Напоминание

Словотворчество как форма речевого развития детей дошкольного возраста


Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ 2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: Кемеровская область, Мариинский р-н, д. Пристань 2-я
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Словотворчество как форма речевого развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Словотворчество как форма речевого развития детей дошкольного

возраста».

Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Появление новых слов в

речи детей и называют словотворчеством.

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи

ребенка. Это явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К.

И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др., так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин

и др.). Факты, собранные многими исследователями - лингвистами и психологами,

показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом

усиленного словотворчества (Некоторые родители не отмечают словотворчества у

своих детей. Это объясняется, скорее всего, тем, что они недостаточно

внимательно относятся к речи своих детей). При этом оказывается, что некоторые

"новые" слова наблюдаются в речи почти всех детей (например, "всехний",

"всамделишний", другие же встречаются у одних детей и не отмечаются у

других ("мама, ты моя мояшечка!", "какой ты диктун, папа!" и т. д.).

К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную

чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в

процессе словотворчества. Есть замечательная книга К. И. Чуковского "От двух до

пяти”, где собрано много интересных детских изречений, придуманных ими слов и

забавных фраз, подслушанных писателем в разное время, или присланных ему

читателями.

Н. А. Рыбников поражался богатством детских словообразований и их

лингвистическим совершенством; он говорил о словотворчестве детей, как о

"скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребенка".

Давайте посмотрим, как проявляется словотворчество в речи малышей.

Здесь интересно привести некоторые наблюдения психолога Т. Н. Ушаковой,

которая много сделала в изучении словотворчества детей.

Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют

новые слова : а) часть какого-нибудь слова используется как

целое слово ("осколки слов"); б) к корню одного слова прибавляется окончание

другого ("чужие" окончания) и в) одно слово составляется из

двух ("синтетические слова").

"Слова-о с к о л к и" :

1. Лепь (то, что слеплено) : "Мы лепили-лепили, и получилась лепь"

2. Пах (запах) : "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?"

3. Прыг (прыжок) : "Собака прыгнула большим прыгом"

4. Дыб (существительное от наречия "дыбом") : "Твои волосики стоят

дыбом".- "Это дыб?"

Прибавление к корню "чужого" окончания:

1. Пургинки (снежинки) : "Пурга кончилась, остались только пургинки".

2. Рваность (дырка) : "Я не вижу, где на кофточке рваность" .

3. Светло (свет) : "На полу кусочек светла" .

4. Помогание (помощь) : "Самому одеваться, без помогания?" .

5. Правдун (говорящий правду) : "Я - правдун!"

6. Пахнота (запах) : "Зачем меня водите в эту пахноту?"

7. Сухота (сухость) : "Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?"

8. Бурота (существительное от прилагательного "бурый") : "Это бурый

медведь - смотри, какаябурота"

9. ИмЕтель (тот, кто имеет) : "Я иметель сала"

10. Страшность (страшное) : "Не рассказывайте про ваши страшности"

11. - Вы и шишку польете?

- Да.

- Чтобы выросли шишенята?

Окончание "ята” мы, взрослые, присваиваем только живым существам: ягнята,

поросята и проч. Но так как для детей и неживое живо, они пользуются этим

окончанием чаще, чем мы, и от них всегда можно слышать:

- Папа, смотри, какие вагонята хорошенькие!

Сережа двух с половиною лет впервые увидел костер, прыщущий яркими

искрами, захлопал в ладоши и крикнул:

- Огонь и огонята! Огонь и огонята!

Увидел картину с изображением мадонны:

- Мадонна с мадонёнком.

"Синтетические слова" :

1. ВорунИшка - вор и врунишка.

2. Бананас - банан и ананас.

3. Вкуски - вкусные куски.

4. Бабезьяна - бабушка обезьяны.

В наших наблюдениях отмечено много "синтетических" глаголов и

прилагательных: ледоколить ("ледокол, он ледледоколит", почайпить ("мы уже

почайпили", "огромадный" (огромный и громадный - "дом такой большой, просто

огромадный!", мапин ("я - мапина дочка", т. е. я мамина и папина,

всехлюдная ("это не твоя воспитательница, она всехлюдная!" - т. е. общая).

Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к

корню слова "чужого" окончания - также очень распространен. Эти слова звучат

особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д.

Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно,

то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований,

поэтому и здесь в конечном счете действует механизм подражания. Ведь

"пургинку" ребенок создал по образцу слова "снежинка". А разве мало в русском

языке слов, похожих на "горькоту" и "буроту"? Достаточно вспомнить "глухоту",

"дурноту", "тесноту" и множество аналогичных слов. Ребенок

придумал слово "умность" ("Коты первые по умности") - а разве он не слышал

слов "глупость", "слабость", "робость" и т. д. ?

Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью

присоединения "чужих" приставок. Налить, набрать, накидать - это наши

"взрослые", обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить

("Вот набулькаю полную бутылку и уйду", "Спасибо, я уже полный живот

напирожила").

В некоторых случаях малыш, услышав какую-то словесную форму, сейчас же

подражательно создает новую. "Какое это наказанье, что из-за кашля ты не

можешь идти в садик",- говорит мама. "А для меня это не наказанье, а вовсе

радованье", - отвечает пятилетняя дочка. В подобных случаях подражательное

происхождение нового слова для нас очевидно. В большинстве же случаев образец,

по которому создается новое слово, был усвоен ребенком когда-то ранее, и

поэтому для окружающих людей "новое" слово ребенка является откровением.

Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей

основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие

люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным -

в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.

Таким образом, усвоение речевых шаблонов и здесь является основой.

Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда

строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно - только

сочетания неожиданны. В этом отношении совершенно правы те, кто подчеркивает

тонкое чувство языка у детей.

Малейший оттенок каждой грамматической формы угадывается ребенком с

налету, и, когда ему понадобится создать (или воссоздать в своей памяти) то или

иное слово, он употребляет именно тот суффикс, именно то окончание, которые по

сокровенным законам родного языка необходимы для данного оттенка мысли и

образа.

Например,

Когда трехлетняя Нина впервые увидела в саду червяка, она зашептала в

испуге:

- Мама, мама, какой ползук!

И этим окончанием ук великолепно выразила свое паническое отношение к

чудовищу. Не ползеныш, не ползушка, не ползунчик, не ползатель, а непременно

ползук! Конечно, этот ползук не изобретен ребенком. Тут подражание

таким словам, как жук и паук. Но все же замечательно, что для данного корня

маленький ребенок в один миг отыскал в своем арсенале разнообразных морфем

именно ту, которая в данном случае наиболее пригодна.

ДвухлетняяДжаночка, купаясь в ванне и заставляя свою куклу

нырять, приговаривала:

- Вот притонула, а вот и вытонула!

Трудно не заметит изысканной пластики и тонкого смысла этих двух слов.

Притонуть не то что утонуть, это - утонуть на время, чтобы в конце концов

вынырнуть.

Овладение родной речью происходит за изумительно короткий срок, и потому

Чуковский называет ребенка "величайшим умственным тружеником нашей

планеты”.

Но это же тонкое чувство языка отличает весь ход формирования детской

речи, оно не проявляется только в словотворчестве. Более того, если рассматривать

детское словотворчество не как отдельное явление, а в связи с общим развитием

речи ребенка, то напрашивается вывод о том, что в основе его лежат не особые

творческие силы ребенка, а, напротив, ярко выраженная стереотипия работы его

мозга. Главный механизм здесь - выработка речевых шаблонов и широкое

использование этих шаблонов. Образец для "создания" нового слова может быть

дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.

Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество

начинает угасать. Все реже и реже мы слышим "новые" слова. Почему это

происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Но ведь мы уже

говорили, что речь идет не о творчестве, а об общих принципах развития речи.

Просто к пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые

используют взрослые, теперь он тонко выделил различные

грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и

когда нужно применить. Так исчезают "моя мояшечка", "плохайка" и другие

удивительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка.

Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи

представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение

разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же

принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного

материала, который мы сознательно даем нашим детям.



В раздел образования