Напоминание

«ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»


Автор: Козлитина Марина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево Яковлевского городского округа»
Населённый пункт: Белгородская область Яковлевский городской округ с.Гостищево
Наименование материала: статья
Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Козлитина М.П.

воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево Яковлевского городского

округа. »

«ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ

ГРАМОТНОСТИ»

На современном этапе развития экономических отношений в России

вопрос об экономическом воспитании старших дошкольников остаётся

весьма

актуален.

При

этом экономическое

воспитание

старших

дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно

ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению.

Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать

хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного

разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на

которых

строятся

производственные

и

товарно-денежные

отношения,

народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на

ступени

дошкольного

детства

на

первом

месте,

конечно,

стоит

индивидуально-семейная

экономическая

грамотность

и

формирование

элементарных экономических навыков.

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и

не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.

Включение

в

образовательную

деятельность основ экономического

воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в

детском

саду,

ведь

представления

о

деньгах

и

их

применении

начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Для того чтобы рассуждать на эту тему необходимо сначала узнать, что же

это такое «Финансовая грамотность»?

Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки

для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

В дошкольной педагогике

не

так

давно

появилось

инновационное

направление — экономическое воспитание.

Чтобы дошкольникам было понятно и интересно педагоги подбирают

разнообразные приемы, формы работы с детьми, наиболее приемлемые для

данного направления, правильное представление о деньгах, семейном

бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.

Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка, и только играя,

мы это можем сделать.

Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, ка

дети

с

удовольствием

в

них

играют:

«магазин»,

«кафе»,

дети

воспроизводили действия взрослых, — примеряют на себя функцию

продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в

парикмахерскую, такси (продажа услуг). При этом педагог берет на себя

ведущую роль, проговаривает все манипуляции, обогащая словарный запас

детей экономическими терминами.

В

ходе

игр

можно

создавать

для

детей

проблемную

ситуацию, требующую

выбора:

например,

потратить

в

магазине

все

имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более

крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на

новую одежду?

В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры

экономического

содержания,

которые

помогут

закрепить

финансовые

понятия,

например,

«Менеджер»

или

«Монополия».

В занятия также стоит активно включать дидактические игры.

«Дороже – дешевле», в ходе игры дети раскладывают по две карточки и с

помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

«Потребности», в ходе игры дети выбирают из предложенных карточек

товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно

обойтись.

«Какие бывают доходы?», в ходе игры дети рассматривают карточки,

называют

деятельность

взрослых,

полученный

результат,

выделяют

основные и дополнительные доходы.

Значительное место отводила сказке. Сказка – литературный жанр с

огромными дидактическими возможностями. Народные и авторские сказки

представляют

как

бы мини-программу ознакомления

детей

с

экономическими понятиями.

Понятие «деньги» раскрывается в сказке К.И. Чуковского « Муха-

Цокотуха»;

В сказке А. Толстого «Приключения Буратино» - формируется представление

о способах увеличения дохода;

Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой

деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие важные

качества, как бережливость, ответственность, хозяйственность. Ребята очень

любят помогать взрослым и всегда доводят поручения до конца.

Одним из условий в обучении финансовой грамотности является

предметно - пространственная развивающая среда.

Работа по финансовой грамотности дошкольников невозможна без

участия родителей, заинтересованности, понимания важности проблемы.

Объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду,

двух аспектов поведения детей – теоретического и практического, может

дать хороший результат в области их финансового воспитания и развития.

Ребенок и финансы – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном

возрасте нужно и можно объяснить ребенку все

так, чтобы он был

финансово грамотным.

Но в погоне за экономическим воспитанием нельзя забывать, что деньги - это

лишь часть жизни, а не основная ее составляющая.

Самыми главными отношениями должны оставаться человеческие!



В раздел образования