Напоминание

Опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством методики развивающего обучения «Логические блоки Дьенеша»


Автор: Напалкова Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №53
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: опыт работы
Тема: Опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством методики развивающего обучения «Логические блоки Дьенеша»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №53 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Из опыта работы

«

-

Развитие интеллектуально

творческих способностей

дошкольников посредством методики

развивающего обучения

«

»

Логические блоки Дьенеша

Воспитатель группы №13

Напалкова Людмила Анатольевна

Условия возникновения и становления опыта

Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное

состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку,

его образованию. Обучению дошкольников началу математики отводится важное

место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой

ребенком, повышением внимания на компьютеризации, желанием сделать процесс

обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим, как можно

раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель – вырастить детей людьми, умеющими думать,

хорошо ориентироваться во всем, что их окружает. Наша задача – в дошкольном

возрасте заложить фундамент развития индивидуальной личности и развить эту

индивидуальность

под

воздействием

многократной

воспитательной

работы

детского сада и семьи, так как формирование самостоятельности мышления,

подготовка к творческой практической деятельности – это требование времени,

социальная задача, которую призваны решать, прежде всего, детский сад, школа,

семья. Об этом говорится и в Концепции развития математического образования в

РФ, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р. Цель Концепции

вывести

российское

образование

на

лидирующее

положение

в

мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью

знания

и

деятельности,

получение математических знаний

осознанным

и

внутренне

мотивируемым

процессом.

Основным

направлением

реализации

Концепции

на

уровне дошкольного образования

является

создание

условий

(прежде

всего предметно-пространственной

и

информационной

среды,

образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для

освоения

воспитанниками форм

деятельности,

первичных математических

представлений

и

образов,

используемых

в

жизни.

В

условиях

развития

вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие

происходит

внедрение

в

практику

работы

дошкольных

образовательных

учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные

подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.

Актуальность опыта работы

В

течение

последних

лет

наше дошкольное учреждение

работает

над

созданием условий для выявления и максимального развития интеллектуальных

способностей

детей

дошкольного возраста

в

целостном

образовательном

пространстве как основы повышения качества дошкольного образования.

В связи с этим на смену традиционным методам приходят активные методы

обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития

ребенка.

В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования

необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов

к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Теоретическое обоснование

Новые приоритеты в образовании побудили меня к поиску новых

современных технологий, позволяющих достичь более высоких результатов

обучения и воспитания, внедрять современные педагогические технологии в

воспитательные и обучающие процессы. В связи с этим мною были изучены труды

отечественных и зарубежных педагогов. Теория развивающего обучения берет

свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К.Д. Ушинского.

Подлинно научно-психологическое обоснование этой теории впервые дано в

трудах Л.С. Выготского – выдающегося советского психолога – гуманиста. По его

убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на

завтрашний день детского развития… Обучение хорошо только тогда, когда оно

идет

впереди

развития».

Интересна

теория

развивающего

обучения

в

экспериментальных работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.А.

Менжинской и других. В процессе работы я выяснила, что современная

педагогическая и учебно-методическая литература предлагают разнообразные

методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе

трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых

позволяет обеспечить технологичность этого процесса. В дошкольной дидактике

применяются разнообразные

развивающие материалы. Однако возможность

формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности

математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного

обучения дана не во многих. На мой взгляд, наиболее эффективным является

авторская методика интеллектуально-творческого развития детей - логические

блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для

раннего логического развития, и прежде всего для подготовки мышления детей к

усвоению математики.

Практическое применение

За основу в своей работе я взяла пособие Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей

«Логика и математика для дошкольников», где представлены 4 группы постепенно

усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:

— для развития умений выявлять и абстрагировать свойства

— для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

— для развития действий классификации и обобщения;

— для способности к логическим действиям и операциям.

Определила эффективность использования логических блоков как игрового

материала в работе с детьми дошкольного возраста для:

1. Ознакомления детей со свойствами предметов: цветом, формой,

размером;

2.

Развития

мыслительных

умений:

сравнивать,

анализировать,

классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и др.

3. Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

4. Развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания,

воображения;

5. Развития творческих способностей.

Работа в данном направлении ведется мною третий год. Данный промежуток

времени помог определить, а также методически верно спланировать работу по

формированию познавательного развития, внести коррективы, изменения по

результатам диагностики уровня познавательного развития детей, определить

основные направления и задачи по теме, а также спланировать поэтапную их

организацию.

Что же представляет собой логические блоки Дьенеша? Набор логических

блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме,

цвету, размеру и толщине.

Таким образом, каждая фигура характеризуется

четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже

двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств

(красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и

различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и

называют.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от

оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя

свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала

осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство,

сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств.

Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и

обобщать предметы сразу по двум признакам, несколько позже – по трем и по

четырем свойствам. При этом в одном и том же упражнении всегда можно

варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. С

логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает,

меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу дела рассуждает.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических

форм, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего

возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами. Для проверки того,

насколько хорошо дети освоили свойства геометрических фигур, вводится

специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет

развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать

и декодировать информацию. Эти способности и умения развиваются в процессе

выполнения разнообразных предметно – игровых действий. Так, подбирая

карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, размере и толщине блоков, дети

упражняются в замещении и кодировании свойств, в процессе поиска блоков со

свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать

информацию и них, выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех

свойствах блока, создают его своеобразную модель. Карточки – свойства помогают

детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а

карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно – логическому

мышлению. Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными

операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки,

так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Формы и методы работы

Для внедрения в практику работы с детьми блоков Дьенеша определила

условия:

1. Внесла в развивающую среду группы наборы с блоками и альбомы к ним в

соответствии с возрастом.

2. Создала перспективное планирование.

3. Создала игры к блокам.

4. Сделала схемы, карточки по работе с блоками.

5. Разработала консультации для родителей.

Я начала систематическую работу с использованием логических блоков

Дьенеша с первой младшей группы.

В этом возрасте в помощь к блокам

использовала альбомы.

Накладывая цветные блоки на цветные изображения в

альбоме,

дети

были

в

восторге

от

того,

что

плоскостные

изображения

превращаются в объёмные.

Прежде чем продолжить работу с детьми во второй младшей группе

устанавливала, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый

малыш. Примерно ориентируясь на уровень развития ребенка предлагала ему одну

– две игры. Если он не справляется, предлагала предыдущие по сложности игры.

Самостоятельное и успешное решение задачи является той ступенькой, от которой

начинается движение вперед. Проверив, таким образом, каждого ребенка, можно

получить достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. И это

дает возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка.

Логические блоки Дьенеша использую в различных видах деятельности: на

занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо

обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности; в аппликации,

рисовании, помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании, помогают

ориентироваться в пространстве и закономерностях, а также как предметы

заместители в сюжетно-ролевых и подвижных играх.

Разнообразила приемы работы: приход сказочных героев, сюрпризность,

разъяснение понятий и терминов, прием оживления или сопоставления с живым

существом. В организации совместной деятельности, применяю постановку

проблемной

ситуации,

мотивирую

детей

на

дальнейшую

работу,

ставлю

обучающие и развивающие задачи. Проводя совместную деятельность, выступаю

равноправным партнером в общении с детьми. На занятиях по ФЭМП обязательно

стараюсь включить игры с блоками.

Работа с родителями

В процессе работы с блоками постоянно поддерживаю связь с родителями.

Для этого провела родительское собрание, где показала презентацию по работе с

блоками Дьенеша, оформила папку-передвижку с материалом по работе с

логическими блоками, провела индивидуальное консультирование родителей по

теме: «Блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста» и общую

консультацию на тему «Давайте вместе поиграем», где предложила разные

варианты игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша. Также родители

смогли принять участие в открытом занятии по познавательному развитию с

использованием блоков Дьенеша «Поможем Даше-путешественнице» в рамках

«Дня открытых дверей в ДОУ».

Итоги работы и их практическая значимость

Реализуя

аналитическое

направление

в

занятиях

с

использованием

логических блоков Дьенеша, были решены поставленные мною задачи,

дети

научились:

- различать форму, цвет, величину;

- выделять признаки предмета, сравнивать их;

- овладели операцией классификации;

- выявлять и абстрагировать свойства;

- строить высказывания делать умозаключения, что способствует успешному

развитию логического мышления детей, подготовке их к обучению в школе.

Я планирую в дальнейшем, использовать логические блоки Дьенеша, и

конечно, заинтересовывать и привлекать родителей к этой инновационной форме

работы с детьми. Необходимо убедить родителей в значимости логических блоков

Дьенеша, показать какой интерес могут вызвать такие занятия у детей, какую роль

они играют в интеллектуально-творческом развитии детей.

Также

разработанные

мною

методические

рекомендации

могут

быть

использованы в практической деятельности педагогами ДОУ.

Список используемой литературы

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя

дет.сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.

2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования.

Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка- М.: Изд. Акад.

пед. Наук РСФСР, 1956.- 520с.

3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей

дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер, О. М.

Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М.

Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.: ил.

4. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/ Авт.-сост.

Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая/ (библиотека программы «Детство»). – СПб.:

Акцидент, 1997. – 79с.



В раздел образования