Напоминание

Здоровьесберегательные технологии в детском саду.


Автор: Аалто Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Центр развития ребенка-детский сад № 121" Умничка"
Населённый пункт: г. Петрозаводск
Наименование материала: опыт работы
Тема: Здоровьесберегательные технологии в детском саду.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающая деятельность.

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья

детей – одна из основных задач дошкольного образования в

соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании

здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их

развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и

укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы

здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей

дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и

востребованным сегодня становится поиск средств и методов

повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных

образовательных учреждениях.

Отношение детей к своему здоровью –

основа их будущего. Именно поэтому, особое внимание я уделяю работе в

образовательной области «Здоровье» Вся моя работа ведется в тесном

контакте с медицинскими работниками. Они осуществляют мониторинг за

состоянием здоровья детей. Вся работа по физическому воспитанию детей

строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся

особенностей в состоянии здоровья. Врач-педиатр составляет сводную схему,

которая помогает нам, воспитателям, иметь четкую картину о состоянии

здоровья детей группы. Эта схема-анализ заносится в групповой «Журнал

здоровья». Проанализировав исходное состояние здоровья детей, их

физическое развитие мы планируем работу по сохранению и

стимулированию здоровья детей. Для соблюдения оптимального

двигательного режима провожу, прежде всего, организованную

двигательную деятельность: утреннюю гимнастику (ежедневно),

физкультурные занятия (3 раза в неделю), подвижные игры на прогулке.

Кроме этого я отвожу детям время для самостоятельной двигательной

деятельности: утром, после завтрака, на прогулке, после сна. Кроме

традиционной двигательной деятельности мы включаю в воспитательно-

образовательный процесс элементы оздоровления и профилактики:

- Динамические паузы. Динамические паузы провожу во время занятий (2-3

минуты) по мере утомляемости детей в качестве профилактики утомления,

иногда включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и

других в зависимости от вида занятий (в группе есть комплексы гимнастики

для глаз, дыхания).

- Релаксация. В подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и

целей определяю интенсивность технологии. Ее можно использовать для

всех возрастных групп. Я использую спокойную классическую музыку, звуки

природы. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение,

другим - сконцентрировать внимание снять возбуждение. Я пришла к

выводу, что релаксация необходима и полезна, когда дети находятся в

состоянии переутомления, перевозбуждения или близки к этому.

-Коррегирующую минигимнастику по профилактике плоскостопия и

нарушения осанки выполняем ежедневно после сна. Для того чтобы

повысить интерес детей к выполнению сложных и рутинных упражнений,

превратить каждодневные тренировки в веселое увлекательное путешествие,

предлагаю детям игровые упражнения. Показ ярких интересных картинок по

тексту упражнений сопровождаем простыми и понятными двустишиями.

-Пальчиковая гимнастика. Комплексы пальчиковой гимнастики подбираю в

соответствии с лексической темой, в игровой, стихотворной форме. Фигуры

просты для выполнения. Их регулярное выполнение способствует развитию

мыслительных процессов, оказывает благотворное влияние на речь ребенка.

Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает успешно

овладеть навыками письма в будущем. В группе есть картотека комплексов

пальчиковой гимнастики.

-Правильная осанка. Контроль за правильной осанкой осуществляю во всех

видах деятельности. В группе есть картотеки упражнений для профилактики

нарушений осанки и профилактике плоскостопия, которые включаются в

режимные моменты.

В период повышенной заболеваемости гриппом и ОРЗ провожу в группе

такие дополнительные мероприятия:

бактерицидное обеззараживание воздуха (раскладываю мелко-нарезанный

лук или чеснок в помещениях группы),

витаминизация (проводит медицинский работник),

использование фитонцидов (чеснок) в виде чесночных бус, ароматерапии,

прием внутрь. Также в своей работе широко использую закаливание, как

один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости

детского организма. Закаливание в режиме повседневной жизни сводится к

следующему:

создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом

в помещении;

рациональная одежда;

длительное пребывание на воздухе;

привычка к прохладной воде. При закаливании придерживаемся

следующих принципов:

постепенность;

систематичность;

учет индивидуальных особенностей. Для закаливания детей использую

хождение по массажным коврикам до и после сна. Массаж стопы оказывает

благоприятное воздействие на внутренние органы, улучшает общее само-

чувствие, а также способствует профилактике плоскостопия. При

закаливании водой я использую следующие процедуры:

- умывание прохладной водой перед приемом пищи;

- после каждого загрязнения рук;

- полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной

температу- ры;

- контрастное обливание ног летом; - игры с водой. Формирование привычек

ЗОЖ происходит с помощью: утренней гимнастики. Ежедневно в нашей

группе проводится гимнастика для пробуждения (после дневного сна), для

этого создана подборка разных комплексов физкультурных минуток.

Ежедневно с дошкольниками проводится точечный массаж (самомассаж).

Для детей оформлен специальный плакат, на котором они видят

аккупунктурные точки массажа.

В работе с детьми активно использую технологию обучения здоровому

образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время

пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями

дома. В группе создан «Уголок здоровья», где дети получают знания

валеологического характера.



В раздел образования