Напоминание

"Формирование функциональной грамотности на уроках ИЗО"


Автор: Черанева Марина Ивановна
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП п.Афанасьево
Населённый пункт: п. Афанасьево Кировская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Формирование функциональной грамотности на уроках ИЗО"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование функциональной

грамотности на уроках изобразительного

искусства

КОГОБУ СШ с УИОП пг Афанасьево

Черанева М.И..

Функциональная грамотность

– способность человека использовать

приобретаемые знания ,умения ,навыки для

решения широкого диапазона жизненных задач в

различных сферах человеческой деятельности,

общения и социальных отношений.

В ближайшем будущем функциональная грамотность

станет показателем развитости цивилизации,

государства, нации, отдельной личности.

Поэтому для школы возникает очень важная цель:

подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни,

а обучить мобильную личность, способную при

необходимости быстро менять профессию, осваивать

новые социальные роли и функции, быть

конкурентно способной личностью.

Читательская грамотность

Читательская грамотность- способность учащихся к осмыслению текстов

различного содержания ,способность к использованию прочитанного в

различных жизненных ситуациях.

На всех этапах урока ИЗО можно подобрать задания, которые формируют у

учащихся целый ряд важнейших операций, лежащих в основе читательской

грамотности

.

Работа с текстом на осмысление

Прочитайте текст «История создания картины

«Опять двойка»

На картине «Опять двойка» художник сначала решил изобразить

отличника.

Чтобы найти образы для картины, Фёдор Решетников направился в

школу. Учителя посадили его за последней партой, где тот наблюдал

за происходящим и делал зарисовки. Ученики, при виде чужого

человека в классе, стали смущаться , тк думали, что это какой-то

важный человек, прибывший в школу с проверкой. Учитель вызвал к

доске отличника и задал несложную задачу, которую тот должен

был решить достаточно легко. Однако отличник так засмущался, что

не смог вымолвить ни слова, стоял, опустив голову, крутил мел в

руках и не понимал подсказок одноклассников. Такое поведение

мальчика вдохновило художника на куда более интересный сюжет

— показать не отличника, а двоечника, который может вызвать у

зрителя более яркие эмоции.

Решетников решил написать сцену с двоечником в классе. Что-то не

нравилось ему в своих зарисовках. Сцена в классе казалась ему

скучной. Тогда к нему пришла мысль перенести весь сюжет в семью,

ведь самые сильные переживания двоечник наверняка будет

испытывать не перед учителями и одноклассниками, а перед своей

мамой.

Опираясь на текст ответьте на

вопрос: Почему отличник, стоя у

доски не смог решить несложную

задачу?

Не выполнил домашнее задание

Засмущался, что не смог

вымолвить ни слова

Он вовсе не был отличником

Задание: «Созвучный пейзаж»

Умение соотносить настроение в живописи и поэзии. Прочтите стихотворение. Выберите наиболее близкую ему по художественному образу репродукцию из трёх

предложенных. Поясните, что объединяет эти картины?

Картина о море висит на стене ,

В ней воды бушуют в закатном огне,

На берег далекий стремится волна

И тайною манит к себе глубина.

Там ,где в пучине ,на сумрачном дне,

,В чарующе-нежном морской тишине,

В коралловых гротах русалки живут

И странные рыбины важно плывут.

Задание: «Нарисуй стихотворение» (2

класс)

Плыли по небу тучки.

Тучек-четыре штучки:

От первой до третьей-люди;

Четвертая была верблюдик.

К ним любопытством объятая ,

По дороге пристала пятая,

От нее в небосинем лоне

Разбежались за слоником

слоник.

И. не знаю ,спугнула шестая ли,

Тучки взяли все-и растаяли .

И следом за ними ,гонясь и

сжирав,

Солнце погналось-желтый

жираф

.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ.

Это способность человека мыслить математически,

формулировать, применять и интерпретировать математику для

решения задач в разнообразных практических контекстах.

Задания на отработку математических

навыков

Художник Казимир Малевич,

автор знаменитого «Черного

квадрата», родился в 1878 году.

Свою известную картину «Черный

квадрат» он написал в 1915 году.

Ответьте на вопрос: сколько лет

было художнику, когда он написал

эту картину?

1.Знаменитый художник

Леонардо да Винчи

родился в 1452 году.

Назовите век, в котором

родился художник?

Отгадайте слова-слагаемые и получите слово-сумму из области изобразительного искусства.

Воронье слово + Густые водоросли = Произведение живописи К _ _ _ _ _ _

Кар + Тина = Картина.

Нота + Краска для письма и рисования = Подрисовка для исправления

рисунка или

фотографии Р _ _ _ _ _

Марка нашего самолёта + Команда собаке = Вид спереди А _ _ _ _

Несчастливая судьба + Глаз = Причудливый стиль в искусстве Р _ _ _ _ _

Крик вороны + Основание предмета = Горизонтальный выступ на стене К_

ЗАДАНИЕ.

В выполненном макете комнаты, сделать математические

расчеты площади стен, общей площади помещения.

«Определение пропорций»

Определение пропорций при рисовании

человека

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

-это способность человека занимать активную гражданскую

позицию по общественно значимым вопросам ,связанным с

естественными наукам, и его готовность интересоваться

естественнонаучными идеями

Задание на знакомство с природными материалами.

Выберите тот материал, который нужен для изготовления этих изделий

Глобальное мышление

Это способность перерабатывать огромный объем

информации по широкомасштабным проблемам

мира ,страны или народа .

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

КРЕАТИВНОСТЬ – способность порождать необычные идеи, отклоняться от

традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации

Существует разница между креативом и творчеством. Последнее является

процессом создания какого-либо предмета искусства , а креативное мышление

направлено гораздо шире и действует даже в повседневной жизни при

воплощении элементарных бытовых задач.

Дети неординарны, у них интересное видение мира. Но в процессе

взросления на неординарность влияет общественное мнение, появляется

шаблонное мышление. Творчество отодвигается на второй план и человек

начинает только воспроизводить и копировать уже имеющиеся шаблоны.

Креативное и творческое мышление является полной противоположностью

шаблонного мышления.

Развитие креативности на любом уроке может

происходить только в процессе деятельности, и такой

деятельностью является процесс творчества.

Креативные задания на уроках по изобразительному

искусству способствует развитию креативного и

творческого мышления. Вместо шаблонов порождаются

необычные идеи, дети становятся более раскованными,

умеют отстоять свое мнение, появляются новые

оригинальные способы решения, в первую очередь

потому, что дети перестают панически бояться ошибок.

Задание: «Ожившие картины »

Озвучить картины , подобрав по 5предложений каждому персонажу .

Проект «День рождения

У тебя скоро день рождения. Ты пригласишь друзей.

Как лучше организовать этот праздник?

1 Написать приглашения на праздник.

2 Составить меню сладкого стола.

3.Придумать оформление комнаты и сервировку стола .

4 Написать сценарий праздника.

5. Подсчитать затраты праздника.

Задания на создание различных образов.

«Создать образ своего имени»

«Создать дом для сказочного героя»

ЗАДАНИЕ

.

Создать страничку в технике коллаж для журнала

«ОБО всём» (7 класс)

Тест на креативное творческое мышление.

ЗАДАНИЕ .Записать 8-10 существительных . Используя эти слова, придумать эскиз- проект дома

Лодка

Мороженое

Носок

Окно

Виноград

Зонт

Шар

Лампочка

Ведро

сапог

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.



В раздел образования