в воспитании и обучении детей.
Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним,
поддерживайте его авторитет.
Старайтесь посещать все собрания для родителей.
Каждый день интересуйтесь учебными успехами ребенка. Спрашивайте: «Что ты
сегодня узнал нового?», а не «Какую сегодня получил оценку?» Радуйтесь успехам,
не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.
Не изматывайте детей, не читайте им морали. Главное – возбудить интерес к
учению.
Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка не на бездумный пересказ
текстов, а на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания,
Приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему? Докажи. А можно ли по-
другому?»
Старайтесь, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях,
проводимых в классе, в школе.
Старайтесь выслушивать рассказы ребенка о себе, товарищах, школе до конца.
Поделиться своими переживаниями – естественная потребность развития детей.
По возможности оказывайте посильную помощь учителю.
ДЕЛАЙТЕ!
Радуйтесь вашему ребенку.
Внимательно слушайте вашего ребенка, когда он разговаривает с вами.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
Будьте терпеливы.
Говорите медленно.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Чаще хвалите вашего ребенка.
Поощряйте игры с другими детьми.
Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.
В семьях, где родители и дети дружат, чем-то занимаются вместе, проблемы
поколений возникают гораздо реже.
НЕ ДЕЛАЙТЕ!
Не перебивайте ребенка.
Не принуждайте делать то, к чему он не готов.
Не говорите, например: «Нет, она не красная». Лучше скажите: «Она синяя».
Не критикуйте вашего ребенка в присутствии других людей.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
Не стоит чрезмерно беспокоиться по поводу каждой перемены в ребенке,
небольшого продвижения вперед или назад.
Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов и впечатлений.
Обращайтесь с ребенком так, как подсказывает родительское сердце.
Что нужно знать при поступлении в 1 класс?
Перечень умений и навыков, которыми должен обладать ребенок, чтобы поступить в 1
класс и успешно адаптироваться к процессу обучения в начальной школе.
Данные навыки и умения покажут, как ребенок ориентируется в
окружающем, и помогут определить его запас знаний и отношение к школе. Побеседуйте
с ребенком по вопросам приведенным ниже. Во время беседы четко формулируйте
вопросы, давайте время для их обдумывания, чаще хвалите ребенка, не ругайте его, если
он не смог ответить или дал плохой ответ. Первый раз проведите такую беседу за полгода
до поступления в 1 класс. Так вы сможете восполнить пробелы в знаниях и повысить
уровень подготовки вашего ребенка к школе.
Итак, ребенок, поступающий в школу в 1 класс должен знать ответы на следующие
вопросы (это минимум, который может быть дополнен):
1.
Назови свое полное имя, отчество и фамилию.
2.
Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3.
Сколько тебе лет?
4.
Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
5.
Кем работает мама? Кем работает папа?
6.
У тебя есть сестра, брат? Как их зовут?
7.
У тебя есть друзья? Как их зовут?
8.
Сколько дней в неделе? Назови дни недели.
9.
Какой сейчас день недели?
10. Какое сейчас время года?
11. Сколько времен года? Назови их.
12. Чем отличается зима от лета?
13. Сколько месяцев в году? Назови месяцы года.
14. Какой сейчас месяц?
15. Хорошо если ребенок сможет ответить на вопросы типа: «Когда птицы улетают на
юг?», «Когда бывает холодно и идет снег?», «В какое время года на деревьях
появляются листья?», «В какой день люди не ходят на работу?»
16. Каких домашних животных ты знаешь?
17. Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
18. Ты хочешь учиться в школе?
19. Зачем надо учиться?
Перечень умений и навыков ребенка поступающего в школу в 1 класс
1.
Уметь скопировать простую фразу. Например: «Коля ел суп», «Маша мыла окно».
2.
Знать прямой и обратный счет в пределах десяти.
3.
Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
4.
Уметь обобщать по признаку: из предложенных картинок ребенок должен выбрать
те, которые что-то объединяет.
5.
Владеть навыком исключения лишнего из ряда предметов. И объяснить, почему
лишним является именно этот предмет.
6.
Находить сходства и различия между предметами.
7.
Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. Рассказ должен быть
связным, иметь начало и конец. Желательно упомянуть в рассказе об
эмоциональном состоянии героев рассказа.
8.
Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник. Уметь их нарисовать.
9.
Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.
10. Запомнить и назвать не менее 6 из 12 картинок, одновременно
продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
11. Уметь рассказать наизусть небольшое стихотворение.
12. Уметь отвечать на вопросы типа: «Что бывает раньше - обед или ужин?», «Весна
или лето?», «Кто больше - корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы -
теленок, а у лошади?»
13. Знать 10-12 основных цветов.
14. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела, включая
шею, пальцы и т.д.
15. Уметь обслуживать самого себя: одеваться, шнуровать ботинки, убирать за собой,
раскладывать предметы по своим местам.
16. Уметь общаться со сверстниками.
17. Уметь пользоваться основными понятиями (например: правый/левый,
большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.)?
18. Уметь классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться;
назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
12 советов родителям будущих первоклассников
Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В
стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в
поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступлению во взрослую
жизнь. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но
счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и
любимыми людьми — семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку,
которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять
достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего
прошлого.
Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент
легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.
Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей.
Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно
полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает
человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах,
смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу
ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.
Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают:
«Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона,
домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое
рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной.
Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол,
свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие
родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И
ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень
многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне
объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В
школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых
случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. В
моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование,
а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».
5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают
трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии
незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности.
Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой
игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому
пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него
незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и
взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в
любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями
дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще
разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а
все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте
хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как
отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не
выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы.
Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из
общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!»,
«Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш
стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома.
Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно
сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить предложите ребенку
самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей
семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам
займет очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.
Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать
пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с
большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок
потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не
накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения.
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения.
Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает
себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде.
Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни - еще более сложное
дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной
жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными
мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для
развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в
корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою
просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре
глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько
ложек тебе понадобится?
Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой
крючок, выключить свет в ванной.
Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-
надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья,
шаги, проезжающие мимо машины.
12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в
зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за
погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом
котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события
повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
Серьезных срывов и болезней можно избежать, если соблюдать самые простые
правила.
ПРАВИЛО 1.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или
кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7 – летних
детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без
спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз.
Поэтому, если занятия музыкой, спортом кажутся вам необходимой частью воспитания
вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
ПРАВИЛО 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому,
когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и
обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его
попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут.
Начинать выполнение домашних заданий лучше всего с письма. Можно чередовать
письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать
одного часа.
ПРАВИЛО 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки,
должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи- офтальмологи и
невропатологи во всех странах мира.
ПРАВИЛО 4.
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке.
Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые
понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. Именно в это время у него
складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос
спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не
ругайте за грязь в тетрадях. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных
упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Итак, диагностика психологической готовности ребенка к школе,
ответственный момент в его жизни и имеет большое значение для дальнейшей реализации
возможностей детей в зависимости от уровня психического развития и от тех
оптимальных условий, которые будут им созданы с ориентацией на перспективу
полноценного развития.
Необходимо приложить немало усилий, прежде чем можно будет
убедиться в том, что ребенок психологически здоров и, когда он пойдет в школу, то
выдержит новые нагрузки, отношения, трудности при разумной поддержке терпеливых
взрослых.
ПОМНИТЕ! Последнее слово все равно остается за вами, родителями!
Чтобы процесс адаптации вашего ребёнка к школе протекал без
серьёзных срывов и болезней, следует обратить внимание на следующие правила:
Правило 1.
Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в первый класс и какую-то секцию или
кружок. Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для 6-7-летних детей.
Поэтому ребёнок должен иметь возможность гулять, отдыхать и делать уроки без спешки.
Если же занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего
малыша, начните водить его туда за год до начала учёбы или уже со второго класса.
Правило 2.
Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10 – 15 минут. Поэтому,
когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10 – 15 минут необходимо прерываться
и обязательно давать малышу физическую разрядку.
Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные
задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3.
Больше всего на свете в течение первого года учёбы ваш малыш нуждается в поддержке.
Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые
понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. Именно в это время у
малыша складывается свой собственный взгляд на себя. От бесконечных упрёков и
наказаний ваш ребёнок потеряет веру в себя. Поэтому, если вы хотите, чтобы из него
вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его.
Рекомендации родителям будущих первоклассников
Соблюдайте некоторые правила:
Не торопите ребенка.
Учитывать его настроение, самочувствие, желание.
Помнить дошкольный возраст – это возраст игры, поэтому некоторые понятия,
тяжело даются.
На чем основана готовность к школе
Существует три компонента школьной готовности:
Физиологический
– физическое созревание организма, его устойчивость к
нагрузкам, новому режиму.
Педагогический
– знания, умения и навыки – все, чему научили ребенка.
Психологический
– совокупность особенностей развития и формирования.
Таким образом, при поступлении ребенка в школу важно определить
его общую школьную готовность, поэтому необходимо пройти комплексное обследование
у психолога и врача.
Какой из трёх компонентов наиболее важен при определении школьной готовности?
Оказывается, психологическая готовность является той базой, на
которой педагог будет формировать знания, умения и навыки, что позволит избежать
различных проявлений дезадаптации к школе. Психологическая готовность к обучению
создает проблемы не только родителям, врачам, но и самому школьнику.
Основными показателями психологической готовности к
обучению являются:
Зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия,
мышления, внимания, памяти, речи и др.)
Эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое,
эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности).
Наличие волевой регуляции поведения (умение подчиняться требованиям).
Сформированность навыков общения (умение адаптироваться в коллективе
сверстников, строить новые взаимоотношения).
КОГДА РЕБЕНКА ОТДАВАТЬ В ШКОЛУ И КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ В ВЫБОРЕ
На этот сложный вопрос существуют разные ответы. Кто-то
однозначно решает отправить своего ребенка как только ему исполнится 6 лет, а многие
даже умудряются уговорить администрацию школы принять их «осеннее» чадо в 5 лет.
Более осторожные родители выбирают подождать со своими «весенне-летними» детьми
до 7 летнего возраста. И есть часть родителей, которая ищет совета, как правильно
выбрать образовательный путь для их ребенка.
Известно, что в начальной школе успеваемость может быть достигнута
ребенком при непосредственной поддержке родителей, учителя даже при посредственном
интеллекте только за счет исполнительности, усидчивости, внимательности, и хорошей
памяти. Но достаточно ли этого?
Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека.
На этапе приема ребенка в школу диагностируется уровень психологической зрелости
ребенка, но не школьной, а дошкольной, так как именно зрелый дошкольник готов к
обучению в начальной школе и его уже нельзя удерживать в детском саду. Дошкольная
зрелость определяется высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые
переживают свой расцвет именно в дошкольный период детства:
формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления,
умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
формирование приемов умственных действий: анализировать, сравнивать,
обобщать, моделировать, конструировать;
развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения;
развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать,
доводить начатое до конца;
работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои
действия;
развитие умений общения со взрослыми, сверстниками, умение видеть мир глазами
другого человека;
развитие умений говорения, слушания, чтения;
обогащение активного, пассивного словаря;
развитие связной речи;
гармоничное физическое развитие, здоровье.
Следовательно, ребенок готовый к школе должен быть зрелым в
интеллектуальном, социальном и эмоциональном отношениях.
Рекомендации нейропсихофизиологов для родителей будущих первоклассников
(из книги В.Д. Еремеевой «Мальчики и девочки – два разных мира»).
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с
присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать,
обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим:
они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников
– мальчиков.
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-
разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-
разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так,
как мы – взрослые.
Не переучивайте левшу насильно - дело не в руке, а в устройстве мозга.
Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
Помните, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются от
целей взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели.
Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей,
станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка. Пытайтесь
выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
Проведите «ревизию» ошибок ребёнка при письме, чтобы понять, с чем связаны
трудности: с плохим фонематическим слухом, низкой слуховой и зрительной
памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.
Помните: для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное
положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно
самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.
Приводя ребёнка в 1 класс, необходимо отчётливо понимать, что для него должны
меняться не только место пребывания, режим, вид деятельности, но и вся шкала
ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или
детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена
психологически очень трудна.
Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского
сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребёнка совершенно по-
разному. Для ребёнка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной-
он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо».
Поддержите его в трудной ситуации.
Ребёнок не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то,
не ошибаться. Старайтесь не вырабатывать у ребёнка страха перед ошибкой.
Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да
и просто радость жизни, и радость познания.
Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в «хотения»
ребёнка.
Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить её. Всячески
стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребёнка.
Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребёнок учился по-разному
осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышлёное дитя
превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и
психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей
заповедью сделайте – «не навреди
ТЕСТ 1 «Что кому подходит»
(для оценки эмоционального отношения к школе)
Ребёнку предлагается сыграть в такую игру: «Сейчас я буду называть
пары слов, например «хороший – плохой», а ты должен сказать, кому в большей степени
подходит каждое из них – школьнику или дошкольнику?»
Или второй вариант игры. Вы просите ребёнка разложить заранее
приготовленные Вами карточки с написанными на них словами: одну карточку ребёнок
должен положить в портфель, другую – в коробку с игрушками.
Пары слов с прилагательными-антонимами:
Большой - маленький;
Взрослый - детский;
Весёлый - грустный;
Быстрый - медленный;
Чистый - грязный;
Сладкий - горький;
Гладкий - колючий;
Больной - здоровый;
Светлый - тёмный;
Сильный - слабый;
Бодрый - усталый;
Смелый - трусливый;
Добрый - злой;
Тёплый - холодный.
Положительное отношение к школе оценивается по преобладанию
прилагательных с положительной эмоциональной окраской, которые ребёнок относит к
школьной жизни. Если из 14 пар прилагательных 7 и более положительно окрашенных
ребёнок соотнёс с учебной школьной деятельностью, это означает общее положительное
отношение к школе.
Приложение 2