Напоминание

Лэпбук-как одно из средств формирования дошкольников


Автор: Попова Юлия Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС 403
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: опыт работы
Тема: Лэпбук-как одно из средств формирования дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обобщение опыта работы по теме:

«Лэпбук - как средство обучения, воспитания и

развития детей в условиях реализации ФГОС ДО»

Составитель:

Попова Ю.А.

Челябинск

2023

1.Пояснительная записка.

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда

закладываются

основы

личностного

развития:

физического,

интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда

ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится

общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно

новое поколение: активное, любознательное.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько

последовательно

и

доказательно

мыслить,

проявлять

умственное

напряжение.

Содержание

и

методы обучения

дошкольников направлены

на

развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения

сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по

определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий

мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим

методам обучения.

В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых

нестандартных

форм

взаимодействия

с

воспитанниками.

На

смену

традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое

направлено

на

развитие

творческих

способностей,

формирование

у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Одной из таких возможностей современного образования, которую

мы стали изучать и применять в своей работе, является новая для нас форма

работы с детьми – «лэпбук».

Цель :

Оптимизация образовательного процесса познавательного развития

дошкольника через использование современной образовательной технологии

«лэпбук».

Задачи :

1. Отбор оптимальных методов педагогического воздействия на

познавательное развитие дошкольников.

2. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и

взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

3.

Развивать

познавательную

активность,

самостоятельность,

инициативность.

4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать

и организовывать информацию.

5. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого

материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

2.Актуальность.

Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам

дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться,

заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной

компетентности.Так,

им

важно

научиться

адекватно

реагировать

на

происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде

единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно

–образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать

партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных

задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и

адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного

образования.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру,

где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где

сохраняется

сама

природа

дошкольника.

Ведущими

видами

детской

деятельности

становятся:

игровая,

коммуникативная,

двигательная,

познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить,

что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего

времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

- совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми;

- образовательная деятельность в режимных моментах;

- организованная образовательная деятельность;

- самостоятельная деятельность детей.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых

– от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,

из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их

развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что

окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и

социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя

ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации

развития

детей,

их

возможностей,

способностей

по

всем

психофизиологическим

параметрам,

т.

е.

организации

предметно-

пространственной развивающей среды.

В нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят

заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной

образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому важным условием

повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются

не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических

технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со

взрослыми и сверстниками

с рациональной эффективной организацией

жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной

деятельности ребенка и на развитие личности.

В поиске новых форм организации образовательной деятельности

находится сейчас каждый педагог нашего детского сада. Результатом такого

поиска стала тематическая папка или лэпбук. Лэпбук — это собирательный

образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на

развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не

только кругозор, но и формируя навыки и умения.

3.Исследование теории вопроса использования лэпбука как средства

обучения, воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.

Использование инновационных педагогических технологий, открывают

новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из

эффективных, на мой взгляд, является -

тематическая папка-лэпбук.

При

этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод

обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы,

которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить

эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести

наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет

закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки

в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать

информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.

Главная особенность организации образовательной деятельности в

ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий),

повышение

статуса

игры,

как

основного

вида

деятельности

детей

дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с

детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих

ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма

учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать

интересная

для

детей,

специально

организованная

воспитателем

специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность,

деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной

информации об окружающем мире, формирование определенных знаний,

умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают

«заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между

«старым» обучением и «новым».

Важным условием повышения эффективности работы с детьми

дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а

разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь,

спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной

эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на

развитие

самостоятельной

деятельности

ребенка

и

на

развитие

личности. В поиске новых форм организации образовательной

деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада.

Вот и начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое,

интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Это прекрасный

способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Лэпбук

интересен

и

полезен

тем,

что

в

нем

содержится

методический

и

практический

материал,

способствующий

саморазвитию

педагогов

и

повышению их профессиональной компетенции в соответствии с ФГОС ДО.

В

условиях

модернизации

дошкольного

образования

требования

стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров

образования,

которые

представляют

собой

социальные

и

психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе

завершения

уровня

дошкольного

образования.

Одним

из

итоговых

результатов воспитания выпускника детского сада

является

овладение

ребенком

основными культурными способами деятельности, проявление

инициативы

и

самостоятельности

в

разных

видах

деятельности;

способность

к

самостоятельному

выбору

участников

по

совместной

деятельности.

В современных условиях модернизации системы образования основной

линией

преобразований

стало

осуществление

индивидуализированного

подхода к каждому ребенку.

Особое значение в контексте решения проблем детей дошкольного

возраста приобретает индивидуализация обучения, под которой понимаем

научно

обоснованную

систему

психолого-педагогических

мер,

осуществляемых

с

учетом

потенциальных

возможностей

каждого

дошкольника.

Однако

до

сих

пор

определенные

стереотипы

образовательной

практики не ориентируют специалистов на индивидуальный подход к

ребенку

и

не

предполагают

применение

индивидуализированных

развивающих программ в работе с дошкольниками.

Основной

целью

педагогических

усилий

остается

создание

определенного

объема

знаний,

умений

и

навыков,

приводящее

к

выравниванию возможностей детей и применению одинаковых форм,

методов и технологий педагогической работы с ними. Важной причиной

такого положения является то, что на сегодняшний день фактически не

существует

специальных

исследований,

определяющих

принципы

и

условия реализации индивидуального подхода к дошкольникам.

При организации образовательного процесса в группе столкнулись с

проблемой

взаимодействия

ребенка

со

сверстником:

дети

не

умеют

включаться

в

совместную

деятельность:

принимать

общую

задачу,

распределять

действия

между

собой,

проявлять

заинтересованность

к

действиям партнера. Все это приводит к конфликтам, разобщенности,

неумению доводить дело до конца. В «педагогическом багаже» пока мало

разнообразных образовательных форм совместной деятельности взрослого

с

детьми,

которые

бы

соответствовали современному

дошкольному

образованию, были интересны дошкольникам.

4.Реализация Лэпбук-технологии как средства обучения, воспитания и

развития детей дошкольного возраста.

На

первом

этапе

был

изучен

немногочисленный

опыт

работ

отечественных

и

зарубежных

педагогов

по

данной

теме

с

использованием интернет - ресурсов.

Научной литературы по технологии

«Лэпбук» на данный момент нет. Адаптировала его под наш менталитет

Татьяна Пироженко. Так же изучила статьи Блохиной Е., Лихановой Т.

«Лэпбук – «наколенная книга» - журнал «Обруч» № 4 2015 г., Гатовской Д.

А. «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А.

Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI

междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).

Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что

было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный

материал остался в памяти ребенка дошкольника, чтобы он мог научиться

пользоваться теми

знаниями,

которые

получил

в

образовательной

деятельности по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно

расширить свои горизонты по данному вопросу.

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом

проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели,

предусмотренной

основной

образовательной

программой

дошкольной

образовательной организации. Может быть использован при реализации

любой

из

образовательных

областей,

обеспечивая

их

интеграцию.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс,

лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при

которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего

образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей,

полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства,

пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с

особыми образовательными потребностями. В научной литературе лэпбук не

выделяют

как

одно

из

основных

средств

обучения,

поэтому

есть

необходимость в его разработке.

Одним из способов достижения этой цели образования на данном

этапе развития общества использование в образовательной деятельности

дошкольной

организации

и

методику

создания

лэпбука,

которая

активно

используется

Американскими

педагогами

и

родителями,

обучающими своих детей на дому.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит

«наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это такая небольшая

самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на

коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на

кажущую

простоту,

в

ней

содержатся

множество

материалов

по

теме.

Лэпбук

это

книжка-раскладушка

с

кармашками,

дверками,

окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены

материалы на одну тему, которые дают возможность размещать информацию

в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и

на любую тему.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный

образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на

развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не

только кругозор, но и формируя навыки и умения.

Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми,

осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в

процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке

информации.

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит

все этапы проекта:

- целеполагание (выбор темы);

- разработка лэпбука (составление плана);

- выполнение (практическая часть);

- подведение итогов.

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.

При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают

их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной

деятельности.

Новизна данной формы работы с детьми заключается в отсутствии

системного использования лэпбуков в практике детских садов.

Работа

с

лэпбуком

отвечает

основным

тезисам

организации

партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает

Н.А.Короткова:

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

-

добровольное

присоединение

дошкольников

к

деятельности

(без

психического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при

соответствии организации рабочего пространства);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Каждый

лэпбук

уникален,

как

уникален

и его

создатель,

нет

правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от

того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он

пользуется для достижения своих целей.

Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как

вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или

распечатанные

тексты,

графики

и диаграммы.

Еще

одним

плюсом

лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент

образования,

сделанный

вручную.

Сам

по

себе

лэпбук

очень

интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И

каждый

компонент

лэпбука,

над

которым

работает

педагог

или

воспитанник

дошкольной

организации,

дает

ему

возможность

сконцентрировать

свое

внимание

на

определенном

аспекте

более

глобальной темы.

Лэпбук

может

восприниматься дошкольниками воспитанниками

детского сада

как «сокровище», к которому интересно

возвращаться,

перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя

в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, ребята из разных пар

и групп очень часто по-разному находят решения поставленных

перед

ними проблем, — это удивительно, но именно в такие моменты, педагог

дошкольник

понимает,

что

стоит

на

одной

из

ступеней лестницы,

ведущей к главной цели современного образования, а именно научить

учиться самому. Поэтому, когда созданное «сокровище» демонстрируется

в группе дошкольной организации, происходят спонтанные обсуждения и

дискуссии,

которые

способствуют

улучшению

усвоения информации.

Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, педагог вместе с

воспитанниками

часто открывают для себя темы следующих

своих

исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью

узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их

внимание.

Лэпбук —

это

не

просто

метод,

помогающий

закрепить

и

отработать полученные знания, это полет фантазии, который может

дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды

начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке

«зерно» открытия и исследования,

оно

будет

расти

и увеличиваться.

Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих

силах

и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. Это

дидактическое

пособие

воспитателя,

отличный

способ

закрепить

определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести

исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске,

анализе и сортировке информации. Лэпбук помогает ребенку по своему

желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и

запомнить материал. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель,

нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от

того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он

пользуется для достижения своих целей.

Необходимо отметить, что применение лэпбуков во время НОД и в

совместной деятельности возможно не всегда по ряду причин. Данная

методика и техника обучения подходит для закрепления или обобщения и

повторения,

когда

дошкольники

в

определенной

степени

владеют

информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится

детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно

подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового

материала.

Изучив все материалы по технологии «ЛЭПБУК» я приступила к

ознакомлению с ним детей. Внедрять Лэпбук-технологию в работе с детьми я

начала со средней группы. Лэпбук, содержащий в себе множество карманов,

окошечек, книжек, раскладушек, по разному раскрывающихся, сразу же

привлёк внимание и заинтересовал детей. И детям захотелось самим

поучаствовать в процессе создания лэпбуков. Конечно, это были лэпбуки

попроще. Но интерес к ним у детей не убавился, а только возрос. Нас так

увлекла игра-работа с лэпбуками, что мы решили продолжить их создание по

разным темам. В своей работе я использовала лэпбук, в основном, как форму

представления итогов проекта или тематической недели, так как он является

отличным дополнением к изучаемому материалу, служит инструментом для

сбора, обобщения, закрепления материала.

Вывод

Результаты наблюдения педагогического процесса показали, что дети

стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять

интерес

к

участию

в

совместной

деятельности.

Значительно

вырос

познавательный

интерес,

любознательность,

самостоятельность

и

инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал

успешно используется детьми в повседневной жизни.

Таким образом, видим, что Лэпбук-технология актуальна и очень

эффективена.

В

использовании

данной

технологии

происходит

формирование

субъектной

позиции

у

ребёнка,

раскрывается

его

индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь

способствует

личностному

развитию

ребёнка.

Это

соответствует

социальному заказу на современном этапе.

Данный опыт может быть использован в полном объеме воспитателями,

старшими воспитателями, частично – узкими специалистами ДОУ в процессе

организации

проектной

деятельности

детей

дошкольного

возраста,

комплексно – тематическом планировании, взаимодействии с семьями

воспитанников.

В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук - это не просто

технология, помогающая закрепить и отработать полученные знания, это

полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это

исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь.

Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской

инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок

становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером,

художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок,

стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для

развития личности, мотивации и способностей ребенка.



В раздел образования