Автор: Герман Оксана Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 12"
Населённый пункт: Воркута
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе
Тема: «Колобок - невидимка»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12» г.Воркуты
Конспект образовательной деятельности по познавательно –
исследовательской деятельности в старшей группе
«Колобок - невидимка»
Подготовил воспитатель: Герман О.М
Цель: создание условий для опытно – исследовательской и экспериментальной
деятельности детей посредством реализации принципа со-конструкции.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания об агрегатных свойствах воды (лед);
расширить знания детей о свойствах муки, воздуха, соли;
продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия своих действий;
совершенствовать умение детей самостоятельно делать выводы, проводить опыты
самостоятельно или с минимальной помощью взрослого;
учить соблюдать правила безопасности во время опытно – экспериментальной
деятельности.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к опытно - исследовательской деятельности и
экспериментированию;
развивать эмоциональную отзывчивость;
развивать речь;
развивать воображение, память, логическое мышление;
развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к сверстникам, способность учитывать их мнение;
воспитывать нравственные качества личности ребенка – желание прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Физическое развитие
Использованные технологии:
Здоровьесберегающие.
ИКТ.
Предварительная работа:
Проведение опытов с водой, мукой, солью и бумагой, д/и «Найди новый цвет».
Материал: карта, записка ,сумка, банки 3шт, ребристые мостики 2, лёд, снег, схемы с
растопкой льда, мольберт, свечи 9 шт, половники 9 шт, 2 подноса, шарики, варежки
шерстяные 3 пары, сито, лупы 4 шт, палочки пробники, воронка, стакан с водой, , ложки,
кофемолка, ступка, крупы, соль, перец, кастрюля или миска для смешивания
ингредиентов, подарки детям.
Музыкальное сопровождение: плач, голос Колобка, изображение Колобка.
Ход:
Дети входят в зал /группу, встают полукругом лицом к гостям.
Воспитатель:Здравствуйте ребята. Меня зовут Оксана Михайловна. Я сегодня пришла к
вам в гости, чтоб узнать с вами что - ни будь новое и интересное. Как приятно видеть
всех вас таких красивых и в хорошем настроении. Давайте поприветствуем друг друга!
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Слышен плач.
Воспитатель: Ой,ребята, что это? (озирается) кто – то плачет..
Раздается голос.
Голос: Здравствуйте,ребята… Это я плачу..Невидимка…. Когда-то я был сказочным
героем, но меня заколдовала Баба Яга. Но от Василисы Премудрой я узнал что есть один
рецепт который поможет мне расколдаваться. Но я не понимаю как это сделать.( плачет)
Воспитатель: Ой-ой ребята кто-то попал в беду. Наверно ему сейчас очень плохо. что
нужно делать когда кто-то попал в беду? Конечно помогать. Мы поможем тебе,
Невидимка!
Голос: Спасибо, ребята! У меня есть подсказка от Василисы Премудрой! Но я ее так и не
разгадал. Но я уверен, у вас точно получится её разгадать.
Воспитатель: Ребята посмотрите что у нас лежит здесь на столе. ( походим к столу на
котором лежит карта и записка, раскрываю записку и точно такая же
карта
появляется на экране ) читаю название карты и саму записку
Записка:
Чтобы расколдовать Невидимку надо отыскать:
- живую водицу - соленый порошок - белый порошок
Но это еще не все: только лишь заклинание подскажет вам, как снять чары.
Воспитатель: Ну что ребята вы готовы в путешествие? Давайте посмотрим на столе что
нам еще пригодиться для такого важного путешествия.( берем со стола все и складываем
в сумку)
Воспитатель: Отлично, теперь у нас есть все не обходимое. Я знаю один волшебный
секрет, чтобы оказаться в этой стране, нужно обернуться вокруг себя один раз и пройти
по ребристому мостику (проделывают).
подходим к первому столу. На мольберте изображено озеро.
Воспитатель: Ребята, первое, что нам нужно, это живая водица, но как же нам её
очистить? ( на столе стоит кувшин с грязной водой) Кто из вас знает способы
очищения воды? (выслушиваю различные предположение детей)
Но посмотрите, тут есть еще что-то( снимаю озеро, там схема очистки воды) из чего же
мы с вами будем проводить этот эксперимент? (замечаю под столом корзину)
Так вот где все самое необходимое для нас. Ну что приступим.( дети выполняют по
схеме задание)
Воспитатель: Отлично, первый ингредиент мы добыли. Перельем ее в баночку и
возьмем с собой.
Теперь нам надо добыть второй ингредиент.
Слышится завывание ветра и на экране появляется ураган который быстро стихает.
Воспитатель: Подходим ко второму столу. Рассматриваем вторую картинку. Нам с вами
нужен белый соленый порошок, как вы думаете, что бы это могло быть?
( предположения детей) Посмотрите здесь что то лежит (дети замечают перемешанные
соль и перец на большом подносе)
Так вот, что случилось! Видимо ураган прошёл тут раньше и перемешал все.
Что то перемешано с перемешано с черной пылью…. Что же делать? (предположения
детей)
Давайте посмотрим нет ли здесь схемы?(открываю лист, там две схемы)
делимся на группы. просеваем через сито ,и с помощью наэлектризованного воздушного
шарика. По окончанию эксперимента дети изучают соль (рассматривают через лупы) А
как узнать, что она соленая? ( Берём стакан с водой и размешиваем в ней соль,
отмечаем что она растворилась и пробные палочки окунают в воду. Облизывают.
Приходят к выводу что вода соленая и это точно соль.Пересыпаем во вторую баночку.
Воспитатель: И второй ингредиент мы добыли. Давайте пойдем искать последний
ингредиент
Приходим к полю. На экране появляется колосистое поле.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какое красивое поле. Давайте поиграем здесь чуть-чуть.
Физминутка«Колоски»
Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)
Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают) Закачался колосок.
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклон)
Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем, Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)
Воспитатель:Какие вы молодцы ребята. Ну что, продолжим наше путешествие?
( Подходим к третьему мольберту, на нём изображена мука)
Воспитатель Ребята, но перед нами только поле…никакого порошка (озирается).
Как вы думаете, что это за такой интересный третий ингредиент, что бы это могло быть?
( отвечают) ( открываю картинку с мукой)
высказывают предположение о том, как можно получить порошок, находят способ
получения порошка – муки из крупы – с помощью кофемолки, ступки, исследуют
порошок. Приходят к выводу, что это мука. Какая она? Воздушная, легкая, сыпучая.
(Можно посмотреть через лупу – из чего состоит? из песчинок)
Воспитатель: И третий ингредиент мы добыли!
(пересыпаем в баночку – здесь тоже можно предложить детям найти свой способ - при
помощи воронки)
Идем к четвертому столу. подходим к мольберту, там нарисован домик.
Воспитатель: ну
вот мы с вами уже добыли все ингредиенты, что же нам делать
дальше? Давайте посмотрим есть ли схема тут. А вот и схема!
(нарисованы – 1 стакан воды + 1 стакан муки + 0,5 стакана соли)
Воспитатель: Давайте посмотрим, все ли ингредиенты у нас есть?
Здорово! Теперь осталось лишь смешать все это по схеме(воспитатель подводит детей
к выводу о том, что из этих же ингредиентов делают тесто)
делимся на две группы, одни смешивают воду с краской, другие соль с мукой.
Ой, мне кажется, я уже знаю какой сказочный герой попросил нашей помощи. А вы
догадались ребята? (подвожу детей вопросами к Колобку)
Молодцы! Давайте теперь замесим тесто и сделаем колобка.
Воспитатель: Ну вот ребята, посмотрите какой красивый у нас получился колобок. мы с
вами изготовили его не из простого теста, а из соленого. Вы знаете что делают с соленым
тестом? (дети размышляют) Теперь нам надо посадить его на окошко. Звучит волшебная
музыка и на экране появляется радостный Колобок.
Он говорит: Спасибо, ребята! Теперь я вспомнил! Я – Колобок!
Воспитатель: Пожалуйста, Колобок! Мы рады были тебе помочь! Ребята, а нам пора!
Давайте как в начале нашего путешествия покружимся вокруг себя и пройдем по
ребристой дорожке.(кружимся один раз вокруг себя и возвращаемся по ребристой
дорожке в исходную часть группы)
Воспитатель:
Ребята,
давайте
вспомним,
где
мы
сегодня
были?
(в
стране
Экспериментов)
Какое доброе дело сделали? (помогли расколдовать Колобка)
Колобок:
А расскажите мне,
как вы сумели добыть ингредиенты из рецепта?
(дети рассказывают какие эксперименты проводились, как и что получилось)
Колобок: Как хорошо что вы сегодня узнали много нового. И все опыты ваши я тоже
запомнил! В следующий раз сам себя расколдую! Хи-хи – хи!
Воспитатель:Ребята, а где мы в обычной жизни встречаем такие??? не могу подобрать
слово (когда расчесываем волосы они иногда прилипают к расческе, молоть можно
орехи, ягоды, и из них делать морс…..)
Воспитатель: А какие трудности вы повстречали на своем пути? Было ли сложно вам что
то выполнять.(ответы детей)
Ребята, вы молодцы!
Пока мы с вами общались, Колобок приготовил для вас небольшие подарки, чтоб вы не
забывали как помогли ему раскалдоваться ( дарю карту и схемы опытов). Ребята мне
было очень интересно с вами путешествовать!Спасибо вам за работу!