Напоминание

Кто поможет ребенку в семье?


Автор: Гагаринова Ольга Дмитриевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ №1 г.Кирова
Населённый пункт: Киров Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Кто поможет ребенку в семье?
Раздел: среднее образование





Назад




«Кто поможет ребенку в семье»

Полноценные взаимоотношения подростка с родителями являются

одним из важных факторов формирования его личности, его успешной

социализации. На уровень этих взаимоотношений влияют различные

составляющие, среди которых немалую роль играет умение родителей

понять своего ребенка, в трудных для него ситуациях поддержать его,

оказать ему помощь. Психологическая поддержка – это знак внимания со

стороны окружающих людей, позволяющий поверить в себя, в свои силы и

возможности. Психологическая поддержка родителей важна для ребенка

любого возраста, но особенности подросткового периода требуют от близких

большей гибкости во взаимоотношениях со своим ребенком. Подросток,

несмотря на свое стремление к самостоятельности и взрослости, должен

знать, что родители принимают его таким, какой он есть, и всегда готовы

помочь в трудных ситуациях.

И.В. Дубровина, рассматривая аспект психологической поддержки

ребенка со стороны родителей, считает, что это процесс:

- в ходе которого,

родитель сосредотачивается на достоинствах

ребенка с целью укрепления его самооценки;

- который помогает ребенку избежать ошибок;

- который поддерживает ребенка при неудачах.

Многие психологические школы в своих теоретических подходах

уделяют внимание роли и содержанию детско-родительских отношений. В

классическом психоанализе З. Фрейда влиянию родителей на психическое

развитие ребенка отводится центральное место. В первые годы жизни

родители и особенно мать- лица, с которыми связаны самые важные

переживания. Общение ребенка с родителями в ранние годы, их влияние на

способы решения типичных возрастных противоречий сказываются на его

развитии впоследствии.

Американский

психолог

Э.Эриксон

рассматривал

становление

личности человека на протяжении всей его жизни, от рождения и до смерти.

Широкое признание получила точка зрения Э.Фромма на роль матери

и отца в воспитании детей, особенности материнской и отцовской любви.

Материнская любовь безусловна: ребенок просто любим за то, что он есть.

Отцовская же любовь по большей части обусловленная, ее нужно и можно

заслужить достижениями, выполнением обязанностей, соответствующих

ожиданием, дисциплиной.

А.Бандура, представитель социально-когнитивного направления

в

изучении

личности,

особую

роль

отводил

обучению

посредством

наблюдения,

подражания,

имитации,

идентификации

и

путем

моделирования.

По

его

мнению,

родительское

поведение

-

преимущественная модель для извлечения некоторых общих черт, правил

извлечения, образец для подражания ребенка в попытках выстроить

собственное поведение.

А. Адлер считал, что фундамент личности закладывается и прочно

закрепляется в детстве, а основан на усилиях по преодолению чувства

неполноценности, компенсации и выработке превосходства. Семейная

атмосфера , установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая

любо (прежде всего матери) способствуют развитию у ребенка широкого

социального интереса.

По мнению К.Роджерса, для позитивного взаимодействия с детьми

родителям необходимы три основных умения: слышать, что ребенок хочет

сказать родителям; выражать собственные мысли и чувства доступно для

понимания ребенка; разрешать спорные вопросы так, чтобы результатами

были довольны обе конфликтующие стороны.

В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ипостасях: как

источник эмоционального тепла и поддержки, без которых он чувствует себя

беззащитным и беспомощным; как власть,

директивная инстанция,

распорядитель благ, наказаний и поощрений, как образец для подражания,

воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и

советчик, которому можно довериться. Плохо, когда ребенку не хватает

родительской любви, но и ее избыток тоже вреден.

А.В. Мудрик предлагает все многообразие семей условно разделить

на несколько групп, исходя из того, какая атмосфера в них царит. Он

выделяет с этой позиции следующие типы семей:

Во-первых, это семьи, в которых установились очень близкие,

дружеские отношения между родителями и детьми. Подростки в таких

семьях обычно активны, независимы, дружелюбны.

Во-вторых, это семьи, где родители следят за развитием детей,

интересуются их жизнью, пытаются влиять на духовные интересы. В таких

семьях, конечно, возникают конфликты, но они имеют открытый характер и

быстро разрешаются. Подростки в таких семьях послушны, вежливы,

приветливы и уступчивы, но могут быть весьма слабо ориентированы на

утверждение своей независимости.

Особую группу составляют семьи, в которой родители уделяют

достаточное внимание учебе своих детей, их быту, но тем и ограничиваются.

Основное здесь- чтобы «ребенок вышел в люди» или чтобы у него все было

«не хуже, чем у других». В таких семьях проявляется стремление к

увеличению роста доходов на детей, но и присутствует потенциальный

конфликт: материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет

запросы подростка, многие их которых родители не считают достойными

внимания.

Определенную группу составляют семьи, где родители пользуются

неверными методами воспитания. Это неуважение к личности подростка,

недоверие и т.д. в этих семьях неизбежны конфликты между родителями и

подростком, как открытый, так и скрытый, периодически прорывающийся

наружу. У подростков из таких семей могут сформироваться стойкая

враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в

общении со сверстниками, с окружающим миром.

И наконец, выделяется группа семей, обстановка в которых явно

неблагополучная.

Здесь

ненормальные отношения

между родителями,

атмосфера напряженная, отношения подростов и родителей обострены и

бестактны. Такие семьи негативно влияют на детей.

На психологический склад детей в семье оказывает влияние и стиль

родительского

поведения.

Многие

исследователи

в

области

детского

развития находят полезное описание стилей родительского поведения,

принадлежащее Д. Бомринд. Он выдели 3 различных типа родительского

контроля: авторитарный, авторитетный и либеральный.

Авторитетный

стиль

характеризует

степень

выраженности

у

родителей запретительных тенденций. Родители ограничивают право ребенка

следовать своим побуждениям, активно добиваются от него подчинения

правилам и выполнения своих обязанностей.

Авторитетному стилю родительского поведения присущи высокий

уровень контроля и теплые отношения с детьми.

Многие отцы и матери по-разному влияют на детей. По данным

исследований

В.Дружинина,

в

современной

российской

семье

чаще

ответственность за семью несет мать, она же доминирует в семье и более

близка с детьми эмоционально, ими она воспринимается как более значимый

член семьи.

Мальчики проявляют большую привязанность к матери, боясь ее

холодности, невнимательности, отчуждения. Девочки тянутся к отцу, у них

формируется

образ

отца.

Мальчики

чаще

обращают

внимание

на

профессиональные успехи отца, заработки, обеспечение семьи. Чем больше

ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее он активен в

противостоянии агрессии окружающих, меньше придает значение духовным

и

социальным

ценностям

по

сравнению

с

материальными

и

индивидуалистическими.

Потеря материнской поддержки может оказаться слишком большой

угрозой для подростков, тогда как отцовское поведение в большей мере

провоцирует независимость и расхождение во взглядах.

Умение понять состояние ребенка, оказать ему психологическую

поддержку и помощь во многом определяется личностными качествами

родителей.



В раздел образования