Автор: Гагаринова Ольга Дмитриевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ №1 г.Кирова
Населённый пункт: Киров Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Кто поможет ребенку в семье?
Раздел: среднее образование
«Кто поможет ребенку в семье»
Полноценные взаимоотношения подростка с родителями являются
одним из важных факторов формирования его личности, его успешной
социализации. На уровень этих взаимоотношений влияют различные
составляющие, среди которых немалую роль играет умение родителей
понять своего ребенка, в трудных для него ситуациях поддержать его,
оказать ему помощь. Психологическая поддержка – это знак внимания со
стороны окружающих людей, позволяющий поверить в себя, в свои силы и
возможности. Психологическая поддержка родителей важна для ребенка
любого возраста, но особенности подросткового периода требуют от близких
большей гибкости во взаимоотношениях со своим ребенком. Подросток,
несмотря на свое стремление к самостоятельности и взрослости, должен
знать, что родители принимают его таким, какой он есть, и всегда готовы
помочь в трудных ситуациях.
И.В. Дубровина, рассматривая аспект психологической поддержки
ребенка со стороны родителей, считает, что это процесс:
- в ходе которого,
родитель сосредотачивается на достоинствах
ребенка с целью укрепления его самооценки;
- который помогает ребенку избежать ошибок;
- который поддерживает ребенка при неудачах.
Многие психологические школы в своих теоретических подходах
уделяют внимание роли и содержанию детско-родительских отношений. В
классическом психоанализе З. Фрейда влиянию родителей на психическое
развитие ребенка отводится центральное место. В первые годы жизни
родители и особенно мать- лица, с которыми связаны самые важные
переживания. Общение ребенка с родителями в ранние годы, их влияние на
способы решения типичных возрастных противоречий сказываются на его
развитии впоследствии.
Американский
психолог
Э.Эриксон
рассматривал
становление
личности человека на протяжении всей его жизни, от рождения и до смерти.
Широкое признание получила точка зрения Э.Фромма на роль матери
и отца в воспитании детей, особенности материнской и отцовской любви.
Материнская любовь безусловна: ребенок просто любим за то, что он есть.
Отцовская же любовь по большей части обусловленная, ее нужно и можно
заслужить достижениями, выполнением обязанностей, соответствующих
ожиданием, дисциплиной.
А.Бандура, представитель социально-когнитивного направления
в
изучении
личности,
особую
роль
отводил
обучению
посредством
наблюдения,
подражания,
имитации,
идентификации
и
путем
моделирования.
По
его
мнению,
родительское
поведение
-
преимущественная модель для извлечения некоторых общих черт, правил
извлечения, образец для подражания ребенка в попытках выстроить
собственное поведение.
А. Адлер считал, что фундамент личности закладывается и прочно
закрепляется в детстве, а основан на усилиях по преодолению чувства
неполноценности, компенсации и выработке превосходства. Семейная
атмосфера , установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая
любо (прежде всего матери) способствуют развитию у ребенка широкого
социального интереса.
По мнению К.Роджерса, для позитивного взаимодействия с детьми
родителям необходимы три основных умения: слышать, что ребенок хочет
сказать родителям; выражать собственные мысли и чувства доступно для
понимания ребенка; разрешать спорные вопросы так, чтобы результатами
были довольны обе конфликтующие стороны.
В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ипостасях: как
источник эмоционального тепла и поддержки, без которых он чувствует себя
беззащитным и беспомощным; как власть,
директивная инстанция,
распорядитель благ, наказаний и поощрений, как образец для подражания,
воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и
советчик, которому можно довериться. Плохо, когда ребенку не хватает
родительской любви, но и ее избыток тоже вреден.
А.В. Мудрик предлагает все многообразие семей условно разделить
на несколько групп, исходя из того, какая атмосфера в них царит. Он
выделяет с этой позиции следующие типы семей:
Во-первых, это семьи, в которых установились очень близкие,
дружеские отношения между родителями и детьми. Подростки в таких
семьях обычно активны, независимы, дружелюбны.
Во-вторых, это семьи, где родители следят за развитием детей,
интересуются их жизнью, пытаются влиять на духовные интересы. В таких
семьях, конечно, возникают конфликты, но они имеют открытый характер и
быстро разрешаются. Подростки в таких семьях послушны, вежливы,
приветливы и уступчивы, но могут быть весьма слабо ориентированы на
утверждение своей независимости.
Особую группу составляют семьи, в которой родители уделяют
достаточное внимание учебе своих детей, их быту, но тем и ограничиваются.
Основное здесь- чтобы «ребенок вышел в люди» или чтобы у него все было
«не хуже, чем у других». В таких семьях проявляется стремление к
увеличению роста доходов на детей, но и присутствует потенциальный
конфликт: материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет
запросы подростка, многие их которых родители не считают достойными
внимания.
Определенную группу составляют семьи, где родители пользуются
неверными методами воспитания. Это неуважение к личности подростка,
недоверие и т.д. в этих семьях неизбежны конфликты между родителями и
подростком, как открытый, так и скрытый, периодически прорывающийся
наружу. У подростков из таких семей могут сформироваться стойкая
враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в
общении со сверстниками, с окружающим миром.
И наконец, выделяется группа семей, обстановка в которых явно
неблагополучная.
Здесь
ненормальные отношения
между родителями,
атмосфера напряженная, отношения подростов и родителей обострены и
бестактны. Такие семьи негативно влияют на детей.
На психологический склад детей в семье оказывает влияние и стиль
родительского
поведения.
Многие
исследователи
в
области
детского
развития находят полезное описание стилей родительского поведения,
принадлежащее Д. Бомринд. Он выдели 3 различных типа родительского
контроля: авторитарный, авторитетный и либеральный.
Авторитетный
стиль
характеризует
степень
выраженности
у
родителей запретительных тенденций. Родители ограничивают право ребенка
следовать своим побуждениям, активно добиваются от него подчинения
правилам и выполнения своих обязанностей.
Авторитетному стилю родительского поведения присущи высокий
уровень контроля и теплые отношения с детьми.
Многие отцы и матери по-разному влияют на детей. По данным
исследований
В.Дружинина,
в
современной
российской
семье
чаще
ответственность за семью несет мать, она же доминирует в семье и более
близка с детьми эмоционально, ими она воспринимается как более значимый
член семьи.
Мальчики проявляют большую привязанность к матери, боясь ее
холодности, невнимательности, отчуждения. Девочки тянутся к отцу, у них
формируется
образ
отца.
Мальчики
чаще
обращают
внимание
на
профессиональные успехи отца, заработки, обеспечение семьи. Чем больше
ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее он активен в
противостоянии агрессии окружающих, меньше придает значение духовным
и
социальным
ценностям
по
сравнению
с
материальными
и
индивидуалистическими.
Потеря материнской поддержки может оказаться слишком большой
угрозой для подростков, тогда как отцовское поведение в большей мере
провоцирует независимость и расхождение во взглядах.
Умение понять состояние ребенка, оказать ему психологическую
поддержку и помощь во многом определяется личностными качествами
родителей.