Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ 2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: Кемеровская область, Мариинский р-н, д. Пристань 2-я
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Словотворчество как форма речевого развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Словотворчество как форма речевого развития детей дошкольного
возраста».
Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Появление новых слов в
речи детей и называют словотворчеством.
Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи
ребенка. Это явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К.
И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др., так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин
и др.). Факты, собранные многими исследователями - лингвистами и психологами,
показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом
усиленного словотворчества (Некоторые родители не отмечают словотворчества у
своих детей. Это объясняется, скорее всего, тем, что они недостаточно
внимательно относятся к речи своих детей). При этом оказывается, что некоторые
"новые" слова наблюдаются в речи почти всех детей (например, "всехний",
"всамделишний", другие же встречаются у одних детей и не отмечаются у
других ("мама, ты моя мояшечка!", "какой ты диктун, папа!" и т. д.).
К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную
чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в
процессе словотворчества. Есть замечательная книга К. И. Чуковского "От двух до
пяти”, где собрано много интересных детских изречений, придуманных ими слов и
забавных фраз, подслушанных писателем в разное время, или присланных ему
читателями.
Н. А. Рыбников поражался богатством детских словообразований и их
лингвистическим совершенством; он говорил о словотворчестве детей, как о
"скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребенка".
Давайте посмотрим, как проявляется словотворчество в речи малышей.
Здесь интересно привести некоторые наблюдения психолога Т. Н. Ушаковой,
которая много сделала в изучении словотворчества детей.
Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют
новые слова : а) часть какого-нибудь слова используется как
целое слово ("осколки слов"); б) к корню одного слова прибавляется окончание
другого ("чужие" окончания) и в) одно слово составляется из
двух ("синтетические слова").
"Слова-о с к о л к и" :
1. Лепь (то, что слеплено) : "Мы лепили-лепили, и получилась лепь"
2. Пах (запах) : "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?"
3. Прыг (прыжок) : "Собака прыгнула большим прыгом"
4. Дыб (существительное от наречия "дыбом") : "Твои волосики стоят
дыбом".- "Это дыб?"
Прибавление к корню "чужого" окончания:
1. Пургинки (снежинки) : "Пурга кончилась, остались только пургинки".
2. Рваность (дырка) : "Я не вижу, где на кофточке рваность" .
3. Светло (свет) : "На полу кусочек светла" .
4. Помогание (помощь) : "Самому одеваться, без помогания?" .
5. Правдун (говорящий правду) : "Я - правдун!"
6. Пахнота (запах) : "Зачем меня водите в эту пахноту?"
7. Сухота (сухость) : "Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?"
8. Бурота (существительное от прилагательного "бурый") : "Это бурый
медведь - смотри, какаябурота"
9. ИмЕтель (тот, кто имеет) : "Я иметель сала"
10. Страшность (страшное) : "Не рассказывайте про ваши страшности"
11. - Вы и шишку польете?
- Да.
- Чтобы выросли шишенята?
Окончание "ята” мы, взрослые, присваиваем только живым существам: ягнята,
поросята и проч. Но так как для детей и неживое живо, они пользуются этим
окончанием чаще, чем мы, и от них всегда можно слышать:
- Папа, смотри, какие вагонята хорошенькие!
Сережа двух с половиною лет впервые увидел костер, прыщущий яркими
искрами, захлопал в ладоши и крикнул:
- Огонь и огонята! Огонь и огонята!
Увидел картину с изображением мадонны:
- Мадонна с мадонёнком.
"Синтетические слова" :
1. ВорунИшка - вор и врунишка.
2. Бананас - банан и ананас.
3. Вкуски - вкусные куски.
4. Бабезьяна - бабушка обезьяны.
В наших наблюдениях отмечено много "синтетических" глаголов и
прилагательных: ледоколить ("ледокол, он ледледоколит", почайпить ("мы уже
почайпили", "огромадный" (огромный и громадный - "дом такой большой, просто
огромадный!", мапин ("я - мапина дочка", т. е. я мамина и папина,
всехлюдная ("это не твоя воспитательница, она всехлюдная!" - т. е. общая).
Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к
корню слова "чужого" окончания - также очень распространен. Эти слова звучат
особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д.
Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно,
то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований,
поэтому и здесь в конечном счете действует механизм подражания. Ведь
"пургинку" ребенок создал по образцу слова "снежинка". А разве мало в русском
языке слов, похожих на "горькоту" и "буроту"? Достаточно вспомнить "глухоту",
"дурноту", "тесноту" и множество аналогичных слов. Ребенок
придумал слово "умность" ("Коты первые по умности") - а разве он не слышал
слов "глупость", "слабость", "робость" и т. д. ?
Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью
присоединения "чужих" приставок. Налить, набрать, накидать - это наши
"взрослые", обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить
("Вот набулькаю полную бутылку и уйду", "Спасибо, я уже полный живот
напирожила").
В некоторых случаях малыш, услышав какую-то словесную форму, сейчас же
подражательно создает новую. "Какое это наказанье, что из-за кашля ты не
можешь идти в садик",- говорит мама. "А для меня это не наказанье, а вовсе
радованье", - отвечает пятилетняя дочка. В подобных случаях подражательное
происхождение нового слова для нас очевидно. В большинстве же случаев образец,
по которому создается новое слово, был усвоен ребенком когда-то ранее, и
поэтому для окружающих людей "новое" слово ребенка является откровением.
Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей
основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие
люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным -
в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.
Таким образом, усвоение речевых шаблонов и здесь является основой.
Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда
строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно - только
сочетания неожиданны. В этом отношении совершенно правы те, кто подчеркивает
тонкое чувство языка у детей.
Малейший оттенок каждой грамматической формы угадывается ребенком с
налету, и, когда ему понадобится создать (или воссоздать в своей памяти) то или
иное слово, он употребляет именно тот суффикс, именно то окончание, которые по
сокровенным законам родного языка необходимы для данного оттенка мысли и
образа.
Например,
Когда трехлетняя Нина впервые увидела в саду червяка, она зашептала в
испуге:
- Мама, мама, какой ползук!
И этим окончанием ук великолепно выразила свое паническое отношение к
чудовищу. Не ползеныш, не ползушка, не ползунчик, не ползатель, а непременно
ползук! Конечно, этот ползук не изобретен ребенком. Тут подражание
таким словам, как жук и паук. Но все же замечательно, что для данного корня
маленький ребенок в один миг отыскал в своем арсенале разнообразных морфем
именно ту, которая в данном случае наиболее пригодна.
ДвухлетняяДжаночка, купаясь в ванне и заставляя свою куклу
нырять, приговаривала:
- Вот притонула, а вот и вытонула!
Трудно не заметит изысканной пластики и тонкого смысла этих двух слов.
Притонуть не то что утонуть, это - утонуть на время, чтобы в конце концов
вынырнуть.
Овладение родной речью происходит за изумительно короткий срок, и потому
Чуковский называет ребенка "величайшим умственным тружеником нашей
планеты”.
Но это же тонкое чувство языка отличает весь ход формирования детской
речи, оно не проявляется только в словотворчестве. Более того, если рассматривать
детское словотворчество не как отдельное явление, а в связи с общим развитием
речи ребенка, то напрашивается вывод о том, что в основе его лежат не особые
творческие силы ребенка, а, напротив, ярко выраженная стереотипия работы его
мозга. Главный механизм здесь - выработка речевых шаблонов и широкое
использование этих шаблонов. Образец для "создания" нового слова может быть
дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.
Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество
начинает угасать. Все реже и реже мы слышим "новые" слова. Почему это
происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Но ведь мы уже
говорили, что речь идет не о творчестве, а об общих принципах развития речи.
Просто к пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые
используют взрослые, теперь он тонко выделил различные
грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и
когда нужно применить. Так исчезают "моя мояшечка", "плохайка" и другие
удивительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка.
Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи
представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение
разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же
принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного
материала, который мы сознательно даем нашим детям.