Автор: Афанасьев Юрий Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Харанская ССОШ им. И.Г.Игнатьева"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), МР "Мегино - Кангаласский улус", с.Петровка
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие координационных способностей детей среднего школьного возраста, занимающихся мини-футболом
Раздел: полное образование
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательного учреждение
Высшего образования «Северо – Восточный федеральный университет им.
М.К. Аммосова»
Институт физической культуры и спорта
Кафедра теории и методики спортивных единоборств
Выпускная квалификационная работа
по направлению 49.03.01. «Физическая культура»
Развитие координационных способностей детей среднего школьного
возраста, занимающихся мини-футболом
(на примере ДЮСШ п.Жатая)
Представлена для защиты Выполнил: студент очного
______________________________ отделения 4 курса группы СТ-13Б
Зав.кафедрой___________________ Афанасьев Юрий Александрович
Защищена на ГАК_______________ Научный руководитель:
С оценкой______________________ Скрябин Сергей Павлович,
Председатель ГАК_______________ ст. преподаватель ИФКиС
Содержание
Введение………………………………………………………………3 стр.
Глава 1. Теоретико – методические основы развития координационных
способностей
1.1.
Анатомо – физиологические особенности организма детей среднего
школьного возраста………………………………………….
1.2.
Характеристика координационных способностей и их
значение………………………………………………………
1.3.
Процесс планирования средств и методов координационной
тренировки……………………………………………………
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1. Цель исследования……………………………………………
2.2. Методы исследования………………………………………..
2.3. Организации исследования………………………………….
Глава 3.
Введение
Актуальность исследования. В ряду наиболее эффективных средств
физкультурно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время
мини-футбол занимает видное место. И это не случайно. В первую очередь, это
игра неприхотлива. В мини-футбол можно играть не только на школьном
спортивном зале, но и на баскетбольном площадке. Практически можно с
успехом использовать любое ровное место. Однако, несмотря на свою
простоту, это игра обладает ряд интереснейших особенностей, делающих ее
особенно привлекательной именно для школьников. Во-первых, здесь каждый
игрок чаще соприкасается с мячом и участвует в общих игровых действиях; во-
вторых, в мини-футболе забивается довольно много голов; в-третьих, во время
матча мяч практически не покидает площадку, а игра проходит динамично, без
вынужденных и утомительных остановок. Вот почему сегодня в мини-футбол с
увлечением играют не только мальчики, но и девочки.
Мини-футбол относят к виду сложно-координационных спортивных игр с
большим количеством перемещений, постоянной сменой игровых ситуаций,
осуществляемых в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях.
Такие характеристики игры для детей среднего школьного возраста требуют от
футболистов проявления высокого уровня развития координационных
способностей.
Развитие координационных способностей способствует повышению уровня
технико-тактической и физической подготовленности игроков: эффективности,
результативности, стабильности и экономичности выполнения двигательных
действий в мини-футболе. Вместе с тем, практика последних чемпионатов,
различных первенств по мини-футболу показывает, что высшие командные
достижения во многом определяется высоким уровнем развития и проявления
физических качеств, таких как координационные способности, в решающие
моменты игры. Однако для этого невозможно без четкого и объективного
понимания всего процесса подготовки, резервы необходимо искать в
технологии тренировочного процесса и его планировании. Подавляющее
большинство исследований посвящено развитию скоростно-силовых качеств у
квалифицированных футболистов, и не достаточно внимания в научно-
методической литературе уделяется вопросу развития ловкости у детей
среднего школьного возраста, занимающихся мини-футболом в школьных
спортивных секциях, что обусловило актуальность и выбор темы.
Объект исследования: Развитие координационных способностей для детей
среднего школьного возраста.
Предмет исследования: Учебно – тренировочный процесс футболистов
среднего школьного возраста.
Гипотеза. Предполагается, что применение специальных комплекс
упражнений и других средств обучаемый двигательным действиям,
ориентированных на развитие координационных способностей для детей
среднего школьного возраста, позволит качественно повысить уровень
физической подготовленности футболистов.
Новизна. Комплекс упражнений для развития специфических способностей
для д
Теоретическая и практическая значимость. Данные научные
исследования и методические обоснования развития мини-футбола в целом
создадут условия для включения их в систему физического воспитания и
приобщение учащихся к спортивным играм. Данная исследовательская работа
может стать методической основой для дальнейшего развития юношеского
футбола и более широкого применения специальных упражнений в системе
воспитания учащихся и населения.
База исследования: Детско-юношеская спортивная школа п. Жатая
Республики Саха (Якутия).
Структура и объем работы.
Глава 1.Теоретико-методические основы развития координационных
способностей.
1.1. Анатомо - физиологические особенности организма детей среднего
школьного возраста.
В связи с тем, что в детском возрасте организме человека находится еще в
стадии формирования, воздействие физических упражнений, как
положительное, так и отрицательное, может проявляться особенно заметно.
Поэтому для правильного планирования и осуществления учебно-
тренировочного процесса необходимо учитывать: возрастные особенности
формирования организме детей, подростков и юношей; закономерности и
этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной
систем, а также их взаимодействие в процессе занятий футболом.
Основная особенность подросткового возраста связана с процессом
полового созревания, развертывающимся в это время. Он характеризуется
бурным созреванием желез внутренней секреции, значительными
нейрогормональными перестройками и интенсивным развитием всех
физиологических систем организма подростка. Установлено, что к 12-летнему
возрасту получает все большее развитие регулирующий, тормозящий контроль
головного мозга. Развивается процесс внутреннего торможения. Усиливается
функция коры головного мозга, направленная на анализ и синтез высших
раздражений, воспринимаемых анализаторами (зрительным, вестибулярным,
кожным, двигательным и т.д.).
К 13-14 годам в основном завершается морфологическое и функциональное
созревание двигательного анализатора человека. Поэтому после 13-14 лет
показатели развития двигательной функции изменяются в значительно
меньшей степени. Завершение созревания двигательного анализатора совпадает
с периодом полового созревания мальчиков этого возраста. Научные данные
говорят о том, что в этот период подростки, не имеющие специальной
подготовки, медленнее и с большим трудом, чем в младшем школьном
возрасте, овладевают новыми формами движений.
В возрасте 11-13 лет у детей может развиваться и достигать высочайшей
степени совершенства тонкая координация, пространственная точность
движений и их размеренность во времени. Если мальчикам 10 лет
одновременный анализ движений по пространственным и временным
признакам еще непосилен, то подобный анализ движений с двумя
одновременно предъявленными задачами может успешно осуществляться
начиная с 12-13-летнего возраста.
У подростков 13-14 лет при изучении сложных по координации движений
иногда заметно тормозящее влияние пубертатного периода. Следует отметить,
что динамические стереотипы двигательных навыков, приобретенные в
детском возрасте, обладают значительной устойчивостью и способны
сохраняться в течение многих лет.
В подростковом возрасте происходят значительные изменения в психике.
Наблюдаются высокая эмоциональность, неуравновешенность настроения,
немотивированные поступки, вспыльчивость, преувеличение своих
возможностей. Источник этого явления - интенсивное физическое развитие,
половое созревание, появление так называемого чувства взрослости
При правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте
оказывают положительное влияние на формирование организма спортсменов.
Это проявляется двояко: и как морфологические изменения в виде
повышенного прироста антропометрических признаков, и как функциональные
сдвиги в виде повышения работоспособности. Так, в среднем ежегодный
прирост веса тела у подростков равен 4-5 кг, роста - 4-б см, окружности
грудной клетки - 2-5 см. Происходит дальнейшее формирование скелета. К14
годам срастаются кости таза, устанавливается постоянство кривизны
позвоночника в поясничной части, происходит уменьшение хрящевого кольца
межпозвоночных суставов.
К 14-15 годам мышцы по своим функциональным свойствам уже мало
отличаются от мышц взрослого человека. Происходит параллельное развитие
мышц верхних и нижних конечностей. Вес мышц мальчиков в 12 лет
составляет 29,4% веса тела, в 15 лет - 33,6%. Увеличивается абсолютная и
относительная сила мышц. Наибольший прирост силовых показателей
мышечных групп наблюдается в период от 13 до 15 лет.
Учитывая, что силовые возможности детей невелики, воспитание силы в
этом возрасте целесообразно осуществлять осторожно, используя
кратковременные силовые напряжения динамического и отчасти статического
характера. Основное внимание должно быть сосредоточено на укреплении
мышечных групп всего двигательного аппарата, особенно слаборазвитых мышц
живота, косых мышц туловища, отводящих мышц верхних конечностей, мышц
задней поверхности бедра и приводящих мышц ног.
У подростков 11-14 лет увеличивается сила сердечной мышцы, возрастает
ударный объем, уменьшается частота дыхания и пульса. Так, у 13-летних
частота пульса в покое равна 70 уд/мин, а при работе значительно
увеличивается до 190-200 уд/мин. Кровяное давление у детей обычно ниже, чем
у взрослых. К 11-12 годам оно равняется 107/70 мм рт. ст., к 13-15 годам - 117/
73 мм рт. ст.
Организм подростков быстро настраивается на работу. Это объясняется
большой подвижностью нервных процессов, поэтому разминка в занятиях
должна занимать не более 8-10 мин.
Таким образом, в возрасте 11-14 лет организм мальчиков в основном
сформировался, что дает возможность постепенно переходить к углубленной
спортивной тренировке.
1.2. Характеристика координационных способностей и их значение
Координация - это способность человека рационально согласовывать
движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.
Координация характеризуется возможностью людей управлять своими
движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом
заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества
биозвеньев, которые имеют более 100 степеней свободы.
Координационные способности - это возможности индивида, определяющие
его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного
действия. Теоретические и экспериментальные исследования позволяют
выделить виды координационных способностей: специальные, специфические
и общие.
Специфические координационные способности:
Способность к ориентированию - возможность индивида точно определять и
своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном
направлении.
Способность к дифференцированию параметров движений обусловливает
высокую точность и экономичность пространственных (углы в суставах),
силовых (напряжение рабочих мышц) и временных (чувство времени)
параметров движений.
Способность к реагированию - позволяет быстро и точно выполнять целое,
кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал
телом и его частью.
Способность к перестроению двигательных действий - быстрота
преобразования выработанных форм движений или переключение от одних
двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.
Способность к согласованию - соединение, соподчинение отдельных
движений и действий в целостные двигательные комбинации.
Способность к равновесию - сохранение устойчивости позы в статитических
положениях тела, по ходу выполнения движений.
Способность к ритму - способность точно воспроизводить заданный ритм
двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с
изменяющимися условиями.
Вестибулярная устойчивость - способность точно и стабильно выполнять
двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков,
бросков, поворотов).
Произвольное расслабление мышц - способность к оптимальному
согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный
момент.
Результат развития специальных и специфических координационных
способностей, своего рода их обобщения, составляет понятие "общие
координационные способности". В практике физического воспитания можно
наблюдать детей, которые одинаково хорошо выполняют задания на
ориентирование, равновесие, ритм, т.е. имеют хорошие "общие
координационные способности". Или чаще встречаются случаи, когда ученик
имеет высокие координационные способности к циклическим движениям, но
низкие к спортивным играм.
Итак, под общими координационными способностями мы понимаем
потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его
готовность к оптимальному управлению и регуляции различными по
происхождению и смыслу двигательными действиями.
Специальные координационные способности - это возможности человека,
определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции
сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Под специфическим - понимаем возможности индивида, определяющие его
готовность к оптимальному управлению и регулировке отдельными
специфическими заданиями на координацию (ритму, реагирование,
равновесие).
Все координационные способности можно разделить на потенциальные
(существующие до начала какого-либо действия в скрытом виде) и актуальные
(проявляемые в данный момент).
Выделяют элементарные и сложные координационные способности.
Элементарной является способность точно воспроизводить пространственные
параметры движений, сложной - способность быстро переистраивать
двигательные действия при внезапном изменении условий.
Факторами, определяющими развитие координационных способностей,
являются:
- способность человека к точному анализу движений;
- деятельность анализаторов, и особенно двигательного;
- сложность двигательного задания;
- уровень развития других двигательных способностей;
- смелость и решительность;
- возраст;
- уровень общей подготовленности занимающихся.
Как правило, методические рекомендации по развитию координационных
способностей основывается на общетеоретических положениях без учета
специфики воздействия вида спорта на данный компонент методики. В целом
такой подход правомерен, поскольку формирование координационных
способностей в процессе онтогенеза во многом обусловлено процессом
созревания и развития двигательных отделов коры головного мозга.
Координационные способности наиболее интенсивно развиваются до 13 лет.
Характерно, что показатели ловкости в скоростных передвижениях юных
футболистов имеют тенденцию к постепенному улучшению с 9 до 12 лет с
последующим значительным ухудшением к 13 годам, а наиболее сенситивным
периодом для целенаправленного стимулирующего воздействия является
возрастной период от 13 до 14 лет. В возрасте 15-16 лет отмечается некоторое
ухудшение координационных способностей.
Наиболее динамично координационных способностей футболистов
улучшаются с 10-12 до 13-14 лет. От уровня развития КС юных футболистов во
многом зависит успешность освоения технических элементов и эффективность
их реализации в условиях соревнований.
Очевидно, что на определенных этапах возрастного развития (от 10 до 11 и
13 до 14 лет) для юных футболистов характерны максимальные возможности
реализации координационного потенциала в условиях скоростных
перемещений. Целесообразно уделять особенно пристальное внимание
развитию основ скоростной техники. Юным футболистам в период с 11 до 13 и
от 14 до 15 лет, в силу возросшего уровня скоростных возможностей, для
успешного выполнения сложно-координационных двигательных действий
необходим соответствующий более высокий уровень ловкости.
Другая возрастная динамика показателей координационных способностей
прослеживается в тесте "челночный бег 7x50 м". Специфика данного теста,
время выполнения которого, в зависимости от возраста, колеблется от 60 до 90
с., заключается в максимальной мобилизации гликолитического механизма
энергообеспечения мышечной деятельности, что сопровождается около-
предельными нарушениями гомеостаза. В период с 10 до 13 лет скоростная
выносливость юных футболистов повышается незначительно (69%), в то время
как способность к ориентированию и перестроению (оббегание стоек)
возрастает существенно (19,6%).
Интенсивный рост скоростной выносливости от 15 до 16 лет (50%). В
периоды интенсивного роста координационных способностей показателя удара
на максимальную дальность полета мяча, как правило, стабилизировались.
Наиболее благоприятные периоды воспитания координационных
способностей при скоростных передвижениях находятся в промежутке от 10 до
14 лет.
Несколько позже, чем в первом случае, а именно с 11 лет наступает наиболее
благоприятный период для развития координации при нагрузках
гликолитического характера (скоростная выносливость) и еще позже (с 12 лет)
формируется способность к дифференциации мышечных усилий. Самый
высокий уровень координационных способностей при нагрузках
гликолитического характера наблюдается в 13 и 15 лет, а силового - в 14 и 16
лет соответственно.
В мини-футболе это качество (КС) складывается из способности игроков
быстро и уверенно осваивать по координации действия, правильно решать
сложные двигательные задачи, а также быстро перестраивать свою
деятельность в соответствии с постоянно изменяющейся игровой обстановкой.
КС органически связана с силой, быстротой, выносливостью и гибкостью.
Особенности динамики координационных способностей юных футболистов
в широких возрастных диапазонах, наряду с достаточно полной изученностью в
возрастном аспекте других двигательных качеств, до настоящего времени
практически не рассматривались. Между тем, как известно, от знания
возрастных закономерностей развития ловкости, как и других двигательных
качеств, во многом зависит эффективность многолетнего процесса спортивного
мастерства футболистов.
Как показывают результаты исследования возрастных особенностей
двигательной деятельности юных футболистов, в 9-12 лет у них происходит
значительное улучшение координации движений. В возрасте 13-15 лет на
основе значительно возросших функциональных возможностей ЦНС создаются
благоприятные предпосылки для совершенствования двигательных
способностей, которые в этот период развиваются наиболее бурно. При этом
высказываются предположение, что с возрастом футболисты утрачивают не
столько скоростные качества, сколько координированность.
1.3. Процесс планирования средств и методов координационной
тренировки
Можно предположить, что при выполнении нагрузок различной
преимущественной направленности необходимо учитывать возрастную
кинетику формирования координационных способностей. Так,
акцентированную тренировку скоростной техники следует начинать в более
раннем возрасте, а позднее включать упражнения на развитие
координационных способностей при работе на скоростную выносливость и
силу.
Ключевым положением методики воспитания координационных
способностей футболистов являются положения о тесном взаимодействии
координационных способностей в условиях тренировочной деятельности,
которые проявляются в сочетании с другими двигательными качествами, а
также с различными сторонами подготовленности (технической, тактической,
психической).
При этом если для развития различных сторон подготовленности
используются в достаточной степени сложные в координационном отношении
упражнения, то параллельно с совершенствованием функциональных
возможностей и технико-тактического мастерства спортсменов происходит
повышение координационных способностей, благоприятно влияет на развитие
специальных и, как следствие, общих координационных способностей.
При планировании нагрузок, направленных на повышение уровня развития
координационных способностей, учитывались основные ее компоненты:
координационная сложность упражнения, интенсивность работы,
продолжительность одного задания (подхода), количество повторений,
длительность и характер пауз отдыха между повторениями и сериями.
Увеличение в тренировке юных футболистов средств, направленных на
повышение координационных способностей до 30% от общего объема
нагрузок, дифференцированных по сложности в зависимости от возраста,
приводит к положительной динамике большинства показателей физической и
технической подготовленности игроков.
Процесс совершенствования различных видов координационных
способностей протекает наиболее эффективно, когда сложность движений
колеблется в диапазоне от 75 до 90% максимального уровня, т.е. того уровня,
превышение которого не позволяет спортсмену справляться с заданиями.
Данный диапазон координационной сложности упражнений предъявляет
достаточно высокие требования к адаптационным системам и обеспечивает
прирост координационных способностей, с одной стороны, и не приводит к
быстрому утомлению анализаторов и способности к эффективной работе на
протяжении достаточно длительного времени, с другой.
Говоря об интенсивности самых разнообразных упражнений и заданий,
способствующих воспитанию координационных способностей, на начальных
этапах подготовительного периода используются средства невысокой
интенсивности, которая постепенно повышалась по мере расширения технико-
тактических возможностей юных футболистов и достигала около-
максимальных значений на предсоревновательном и соревновательном этапах,
когда речь идет о совершенствовании координационных способностей в
непосредственной взаимосвязи с достижением результативной
соревновательной деятельности.
В соответствии с рассмотренными специфическими и специальными
координационными способностями юных футболистов остановимся на
методических приемах, применяемых при их развитии и совершенствовании.
1. Внесение строго регламентированных изменений в отдельные параметры
привычного действия или смена способа его выполнения:
- введение необычных исходных положений;
- изменение скорости или темпа движений;
- зеркальное выполнение упражнений.
2. Комбинаторное варьирование движений и действий:
- усложнение привычного действия добавочными движениями;
- комбинирование привычных действий в непривычных сочетаниях.
3. Изменение внешних условий, вынуждающих варьировать привычные
формы координации движений:
- направленное варьирование внешних предметов, отягощений;
- изменение пространственных границ, в которых выполняется действие;
- использование различного оборудования и естественных средовых условий
для расширения диапазона вариативности двигательных навыков.
Важное место в системе координационной тренировки основным способом
организации занятий является фронтальным. Его применяют при проведении
общеразвивающих координационных упражнений без предметов, с
предметами, в ходьбе, беге, прыжках. В подготовительной части проводятся
специально-подготовительные координационные упражнения, в частности,
подводящие и развивающие координационные упражнения в беге, плавании,
ходьба на лыжах, коньках, прыжках, спортивных играх. В этой же части
занятия планируются ритмических упражнений, задания на равновесие.
Главные задачи по совершенствованию координационных способностей
футболистов решаются в основной части занятия. Координационные
упражнения включается в начале или середине основной части занятия, пока у
занимающихся сохраняется оптимальная психическая и общая
работоспособность.
В частности, специальные-подготовительные координационные упражнения,
относящие к футболу, и упражнения, требующие от спортсмена
координационных способностей и гибкости, включаются, как правило, в
заключительную часть урока, где традиционно представлены задания на
дыхание, внимание, восстановление и расслабление мышц.
В заключительной части занятий применяются упражнения,
вырабатывающие чувство пространства, времени, дифференцирования
мышечных усилий.
Рассматривая способы и методы организации учебно-тренировочных
занятий, направленных на развитие и совершенствование координационных
способностей, необходимо выделить:
1) поточный способ при выполнении циклических и ациклических локомоций,
акробатических упражнений, при освоении и совершенствовании технических
приемов игры. Этот метод дает возможность наблюдать за индивидуальным
выполнением того или иного упражнения и вносить своевременные коррекции
в его выполнение;
2) групповая форма организации занятий, когда команда делится на несколько
групп, которые расходятся по местам занятий. Каждая группа выполняет
определенные координационные упражнения и заранее обусловленное
количество раз. Закончив их, группы по часовой или против часовой стрелки
переходят на следующее место занятий. По сигналу спортсмены начинают
очередное задание и так до тех пор, пока не пройдут все станции. Применяемые
для этой цели координационные упражнения должны быть достаточно
разнообразными.
Одним из основных методов организации занимающихся при развитии
координационных способностей является круговая тренировка в различных
вариантах:
- на каждой станции упражнения выполняются в пределах заданного
количества повторений в произвольном темпе. По общему сигналу игроки
переходят на следующие станции, где выполняют очередное упражнение в том
же порядке, и так до тех пор, пока не будет пройден весь круг;
- на каждой станции координационные упражнения выполняются с возможно
большим числом повторений при условии правильного выполнения движений.
Согласно имеющимся рекомендациям, количество станций и упражнений
должно колебаться в пределах 7-10. Длительность выполнения упражнений на
каждой станции - 30-45 с. Пауза отдыха между упражнениями и перерыв для
перехода от одного упражнения к другому составляют около 30-50 с.
В качестве средств координационной тренировки рекомендовано
использовать разнообразные физические упражнения, если они:
- связаны с преодолением координационных трудностей;
- требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при
выполнении двигательных действий, а также находчивости в использовании
этих действий в различных условиях;
- являются новыми и необычными для исполнителей;
- хотя и являются привычными, но выполняются либо при изменении самих
двигательных действий, либо условий.
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1. Цель исследования: Выявить целесообразность развития координационных
способностей футболистов среднего школьного возраста.
Для достижения цели и проверки гипотезы сформулированы задачи
исследования:
1.
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
исследования;
2.
Дать характеристику координационных способностей и определить их
значение, осуществить анализ средств и методов развития
координационных способностей;
3.
Провести экспериментальную работу и сравнить полученные результаты.
2.2. Методы исследования
Для решения задач поставленных в дипломной работе был использован ряд
методов научного исследования:
Теоретические – анализ и обобщение научно-методической литературы:
психолого-педагогические отечественные и зарубежные издания; анализ
документальных источников и информационных ресурсов сети Интернет по
теме научного исследования; моделирование; теоретическое обобщение
результатов исследований;
Эмпирические – изучение и обобщение педагогического и психологического
опыта; методы опроса (анкетирование); тестирование; педагогический
эксперимент; методы математической статистики и обработки
экспериментальных данных.
1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.
На начальном, и последующих этапах научного исследования помог
теоретически обосновать необходимость разработки экспериментальной
методики, сформулировать цель и задачи научного исследования.
Анализ статей и публикаций научных трудов, рефератов и диссертационных
работ, информационных ресурсов сети Интернет по теме научного
исследования, учебных - методических пособий позволил:
- в теоретико-методическом плане обосновать характеристику развития
координационных способностей детей среднего школьного возраста и его
анатомо-физиологических особенностей;
- сформулировать определение понятия "координационные способности в
футболе", определить средства и методы развития координации движений.
- подготовить и реализовать экспериментальную методику развития
координационных способностей для детей среднего школьного возраста.
2. Опрос в виде анкетирования проводился для тренера-преподавателя и
футболистов учебно-тренировочной группы занимающихся в ДЮСШ.
Опрос проводился до начала педагогического эксперимента. Цель:
определение наиболее значимых в развитии видов специальных
координационных способностей для футболистов групп учебно-тренировочной
подготовки (анкета в приложении - ).
Анкетирование среди футболистов проводилось в начале и в конце
педагогического эксперимента.
3. Педагогическое тестирование.
а) определение уровня развития специфических координационных
способностей.
Решая проблему повышения уровня координационных способностей в
рамках нашего ислледования, с учетом анализа авторских работ, с учетом
результатов анкетирования тренера-преподавателя, определили четыре
специфических (наиболее значимых в развитии) вида координационных
способностей для футболистов УТГ:
1. Способность к реагированию.
2. Кинестетические способности (дифференцирование пространственных,
временных, силовых параметров движений).
3. Способность к перестроению движений.
4. Способность к динамическому равновесию.
б) тестирование физической подготовленности.
4. Педагогический эксперимент. Для определения эффективности
разработанной экспериментальной методики развития координационных
способностей был проведен констатирующий и формирующий педагогический
эксперимент.
5. Методы математической статистики.
2.3. Организация исследования
Научное исследование проводилось на базе ДЮСШ п.Жатая, в которых
были сформированы контрольная и экспериментальная группы.
Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в соответствии с
поставленными целью и задачами и состояло из 3 этапов:
1-ый этап (январь 2016-февраль 2016г.) - констатирующий, проводился анализ
спортивной научно-методической литературы, выбрана экспериментальная
база. Определялось общее направление научной работы, условия органицазии.
Формуриловался цель, основные задачи и рабочая гипотеза, подготовлен
материал экспериментальной работы.
2-ой этап (октябрь 2016-ноябрь 2016г.) - проводился формирующий
педагогический эксперимент, который подразумевал применение в
экспериментальной группе методики развития специфических
координационных способностей футболистов с целью проверки её
эффективности.
3-ий этап (март 2017-апрель 2017г.) – контрольный. На данном этапе путем
математического метода проведено сравнение показателей исходных и
конечных данных контрольной и экспериментальной группы. Обработаны
полученные результаты, сделаны определенные выводы.
В опытно-экспериментальной работе приняли участие дети среднего
школьного возраста, всего 20 детей. Мы их разделили на 2 группы:
контрольный и экспериментальный;
Воспитанники обеих групп на начало эксперимента уже прошли один-два
года обучения. Занятия по 4-5 раз в неделю, длительность каждой тренировки
по 1,5-2 часа.
Все средства и методы воспитания быстроты, выносливости, скорости и
координации движений были одинаковыми в обеих группах. А средства,
методы и дозировка развития координационных способностей отличались. Для
экспериментальной группы уделялось больше внимания, дополнительные
упражнения. Контрольная группа тренировалась по обычной схеме.
Координационные способности исследуемых групп оценивались по
результатам следующих упражнений:
- Бег на 20м. с высокого старта (сек.);
- Челночный бег 3х10. (сек.);
- Ведение с мячом на 30м;
- Обводка стоек с мячом.
Результаты тестирования исходных данных экспериментальной и
контрольной группы показаны в 3 главе.
Глава 3. Экспериментальное обоснование уровня координационных
способностей у детей среднего школьного возраста
3.1.
Методика тренировки развития координационных способностей.
Координация футболиста проявляется в способности быстро и красиво
выполнять двигательные действия в изменяющихся игровых условиях. По
настоящему ловкий игрок может выполнять целый каскад финтов или трюк,
забит гол из труднейшей ситуации. Именно координационные способности
футболиста является отличительной чертой высокого спортивного мастерства.
Главный принцип подбора упражнений для развития КС – как можно
разнообразия. На тренировках нужно больше использовать хорошо разученные
гимнастические и акробатические, игровые и технико-тактические упражнения.
Выполнять их рекомендуется в начале занятия.
В ходе эффективного развития КС необходимо придерживаться 3 основных
направлений:
1)
Связано с преимущественным систематическим пополнением
двигательного опыта юных футболистов новыми формами координационных
движений.
2)
Связано с преодолением координационных трудностей, возникающих в
процессе выполнения двигательных действий в сочетании со способностью
адекватно реагировать на внезапно изменяющиеся ситуации.
3)
Связано с выполнением специализированных игровых упражнений,
отнесенных к нагрузкам с высокой координационной сложностью (наличие
большого количества игроков, сопротивления, высокой интенсивности и т.п.)
В группу акробатических упражнений входят: кувырки вперед, назад, через
плечо, перекаты, прыжки вперед и вверх с поворотом на 90,180,270,360* на
месте и в движении, прыжки вверх с имитацией удара головой на месте и в
движении, перекаты вперед с мячом в руках, удары через себя в падении и т.д.
Упражнения выполняются отдельно, а затем в различных комбинациях.
В группу разнообразные «салки» с мячами и без, «день и ночь», «пробежка с
выручкой», игры в гандбол, баскетбол и т.д. На основе этих игр были
сформированы несколько вариантов с тем, чтобы усложнить задания.
В группу технико-тактических упражнений входят разные модификации
квадратов (5х2,7х74х2,3х1) с одним и с двумя мячами; игры в футбол трое,
четверо ворот; игры с двумя, тремя мячами; ведение мяча на ограниченном
пространстве; игра в футбол с ограниченным количественном касаний и т.д.
В рамках второго направления развития координационных способностей
важное место отводится внесению факторов неожиданности (внезапности) и
необычности при выполнении освоенных технических приемов и технико-
тактических действий. Используются следующие методические подходы и их
сочетания:
1)
Внесение строго регламентированных изменений в отдельные параметры
действия или смена способа его выполнения;
2)
Предъявление новых координационных требований посредством
выполнения привычных действий в непривычных действий в непривычных
сочетаниях, комбинаторное варьирование;
3)
Изменение внешних условий, вынуждающее варьировать привычные
формы координации движений.
Для развития равновесия предлагаются различные упражнения на узкой
опоре. Например, на гимнастическом бревне, стойки на голове, на руках,
ведение мяча по кругу, упражнения на неустойчивой опоре (мяч, валик),
повороты на диске «здоровья».
При развитии функции равновесия эти упражнения оказывают воздействие и
на вестибулярный анализатор, поэтому необходима точная дозировка нагрузки,
так как чрезмерное раздражение вестибулярного анализатора отрицательно
сказывается на психофункциональном состоянии спортсменов.
Для ритмических способностей используют следующие упражнения:
- бег с изменением частоты и ритма движений;
- прыжки со скакалкой, изменяя частоту вращения;
- бег через разноудаленные барьеры (4х10 м);
- бег с заданным временем пробегания отрезков 10,20 м. (20раз);
- чередование отрезков с различным временем их пробегания (15раз);
- удары по мячу с полулета после наброса партнера (20-25 раз).
С помощью этих упражнений достигается точность в ощущении временных
параметров двигательных действий, а также способность точно рассчитать
наступление различных событий и формировать адекватную ритмическую
структуру.