Автор: Аалто Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Центр развития ребенка-детский сад № 121" Умничка"
Населённый пункт: г. Петрозаводск
Наименование материала: опыт работы
Тема: Здоровьесберегательные технологии в детском саду.
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающая деятельность.
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья
детей – одна из основных задач дошкольного образования в
соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании
здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их
развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и
укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы
здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей
дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и
востребованным сегодня становится поиск средств и методов
повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных
образовательных учреждениях.
Отношение детей к своему здоровью –
основа их будущего. Именно поэтому, особое внимание я уделяю работе в
образовательной области «Здоровье» Вся моя работа ведется в тесном
контакте с медицинскими работниками. Они осуществляют мониторинг за
состоянием здоровья детей. Вся работа по физическому воспитанию детей
строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся
особенностей в состоянии здоровья. Врач-педиатр составляет сводную схему,
которая помогает нам, воспитателям, иметь четкую картину о состоянии
здоровья детей группы. Эта схема-анализ заносится в групповой «Журнал
здоровья». Проанализировав исходное состояние здоровья детей, их
физическое развитие мы планируем работу по сохранению и
стимулированию здоровья детей. Для соблюдения оптимального
двигательного режима провожу, прежде всего, организованную
двигательную деятельность: утреннюю гимнастику (ежедневно),
физкультурные занятия (3 раза в неделю), подвижные игры на прогулке.
Кроме этого я отвожу детям время для самостоятельной двигательной
деятельности: утром, после завтрака, на прогулке, после сна. Кроме
традиционной двигательной деятельности мы включаю в воспитательно-
образовательный процесс элементы оздоровления и профилактики:
- Динамические паузы. Динамические паузы провожу во время занятий (2-3
минуты) по мере утомляемости детей в качестве профилактики утомления,
иногда включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и
других в зависимости от вида занятий (в группе есть комплексы гимнастики
для глаз, дыхания).
- Релаксация. В подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и
целей определяю интенсивность технологии. Ее можно использовать для
всех возрастных групп. Я использую спокойную классическую музыку, звуки
природы. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение,
другим - сконцентрировать внимание снять возбуждение. Я пришла к
выводу, что релаксация необходима и полезна, когда дети находятся в
состоянии переутомления, перевозбуждения или близки к этому.
-Коррегирующую минигимнастику по профилактике плоскостопия и
нарушения осанки выполняем ежедневно после сна. Для того чтобы
повысить интерес детей к выполнению сложных и рутинных упражнений,
превратить каждодневные тренировки в веселое увлекательное путешествие,
предлагаю детям игровые упражнения. Показ ярких интересных картинок по
тексту упражнений сопровождаем простыми и понятными двустишиями.
-Пальчиковая гимнастика. Комплексы пальчиковой гимнастики подбираю в
соответствии с лексической темой, в игровой, стихотворной форме. Фигуры
просты для выполнения. Их регулярное выполнение способствует развитию
мыслительных процессов, оказывает благотворное влияние на речь ребенка.
Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает успешно
овладеть навыками письма в будущем. В группе есть картотека комплексов
пальчиковой гимнастики.
-Правильная осанка. Контроль за правильной осанкой осуществляю во всех
видах деятельности. В группе есть картотеки упражнений для профилактики
нарушений осанки и профилактике плоскостопия, которые включаются в
режимные моменты.
В период повышенной заболеваемости гриппом и ОРЗ провожу в группе
такие дополнительные мероприятия:
бактерицидное обеззараживание воздуха (раскладываю мелко-нарезанный
лук или чеснок в помещениях группы),
витаминизация (проводит медицинский работник),
использование фитонцидов (чеснок) в виде чесночных бус, ароматерапии,
прием внутрь. Также в своей работе широко использую закаливание, как
один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости
детского организма. Закаливание в режиме повседневной жизни сводится к
следующему:
создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом
в помещении;
рациональная одежда;
длительное пребывание на воздухе;
привычка к прохладной воде. При закаливании придерживаемся
следующих принципов:
постепенность;
систематичность;
учет индивидуальных особенностей. Для закаливания детей использую
хождение по массажным коврикам до и после сна. Массаж стопы оказывает
благоприятное воздействие на внутренние органы, улучшает общее само-
чувствие, а также способствует профилактике плоскостопия. При
закаливании водой я использую следующие процедуры:
- умывание прохладной водой перед приемом пищи;
- после каждого загрязнения рук;
- полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной
температу- ры;
- контрастное обливание ног летом; - игры с водой. Формирование привычек
ЗОЖ происходит с помощью: утренней гимнастики. Ежедневно в нашей
группе проводится гимнастика для пробуждения (после дневного сна), для
этого создана подборка разных комплексов физкультурных минуток.
Ежедневно с дошкольниками проводится точечный массаж (самомассаж).
Для детей оформлен специальный плакат, на котором они видят
аккупунктурные точки массажа.
В работе с детьми активно использую технологию обучения здоровому
образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время
пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями
дома. В группе создан «Уголок здоровья», где дети получают знания
валеологического характера.