Автор: Козлитина Марина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево Яковлевского городского округа»
Населённый пункт: Белгородская область Яковлевский городской округ с.Гостищево
Наименование материала: статья
Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Раздел: дошкольное образование
Козлитина М.П.
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево Яковлевского городского
округа. »
«ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ»
На современном этапе развития экономических отношений в России
вопрос об экономическом воспитании старших дошкольников остаётся
весьма
актуален.
При
этом экономическое
воспитание
старших
дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно
ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению.
Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать
хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного
разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на
которых
строятся
производственные
и
товарно-денежные
отношения,
народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на
ступени
дошкольного
детства
на
первом
месте,
конечно,
стоит
индивидуально-семейная
экономическая
грамотность
и
формирование
элементарных экономических навыков.
Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и
не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.
Включение
в
образовательную
деятельность основ экономического
воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в
детском
саду,
ведь
представления
о
деньгах
и
их
применении
начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Для того чтобы рассуждать на эту тему необходимо сначала узнать, что же
это такое «Финансовая грамотность»?
Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки
для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
В дошкольной педагогике
не
так
давно
появилось
инновационное
направление — экономическое воспитание.
Чтобы дошкольникам было понятно и интересно педагоги подбирают
разнообразные приемы, формы работы с детьми, наиболее приемлемые для
данного направления, правильное представление о деньгах, семейном
бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.
Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка, и только играя,
мы это можем сделать.
Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, ка
дети
с
удовольствием
в
них
играют:
«магазин»,
«кафе»,
дети
воспроизводили действия взрослых, — примеряют на себя функцию
продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в
парикмахерскую, такси (продажа услуг). При этом педагог берет на себя
ведущую роль, проговаривает все манипуляции, обогащая словарный запас
детей экономическими терминами.
В
ходе
игр
можно
создавать
для
детей
проблемную
ситуацию, требующую
выбора:
например,
потратить
в
магазине
все
имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более
крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на
новую одежду?
В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры
экономического
содержания,
которые
помогут
закрепить
финансовые
понятия,
например,
«Менеджер»
или
«Монополия».
В занятия также стоит активно включать дидактические игры.
«Дороже – дешевле», в ходе игры дети раскладывают по две карточки и с
помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».
«Потребности», в ходе игры дети выбирают из предложенных карточек
товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно
обойтись.
«Какие бывают доходы?», в ходе игры дети рассматривают карточки,
называют
деятельность
взрослых,
полученный
результат,
выделяют
основные и дополнительные доходы.
Значительное место отводила сказке. Сказка – литературный жанр с
огромными дидактическими возможностями. Народные и авторские сказки
представляют
как
бы мини-программу ознакомления
детей
с
экономическими понятиями.
Понятие «деньги» раскрывается в сказке К.И. Чуковского « Муха-
Цокотуха»;
В сказке А. Толстого «Приключения Буратино» - формируется представление
о способах увеличения дохода;
Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой
деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие важные
качества, как бережливость, ответственность, хозяйственность. Ребята очень
любят помогать взрослым и всегда доводят поручения до конца.
Одним из условий в обучении финансовой грамотности является
предметно - пространственная развивающая среда.
Работа по финансовой грамотности дошкольников невозможна без
участия родителей, заинтересованности, понимания важности проблемы.
Объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду,
двух аспектов поведения детей – теоретического и практического, может
дать хороший результат в области их финансового воспитания и развития.
Ребенок и финансы – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном
возрасте нужно и можно объяснить ребенку все
так, чтобы он был
финансово грамотным.
Но в погоне за экономическим воспитанием нельзя забывать, что деньги - это
лишь часть жизни, а не основная ее составляющая.
Самыми главными отношениями должны оставаться человеческие!