Автор: Черанева Марина Ивановна
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП п.Афанасьево
Населённый пункт: п. Афанасьево Кировская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Формирование функциональной грамотности на уроках ИЗО"
Раздел: среднее образование
Формирование функциональной
грамотности на уроках изобразительного
искусства
КОГОБУ СШ с УИОП пг Афанасьево
Черанева М.И..
Функциональная грамотность
– способность человека использовать
приобретаемые знания ,умения ,навыки для
решения широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений.
В ближайшем будущем функциональная грамотность
станет показателем развитости цивилизации,
государства, нации, отдельной личности.
Поэтому для школы возникает очень важная цель:
подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни,
а обучить мобильную личность, способную при
необходимости быстро менять профессию, осваивать
новые социальные роли и функции, быть
конкурентно способной личностью.
Читательская грамотность
Читательская грамотность- способность учащихся к осмыслению текстов
различного содержания ,способность к использованию прочитанного в
различных жизненных ситуациях.
На всех этапах урока ИЗО можно подобрать задания, которые формируют у
учащихся целый ряд важнейших операций, лежащих в основе читательской
грамотности
.
Работа с текстом на осмысление
Прочитайте текст «История создания картины
«Опять двойка»
На картине «Опять двойка» художник сначала решил изобразить
отличника.
Чтобы найти образы для картины, Фёдор Решетников направился в
школу. Учителя посадили его за последней партой, где тот наблюдал
за происходящим и делал зарисовки. Ученики, при виде чужого
человека в классе, стали смущаться , тк думали, что это какой-то
важный человек, прибывший в школу с проверкой. Учитель вызвал к
доске отличника и задал несложную задачу, которую тот должен
был решить достаточно легко. Однако отличник так засмущался, что
не смог вымолвить ни слова, стоял, опустив голову, крутил мел в
руках и не понимал подсказок одноклассников. Такое поведение
мальчика вдохновило художника на куда более интересный сюжет
— показать не отличника, а двоечника, который может вызвать у
зрителя более яркие эмоции.
Решетников решил написать сцену с двоечником в классе. Что-то не
нравилось ему в своих зарисовках. Сцена в классе казалась ему
скучной. Тогда к нему пришла мысль перенести весь сюжет в семью,
ведь самые сильные переживания двоечник наверняка будет
испытывать не перед учителями и одноклассниками, а перед своей
мамой.
Опираясь на текст ответьте на
вопрос: Почему отличник, стоя у
доски не смог решить несложную
задачу?
Не выполнил домашнее задание
Засмущался, что не смог
вымолвить ни слова
Он вовсе не был отличником
Задание: «Созвучный пейзаж»
Умение соотносить настроение в живописи и поэзии. Прочтите стихотворение. Выберите наиболее близкую ему по художественному образу репродукцию из трёх
предложенных. Поясните, что объединяет эти картины?
Картина о море висит на стене ,
В ней воды бушуют в закатном огне,
На берег далекий стремится волна
И тайною манит к себе глубина.
Там ,где в пучине ,на сумрачном дне,
,В чарующе-нежном морской тишине,
В коралловых гротах русалки живут
И странные рыбины важно плывут.
Задание: «Нарисуй стихотворение» (2
класс)
Плыли по небу тучки.
Тучек-четыре штучки:
От первой до третьей-люди;
Четвертая была верблюдик.
К ним любопытством объятая ,
По дороге пристала пятая,
От нее в небосинем лоне
Разбежались за слоником
слоник.
И. не знаю ,спугнула шестая ли,
Тучки взяли все-и растаяли .
И следом за ними ,гонясь и
сжирав,
Солнце погналось-желтый
жираф
.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ.
Это способность человека мыслить математически,
формулировать, применять и интерпретировать математику для
решения задач в разнообразных практических контекстах.
Задания на отработку математических
навыков
Художник Казимир Малевич,
автор знаменитого «Черного
квадрата», родился в 1878 году.
Свою известную картину «Черный
квадрат» он написал в 1915 году.
Ответьте на вопрос: сколько лет
было художнику, когда он написал
эту картину?
1.Знаменитый художник
Леонардо да Винчи
родился в 1452 году.
Назовите век, в котором
родился художник?
Отгадайте слова-слагаемые и получите слово-сумму из области изобразительного искусства.
Воронье слово + Густые водоросли = Произведение живописи К _ _ _ _ _ _
Кар + Тина = Картина.
Нота + Краска для письма и рисования = Подрисовка для исправления
рисунка или
фотографии Р _ _ _ _ _
Марка нашего самолёта + Команда собаке = Вид спереди А _ _ _ _
Несчастливая судьба + Глаз = Причудливый стиль в искусстве Р _ _ _ _ _
Крик вороны + Основание предмета = Горизонтальный выступ на стене К_
ЗАДАНИЕ.
В выполненном макете комнаты, сделать математические
расчеты площади стен, общей площади помещения.
«Определение пропорций»
Определение пропорций при рисовании
человека
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
-это способность человека занимать активную гражданскую
позицию по общественно значимым вопросам ,связанным с
естественными наукам, и его готовность интересоваться
естественнонаучными идеями
Задание на знакомство с природными материалами.
Выберите тот материал, который нужен для изготовления этих изделий
Глобальное мышление
•
Это способность перерабатывать огромный объем
информации по широкомасштабным проблемам
мира ,страны или народа .
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
КРЕАТИВНОСТЬ – способность порождать необычные идеи, отклоняться от
традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации
Существует разница между креативом и творчеством. Последнее является
процессом создания какого-либо предмета искусства , а креативное мышление
направлено гораздо шире и действует даже в повседневной жизни при
воплощении элементарных бытовых задач.
Дети неординарны, у них интересное видение мира. Но в процессе
взросления на неординарность влияет общественное мнение, появляется
шаблонное мышление. Творчество отодвигается на второй план и человек
начинает только воспроизводить и копировать уже имеющиеся шаблоны.
Креативное и творческое мышление является полной противоположностью
шаблонного мышления.
Развитие креативности на любом уроке может
происходить только в процессе деятельности, и такой
деятельностью является процесс творчества.
Креативные задания на уроках по изобразительному
искусству способствует развитию креативного и
творческого мышления. Вместо шаблонов порождаются
необычные идеи, дети становятся более раскованными,
умеют отстоять свое мнение, появляются новые
оригинальные способы решения, в первую очередь
потому, что дети перестают панически бояться ошибок.
Задание: «Ожившие картины »
Озвучить картины , подобрав по 5предложений каждому персонажу .
Проект «День рождения
У тебя скоро день рождения. Ты пригласишь друзей.
Как лучше организовать этот праздник?
1 Написать приглашения на праздник.
2 Составить меню сладкого стола.
3.Придумать оформление комнаты и сервировку стола .
4 Написать сценарий праздника.
5. Подсчитать затраты праздника.
Задания на создание различных образов.
«Создать образ своего имени»
«Создать дом для сказочного героя»
ЗАДАНИЕ
.
Создать страничку в технике коллаж для журнала
«ОБО всём» (7 класс)
Тест на креативное творческое мышление.
ЗАДАНИЕ .Записать 8-10 существительных . Используя эти слова, придумать эскиз- проект дома
•
Лодка
•
Мороженое
•
Носок
•
Окно
•
Виноград
•
Зонт
•
Шар
•
Лампочка
•
Ведро
•
сапог
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.