Автор: Напалкова Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №53
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: опыт работы
Тема: Опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством методики развивающего обучения «Логические блоки Дьенеша»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №53 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Из опыта работы
«
-
Развитие интеллектуально
творческих способностей
дошкольников посредством методики
развивающего обучения
«
»
Логические блоки Дьенеша
Воспитатель группы №13
Напалкова Людмила Анатольевна
Условия возникновения и становления опыта
Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное
состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку,
его образованию. Обучению дошкольников началу математики отводится важное
место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой
ребенком, повышением внимания на компьютеризации, желанием сделать процесс
обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим, как можно
раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Преследуется главная цель – вырастить детей людьми, умеющими думать,
хорошо ориентироваться во всем, что их окружает. Наша задача – в дошкольном
возрасте заложить фундамент развития индивидуальной личности и развить эту
индивидуальность
под
воздействием
многократной
воспитательной
работы
детского сада и семьи, так как формирование самостоятельности мышления,
подготовка к творческой практической деятельности – это требование времени,
социальная задача, которую призваны решать, прежде всего, детский сад, школа,
семья. Об этом говорится и в Концепции развития математического образования в
РФ, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р. Цель Концепции
–
вывести
российское
образование
на
лидирующее
положение
в
мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью
знания
и
деятельности,
получение математических знаний
–
осознанным
и
внутренне
мотивируемым
процессом.
Основным
направлением
реализации
Концепции
на
уровне дошкольного образования
является
создание
условий
(прежде
всего предметно-пространственной
и
информационной
среды,
образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для
освоения
воспитанниками форм
деятельности,
первичных математических
представлений
и
образов,
используемых
в
жизни.
В
условиях
развития
вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие
происходит
внедрение
в
практику
работы
дошкольных
образовательных
учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные
подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.
Актуальность опыта работы
В
течение
последних
лет
наше дошкольное учреждение
работает
над
созданием условий для выявления и максимального развития интеллектуальных
способностей
детей
дошкольного возраста
в
целостном
образовательном
пространстве как основы повышения качества дошкольного образования.
В связи с этим на смену традиционным методам приходят активные методы
обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития
ребенка.
В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования
необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов
к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Теоретическое обоснование
Новые приоритеты в образовании побудили меня к поиску новых
современных технологий, позволяющих достичь более высоких результатов
обучения и воспитания, внедрять современные педагогические технологии в
воспитательные и обучающие процессы. В связи с этим мною были изучены труды
отечественных и зарубежных педагогов. Теория развивающего обучения берет
свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К.Д. Ушинского.
Подлинно научно-психологическое обоснование этой теории впервые дано в
трудах Л.С. Выготского – выдающегося советского психолога – гуманиста. По его
убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на
завтрашний день детского развития… Обучение хорошо только тогда, когда оно
идет
впереди
развития».
Интересна
теория
развивающего
обучения
в
экспериментальных работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.А.
Менжинской и других. В процессе работы я выяснила, что современная
педагогическая и учебно-методическая литература предлагают разнообразные
методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе
трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых
позволяет обеспечить технологичность этого процесса. В дошкольной дидактике
применяются разнообразные
развивающие материалы. Однако возможность
формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности
математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного
обучения дана не во многих. На мой взгляд, наиболее эффективным является
авторская методика интеллектуально-творческого развития детей - логические
блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для
раннего логического развития, и прежде всего для подготовки мышления детей к
усвоению математики.
Практическое применение
За основу в своей работе я взяла пособие Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей
«Логика и математика для дошкольников», где представлены 4 группы постепенно
усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:
— для развития умений выявлять и абстрагировать свойства
— для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
— для развития действий классификации и обобщения;
— для способности к логическим действиям и операциям.
Определила эффективность использования логических блоков как игрового
материала в работе с детьми дошкольного возраста для:
1. Ознакомления детей со свойствами предметов: цветом, формой,
размером;
2.
Развития
мыслительных
умений:
сравнивать,
анализировать,
классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и др.
3. Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
4. Развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания,
воображения;
5. Развития творческих способностей.
Работа в данном направлении ведется мною третий год. Данный промежуток
времени помог определить, а также методически верно спланировать работу по
формированию познавательного развития, внести коррективы, изменения по
результатам диагностики уровня познавательного развития детей, определить
основные направления и задачи по теме, а также спланировать поэтапную их
организацию.
Что же представляет собой логические блоки Дьенеша? Набор логических
блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме,
цвету, размеру и толщине.
Таким образом, каждая фигура характеризуется
четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже
двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств
(красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и
различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и
называют.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от
оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя
свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала
осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство,
сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств.
Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать предметы сразу по двум признакам, несколько позже – по трем и по
четырем свойствам. При этом в одном и том же упражнении всегда можно
варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. С
логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает,
меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу дела рассуждает.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических
форм, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего
возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами. Для проверки того,
насколько хорошо дети освоили свойства геометрических фигур, вводится
специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет
развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать
и декодировать информацию. Эти способности и умения развиваются в процессе
выполнения разнообразных предметно – игровых действий. Так, подбирая
карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, размере и толщине блоков, дети
упражняются в замещении и кодировании свойств, в процессе поиска блоков со
свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать
информацию и них, выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех
свойствах блока, создают его своеобразную модель. Карточки – свойства помогают
детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а
карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно – логическому
мышлению. Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными
операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки,
так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Формы и методы работы
Для внедрения в практику работы с детьми блоков Дьенеша определила
условия:
1. Внесла в развивающую среду группы наборы с блоками и альбомы к ним в
соответствии с возрастом.
2. Создала перспективное планирование.
3. Создала игры к блокам.
4. Сделала схемы, карточки по работе с блоками.
5. Разработала консультации для родителей.
Я начала систематическую работу с использованием логических блоков
Дьенеша с первой младшей группы.
В этом возрасте в помощь к блокам
использовала альбомы.
Накладывая цветные блоки на цветные изображения в
альбоме,
дети
были
в
восторге
от
того,
что
плоскостные
изображения
превращаются в объёмные.
Прежде чем продолжить работу с детьми во второй младшей группе
устанавливала, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый
малыш. Примерно ориентируясь на уровень развития ребенка предлагала ему одну
– две игры. Если он не справляется, предлагала предыдущие по сложности игры.
Самостоятельное и успешное решение задачи является той ступенькой, от которой
начинается движение вперед. Проверив, таким образом, каждого ребенка, можно
получить достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. И это
дает возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка.
Логические блоки Дьенеша использую в различных видах деятельности: на
занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо
обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности; в аппликации,
рисовании, помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании, помогают
ориентироваться в пространстве и закономерностях, а также как предметы
заместители в сюжетно-ролевых и подвижных играх.
Разнообразила приемы работы: приход сказочных героев, сюрпризность,
разъяснение понятий и терминов, прием оживления или сопоставления с живым
существом. В организации совместной деятельности, применяю постановку
проблемной
ситуации,
мотивирую
детей
на
дальнейшую
работу,
ставлю
обучающие и развивающие задачи. Проводя совместную деятельность, выступаю
равноправным партнером в общении с детьми. На занятиях по ФЭМП обязательно
стараюсь включить игры с блоками.
Работа с родителями
В процессе работы с блоками постоянно поддерживаю связь с родителями.
Для этого провела родительское собрание, где показала презентацию по работе с
блоками Дьенеша, оформила папку-передвижку с материалом по работе с
логическими блоками, провела индивидуальное консультирование родителей по
теме: «Блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста» и общую
консультацию на тему «Давайте вместе поиграем», где предложила разные
варианты игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша. Также родители
смогли принять участие в открытом занятии по познавательному развитию с
использованием блоков Дьенеша «Поможем Даше-путешественнице» в рамках
«Дня открытых дверей в ДОУ».
Итоги работы и их практическая значимость
Реализуя
аналитическое
направление
в
занятиях
с
использованием
логических блоков Дьенеша, были решены поставленные мною задачи,
дети
научились:
- различать форму, цвет, величину;
- выделять признаки предмета, сравнивать их;
- овладели операцией классификации;
- выявлять и абстрагировать свойства;
- строить высказывания делать умозаключения, что способствует успешному
развитию логического мышления детей, подготовке их к обучению в школе.
Я планирую в дальнейшем, использовать логические блоки Дьенеша, и
конечно, заинтересовывать и привлекать родителей к этой инновационной форме
работы с детьми. Необходимо убедить родителей в значимости логических блоков
Дьенеша, показать какой интерес могут вызвать такие занятия у детей, какую роль
они играют в интеллектуально-творческом развитии детей.
Также
разработанные
мною
методические
рекомендации
могут
быть
использованы в практической деятельности педагогами ДОУ.
Список используемой литературы
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя
дет.сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.
2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования.
Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка- М.: Изд. Акад.
пед. Наук РСФСР, 1956.- 520с.
3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер, О. М.
Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М.
Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.: ил.
4. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/ Авт.-сост.
Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая/ (библиотека программы «Детство»). – СПб.:
Акцидент, 1997. – 79с.